Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы обучения и преподавания:опрос, дискуссия




ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

КУРС: 3

 

ДИСЦИПЛИНА: ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

 

СОСТАВИТЕЛИ: ППС кафедры эпидемиологии

 

Алматы, 2012

 

 

1. Тема №1. Учение об эпидемическом процессе.

Цель: освоение основных положений учения об эпидемическом процессе.

Задачи обучения:

когнитивный компонент (знания) – усвоение основных положений учения об эпидемическом процессе;

операциональный компонент (навыки) – формирование навыков составления схемы ЭП при анропонозах, зоонозах и сапронозах;

аксиологический компонент (коммуникативные навыки) – формирование навыков работы в команде и проявлений лидерских качеств; изложение своей точки зрения с четкой аргументацией рассматриваемого вопроса;

правовой компонент – основные положение Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»;

саморазвитие – формирование умений самостоятельного изучения учебной и научной литературы, умения работы с электронными носителями информации, информационно-образовательных технологий, средств сети Интернет, мотивации к приобретению новых знаний.

Основные вопросы темы:

1.Определение понятия «эпидемический процесс» (ЭП);

2.Определение паразитарной системы как биологической основы ЭП;

3.Закономерности формирования ЭП;

4.Элементарная ячейка ЭП;

5.Специфика развития ЭП при различных группах инфекционных болезней (антропонозы, зоонозы и сапронозы);

Литература:

1. Амиреев С.А. Эпидемиология. 2 т. Алматы, 2002. -686 с.

2. Брико Н.И. Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины: учебное пособие. - М., 2008. – 399 с.

3. Черкасский Б.Л. Руководство по общей эпидемиологии – М.:Медицина, 2001. – 560с.

4. Зуева Л.П., Яфаев Р.Х. Эпидемиология. - Санкт-Петербург. ФОЛИАТ,2005.-745 с.

5. Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И. Данилкин Б.К. Инфекционные болезни и эпидемиология (учебник для ВУЗов) - ГЭОТАР- М.: Москва. 2005.-811 с.

6. Руководство к практическим занятиям инфекционных болезней (Под редакцией академика РАМН, проф. В.И. Покровского, проф. Н.И. Брико).- ГЭОТАР-Мед. Москва, 2005.-797 с.

7. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология.-М.: «Медицина», 2003.-447 с.

8. Ющук Н.Д. Мартынов Ю.В. Краткий курс эпидемиологии. (схемы, таблицы).-М.: «Медицина», 2005.-195 с.

9. Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»;

 

Контроль (тесты, вопросы):

Тесты:

1. Эпидемический процесс –это:

А- распространение инфекционных болезней среди животных

Б- распространение эпидемических очагов среди людей

В- распространение инфекционных болезней в популяции людей

Г- распространение возбудителей среди кровососущих переносчиков

Д- состояние зараженности организма человека или животного

2. В каких случаях можно говорить о проявлениях эпидемического процесса?

А- при наличии возбудителей холеры в вод

Б- при наличии больных бруцеллезом животных

В- при единичных заболеваниях бешенством среди волков и лисиц

Г- при единичных заболеваниях брюшным тифом жителей города

Д- при массовой заболеваемости людей гриппом

3. Из предложенного списка выберите потенциальные источники инфекции:

А-больные люди

Б- бактерионосители

В- грызуны

Г-молоко и молочные продукты

Д- птицы

4. В развитии эпидемического процесса приоритет имеют:

А- социальные факторы

Б- природные факторы

В- в равной мере социальные и природные факторы

Г- биологические факторы

Д- экологические факторы

5. Проявления эпидемического процесса – это:

А- эпидемический тип заболеваемости

Б- спорадический тип заболеваемости

В- пандемический тип заболевамости

Г- вспышки

Д- энзоотия

6. Природные факторы оказывают влияния на:

А- состояния здоровья населения

Б- распространения всех инфекционных болезней в целом

В- характер распространения инфекций в пределах отдельной территории

Г-распространение инфекций в глобальном масштабе

В-антропонозы

7. Вертикальный механизм передачи свойствен следующим инфекционным болезням:

А- краснуха

Б-токсоплазмоз

В- холера

Г- инфекция ВИЧ

Д- ветряная оспа

8. Факторы, определяющие возможность заражения:

А- инфекционность (количество заразного материала)

