Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Учебно-методическая карта дисциплины




Идея трансформации биосферы в ноосферу и глобальный эволюционизм.

Учение о биосфере. Идея ноосферы. (В.И.Вернадский, А.Леруа, П.Т. де Шарден и др.). Эволюция биосферы и пределы ее устойчивости. Понятие и представление об устойчивом развитии и использовании природных ресурсов. Концепция глобального (универсального) эволюционизма (В.С.Стенин). Человек и биосфера: проблемы коэволюции и неоднозначность футурологических «сценариев будущего» (эволюционизм и эсхатологизм).

3.3. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе. Человек как единство биологического, социального и духовного. Проблема генезиса человека. Современная наука о факторах, закономерностях и этапах антропосоциогенеза. Биологические предпосылки возникновения социальности. Культура как фактор регуляции агрессии. Роль социальных факторов в становлении человека. Социобиология и проблема генно-культурной коэволюции. Перспективы исследования космобиосоциальной сущности человека в современной биологии.

Социальный аспект биологического познания. Биотехнологии, биоинженеринг и современное производство. Достижения и возможные негативные следствия развития биотехнологии.

Биология, экономика и право: поиск путей развития, сохраняющих целостность природы. Ресурсы биосферы и демографические проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Научное знание: аберрации общественного сознания. Явление искаженного отражения в общественном сознании. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности. Феномен антинауки в современной культуре. Популяризация науки и научное просвещение. Амбивалентный статус СМИ в актуализации научного знания. Проблема общественного понимания науки. Понятие о технонауке. Экологические параметры социального развития и глобальные проблемы современности. Естествознание и технологии. Поиск общих механизмов развития природного и социального мира. Моделирование социокультурных явлений.

 


3.1. Учебно-методическая карта дисциплины «Основы современного естествознания» для всех специальностей дневной формы получения образования

 

