Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекарствоведения. Народная Медицина 1 страница




Алматы, 2012 г.

Курс: 2

РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПОД

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Модуль фармацевт - менеджер

(СРСП)

Дисциплина: «ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ»


ТЕМА: ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ

 

ЦЕЛЬ: Изучение истории возникновения и развития лекарствоведения и народной медицины

 

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

1. Выявление различий между общей и частной историей фармации.

2. Изучение факторов, способствующих переходу от матриархата к патриархату.

3. Выявление связи между развитием общественной жизни с развитием медицины и лекарствоведения.

 

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:

Решение ситуационных задач, кроссвордов, обсуждение с преподавателями вопросов темы занятия.

 

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ:

Ситуационные задачи

1. Запишите в тетрадь определение понятия «История фармации». Приведите примеры, относящиеся к:

а) общей истории фармации;

б) частной истории фармации.

2. Письменно перечислите источники, используемые для изучения истории фармации и медицины.

 

3. В период матриархата главой рода и врачевательницей его была женщина. Письменно перечислите причины, послужившие этому.

 

4. Письменно перечислите факторы, способствовавшие переходу к патриархату.

5. Письменно укажите, как отразилась на развитии общественной жизни и медицины выплавка самородных металлов.

 

6. Опишите связь между оседлым образом жизни и уровнем развития медицины и лекарствоведения в V-VI тысячелетиях до Р.Х.

 

7. Опишите период зарождения навыков хирургии.

8. Опишите:

· природные лекарственные средства;

· гигиенические правила древности.

9. Решите кроссворд:

1 по горизонтали – Греческое слово, означающее «лекарство»

1 по вертикали – Сборник стандартов, положений, регламентирующих требования

к качеству

 

 

2 по горизонтали – Врачевательница, жившая в эпоху матриархата в Колхиде

3 по горизонтали – «Женщина, знавшая тайны всех трав» из поэмы Гомера

4 по вертикали – Тонизирующее растение

5 по вертикали – Как звали лекарку Ильи Муромца?

6 по вертикали – Одно из средств «магического воздействия», применявшееся для

лечения в первобытную эпоху

7 по горизонтали – Минеральная краска, известная в эпоху первобытного общества

8 по вертикали – Как назывались у славянских народов «каменные бабы»?

 

                           
                           
                           
                         
                           
                           
                           
                         
                           
                         
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             

 


 

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

 

История фармации

Происхождение термина «фармация» относится к глубокой древ­ности. Египетское слово фармаки (дарующий исцеление или без­опасность) дало происхождение греческому слову фармакон (ле­карство). Всем занятиям, связанным с изготовлением и продажей лекарств, сначала в Древней Греции, а затем и у других народов стали давать названия, имеющие корень фарма или фармако. На­пример, в Древнем Риме специалисты лекарственного дела име­новались pharmaceutae, pharmacopoae. До наших дней сохранились такие термины, как фармакопея – сборник стандартов и положе­ний, регламентирующих требования к качеству лекарственных средств, фармакология –наука, изучающая действие лекарствен­ных веществ на организм, фармакогнозия – наука, изучающая лекарственное сырье растительного и животного происхождения и некоторые продукты его первичной переработки. В 1924 г. на съезде по фармацевтическому образованию было дано следующее определение фармации.

Фармация – это комплекс наук и практических знаний, зани­мающихся вопросами добывания, обработки, контроля, хране­ния, изготовления и отпуска всякого рода лекарств и лечебно-профилактических средств.

