Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М. : сфера, 2002 Г. 510 с

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Еще сохраняется непосредственный контакт при восприятии предмета в возрасте 3-4 лет. Но по мере взросления удельный вес тактильного канала снижается и формируются размашистые движения глаз по контуру фигуры. К концу дошкольного возраста зрительное обследование образа становится более систематичным и организованным. Восприятие проходит определенный уровень интеллектуализации. В ВП сокращается латентность, ускоряется и усложняется анализ, что коррелирует с созреванием проекционной коры.

К 6 годам увеличивается ветвление нейронов, формируются широкие колонки с большим количеством возбуждающихся нейронов, окруженных тормозными, что способствует дифференцировке сложных признаков. В заднеассоциативных зонах нейроны вовлекаются в процесс обработки зрительной информации, формировании зрительной памяти.

В 3-4 года память непроизвольна. С 4-5 лет начинают формироваться формы произвольной памяти, в результате становления мозговых процессов внимания. Внимание обеспечивается мобилизационной готовностью ретикулярной и лимбической системами при контроле лобных отделов коры.

Ориентировочно-исследовательская реакция остается основой внимания, особенно в 4 года. Здесь добавляется стремление к разнообразию из-за включения в мозговую структуру внимания гиппокампа. С 4 до 7 лет идет быстрое нарастание объема внимания. Реакция активации при этом эмоционального типа.

Внимание базируется на принципе удовольствия, который оказывает стимулирующий эффект, а организм стремится этот эффект максимизировать (эндорфины). Это особенно важно с 3 до 5 лет.

Вегетатика синхронно действует с НС: при вспышке внимания на анализ нового стимула ЧСС снижается.

Заднеассоциативные зоны продолджают развитие, что предполагает способность анализа сложных стимулов и углубленного их изучения с 6 лет. Развивается способность произвольной регуляции деятельность по внешней инструкции.

Словарный запас обогащается, строятся правильные конструкции предложений, рассказы и пересказы. Основа – преобразование нейронов речевых полей ассоциативных корковых зон.

Центрическая речь (к самому себе) проявляется вначале как констатация и комментирование деятельности, а позже – опережает и направляет практическую деятельность. Центральная речь преобразуется во внутреннюю.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................................ 3

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОКОРРЕКЦИЮ.................................................. 4

Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА....................................................................................................... 4

§ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ................................................................. 4

§ 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ....... 9

§ 3. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ............................................................................. 13

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ.............. 16

§ 1. ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ

ПРОГРАММ..................................................................................................................................... 16

§ 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.................. 20

Раздел II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ

ПРАКТИКЕ.......................................................................................................................................... 23

Глава 1. ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ..................................................................... 23

§ 1 КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ В КЛАССИЧЕСКОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ................. 23

§ 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ А. АДЛЕРА................. 28

§ 3. КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К. РОДЖЕРСА................................................... 32

§ 4. ЛОГОТЕРАПИЯ........................................................................................................................ 38

§ 5. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.............................................................................. 41

Глава 2. ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.................................................................................. 47

Глава 3. КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ...................................................................................... 56

§ 1. ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ.................................................... 56

§ 2. РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ (РЭТ) А. ЭЛЛИСА.......................................... 62

§ 3. КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД А. БЕКА...................................................................................... 67

§ 4. РЕАЛЬНОСТНАЯ ТЕРАПИЯ У. ГЛАССЕРА......................................................................... 74

Глава 4. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ................................................................................................... 76

§ 1. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ Э. БЕРНА..................................................................................... 76

Глава 5. ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ Ф. ПЕРЛЗА...................................................................................... 81

Раздел III. МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.................................................................... 87

Глава 1. ИГРОТЕРАПИЯ..................................................................................................................... 87

§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА................................................................................ 87

§ 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ ИГРОТЕРАПИИ.................................................................. 89

§ 3. ИГРОВАЯ КОМНАТА И ЕЕ ОСНАЩЕНИЕ........................................................................ 103

§ 4. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГУ-ИГРОТЕРАПЕВТУ...................... 108

Глава 2. АРТТЕРАПИЯ...................................................................................................................... 111

§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА.............................................................................. 111

§ 2. МУЗЫКОТЕРАПИЯ................................................................................................................ 116

§ 3. БИБЛИОТЕРАПИЯ................................................................................................................. 122

§ 4. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ................................................................................................ 127

§ 5. ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК.................................................................................................. 131

§ 6. СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ....................................................................................................... 136

§ 7. СКАЗКОТЕРАПИЯ................................................................................................................. 137

§ 8. КУКЛОТЕРАПИЯ................................................................................................................... 140

Глава 3. ПСИХОГИМНАСТИКА...................................................................................................... 142

Глава 4. МЕТОДЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ................................................................... 147

§ 1. МЕТОД СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИИ И СЕНСИБИЛИЗАЦИИ......... 147

§ 2. ИММЕРСИОННЫЕ МЕТОДЫ............................................................................................... 153

§ 3. МЕТОДЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ПРИНