Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Альтернативные подходы к исследованию политической культуры




Глава 16. Политическая культура

Теория постматериалистической политической культуры Инглхарта 323

Глава 16. Политическая культура

♦ политические конфликты имеют все менее классовый характер и фокусируются вокруг проблем культуры и качества жизни.

Эти тенденции способствуют:

♦ в обществах с авторитарной политической культурой — демократизации, но в обстановке слишком быстрых перемен и неуверенности в завтрашнем дне возможны вспышки ксенофобии;

♦ в демократических обществах — развитию демократической культуры по пути большей партисипаторности и ориентированности на конкретные проблемы (табл. 16.4).

Ядром теории постматериалистической культуры Инглхарта является теория межгенерационной перемены ценностей, которая объясняет, что человечество перейдет от современных индустриальных материалистических ценностей к ценностям постматериалистическим постепенно, от поколения к поколению.

Таблица 16.4. Характеристики ценностных систем материалистического и постматериалистического общества

  Материалистическое общество Постматериалистическое общество
1. В политике Потребность в сильных лидерах. Приоритетность порядка. Ксенофобия, фундаментализм Меньшая значимость политического авторитета. Приоритетность самовыражения, политического участия. Экзотика/новизна — стимулирующий фактор
2. В экономике Приоритетность экономического роста. Достижительная мотивация. Противопоставление индивидуальной и государственной собственности Высшая приоритетность качества жизни. Субъективное благополучие. Снижение авторитета как частной, так и государственной собственности
3. Сексуально-семейная нормативность На первом плане — максимизация репродуктивности, но только в рамках полной (гетеросексуальной) семьи Сексуальное удовлетворение в соответствии с индивидуальным выбором. Индивидуальное самовыражение
4. В религии Акцент на значимости высшей силы. Абсолютные правила. Акцент на предсказуемости Меньшая значимость религиозного авторитета. Гибкие правила, ситуационная этика. Акцент на смысле и назначении жизни

Источник: Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. №4. С. 6-23.

Свои теоретические выводы Инглхарт подтверждает эмпирическими замерами. В книге «Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе» (1990) он привел данные, что в Западной Европе и Северной Америке в 1970-х гг. соотношение между «материалистами» и «постматериалистами» было 4: 1, а к 1988 г. стало 4: 31. В монографии «Модернизация и постмодернизация» (1997) он утверждает, что переход на постматериалистические ценности затронул также и народы Восточной Европы, так как безопасность существования в период с 1950 по 1980 г. (шаг замеров тридцать лет — время прихода нового поколения) была значительно выше, чем в период с 1915 по 1945 г.2

При всей теоретической и эмпирической тщательности исследований Инглхарта политологам следует признать, что он уходит от основного тезиса политического дискурса — тезиса о соответствии политической культуры политической системе, об их соотношении, взаимодействии и взаимовлиянии. Поэтому приведем пример типизации политических культур при помощи нарративного метода, т. е. описания характерных черт культур той или иной политической системы. Исходя из основного противостояния XX в., противостояния между демократией и тоталитаризмом (см. главу 6 «Теория политической системы»), по нашему мнению, двумя основными конкурирующими культурами в этот период были демократическая и тоталитарная.

Тоталитарная политическая культура имеет своим прообразом подданническую культуру, или «культуру повиновения» (Алмонд). Для нее характерны жесткое управление политической системой, обществом со стороны господствующей политической партии, централизация и унификация воспитания и образования, жесткий контроль над политической деятельностью граждан. Характерными чертами такого типа политической культуры являются не проведение выборов, а демонстрация единства власти и народа, не выражение групповых интересов, а показ единодушия народа, не представление своей индивидуальности, а растворение в коллективе. Политические мероприятия в обществе тоталитарной политической культуры имеют показной, де-

1 Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. N.Y, 1990. P. 66.

2 Inglehart R. Modernization and Postmodernization. N.Y, 1997. P. 216.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.