Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы социального влияния, используемые в социально-психологическом воздействии




 

В группе, сформированной в соответствии с признаками, которые были определены К. Левином, перечисленные ниже механизмы социального влияния функционируют наиболее эффективно.

Конформность – тенденция допускать влияние на собственное мнение, отношения, действия и восприятие преобладающего мнения, отношения, действия и восприятия. Эта тенденция возникает в том случае, если люди в группе имеют равный статус. Под воздействием конформности индивид изменяет поведение или установку, будучи мотивированным достичь гармонии с поведением или установкой группы, с которой он имеет взаимозависимые связи. Конформность будет иметь место и тогда, когда у членов группы нет желания оказывать влияние или контролировать поведение индивида. Изменения, достигаемые в результате конформности, рассматриваются индивидом как результат его собственного выбора, как отвечающие его интересам и потребностям (ведь участники группы взаимозависимы, они не могут удовлетворить свою потребность «в одиночку», не согласовав свои установки с окружающими). Человек чувствует внутреннее побуждение вести себя в соответствии с установками группы. Конформность может проявляться не только в изменении прежних установок, но и в нежелании отклоняться от групповых норм и установок при наличии такой возможности.[5] Однако конформность никогда не является сильно или однозначно воздействующим механизмом влияния. Соломоном Ашем были получены данные о том, что наличие хотя бы одного члена малой группы, поддерживающего индивида, имеющего отличную от групповой точку зрения, серьезным образом снижает степень конформности всех участников. Таким образом, наличие социальной поддержки отличающейся точки зрения уменьшает действие этого механизма социального влияния, и выравнивания установок не происходит.

Если статусы членов группы неравны, то вместо конформности начинает действовать механизм подчинения авторитету, имеющий другую природу. Подчинение связано с желанием высокостатусных людей контролировать и формировать поведение тех, кто обладает низким статусом. В случае подчинения индивид может чувствовать, что вынужден реализовывать чужие интересы и удовлетворять чужие потребности. В этом случае изменения имеют «внешний», не связанный с личностной структурой характер и сохраняются только до тех пор, пока сохраняется влияние высокостатусного (авторитетного, т.е. обладающего большей властью) человека. В случае подчинения может развиваться феномен антиконформизма, когда индивид, заметив влияние на свои установки со стороны, реагирует отстранением от группы и занимает даже более крайнюю позицию, чем та, которая была первоначально.

С. Московичи обращает внимание на то, что механизм конформности работает только в ограниченном числе условий: когда есть возможность принять только одно правильное решение, когда группа имеет сильную мотивацию совместного достижения цели и сильно привержена своей позиции, когда член группы не имеет возможности достичь своей цели индивидуально, когда ценности и установки индивида, противоречащие групповым, не являются для него важнейшими принципами организации жизни (т.е. когда индивид мало привержен своей позиции). В противном случае речь будет идти не о конформности, а о внешнем подчинении.

В группах, состоящих из равностатусных членов с одинаковой компетентностью, которые мало привержены своей позиции (например, в результате сомнения в ней), а также в ситуациях, когда нет четкого и ясного правильного ответа на проблемную ситуацию, общую для всех членов группы, по мнению С. Московичи, работает не конформность, а нормализация – достижение общего согласия с целью сохранения единства.

Конформизм, в свою очередь, возникает под действием такого механизма, как групповое давление. Люди уступают давлению группы, поскольку они имеют две ключевые потребности: а) в точной информации о себе и окружающей действительности, б) в признании, одобрении себя со стороны других людей

Групповое давление реализуется в двух видах а) нормативное и б) информационное давление. Нормативное давление связано с потребностью в социальном одобрении, тогда как информационное давление – с потребностью в точной информации.

В случае нормативного давления под групповой нормой понимается стандартизированное правило поведения, принимаемое членами группы как узаконенное проявление функционирования группы и функции каждого членам внутри группы (как ее члена). Система групповых норм важна тем, что она обеспечивает индивида системой ориентиров в общности. Поэтому любая групповая психотерапия должна предваряться созданием правил, обеспечивающих доверие, безопасность и конфиденциальность участникам.

Нормативное влияние особенно сильно, когда все участники группы преследуют одну общую цель – нормы определяют способы и условия ее достижения. Другой фактор, усиливающий нормативное влияние – эффективный социальный контроль, связанный с возможностью вознаграждения или наказания (санкций за соблюдение/несоблюдение нормативных требований).

