Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение типа, цели и потенциальных участников группы




 

Эффективная группа начинается с выбора участников. Подбор участников – самый важный аспект, определяющий характер групповой динамики и, соответственно, эффективность и последствия участия в работе.

В повседневной жизни группы складываются на основе общих интересов и потребностей участников. Соответственно, для того, чтобы мы могли сформировать рабочую группу, в которой можно в максимально возможной степени использовать социально-психологические механизмы воздействия на ее членов, необходимо, в первую очередь, подобрать состав ее участников. Их изначально должен объединять какой-либо актуальный интерес, связанный с потребностью в изменении (или желательностью, необходимостью изменения, если речь идет о требовании ситуации, в которой находятся предполагаемые участники). Другими словами, сначала необходимо определить объективную потребность в изменении личности или группы, после чего оценить субъективную желательность изменений (готовность или стремление к изменениям), т.е. мотивацию потенциальных участников.

Анализ потребности в изменениях включает в себя анализ объективных требований ситуации или задач, стоящих перед людьми в определенной ситуации. Этот анализ основывается на идеальной или желательной модели поведения или состояний личности в конкретной ситуации. Причем целесообразно подвергнуть предварительному анализу и саму идеальную (желательную) модель: насколько она реализуема в этой ситуации, есть ли достаточный ресурс для ее реализации, согласуется ли она с общим контекстом жизни или деятельности тех, кто должен измениться. Например, предполагаемые изменения могут не вписываться в ценностные ориентации личности или группы (организации), не отвечать смысловым интерпретациям жизни и деятельности. Если так, то возможные в результате применения методов воздействия изменения не будут устойчивыми и могут привести к последующему разочарованию участников. Или же потребуются более серьезные структурные изменения жизни личности и группы.

Дороти Сток Витакер предлагает следующие классификационные категории, позволяющие определить актуальную объективную потребность в изменениях.[6]

1. Люди, оказавшиеся в кризисной ситуации, ситуации утраты, ситуации угрозы жизни и здоровью.

2. Люди, переживающие важный период в своей жизни, но не находящиеся в кризисе (например, перемена места работы, выход на пенсию, развод, освобождение из мест заключения, поступление ребенка в школу, переход в другую школу и т.п.).

3. Люди, имеющие стрессовые, конфликтные отношения с проблемными партнерами по взаимодействию (родственниками, коллегами, друзьями и т.п.).

4. Люди, которым необходимо усовершенствовать навыки межличностного взаимодействия и социальной жизни (в т.ч. утратившие или не приобретшие необходимых навыков).

5. Люди, утратившие (временно или постоянно) способность вести привычный образ жизни (например, в силу функциональных нарушений, физических изменений, хронического заболевания с социальными последствиями – диабет, ВИЧ-инфекция и т.п.).

6. Люди, испытывающие тревогу, депрессию и иные эмоциональные нарушения.

Предложенная Д. Витакер классификация, несомненно, является условной и может быть расширена или составлена по иным критериям. Главное, на что следует обратить внимание на этапе планирования – это необходимость четкой сегментации потенциальных участников по тому, какой общий интерес будет (или может) их связывать, насколько этот интерес является объединяющим для всех них, поскольку с этим интересом будет связана формулировка цели групповой работы.

Исходя из актуальной потребности и возможностей организаторов, формулируется конкретная, специфичная и измеряемая психологическими средствами цель социально-психологического воздействия, способная объединить участников и отвечающая их индивидуальным интересам с учетом требований ситуации.

Желательным условием является подбор участников, не состоящих между собой в актуальных отношениях (межличностных, профессиональных), если, конечно, речь не идет о психотерапии партнерских, семейных отношений, а также о коррекции профессиональных отношений в организации или о развитии профессионально важных личностных качеств и навыков поведения в конкретном рабочем коллективе. В случае формирования группы из участников, состоящих между собой в актуальных профессиональных отношениях, для соблюдения критериев группы по К. Левину необходимо включать в нее только равностатусных членов коллектива: нельзя включать в группу психологической помощи (обучающую, тренинговую) начальников любого рода, если в группу будут входить их подчиненные. Участники группы должны воспринимать себя равными по отношению друг к другу. В противном случае в группе не сформируется атмосфера доверия и безопасности, необходимая для выявления исправляемых недостатков на когнитивном, эмоциональном или поведенческом уровне.

После определения объективной потребности в изменениях, подбора идеальной модели изменения для имеющейся ситуации и сегментации участников в отношении предполагаемой цели изменения необходимо оценить субъективную готовность потенциальных участников к изменениям, предполагаемым в процессе социально-психологического воздействия.

 

Контрольные вопросы для самостоятельной работы с текстом.

1. На сколько этапов разделяется использование группы для оказания психологической помощи (терапия, коррекция, обучение)?

2. По какой причине подбор участников определяет эффективность последующего применения социально-психологических методов воздействия?

3. На чем основывается анализ актуальной потребности в изменении?

4. На какие условные сегменты можно разделить потенциальных участников группы психологической помощи?

5. С какой целью при формировании группы необходимо уделить внимание проблеме равенства в восприятии друг друга при подборе потенциальных участников?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.