Б-воспримчивость к инфекции

В- продолжительность заразного периода

Г- устойчивость возбудителя во внешней среде

Д-культуральность возбудителя

9. Задачами эпидемиологии в современных условиях являются:

А-ликвидация инфекционных болезней в глобальном масштабе

Б- полная ликвидация отдельных нозоформ

В-ликвидация возбудителей инфекционных болезней

Г-планомерное снижение заболеваемости отдельными нозоформами

Д- резкое снижение заболеваемости на региональном уровне

10. Факторы передачи возбудителей инфекции:

А- почва

Б- грызуны

В- мясные продукты

Г- фруктовые соки

Д- бактерионоситель

Вопросы:

1. Дайте определение ЭП.

2. Перечислите механизмы передачи возбудителя инфекции.

3. Перечислите пути передачи возбудителя инфекции.

4. Назовите факторы передачи возбудителя инфекции.

5. Факторы ЭП.

6. Схема ЭП при антропоноза

7. Схема ЭП при зоонозах

8. Схема ЭП при сапронозах

9. Источники (резервуар) возбудителя инфекции при антропонозах.

10. Эпидемиологическая опасность больных в различные периоды болезни.

11. Значение бессимптомных форм течения инфекции.

12. Характеристика источников возбудителя инфекции при зоонозах.

13. Объекты окружающей среды как источники возбудителей при сапронозах.

1. Тема №2. Структура и формы проявления эпидемического процесса. Факторы, оказывающие влияние на эпидемический процесс.

Цель: освоение основных положений структуры и формы проявления эпидемического процесса и факторов, оказывающих влияние на эпидемический процесс.

Задачи обучения:

когнитивный компонент (знания) – освоениеструктура и формы проявления эпидемического процесса. Факторы, оказывающие влияние на эпидемический процесс.

операциональный компонент (навыки) – формирование навыков по оценке проявлений эпидемического процесса по группам инфекции;

аксиологический компонент (коммуникативные навыки) – формирование навыков работы в команде и проявлений лидерских качеств; изложение своей точки зрения с четкой аргументацией рассматриваемого вопроса;

правовой компонент – основные положение Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»;

саморазвитие – формирование умений самостоятельного изучения учебной и научной литературы, умения работы с электронными носителями информации, информационно-образовательных технологий, средств сети Интернет, мотивации к приобретению новых знаний.

Основные вопросы темы:

- эпид. процесс, его структура, формы проявления.

- источники возбудителя инфекции: варианты при различных болезнях; условия, определяющие их эпидемиологическую значимость.

- резервуар возбудителя инфекции.

- механизмы передачи: определение его варианты, понятие о путях и факторах передачи.

- эпид. очаг, его структура.

- природные и социальные факторы, влияющие на эпидемический процесс.

Методы обучения и преподавания: опрос, дискуссия.

Литература:

1. Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов Эпидемиология. М-2003г., с. 13-48.

2. В.Д. Беляков., Р.Х. Яфаев Эпидемиология М.1993г., с. 11-14.

3. В.А. Кипайкин Эпидемиология 2002г., с. 5-11.

4. В.И. Покровский, Н.И. Брико Руководство и практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезний., с. 9-40.

Контроль (ситуационные задачи):

Ситуационные задачи:

Задание №1. Укажите, что представляет собой а-эпидемический, б- эпизоотический, в -инфекционный процесс?

1- Распространение заболеваний среди животных

2- Наличие возбудителей в воздухе

3- Состояние зараженности организма человека

4- Зараженность возбудителями переносчиков

5- Распространения заболеваний среди людей

6- Обсеменение воды возбудителями

Задание №2. Заполнить таблицу. Факторы, преимущественно влияющие на эпидемический процесс при различных инфекционных (паразитарных) болезнях.

Факторы Некоторые инфекционные (паразитарные) болезни, эпидемический процесс которых наиболее подвержен воздействию данных факторов.
Биологические  
Природные  
Социальные  
Факторы  
Иммунопрофилактика  

 

Тестовый контроль

1. В каких случаях можно говорить о проявлениях эпидемического процесса?