Информационное влияние связано с тем, что индивид склонен обращаться к другим людям как к источнику информации о себе и о мире и за более или менее адекватной оценкой себя и мира. Нормативное влияние имеет условный характер (можно «про себя» думать не так, как предписывают правила). Информационное влияние более жесткое, потому что люди всегда заинтересованы в получении адекватной, а не субъективно искаженной информации о себе и мире со стороны. Информация тесно связана с Я-концепцией (особенно – с таким ее компонентом как самооценка). Информационное влияние особенно эффективно в ситуациях неуверенности индивида в правильности или компетентности своих суждений, двусмысленности отношений, в которых он состоит, при решении сложных задач, имеющих неоднозначное решение. Поэтому работа в психотерапевтической группе предполагает обратную связь между всеми участниками в отношении раскрываемых личностных качеств и поведенческих особенностей.

Властные отношения. Одним из способов социального влияния и воздействия как его разновидности является власть. Под властью в социальном смысле вслед за Максом Вебером (1864-1920) понимается возможность реализации собственных интересов, когда человек находится в отношениях с другими людьми. 1. Власть в группе можно рассматривать как способ организации связи взаимодействующих индивидов в группе, позволяющий им достигать значимых результатов. В этом смысле власть является характеристикой отношений в группе. 2. Также власть можно рассматривать в более узком смысле как доступные индивиду формы контроля и ограничений поведения других членов группы. Обычно доступность таких форм связана с положением индивида в группе.

Власть может существовать как асимметричное отношение, включающее актуальный или потенциальный конфликт между индивидами. Такая асимметричная власть возникает в тех социальных взаимодействиях, где один из субъектов (или только часть субъектов, состоящих в отношениях) обладает способностью или возможностью воздействовать на другого. Асимметричная власть концентрируется в руках одного человека или нескольких членов группы, что делает других членов группы зависимыми от него/них. Асимметрия власти в группе психологической помощи ведет к тому, что социально-психологические механизмы воздействия на личность и группу будут работать преимущественно в интересах того субъекта (одного человека или нескольких лиц), у которого сконцентрированы основные ресурсы удовлетворения потребностей и возможности контроля других. При асимметрии власти группа как правило достигает целей того субъекта, у которого власти больше (в обоих смыслах: ресурсы и контроль), тогда как интересы обделенных властью участников учитываются в последнюю очередь или не учитываются вообще. Асимметрия власти также влияет на характер зависимости участников друг от друга: одни участники в большей мере зависят от других, что нарушает принцип взаимности, постулированный К. Левином, изменяя характер социального влияния и его цель. Вместо совместного достижения общей цели участники группы совместно достигают цели тех, кто обладает большей властью, при этом сплоченность группы опирается на авторитет наиболее властного члена, а не на авторитет самой группы.

Однако власть также может выступать и групповым ресурсом в качестве способности совместного достижения результата. В этом случае власть принадлежит всей группе, а не ее отдельным членам.

Симметричность и асимметричность властных отношений регулируется правилами взаимодействия в группе. Именно правила определяют, у кого и в каком объеме имеется доступ к адекватному ресурсу для реализации собственных интересов, кто, в каком объеме и в каких сферах может контролировать или ограничивать поведение других. Наличие этих правил должно сопровождаться наличием работающего механизма контроля их соблюдения. Функция контроля должна быть особо выделена и равномерно распределена среди всех участников.

В группе могут присутствовать разнообразные виды властных отношений как по характеру отношений, так и по форме (кто может, а кто не может контролировать поведение участников): принуждающая власть и вознаграждающая власть (внешний контроль за изменениями в личности и поведении); легитимная и экспертная власть (признание членами группы выдвигаемых кем-либо требований к личности и поведению), информационная власть, референтная власть (равноправные отношения, которые строятся на основе механизма идентификации с другим, обладающим той или иной специфической властью над каким-то членом группы). Контроль над поведением участников связан с вопросом достижения общей цели, к которой стремится группа. Контролирующие и ограничивающие функции власти лежат на ведущем, собравшем группу с определенной целью. Однако в процессе существования группы контролирующие функции ведущего могут оспариваться участниками, которые исходят из своих частных интересов. В этом случае в группе может развиваться конфликт власти.

