Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Надежность и валидность теста




Перевод «сырых» баллов в стандартные z-оценки

Перевод градаций шкал

I II
Нет и не было  
Было в прошлом, но сейчас нет  
Появилось в последнее время  
Есть уже длительное время  
Есть и всегда было  

Для стандартизационной выборки средний балл равняется 16,0 при сигмальном отклонении 3,89. Аппроксимированные нормальным распределением «сырые» баллы и соответствующие им стандартные г-оценки приведены в табл. 7.3.

Таблица 7.3

«Сырой» балл z-оценка «Сырой» балл z-оценка «Сырой» балл z-оценка «Сырой» балл z-оценка
  -4,11   -1,80   0,26   2,31
  -3,86   -1,54   0,51   2,57
  -3,60   -1,29   0,77   2,83
  -3,34   -1,03   1,03   3,08
  -3,08   -0,77   1,29   3,34
  -2,83   -0,51   1,54   3,60
  -2,57   -0,26   1,80   3,86
  -2,31       2,06   4,11
  -2,06            

 

Первичная обработка результатов тестирования осуществляется путем суммирования взвешенных по ключу баллов, которые индивид получил по всем шкалам. Оценка результата дается на основе его сопоставления с соответствующей z-оценкой.

 

Первоначальный набор суждений, использованных для построения теста (первичная форма), состоял из 47 самооценок индивидом сво­его психического состояния, с известной долей условности рассмат­ривавшихся как симптомы. Выделение последних осуществлено на основе анализа психиатрической литературы и концепции предболезненных психических расстройств таким образом, чтобы этот на­бор в достаточной мере отражал «движения» индивида от абсолют­ной нормы к болезненному расстройству.

Выбор симптомов в качестве индикаторов нервно-психической адаптации индивида основан на подходе, выдвинутом еще В. Гризингером, который утверждал, что диагностическое значение имеют не столько сами симптомы, сколько их истолкование наблюдателем. Применительно к формализованной психодиагностической процедуре получается: значение симптома в составе теста может не совпа­дать с его клиническим значением и фактически полностью определяется показателями надежности и валидности.

Для приближения формулировок симптомов к языковому опыту респондентов первичная форма теста была апробирована в пилотажном исследовании, охватившем 31 работника объединения (квотная выборка по полу, возрасту и образованию).

Чтобы оценить весь круг необходимых характеристик надежности и валидности теста, была использована исследовательская выборка объемом в 60 человек — пациентов дневного стационара и ночного профилактория клиники Института.

Дискриминативность тестовых суждений. В данной процедуре она соотносится с наличием или отсутствием существующего в действительности нервно-психического заболевания. Поэтому коэффициенты дискриминации рассчитывались по результатам исследовательской выборки, где болезнь была клинически верифицирована, а «правильными» считались ответы о наличии симптомов, отличные от нуля, «неправильными» — равные нулю. Коэффициенты дискриминации, отражающие меру соответствия между ответом на один вопрос и ответами на все вопросы теста, по всем шкалам окончательной формы высоки и приближаются к 1. Таким образом, шкалы окончательной формы теста обладают высокой способностью разделять лиц с высокой и низкой «сырой» оценкой, а тест имеет значительную «внутреннюю» валидность.

Надежность теста. Она определялась путем расчета соответсвующих статистических показателей по результатам деления первичной формы теста на две части с критическим значением коэффи­циента дискриминации, равным 0,85. Коэффициенты надежности определялись по формуле Фланагана; практически для всех симпто­мов окончательной формы теста они высоки.

Валидность по содержанию. Устанавливалась при помощи лич­ностных тестов — MMPI (основные шкалы), теста Кеттелла (форма С)[1] и теста Айзенка (форма А). Полученные коэффициенты валид­ности выявили значительную опосредованность линейных корреля­ций признаков друг другом. Поэтому для определения валидности по содержанию был применен факторный анализ (метод главных ком­понент, с ротацией), т. е. этот вид валидности представлен фактор­ной валидностью.

Валидность по критерию. Критерием валидности теста выступа­ла врачебная оценка психического состояния пациентов, вошедших в исследовательскую выборку. Психиатрическая квалификация состояния больных, находящихся на лечении, верифицировалась в условиях клиники Института, поэтому такая оценка выступает как экспертная.

Методика оценки была формализованной, использовалась специ­ально разработанная «Карта врачебной оценки». Параметрами оцен­ки были следующие 12 психопатологических радикалов:

• шизоидия;

• мания;

• депрессия;

• эпилептоидность;

• паранойя (включая параноидию и парафрению);

• эксплозивность;

• «органичность»;

• астения;

• истерия;

• неврастения;

• ананкастия;

• деменция (включая малоумие).

Оценка давалась по шкале:

0— полностью отсутствует;

1— слабо выражено, присутствует в виде кратковременных эпизодов, незначительных нарушений, изменений; определенно не тре­бует психиатрической помощи;

2— выражено заметно, является относительно постоянным фоном основного состояния либо присутствует в форме очерченных кли­нических состояний; само по себе может не вызывать потребно­сти в психиатрической помощи;

3— выражено на уровне развернутой клинической симптоматики, наряду с другими проявлениями характеризует болезненное пси­хопатологическое состояние; определенно требует психиатриче­ской помощи — амбулаторной или в дневном стационаре;

4— выражено ярко, характеризует патологию значительной тяжести, в наибольшей мере определяет клиническое состояние; требует помощи, как правило, в условиях закрытого пспхиатрического стационара.

Большинство радикалов, как показало предварительное обсуждение, понимались врачами одинаково. Трактовавшиеся неоднозначно были подробно описаны в «Инструкции по заполнению карты». По­лученный «профиль» врачебной оценки коррелировал (коэффици­енты линейной корреляции Пирсона) с результатами заполнени первичной формы теста.

Конструктная валидность. Она рассматривалась как соответствие вы деленных симптомов в их связи с показателями по валидизирующи методикам теоретическим психиатрическим взглядам. Симптомы, имею щие высокую внутреннюю и внешнюю валидность по формальны признакам, но противоречащие признанным общепсихиатрическим нозографическим концепциям, отбраковывались.

Ситуационная валидность. Оценивалась путем наблюдения за реакциями респондентов в процессе заполнения первичной форм теста на стандартизационой выборке. Некоторые суждения (симш\ мы), адекватно воспринимавшиеся в терапевтической ситуации стационара или амбулаторного приема, вызывали негативные реакции популяции и были исключены.

Диагностическая валидность. Определялась непосредственно на м териале клинического обследования 78 имеющих психиатричес симптомы представителей популяции. Она равна 0,69.

Таким образом, приведенные данные о надежности и валидности теста позволяют сказать, что его применение в качестве диагностиче­ского инструмента вполне обоснованно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.