Уникальность фармации заключается в том, что, с одной сто­роны, это высоконаучная отрасль, питающаяся достижениямитаких фундаментальных дисциплин, как химия, биология, физика, математика, а с другой – фармация возникла как практиче­ский вид деятельности, требующий высочайшего мастерства, что позволяет зарубежным историкам науки определять фармацию как науку и искусство. Понятийный аппарат дисциплины обширен, наряду с определениями, которым несколько тысяч лет, в фар­мацевтическом терминологическом словаре содержатся молодые дефиниции. Впервые основные профессиональные термины офи­циально определены в Законе Республики Казахстан «О лекарственных средствах» от 13.01.04 № 532-II ЗРК. Например:

Лекарственные средства – лекарственная субстанция или комбинация лекарственных субстанций, применяемая для профилактики, диагностики, лечения заболеваний, а также для предотвращения беременности. К лекарственным средствам приравниваются парафармацевтики, медицинская техника и изделия медицинского назначения (линзы контактные и для коррекции зрения, предметы и материалы изделия, инструменты, устройства, приборы, аппаратура), используемые с целью диагностики, профилактики и лечения заболеваний.

Лекарственный препа­рат – лекарственное средство в определенной лекарственной форме.

Фармакопейная статья – нормативно-технический документ, определяющий качество и безопасность лекарственного средства.

Государственная фармакопея Республики Казахстан – сборник государственных стандартов и положений, нормирующих качество и безопасность лекарственных средств.

История фармации –это наука о развитии фармацевтической деятельности и лекарственных знаний на протяжении всего суще­ствования человечества от первобытных времен до наших дней. В задачи истории фармации как науки входит:

1) проследить общие закономерности процесса становления фармацевтических знаний с древнейших времен до современности;

2) раскрыть достижения каждой новой эпохи в области фармации;

3) показать взаимодействие фармации и общей культуры, влия­ние важнейших теорий и открытий в естествознании, филосо­фии, культуре на состояние фармации каждой эпохи.

 

История фармации делится на частную и общую. Общая исто­рия фармации изучает главные закономерности и основные проблемы всемирной фармации в целом. Частная история фармации – это история развития отдельных фармацевтических дисциплин, таких, как фармацевтическая химия, фармакогно­зия, фармацевтическая технология, управление и экономика фар­мации и т.п.

В основу периодизации истории фармации положено принятое в общей истории деление на пять периодов: первобытное обще­ство, древний мир, средние века, новая и новейшая история. Это касается общей истории фармации. Частная история фармации изучает особенности развития отдельных фармацевтических дис­циплин.

Для изучения истории фармации и медицины используются следующие источники: 1) для более древних периодов, охватывающих тысячелетия, основными источниками изучения являются раскопки, данные археологии, палеонтологии, палеопатологии; 2) с возникновением письменности такими источниками явля­ются рукописи, печатные произведения врачей, общих истори­ков, государственных и военных деятелей, философов, архивные материалы; 3) материалы лингвистики, этнографии, изобразительного искусства, народного эпоса и фольклора; 4) фото-, фоно-, кино-, видеодокументы; 5) данные нумизматики, палеографии (науки о развитии письменности), эпиграфики (науки о надписях). Виды источников изучения медицины продолжают расширяться и обогащаться.

 

Возникновение лекарствоведения

Эпоха первобытной общины охватывает огромный промежу­ток времени. Если самые ранние классовые общества на земле появились всего каких-нибудь 5 тысяч лет назад, то первобытнооб­щинный строй возник по крайней мере 700-800 тысяч лет назад, а в некоторых местах продолжает существовать и в настоящее время. В истории первобытных людей можно выделить два основных этапа: период первобытной орды (стада) и период родового строя, который делится на две стадии: материнский родовой строй (матриархат) и отцовский родовой строй (патриархат).

Эпоха матриархата как этап развития первобытного общества характеризуется тем, что во главе рода стояла женщина. Она своим трудом создавала основные и более постоянные источники суще­ствования родовой общины: разводила домашний скот, обрабатывала землю, хранила домашний очаг и все обычаи рода. Счет родства велся по материнской линии. Этот период характерен еще и тем, что основным способом поддержания существования человека было собирание даров природы: ягод, плодов, трав, корней и т.д. Отыски­вая среди окружающей природы все, что было пригодно для упот­ребления в пищу, первобытные люди замечали ядовитое или лечеб­ное действие многих растений. Путем отбора полезного от вредного, целебного от ядовитого люди первобытной эпохи открыли значи­тельное количество лекарственных средств растительного происхож­дения. Это прежде всего пасленовые (дурман, белладонна, скополия), наркотические (мак, табак, индийская конопля), растения, оказывающие раздражающее действие на пищеварительный тракт (полынь), а также тонизирующие (женьшень, лимонник) и возбуж­дающие (кока). Женщина, как глава рода, заботилась не только о питании и поддержании очага, но также о благополучии и здоровье своих сородичей. В пользу этого предположения свидетельствуют многочисленные памятники в честь женщин, воздвигнутые в раз­личных местах расселения первобытных людей. Женские фигуры занимают первое место в искусстве палеолитических скульпторов. Вырезанные из бивня мамонта, а иногда из мягкого камня женские изображения имеют всюду, от Средиземного моря до Байкала, одну и ту же канонически устойчивую

 

 

позу. Женщина, чаще всего обна­женная, с подчеркнутыми признаками женщины-матери, спокойно стоит, опустив руки на живот. Лицо обычно выпуклое, но совершен­но гладкое. Археологи называют эти памятники «каменными баба­ми». Ф.Р. Бородулин, изучивший большое количество материалов, относящихся к жизни первобытного общества, утверждает, что у славянских народов они назывались «берегинями». Можно предпо­ложить, что так называли женщин, которые оберегали здоровье рода и служили «натурой» для создания этих памятников. Гомер в «Одис­сее» говорит о Полидамне – женщине «могучей, знавшей тайны всех трав полезных, целебных и вредных», о «светлокудрой жене Агамеде», лечившей целебными травами. Народный эпос из глуби­ны веков донес до нас имена врачевательниц, живших в эпоху мат­риархата (в Колхиде – Медея и ее сестра Геката, в Чехии – Муд­рая Каза, в Киевской Руси – Марина, лекарка Ильи Муромца). Правда, как пишет Ф.Р. Бородулин, эти героини народного эпоса жили уже не в эпоху матриархата, а много позже, однако не подле­жит сомнению, что народное творчество верно отразило их роль как первых врачевателей недугов человеческих.

Появление лука и стрел – второе крупное изобретение человека после открытия способов получения огня, было огромным достиже­нием в истории его развития. С помощью лука человек мог система­тически охотиться на птиц и мелких быстроногих животных. В этот период он стал активным охотником и рыболовом. Переход первобыт­ного человека к охоте и рыболовству как к одному из главных источ­ников существования имел немаловажное значение для расширения медицинских познаний. Тот факт, что человек наряду с растительной стал употреблять и животную пищу, способствовал установлению це­лебных свойств некоторых органов животных (печень, жир, кровь). От холода человека надежно защищало обильное смазывание жиром. Вероятно, что охотники, подвергаясь нападениям зверей, сопровож­дающимся травмами, в особенности переломами и вывихами, научи­лись применять своеобразные шины, накладывать на поврежденные места золу от костров, смолу деревьев, глину. Возможно, что в этот период доисторические люди познакомились с одним из первых фар­мацевтических препаратов минерального происхождения – поварен­ной солью, ее вкусовыми и консервирующими свойствами. Потреб­ность в одежде научила наших далеких предков примитивным мето­дам обработки шкур животных.

В период перехода к охотничьему хозяйству стало изменяться и мировоззрение людей. Первобытный охотник рано стал понимать, что животные являются основным источником его существования. Многие племена считали то или иное животное своим родоначальником, чело­век стал изображать мир животных. Животные в искусстве палеолити­ческого художника показаны настолько широко и своеобразно, что мы видим здесь почти всех зверей, начиная, конечно, с самого большого и сильного из них – мамонта. В художественных произведениях палео­литических племен представлены и другие животные, рыбы и даже пресмыкающиеся. Такое богатство «звериного» репертуара в искусстве палеолита отражает тотемный культ зверя (слово «тотем» означает «мой род»). Отсюда культовых животных (лат. animal) стали называть то­темными животными, а мировоззрение людей – анималистическим. Так, по данным П.Е. Заблудовского, в Северной Африке культовым животным являлся буйвол, в Греции – козел, в Сибири – медведь, на территории Индии – корова, у славянских народов – дикий кабан, и т.д. Охотники некоторых племен, изготавливая амулеты из камня, дерева и кости в виде культовых животных, носили их с собой. Счита­лось, что амулет защищает от опасности и сохраняет здоровье.