Номер раздела, темы, занятия   Название раздела, темы, занятий;перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Материальное обеспечение занятий (наглядные, методические пособия и др.) Литература Форма контроля знаний
Лекции практические (семинарские) занятия Лабораторные занятия самостоятельная работа студентов
  Введение.СИСТЕМА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЗНАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ              
В.1.1.-1.2. Естественнонаучное знание в системе общечеловеческой культуры. 1. Естествознание в системе форм общественного сознания 2. Предмет, задачи, структура курса «Основы современного естествознания» 3. Философия, математика, гуманитарные и естественные науки и их объекты 4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур 5. Проблема постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук         Мультимедийная презентация [ 1]о Коллоквиум    
В. 2. 3. Наука, её объект и основные особенности. 1. Культура как способ жизнедеятельности человечества 2. Основные черты науки 3. Отличие науки от искусства 4. Взаимосвязь науки и религии 5. Естествознание как совокупность научного знания         УМК, материалы контрольной работы    
В. 3. 4. – 3. 5. Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания Естествознание и нравственность. 1. Тенденции интеграции различных типов научного знания 2. Появление и развитие новых областей знаний 3. Ценностные ограничения свободы научного поиска 4. Результаты науки и ответственность ученых 5. Гуманитарная экспертиза естественнонаучных проектов         УМК, материалы контрольной работы [1]о  
1. РАЗДЕЛ 1. ФИЗИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ                
1.1.6-1.1.7   1.2.6.-7 Особенности физического описания реальности. Движение. Современные представления о пространстве - времени. 1. Идеальные образы объектов реального мира (твердое тело, частица, вакуум, среда, поле, вихрь, волна) 2. Физические характеристики идеальных объектов и представление о способах их описания (масса; заряды и их действие на расстоянии; заряды как источники полей; «свободные» поля, суперпозиция полей), единицы физических величин 3. Движение и его виды. Относительность движения 4. Законы сохранения и их роль в формировании научной картины мира 5. Пространство и время как основные свойства материи         Мультимедийная презентация [ 2]о Фронтальный опрос
1.3.8-1.3.9 Теплота. Порядок-хаос. 1.Термодинамические системы и их макроскопические характеристики 2. Теплота и механическая работа (закон сохранения энергии) 3.Обратимые и необратимые процессы. Равновесное состояние и флуктуации. Закон возрастания энтропии 4. Неравновесные системы и их характеристики. 5.Бифуркации и аттракторы. Спонтанная самоорганизация в природе и обществе         Мультимедийная презентация [2]о; [5]о Писменная контрольная работа
1.4.10-1.4.11     Кванты. Молекулы, атомы, ядра, поля-частицы. 1.Квантовые представления о строении вещества (фотоэффект и эффект Комптона). 2.Соотношение неопределенностей и квантово-волновой дуализм 3.Квантовая инженерия в наномире. 4.Современные представления о строении атома 5.Представление об элементарных частицах и их взаимодействии 6.Элементы современной космологии (физическая вселенная)         Мультимедийная презентация, тестовые задания [5]о; [6]о Тестовые задания    
1.5.12-1.5.13 Элементарные частицы и физический эксперимент 1. Современные ускорители 2. Рождение и аннигиляция элементарных частиц 3. Виды взаимодействий фундаментальных частиц 4. Теория кварков 5. Виртуальные частицы: квантовый вакуу         УМК, материалы контрольной работы [2]о; [5]о [6]о Тестовые задания
1.6.14-1.6.15 Физическая Вселенная: современная космология. 1.Космические объекты и методы их исследования 2.Солнечная система в мире галактик 3.Модель Большого взрыва 4.Реликтовое излучение и его роль в понимании устройства Вселенной 5.Звезды и их эволюция 6.Земля в свете антропного принципа         УМК, материалы контрольной работы [2]о; [5]о [6]о  
2. РАЗДЕЛ 2. ХИМИЯ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА              
2.1. 16-17 Система современного химического знания 1. Химия как наука, современная химическая картина мира (структурные уровни организации материи с точки зрения химии) 2. Классификация химических веществ 3. Растворы и их особенности 4. Химическая идентификация 5. Химические процессы 6. Химия экстремальных состояний           Мультимедийная презентация [15]д коллоквиум
2.1.18-19 Растворы. Химическая идентификация 1. Растворы и их особенности 2. Химическая идентификация 3. Химические процессы 4. Химия экстремальных состояний         УМК, материалы контрольной работы [15]д  
2.2.20-21 Современная химия: экономический и социальный аспекты 1. Масштабы современного химического производства 2. Проблемы сырьевых ресурсов и химия 3. Химические процессы и материалы 4. Материалы для создания носителей информации 5. Химия и нанотехнологии         УМК, материалы контрольной работы [15]д  
2.2.22-23 Современная химия: экономический и социальный аспекты 1. Роль современной химии в экономике 2. Химические процессы и материалы 3. Химия и нанотехнологии 4. Роль химии в обеспечении экологии 5. Химия и проблема устойчивого развития цивилизации         Мультимедийная презентация, тестовые задания [15]д Тестовые задания
3. РАЗДЕЛ 3. СПЕЦИФИКА, СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СО­ВРЕМЕННОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ              
3.1. 24-25 Особенности современного биологического знания и его эволюция 1. Биология как наука и особенности биологического познания мира 2. Фундаментальные и частные биологические теории 3. Традиционный, физико-химический, эволюционный и биоинженерный периоды развития биологии. Основные достижения биологии в эти периоды 4. Генетическая революция в биологии 5. Синергетическая теория эволюции 6. Этические проблемы современной биологии           Мультимедийная презентация [9] Индивидуальный опрос
3.2.26-27 Современные концепции происхождения и сущности жизни 1..Феномен жизни и его исследование 2.Отличительные особенности живой и неживой материи 3.Структурные уровни организации живой материи 4.Основные концепции происхождения жизни 5.Современные трактовки эволюционной теории (концепции номогенеза, Геи-Земли, коэволюции природы и общества) 6.Идея трансформации биосферы в ноосферу и глобальный эволюционизм           Мультимедийная презентация, материалы контрольной работы [ 9]о  
3.2.28-29 Сущность концепция структурных уровней организации живой материи 1. Уровни организации живой природы:молекулярно-генетический,тогенетический, надорганизменный, популяционно-биоценотичкекский 2. Биосферный уровень организации живой материи 3. В.И. Вернадский о роли «живого вещества» 4. Материальные основы появления жизни на Земле 5. Возникновение и роль много клеточных организмов в формировании биосферы Земли           Мультимедийная презентация, материалы контрольной работы [ 9]о Писменная контрольная работа
3.3.31 Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе 1. Человек как единство биологического, социального и духовного. Генезис человека 2. Факторы, закономерности и этапы антропосоциогенеза 3. Культура как фактор регуляции агрессии человека 4. Социобиология и проблема геннокультурной коэволюции 5. Биотехнологии и их роль в современной экономике           Мультимедийная презентация, рефераты [5]о [ 9]о Защита рефератов
3.3.32 Социальный аспект биологического познания 1. Достижения и возможные негативные последствия биотехнологий 2. Поиск путей развития общества, сохраняющих целостность природы 3. Ресурсы биосферы и демографические проблемы           Материалы контрольной работы [5]о [ 9]о  
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ. СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ              
З. 1.33-34 Социальное измерение современного естествознания 1. Роль научного знания на современном этапе развития общества 2. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности 3. Наука и СМИ 4. Экологические параметры социального развития и глобальные проблемы современности 5. Естествознание как основа современных технологий 6. Проблема моделирования социокультурных явлений           Мультимедийная презентация 2]о; [9]о; [15]д Фронтальная беседа
З.2.35 Проблема нравственности в науке 1.Наука как фактор нравственного прогресса 2. Социально-этическая функция науки 3. Нравственные проблемы современного естествознания         Материалы контрольной работы [2]; [9]о; [15]д Фронтальная беседа
З.3.36-37 Гуманитарные знания как способ социализации человека 1. Гуманитарная культура современного общества 2. Сущность, структура и функции гуманитарной культуры 3. Формирование гуманитарной культуры и её место в процессе социализации личности         Материалы контрольной работы [2]о; [9]о; [15]д Фронтальная беседа
З.4.38 Основные особенности развития естествознания в 21 веке 1.Общие закономерности развития современного естествознания 2. Естествознание и научно-технические революции 3. Современная естественнонаучная картина мира и человек         Материалы контрольной работы [2]о; [9]о; [15]д Фронтальная беседа
  Всего              

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.