Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коллективные решения




Контрпримеры и противоречия. Метод AHP возник как эвристический прием. Хотя предпринимались аксиоматические основания метода AHP, но пока они не увенчались успехом. Метод апеллирует к здравому смыслу пользователя. Найдено, что введение новой альтернативы может в общем случае привести к изменению отношений между двумя имеющимися альтернативами.

Пример: пусть имеются 2 критерия и 2 альтернативы:

Критерий C1 C2 Собственный вектор Вес
C1     1,732 0,75
C2 0,333   0,577 0,25

 

Сравнение по критерию С1:

Альтернативы A1 A2 Собственный вектор Вес
A1     1,732 0,75
A2 0,333   0,577 0,25

 

Сравнение по критерию С2:

Альтернативы A1 A2 Собственный вектор Вес
A1     0,577 0,25
A2 0,333   1,732 0,75

 

0,75 0,75+0,25 0,25 = 0,625; 0,75 0,25+0,25 0,75 = 0,325.

Таким образом, оптимальной является альтернатива . Вводим третью альтернативу . Тогда сравнение по критерию С1 примет вид:

Альтернативы A1 A2 A3 Собственный вектор Вес
A1     0,14 0,754 0,15
A2 0,333   0,14 0,333 0,066
A3       3,98 0,784

 

Сравнение по критерию С2:

Альтернативы A1 A2 A3 Собственный вектор Вес
A1   0,333     0,23
A2         0,69
A3 0,333 0,11   0,333 0,08

 

15. Мультипликативный метод аналитической иерархии

 

Он предложен проф. Ф. Лутсма. В его основе два положения:

1) Если ЛПР определяет отношение (а не абсолютные значения) двух элементов соответствующего уровня иерархии, то более логично перемножить такие отношения, а не суммировать значения, полученные из сравнений.

2) Переход от вербальных сравнений к числам должен происходить на основе некоторых предположений о поведении человека при сравнительных измерениях.

Рассмотрим второе положение. В психофизике изучается, как человек без приборов производит измерения объективных физических величин (вес, громкость звука и т. д.). Результаты экспериментов показывают, что связь между субъективными измерениями двух стимулов могут быть выражены универсальным степенным законом: , где S1, S2 – стимулы (воздействия на человека), - субъективное измерение стимула (величины воздействия), - определенная положительная константа.

В качестве одного из примеров Ф. Лутсма приводит измерение громкости звука в децибелах. Пусть - интенсивность звука, взятая в качестве опорной: ; где — интенсивность звука в децибелах по отношению к базовой интенсивности . Разность в 10 децибел между интенсивностями звуков и может быть записана как . Отсюда следует, что , .

Иначе говоря, при увеличении интенсивности звука в 10 раз расстояние на шкале удваивается. Лутсма предлагает аналогично строить шкалы для субъективного измерения различных факторов при принятии решений. Так при покупке автомобиля одним из важных критериев является цена. Предлагается установить значение и – диапазон цен, реальных для покупателя. Интуитивно мы делим этот диапазон на несколько интервалов, определяющих существенные для покупателя различия в уровнях цен.

Известный в психофизике закон Вебера утверждает, что субъективное расстояние между двумя стимулами пропорционально величине стимула: , где ; - субъективное восприятие различных цен; - некий коэффициент. Таким образом, .

Мы получили шкалу, являющуюся геометрической прогрессией со знаменателем . Удобно ввести параметр шкалы , что позволяет определить деление шкалы как .

Можно представить, что для цен на автомобили используется вербальная шкала следующего вида: дешевый немного более дорогой более дорогой существенно более дорогой. К этим четырем категориям можно добавить промежуточные и получить шкалу из 6-9 категорий со знаменателем прогрессии .

В общем случае переход от вербальных сравнений к числовым задается шкалой, приведенной в таблице, отражающей шкалу относительной важности:

Уровень важности Количественные значения
намного превосходит -6
строго превосходит -4
превосходит -2
примерно равно  
превосходит  
строго превосходит  
намного превосходит  

Процедура выполнения метода AHP такова:

1. Первичное измерение с помощью словесной (вербальной) шкалы, осуществление сравнения на всех уровнях иерархии.

2. Перевод результатов в количественный вид с помощью геометрической шкалы, обозначение результата измерения при сравнении элементов и по критерию как .

3. Определение баллов, отражающих сравнительные оценки важности альтернатив по сравнению с альтернативой по критерию t, для этого используется преобразование . Таким образом, осуществляется переход от матрицы попарных сравнений, заполненной с использованием геометрической шкалы, к матрице субъективной важности иерархической схемы.

4. Подсчет коэффициентов важности альтернатив по критерию . Сначала определяется геометрическое среднее каждой из строк в матрице субъективной относительной важности элементов иерархии , где j =1,2,…,n. Затем эти показатели нормализуются: .

5. Определение аналогичным способом нормализованных весов на других уровнях иерархической схемы.

6. определение ценности каждой из альтернатив с использованием мультипликативной формулы:

Пример: пусть имеется четыре альтернативы – A, B, C и D варианта постройки аэропорта. Пусть предпочтение между альтернативами оценивается по вербальной шкале с 6-ю значениями, причем =0,7. Коэффициенты важности альтернатив по критериям приведены в таблицах.

Сравнение по критерию C1:

Альтернатива A B C D Среднее Вес
A     -4   -6   -8   0,043 0,003
      0,06   0,014   0,004
B         -2   -4   0,7 0,05
  16,44       0,25   0.06
C             -2   2,87 0,19
  66,69   4,06       0,25
D                 11,59 0,757
  27,04   16,44   4,06    

Сравнение по критерию C2:

Альтернатива A B C D Среднее Вес
A     -8   -4   -6   0,043 0,004
      0,004   0,06   0,014
B             1,5   7,48 0,65
  270,4       4,06   2,85
C     -2       -1,5   1,1 0,096
  16,44   0,25       0,35
D     -1,5   1,5       2,86 0,25
  66,69   0,35   2,85    

 

Сравнение по критерию C3:

Альтернатива A B C D Среднее Вес
A                 11,59 0,757
      4,06   16,44   270,4
B -2               2,87 0,19
  0,25       4,06   66,69
C -4   -2           0,7 0,05
  0,06   0,25       16,44
D -8   -6   -4       0,043 0,03
  0,004   0,014   0,06    

 

В клетках таблиц представлены численные выражения вербальной сравнительной оценки (левое значение) и значения (правое значение).

 

Сравнение критериев по важности:

Критерий С1 С2 С3 Вес
С1       0,8
С2 -4     0,12
С3 -2 -2   0,08

Веса критериев вычисляются аналогичным образом. Определяем ценность альтернатив:

;

;

;

.

Итог: – упорядочивание альтернатив по ценности; – лучшая альтернатива.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.