Таким образом, на ранней стадии развития лекарствоведения на­капливался опыт лечения теми или иными лекарственными сред­ствами растительного, животного и неорганического происхождения. Для лечения различных заболеваний люди стали использовать солнце, огонь и воду. Родоначальницей применения различных целебных средств, инициатором использования их при тех или иных заболева­ниях была женщина.

 

 

Эпоха патриархата. В III-II тысячелетиях до н.э., с развитием и распространением пастушеского, а затем кочевого скотоводства, ма­теринский род уступил место отцовскому – патриархату. В этот пе­риод господствующее положение в производстве перешло к мужчи­нам. Развитие скотоводства повысило роль мужчины, так как приру­чение животных и уход за ними всегда были его делом. Домашняя работа женщины утратила теперь свое значение по сравнению с про­мысловым трудом мужчины. Отныне счет родства стал вестись по отцовской линии. Теперь женщины, вступая в брак, должны были порывать со своим родом.

В период патриархата немаловажное значение уже имела выплавка самородных металлов – меди, олова, серебра, золота. Из меди изготав­ливали топоры, ножи, копья и различные украшения. Появилось же­лезо, которое стало более доступным и во многом было качественнее бронзы. Железо появилось на Кавказе в XI-X вв. до н.э. Неслучайно древние мифы именно на Кавказе помещали кузницу Вулкана, бога-кузнеца. Железо дало ремесленнику орудия такой твердости и остро­ты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из извест­ных до этого металлов. Костер стал для человека своеобразной хими­ческой лабораторией. На огне он испытывал различные камни, обжи­гал глиняную посуду. На разных стадиях первобытного строя металлы применялись для украшений, позже для изготовления орудий труда и оружия. В ряде регионов люди были знакомы и с некоторыми свой­ствами металлов, например плавкостью. Названия ряда металлов на языках древних народов связывались с космическими явлениями. Зо­лото, например, называлось солнечным металлом или просто солнцем. Название «aurum» происходит от латинского «aurora» – утренняя заря. Древние египтяне, армяне и другие народы знали о метеоритном желе­зе, называли его «упавшим с неба» и «капнувшим с неба». В эпоху первобытного общества стали известны и некоторые минеральные краски (охра, умбра и др.), применявшиеся для окраски различных предметов быта, тканей, для пещерной живописи и татуировки. Как указывает историк химии Н.А. Фигуровский, первоначальные достижения чело­века в области практической химии были очень скромны, но на их основе происходило развитие знаний в последующие эпохи.

