Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Эргономические основы проектирования производственной среды




Тема 10. Эргономические основы проектирования рабочих мест с видеотерминалами

Тема 9. Эргономические основы проектирования рабочих мест

Задачи:

В ходе занятий студенты:

- сформируют представление об антропометрических и физиологических требованиях к орудиям труда и рабочему месту;

- приобретут знания о психофизиологических и психологических требованиях к орудиям труда;

- овладеют навыками проектирования рабочих мест и организации рабочих мест с видеотерминальными устройствами.

Основные понятия и персоналии: антропометрические и физиологические требования к орудиям труда и рабочему месту; психофизиологические и психологические требования к орудиям труда; эргономические требования при проектировании рабочего места; рабочее место с видеотерминальным устройством.

Вопросы:

1. Перечислите антропометрические и физиологические требования к орудиям труда и рабочему месту.

2. Перечислите психофизиологические и психологические требования к орудиям труда.

3. Основные эргономические требования при проектировании рабочего места.

Результат:

В результате освоения содержания занятия студенты:

- понимают специфику психофизиологических и психологических требований к орудиям труда;

- понимают сущность антропометрических и физиологических требований к орудиям труда и рабочему месту;

- владеют навыками проектирования рабочих мест и организации рабочих мест с видеотерминальными устройствами.

Литература

Основная:

1. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 1

2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с., Главы I, II, III

3. Эргономика: Учебн. пособие для вузов /В.В. Адамчук и др.; Под ред. проф. В.В. Адамчука. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 254 с.

Дополнительная:

4. Душков Б.А. Психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргономика: Энциклопедический словарь. М.: Деловая книга, 2000.

5. Мунипов В.М. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды / В.М. Мунипов, В.П. Зинченко. – М., 2001

6. Психология труда / [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 1.

7. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. – 479 с.

8. Хрестоматия. Психические стояния / Под ред. Куликова Л.В..СПб,: Питер, 2001

Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета.

Задачи:

В ходе занятий студенты:

- сформируют представление о санитарно-гигиенических условиях жизнедеятельности и работоспособности человека-оператора в системе «человек-техника-среда»;

- приобретут знания о факторах производственной среды (шум, перемещение и вибрация, освещение, микроклимат, архитектура и дизайн интерьера, цвет в интерьере); их влиянии на выполнение оператором поставленных задач, на самочувствие, поведение; ознакомятся с социально-психологическими аспектами их воздействия;

- овладеют навыками проектирования и организации рабочих мест с учетом воздействия факторов производственной среды.

Основные понятия и персоналии: производственная среда, факторы производственной среды, социально-психологические факторы производственной среды, шум, перемещение и вибрация, освещение, микроклимат, архитектура и дизайн интерьера, цвет в интерьере.

Вопросы:

1. Перечислите социально-психологические аспекты воздействия на человека-оператора факторов производственной среды (шум, перемещение и вибрация, освещение, микроклимат, архитектура и дизайн интерьера, цвет в интерьере).

2. Перечислите факторы производственной среды, оказывающие воздействие на работоспособность человека-оператора в системе «человек-техника-среда»;

3. Перечислите основные показатели здоровья человека-оператора.

4. Что такое прямое и косвенное влияние факторов рабочей среды? Приведите примеры для каждого из факторов.

5. Перечислите основные функции цвета на производстве.

Результат:

В результате освоения содержания занятия студенты:

- понимают специфику социально-психологических аспектов воздействия на человека-оператора факторов производственной среды (шум, перемещение и вибрация, освещение, микроклимат, архитектура и дизайн интерьера, цвет в интерьере);

- владеют навыками организации рабочего места человека-оператора с учетом воздействия факторов производственной среды;

- знают основные закономерности влияния санитарно-гигиенических условий производственной среды на работоспособность работника;

- понимают особенности факторов производственной среды: шум, перемещение и вибрация, освещение, микроклимат, архитектура и дизайн интерьера, цвет в интерьере и их влияние на выполнение работником поставленных перед ним задач; на самочувствие и поведение работника;

- владеют навыками профилактики вредного воздействия факторов рабочей среды на здоровье работника.

 

Литература

Основная:

1. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 1

2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с., Главы I, II, III

3. Эргономика: Учебн. пособие для вузов /В.В. Адамчук и др.; Под ред. проф. В.В. Адамчука. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 254 с.

Дополнительная:

4. Душков Б.А. Психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргономика: Энциклопедический словарь. М.: Деловая книга, 2000.

5. Мунипов В.М. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды / В.М. Мунипов, В.П. Зинченко. – М., 2001

6. Психология труда / [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 1.

7. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. – 479 с.

8. Хрестоматия. Психические стояния / Под ред. Куликова Л.В..СПб,: Питер, 2001

Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.