А- при наличии возбудителей холеры в вод

Б- при наличии больных бруцеллезом животных

В- при единичных заболеваниях бешенством среди волков и лисиц

Г- при единичных заболеваниях брюшным тифом жителей города

Д- при массовой заболеваемости людей гриппом

2. Установите соответствие…

Процесс

А. Эпидемический

Б.. Эпизоотический

Сущность явления

а) распространения инфекционных болезней среди животные

б) распространения инфекционных болезней среди людей

в) распространения инфекционных болезней среди растений

г) состояние закономерности организма человека

д) состояние зараженности организма животных

1.А-б 2.Б-а 3. Б-в 4. Б-д 5. А-г

3. Элементарной ячейкой (звеньями) эпидемического являются ниже перечисленные, за исключениями:

А. Источник возбудителя инфекции

Б. Механизм передачи возбудителя

В. Восприимчивые население

Г. Факторы передачи

Д. Пути передачи

4. По какому признаку заболеваемость инфекционными болезнями рассматривается как вспышка, эпидемия, пандемия?

а) по скорости распространения инфекции

б) по механизму передачи возбудителя

в) по тяжести течения болезни

г) по числу выявленных случаев посителей

д) по количеству зарегистрированных случаев болезни

5. Источник возбудителя инфекции при антропонозах является:

+А. Больной человек

+Б. Бактерио или вирусоноситель

В. Больное животное

Г. Контаминированная микробами, вирусами или яйцами гельминтов почва

Д. Загрязненные возбудителями водоисточники

6. Какими путями передачи реализуется фекально-оральный механизм передачи инфекции?

А. Водный

Б. Пищевым

В. Контаминационным

Г. Парентеральным

Д. Лапами мухи

7. Какими путями передачи реализуется аспирационный механизм передачи инфекции?

А. Трансмиссивным

Б. Медицинскими инструментариями

В. Воздушно-капельным

Г. Воздушно-пылевым

Д. Контактно -бытовым

8. Какими путем передачи реализуется контактный механизм передачи инфекции?

А. Прямой (непосредственный) контакт

Б. Бытовой контакт

В. Алиментарный

Г. Загрязненные инструментарии

Д. Предметы обихода.

9. Какими путем передачи реализуется искусственный (артифициальный) механизм передачи инфекции?

А. Парентеральный

Б. Половой

В. Через инфицированной кровью

Г. через загрязненный шприц

Д. При нанесении татуировок

10. Какими путем передачи реализуется трансмиссивный механизм передачи инфекции?

А. Инокуляционным

Б. Контаминационным

В. Укус членистоногих

Г. Инструментальным

Д. Трансфузионным

 

 

 

1. Тема №3. « Эпидемиологическая классификация инфекционных заболеваний».

2. Цель: закрепить знания у студентов по существующей эпидемиологической классификации инфекционных (паразитарных) болезней.

когнитивный компонент (знания) – углубление знаний по классификации инфекционных заболеваний; рассмотреть современные подходы к классификации инфекционных болезней (социально-экологическая классификация Б.Л. Черкасского).

операциональный компонент (навыки) – умение классифицировать инфекционных заболеваний;

аксиологический компонент (коммуникативные навыки) – формирование навыков работы в команде и проявлений лидерских качеств; изложение своей точки зрения с четкой аргументацией рассматриваемого вопроса;

правовой компонент – основные положение Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»;

саморазвитие – формирование умений самостоятельного изучения учебной и научной литературы, умения работы с электронными носителями информации, информационно-образовательных технологий, средств сети Интернет, мотивации к приобретению новых знаний.

4. Основные вопросы темы:

1. На сколько групп делятся все инфекционные болезни по этиологическому признаку?

2. На какие группы классификация И.И. Елкина (1958г.) подразделяет инфекционные болезни и по какому признаку?

3. Природноочаговые заболевания по Е.П. Павловскому.

4. Современная классификация инфекционных болезней (Черкасский Б.Л.).

5. Какой признак положен в основу классификации инфекционных болезней, предложенный Л.В. Громашевским и по этому признаку на какие основные группы разделены инфекционные заболевания.

6. На чем основана классификация инфекционных болезней Ёлкина?

7. Принципы современной классификации (Б.Л. Черкасский 1994г.)

5. Методы обучения и преподования: знакомство студентов по таблицам с классификацией инфекционных (паразитарных) болезней; семинар.

6. Литература:

1. Б.Л. Черкасский «Руководство по общей эпидемиологии». М. 2001, 557с.

2. Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов «Эпидемиология». М. 2003г.

7. Контроль (вопросы):




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.