В зависимости от теоретико-методологической основы, объясняющей механизм возникновения психологических проблем, а также в зависимости от цели, которую хотят достичь организаторы с помощью методов социально-психологического воздействия, в группе могут устанавливаться разные отношения власти и разные правила, устанавливающие такие отношения. Например, если психолог полагает, что истинный механизм проблемы скрыт от понимания участников, и они сопротивляются его осознанию в силу внутреннего конфликта, то в этом случае ему может потребоваться властная асимметрия, позволяющая направлять участников к той интерпретации ситуации, которая является обоснованной с точки зрения психоаналитической теории. С этой целью психолог может пользоваться принуждающей властью (предлагать пробовать выполнить задание до тех пор, пока участники не нащупают тот вариант, который рассматривается психологом в качестве правильного), или вознаграждающей властью (поощрять или выделять участников, которые дали «правильный» с точки зрения психолога ответ). Он может использовать асимметрию в экспертной власти, подчеркивая перед участниками, например, что он является признанным авторитетом в определенной области или обладает значительно бóльшим опытом. Если это заранее не оговорено в правилах, такое распределение власти является неправомочным и любой участник группы может обратить внимание на возникший перекос. Однако вполне могут существовать группы психологической помощи, в которых такое асимметричное распределение является нормальным явлением. Чаще всего это обучающие группы, преследующие цель развития определенного навыка за определенные сроки, и этот навык является внешним требованием для участников (например, так требует должностная инструкция). Или группы, включающие в свой состав правонарушителей и т.п. Однако в этом случае особое внимание необходимо уделять определению и удовлетворению тех потребностей участников, которые не входят в противоречие с достигаемой группой целью.

С определением характера властных отношений в группе связана групповая динамика. Власть как способность всех участников сообща достигать цели и реализовывать свои интересы формируется через развитие определенных отношений в группе. Но это развитие связано с контролирующей властью: с тем субъектом в группе, кто определяет границы допустимого, кому группа вынуждена подчиняться в силу определенных норм. Мера контролирующей власти (authority) определяет возможность развития навыков самостоятельной жизни и регулирует степень принятия ответственности за свое поведение. Границы контролирующей власти определяются правилами (нормами). Неразумное ограничение деятельности других людей и неразумное использование принуждения приводит к установлению авторитарных отношений. Такое ограничение наряду с принудительным воздействием, как правило, связаны с игнорированием разницы в потребностях и интересах взаимодействующих партнеров и стремлением ограничить других в проявлении неизбежных различий с целью скорейшего достижения цели. Однако при таком способе достижения цели группа утрачивает внутреннюю сплоченность и держится только на внешней силе, эффективность воздействия которой ограничена.

Унификация (стремление к сохранению группового единства). Действие этого механизма проявляется в том, что при возникновении в группе разногласий, в то же время начинает действовать сила, восстанавливающая ее единство. Унификация с необходимостью возникает в случае движения группы к одной цели, важной для всех. Унификация достигается следующими способами: 1) сближение разных точек зрения, 2) усиленная коммуникация по вопросу разногласий, прояснение позиций, 3) исключение инакомыслящих из группы или уменьшение их влияния посредством дискредитации противоположного мнения.

Социальное сравнение, в процессе которого а) за эталон берут сходного по каким-то качествам человека; б) возникает стремление уменьшить отличие от мнения, поведения, отношения другого человека, который воспринимается в качестве эталона, в) возникает тенденция повышения уровня эталона.

На основе описанных механизмов социально-психологического воздействия можно выделить основные средства воздействия в группе психологической помощи: групповые нормы, групповая поддержка, обратная связь и групповые ожидания.

Контрольные вопросы для самостоятельной работы с текстом.

1. Как, используя знание о механизме конформности, Вы можете объяснить необходимость исключения из состава тренинговой группы начальника, если группа состоит из подчиненных?

2. Каким образом социальная поддержка может повлиять на эффективность использования механизма конформности в группе психологической помощи?

3. При каких условиях, согласно взглядам С. Московичи, механизм конформности обладает максимальным эффектом?

4. Что заставляет людей уступать давлению со стороны группы?

5. Какие факторы усиливают нормативное давление в группе?

6. В каком случае информационное влияние группы будет иметь наиболее сильное воздействие на личность ее участника?

7. Что собою представляет власть в группе в широком и узком смысле?

8. Каким образом асимметричные отношения власти в группе влияют на ее способность совместного достижения общей цели?

9. В каком случае группе асимметрия в отношениях власти между участниками может оказаться оправданной?

10. Какими способами в группе реализуется механизм унификации?

11. Как в группе осуществляется механизм социального сравнения?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 3088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.