Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы социально-психологического воздействия на личность и группу




 

Социально-психологическое воздействие может осуществляться как в диадной форме взаимодействия, так и в групповой. Социально-психологическое воздействие на личность и группу в групповом формате имеет ряд преимуществ перед диадной формой социального взаимодействия.

Психологические проблемы люди испытывают во взаимодействии и общении с другими людьми, поскольку здесь фрустрируется базовая психосоциальная потребность в эмоциональном контакте с окружающими. Группа выступает лабораторной моделью реальных социальных отношений. Лабораторной потому, что в психотерапевтической группе специально создается атмосфера безусловного принятия (доброжелательности), доверия и психологической безопасности, что позволяет раскрыть проблемные стороны личности и поведения для работы над ними (устраняются основания для проявления психологических защит), а также специально создаются искусственные условия для максимального эффекта социально-психологических механизмов воздействия группы на личность.

В группе создается благоприятная для самораскрытия и изменения эмоциональная атмосфера, которая помогает вскрыть сублимируемые отрицательные чувства (тревогу, депрессию), к которым уже выработалась маладаптация («нездоровая» адаптация). Атмосфера безусловного принятия дает силы принять то, чего долго избегал или вытеснял: исчезает страх перед проявлением чего-то неприятного или анормального. Анализ развивающихся отношений позволяет осознать то, как возникает то или иное чувство и как оно захватывает личность. Кроме того, в каждой группе возникает зона скрытого конфликта, когда у участников развивается сильное желание выразить какое-то чувство, наталкивающееся на социальный запрет его выражения. При этом (когда группа складывается уже из 5-7 человек) как минимум у одного порог проявления эмоционального импульса оказывается более низким, чем у остальных. В условиях нарастающего напряжения такой член группы исполняет роль пускового фактора (триггера) и позволяет другим проявить общие для всех них чувства (или выразить характерный для них поведенческий паттерн). Этот групповой феномен известен как магическое оправдание начального действия: «он первый начал».

В группах выстраиваются совместные темы для обсуждения, в основе чего лежит ассоциативный процесс: один что-то сказал, другой развил какую-то сторону сказанного, третий детализировал это, четвертый обратил внимание на другую сторону сказанного и т.д. В процессе такого обсуждения возникает общее для всех участников проблемное поле, в котором каждый получает возможность проработать важный для себя вопрос в присутствии других людей, получив от них поддержку. Бывает, что какая-то тема отдельным участникам кажется угрожающей. И когда такая тема начинается обсуждаться в лабораторных условиях, человек может увидеть, что с этой проблемной темой вполне можно справиться, что ее можно хотя бы обсудить.

В группах модифицируются нормы поведения и системы внутренних убеждений. Обычно люди склонны придерживаться имеющихся у них убеждений и сохранять привычные модели поведения. В лабораторной группе нормы и убеждения могут подвергаться обсуждению, что дает возможность увидеть причины, по которым человек принимает одно и не принимает другое. В то же время участники могут открыть для себя, почему тот или иной человек следует той или иной норме (модели поведения) и не может следовать образцу, принятым большинством. Такой взаимообмен информацией позволяет изменить эго-синтоническую позицию («мои убеждения самые правильные, потому что у меня не может быть неправильных убеждений») на эго-дистоническую (критическое отношение к своим взглядам), что выступает фундаментом последующих изменений.

В группе можно найти особенно значимых для себя участников, которые имеют сходство с важными людьми в реальных отношениях или прототипы людей, которым можно открываться в реальности (или не следует открываться). Эти люди в группе начинают резонировать с различными аспектами прошлых или текущих отношений и прототипами реальных партнеров этих отношений, развивается проекция на этих членов группы подавляемых чувств в отношении реальных людей. Проекция в условиях группы провоцирует осознание подавляемых чувств и дает возможность исследовать их, найти способы обращения с такими чувствами в безопасных условиях принимающей группы.

В группе можно наблюдать за особенностями взаимодействия других и видеть последствия тех или иных паттернов. Даже если человек ничего не делает в психотерапевтической группе (не обсуждает, не участвует в ролевых парных взаимодействиях), он все равно подмечает события, имеющие для него значение.

В группе люди получают эффективную обратную связь о себе и о своем поведении.

В группе можно безопасно попробовать новые модели поведения.

В группе можно получить безопасный опыт столкновения с другими и опыт образования союзов с другими.

Использование групповых механизмов воздействия на личность и поведение позволяет добиваться изменений тех характеристик, с которыми связано возникновение затруднений и проблем в самых различных сферах жизнедеятельности человека. В зависимости от того, на какого рода проблемную область направлено это воздействие, в психологической практике выделяют такие формы групповой психологической помощи, как социально-психологический тренинг (активное социально-психологическое обучение) и групповая психотерапия.

В социально-психологическом тренинге социально-психологические механизмы воздействия на личность и группу используются:

а) для оказания помощи людям, испытывающим трудности общения и межличностного взаимодействия в бытовых ситуациях;

б) для повышения социально-психологической компетентности людей;

в) для научения максимальному использованию профессиональных и личностных ресурсов при решении деловых вопросов.

Групповая психотерапия отличается от социально-психологического тренинга тем, что она ориентирована на формирование, поддержание или восстановление психологического здоровья клиентов.

Критерии ВОЗ по определению психологического здоровья:

· осознание и чувство непрерывности, постоянства своего «Я»;

· чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях;

· критичность к себе и к результатам своей деятельности;

· соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий;

· способность управления своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами;

· способность планировать свою жизнь и реализовывать свои планы;

· способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств.

Для понимания условий применения социально-психологических методов воздействия на личность и группу важно знать, что именно понятие группы определяет механизмы, которые оказывают влияние, и условия, при которых эти механизмы работают наиболее эффективно. Методологической основой современной групповой психотерапии является понятие группы, предложенное К. Левином.

В рамках левиновской теории под группой понимается общность, в которой имеется непосредственное, личное, контактное взаимодействие и взаимозависимость членов. Только в такой общности возникают и эффективно проявляются групповые механизмы воздействия на личность членов этой общности. В основе такого понимания группы лежит идея о том, что динамические процессы между участниками группы возникают только тогда, когда отношения между любыми двумя членами группы оказываются функцией отношений между другими участниками группы. Другими словами, под группой, способной оказывать воздействие на личность и поведение ее членов, можно понимать только такую совокупность индивидов, в которое существование всех используется для удовлетворения потребностей каждого в отдельности. Наличие контактного взаимодействия и взаимозависимости определяет то, что поведение одного влечет за собой последствия и для других. Такая взаимозависимость возможна тогда, когда члены общности одинаково мотивированы относительно какой-либо конкретной цели или объекта.

Реймонд Кеттел (1905-1998) уточнил это понятие, отметив важную особенность функционирования отношений в группе: группа является такой совокупностью индивидов, в которой существование всей группы как целого является обязательным условием удовлетворения потребностей каждого её члена.

Контрольные вопросы для самостоятельной работы с текстом.

1. Почему группы психологической помощи иногда называют «лабораторными»?

2. В чем заключается феномен магического оправдания начального действия; как он проявляется при использовании социально-психологических методов воздействия на личность и группу?

3. Какие групповые процессы позволяют изменять внутренние убеждения членов группы?

4. Может ли что-то измениться в личности члена группы, если он не принимает активного участия в групповых дискуссиях и ролевых взаимодействиях, а просто наблюдает за ними?

5. С какой целью социально-психологические механизмы воздействия используются в групповом тренинге?

6. С какой целью социально-психологические механизмы воздействия используются в групповой психотерапии?

7. Какие характеристики являются ключевыми для групп психологической помощи?

8. Чья концепция лежит в основе определения группы, создаваемой с целью эффективного использовании социально-психологических методов воздействия?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.