Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение




Тематика лекционных занятий

по дисциплине “Основы современного естествознания”

(всего 34 часа)

СИСТЕМА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЗНАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Лекция 1. Естественнонаучное знание в системе общечеловеческой культуры (2 часа).

Цель: сформировать у студентов представление о естествознании и его роли в социокультурном развитии.

Вопросы:

1.Естествознание в системе форм общественного сознания

2. Предмет, задачи, структура курса «Основы современного естествознания»

3. Философия, математика, гуманитарные и естественные науки и их объекты

4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур

5. Проблема постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук

 

Лекция 2. Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания (2 часа)

Цель: познакомить студентов с представлениями о взаимодействии различных видов знания

Вопросы:

1. Тенденции интеграции различных типов научного знания

2. Появление и развитие новых областей знаний

3. Ценностные ограничения свободы научного поиска

4. Результаты науки и ответственность ученых

5. Гуманитарная экспертиза естественнонаучных проектов

 

РАЗДЕЛ 1. ФИЗИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Лекция 3. Особенности физического описания реальности (2 часа)

Движение. Современные представления пространстве - времени.

Цель: формирование современных представлений о движении, пространстве и времени.

Вопросы:

1. Идеальные образы объектов реального мира (твердое тело, частица, вакуум, среда, поле, вихрь, волна)

2. Физические характеристики идеальных объектов и представление о способах их описания (масса; заряды и их действие на расстоянии; заряды как источники полей; «свободные» поля, суперпозиция полей), единицы физических величин

3. Движение и его виды. Относительность движения

4. Законы сохранения и их роль в формировании научной картины мира

5. Пространство и время как основные свойства материи

 

Лекция 4. Теплота. Порядок-хаос (2 часа)

Цель: развитие представлений о термодинамическом подходе к описанию явлений действительности.

Вопросы:

1. Термодинамические системы и их макроскопические характеристики

2. Теплота и механическая работа (закон сохранения энергии)

3. Обратимые и необратимые процессы. Равновесное состояние и флуктуации. Закон возрастания энтропии

4. Неравновесные системы и их характеристики.

5. Бифуркации и аттракторы. Спонтанная самоорганизация в природе и обществе

Лекция 5. Кванты. Молекулы, атомы, ядра, поля-частицы (2 часа)

Цель: развитие представлений о строении вещества и его расположении во Вселенной.

Вопросы:

1. Квантовые представления о строении вещества (фотоэффект и эффект Комптона).

2. Соотношение неопределенностей и квантово-волновой дуализм

3. Квантовая инженерия в наномире.

4. Современные представления о строении атома

5. Представление об элементарных частицах и их взаимодействии

 

Лекция 6. Элементарные частицы и физический эксперимент (2 часа)

Цель: формирование обобщенных представлений о явлениях в микромире

Вопросы:

1. Современные ускорители

2. Рождение и аннигиляция элементарных частиц

3. Виды взаимодействий фундаментальных частиц

4. Теория кварков

5. Виртуальные частицы: квантовый вакуум

Лекция 7. Физическая Вселенная: современная космология (2 часа)

Цель: развитие основных мировоззренческих позиций

Вопросы:

1. Космические объекты и методы их исследования

2. Солнечная система в мире галактик

3. Модель Большого взрыва

4. Реликтовое излучение и его роль в понимании устройства Вселенной

5. Звезды и их эволюция

6. Земля в свете антропного принципа

РАЗДЕЛ 2. ХИМИЯ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБ­ЩЕСТВА

Лекция 8. Система современного химического знания (2 часа)

Цель: формирование обобщенных представлений о системе современного химического знания.

Вопросы:

1. Химия как наука, современная химическая картина мира (структурные уровни организации материи с точки зрения химии)

2. Основные понятия и законы химии (периодический закон и его значение)

3. Структурные уровни организации материи, изучаемые в химии

4. Классификация химических веществ

5. Теория химического строения вещества. Взаимосвязь между строением, свойствами и реакционной способностью вещества

 

Лекция 9. Растворы. Химическая идентификация (2 часа)

Цель: развитие представлений о современных методах химического анализа

Вопросы:

1. Растворы и их особенности

2. Химическая идентификация

3. Химические процессы

4. Химия экстремальных состояний

Лекция 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты (2 часа)

Цель: обобщение представлений о масштабах современного химического производства

Вопросы:

1. Масштабы современного химического производства

2. Проблемы сырьевых ресурсов и химия

3. Химические процессы и материалы

4. Материалы для создания носителей информации

5. Химия и нанотехнологии

 

РАЗДЕЛ 3. СПЕЦИФИКА, СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СО­ВРЕМЕННОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

Лекция 11. Особенности современного биологического знания и его эволюция (2 часа)

Цель: развитие общих представлений о биологической науке.

Вопросы:

1. Биология как наука и особенности биологического познания мира

2. Фундаментальные и частные биологические теории

3. Традиционный, физико-химический, эволюционный и биоинженерный периоды развития биологии. Основные достижения биологии в эти периоды

4. Генетическая революция в биологии

5. Синергетическая теория эволюции

6. Этические проблемы современной биологии

Лекция 12. Современные концепции происхождения и сущности жизни (2 часа)

Цель: развитие представлений об основных концепциях происхождения жизни.

Вопросы:

1. Феномен жизни и его исследование

2. Отличительные особенности живой и неживой материи

3. Структурные уровни организации живой материи

4. Основные концепции происхождения жизни

5. Современные трактовки эволюционной теории (концепции номогенеза, Геи-Земли, коэволюции природы и общества)

6. Идея трансформации биосферы в ноосферу и глобальный эволюционизм

Лекция 13. Сущность концепции структурных уровней организации живой материи (2 часа)

Цель: формирование представлений о структуре живой материи

Вопросы:

1. Уровни организации живой природы: молекулярно-генетический, онтогенетический, надорганизменный, популяционно-биоценотичес-кий

2. Биосферный уровень организации живой материи

3. В.И. Вернадский о роли «живого вещества»

4. Материальные основы появления жизни на Земле

5. Возникновение и роль много клеточных организмов в формировании биосферы Земли

Лекция 14. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе (2 часа)

Цель: формирование научного представления о человеческом феномене.

 

Вопросы:

1. Человек как единство биологического, социального и духовного. Генезис человека

2. Факторы, закономерности и этапы антропосоциогенеза

3. Культура как фактор регуляции агрессии человека

4. Социобиология и проблема геннокультурной коэволюции

 

Лекция 15. Социальный аспект биологического познания (2 часа)

Цель: развитие представлений об этических аспектах биологического знания

Вопросы:

1. Биотехнологии и современное производство

2. Достижения и возможные негативные последствия биотехнологий

3. Поиск путей развития общества, сохраняющих целостность природы

4. Ресурсы биосферы и демографические проблемы

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЕС­ТЕСТВОЗНАНИЯ

Лекция 16. Социальное измерение современного естествознания (2 часа)

Цель: формирование научного мировоззрения.

Вопросы:

1. Роль научного знания на современном этапе развития общества

2. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности

3. Наука и СМИ

4. Экологические параметры социального развития и глобальные проблемы современности

5. Естествознание как основа современных технологий

6. Проблема моделирования социокультурных явлений

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.