Все больше возрастало значение скотоводства. В IX-VII тысячеле­тиях до н.э. на Ближнем Востоке (Иран, Палестина) совершился переход к земледелию и появились первые поселки оседлых земледель­цев к скотоводов. В Закавказье переход к новой форме хозяйствования про­изошел в IV-V тысячелетиях до н.э., а в Юго-Западной Азии (Сирия, Иран, Туркмения, Балканы, долина Нила и Центральная Европа) – в VI-V тысячелетиях до н.э. Переход к новым формам хозяйства пред­ставлял собою скачок в развитии производительных сил. Повсюду происходил заметный рост населения. Оседлый образ жизни вел к массовому развитию домостроительства. Мелкая глиняная скульпту­ра и богатая орнаментика расписной посуды свидетельствуют о боль­ших успехах в области искусства. Общий рост производительных сил вызвал прогрессивные изменения социальных и политических форм жизни. Патриархальный род, возникший еще в эпоху неолита, таил в себе зачатки разложения первобытнообщинного строя. В руках глав патриархальных семей сосредоточились продукты труда членов се­мьи. В условиях общественного разделения труда и развития обмена это приводило к образованию частной собственности, появление кото­рой разлагало первобытное равенство, вело к классовому неравенству. Возникновение общественно-экономических сдвигов в первобытном обществе оказало существенное влияние на дальнейшее развитие ме­дицины и на применение лекарственных препаратов. В период пат­риархата человек создал крупные центры добычи и обработки цвет­ных металлов и железа. Металлургическими навыками стали овладе­вать самые различные племена, а это привело к созданию таких инст­рументов, как ножи и скальпели. Благодаря развитию гончарного производства появилась глиняная посуда, в которой можно было сва­рить пищу и приготовить лечеб-

 

 

ные снадобья. Пастух, наблюдая за стадом, подмечал лечебное действие растений на животных. Этот опыт он перенес и на человека. Многие авторы ссылаются на предания о греческом пастухе Мелампии, который открыл слабительное действие травы чемерицы. Пастух Хирон обнаружил, что раны у животных заживают быстрее после поедания травы золототысячника. После упот­ребления некоторых трав животные возбуждались, иногда появля­лись рвота и другие побочные явления. Таким образом, использова­ние целебных свойств растений было результатом обобщений человеческих наблюдений. Первобытная культура внесла огромный вклад в развитие медицины и лекарствоведения. Многое из того, что стал применять первобытный человек, используется и сейчас: эфедра как лекарственное растение была известна в Китае 5 тыс. лет назад. Лечебные свойства хинного дерева открыли инки. Они впервые стали применять порошок и кору этого дерева при заболевании тропичес­кой малярией. Горицветом весенним лечили водянку и одышку. Фор­мировались специальные знания, которые потом стали использовать­ся народной медициной. Очевидно, что пастухи первыми научились целому ряду хирургических приемов, возникших из практики на животных, которым часто приходилось оказывать помощь. Приобре­тенные приемы и навыки с течением времени начинают применять­ся на людях. Знание целебных свойств ландыша, листьев наперстян­ки, коки и ряда слабительных средств растительного происхождения; пиявки, отвлекающие банки, минеральные воды, смолы растений и многое другое унаследовано нами из народной медицины.

Под народной медициной понимают медицину, возникшую в пер­вобытную эпоху, накопившую в течение тысячелетий эмпиричес­ким путем сведения о средствах и приемах лечения, которые до настоящего времени передаются устно из поколения в поколение. Ценность народной медицины заключается в том, что в результате эмпирических наблюдений, установления определенных фактов об­разовались материал и основа для научных исследований. Впослед­ствии выдающиеся русские ученые, представители медицинской и фармацевтической науки, такие как А.П. Нелюбин, М.Я. Мудров, СП. Боткин, Г.А. Захарьин и другие, дали поучительный пример изучения и внедрения народных средств в медицинскую практику и фармацию. Многие препараты и лекарственные средства, вошед­шие в современные фармакопеи, разработаны на основе материалов народной медицины.

В эпоху патриархата у людей изменилось представление об источ­нике жизненных благ. Именно в это время вместо тотемного животно­го появляются первые глиняные статуэтки мужчин. Иногда они изоб­ражают мужчину с двумя прядями узкой бороды (анауские племена на нынешней территории Туркмении), со шлемом на голове. Вероятно, это воспроизведение удачливого военного вождя, включенного в сонм обожествленных предков, т.е. складывается культ предка. В его честь устраивались праздники, в случае смерти его хоронили на кладбище, расположенном на территории поселения, как бы давая возможность ушедшему из жизни принимать участие во всех хозяйственных и бы­товых делах. Ему создавались памятники. По представлению перво­бытных людей, при почтительном отношении к предку члены семьи не болели. Поэтому приемы врачевания у первобытных людей своди­лись к стремлению умилостивить его. Распространилась вера в закли­нания, колдовство, порчу. Применялись средства внушения и устра­шения – танцы в соответствующих костюмах, гонг, бубен, крики. Чтобы изгнать злого духа, больному часто не давали пищи и воды. Больных кололи иглами, били до тех пор, пока «злой дух» не будет изгнан. Первобытные люди верили, что «злой дух» попадает в тело человека с пищей, поэтому больному давали рвотные препараты. Из­гнание «злого духа» производилось и техническим путем – при ранах с нагноением применяли высасывание. У колумбийских индейцев знахарь изгонял «злого духа» путем надавливания кулаками на живот Дольного. Применялись кровопускание, насечки и скарификация.

 

Часто знахари в первобытном обществе комбинировали примене­ние специальных приемов и лекарственных средств: при лечении желудочно-кишечных заболеваний больному давали пить настои горь­ких трав, при некоторых других секли крапивой, царапали тело больного до крови или растирали его. Для лечения люди применяли сред­ства «магического воздействия»: фетиши, талисманы, амулеты. Пос­ледние часто применялись в сочетании со снадобьями. Так, в бусах амулетов было заключено лекарственное вещество, которое заглатывалось вместе с бусами (рвотное, болеутоляющее). Интересно, что аму­леты из чеснока применялись при таких заболеваниях, как скарлати­на и дифтерия.

Таким образом, медицина и лекарствоведение в эпоху первобытно­общинного строя возникли и развивались в результате деятельности первобытных людей на всех стадиях его существования. Причем вра­чевание и применение лекарственных средств возникли на самых ран­них из них, изменялись и совершенствовались вместе с эволюцией общества.

Опыт научил первобытных людей пользоваться природными лечеб­ными средствами, собирать растения и готовить из них «снадобья», применять противоядия, узнавать и использовать лечебные свойства отдельных органов животных. Выработанные эмпирическим путем ги­гиенические правила и навыки стали более широко применяться в по­следующие века, многочисленные медицинские приемы и лекарствен­ные средства заложили основу народной медицины, народного враче­вания. Хотя в ту далекую эпоху еще не была известна этиология – наука о сущности и причинах болезней, у людей уже имелись лекар­ственные средства как для внутреннего, так и для наружного приме­нения. Приемы первой помощи и хирургического вмешательства пред­шествовали знанию анатомии человека, не говоря уже о функциях человеческого организма. Неоспорим и тот факт, что эмпирический опыт первобытных людей предшествовал возникновению анимисти­ческих воззрений на происхождение болезней и применение лекарств. Анимистические взгляды и методы лечения появились при разложе­нии родового строя (появление жрецов, шаманов, знахарей и т.д.)

Зарождение фармации, начало заготовок и добывания лекарств произошло на заре человеческое культуры. «Их (вра­чей) деятельность – ровесница первого человека. Было бы неспра­ведливо считать историю медицины с письменного периода», – пи­сал И.П. Павлов.

 


 

ЛИТЕРАТУРА:

Основная

1. Семенченко В.Ф. История фармации. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2003.

2. Арцишевский А. Этюды о врачевателях и фармацевтах. – Алматы: Эмити, 2006.

3. Лоскутова Е.Е., Управление и экономика фармации, фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. – Москва: ACADEMIA, 2005.

Дополнительная

1. Косова И.В. Организация и экономика фармации. – Москва: ACADEMIA, 2004.

2. Криков В.И., Прокопишин В.И. Организация и экономика фармации. – Москва: Медицина, 1991.

3. Умаров С.З., Наркевич И.А., Костенко Н.П., Пучинина Т.Н. Медицинское и фармацевтическое товароведение. – Москва: ГЭОТАР-MED, 2004.

 

КОНТРОЛЬ ПО ВОПРОСАМ:

Вариант 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 4579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.178 сек.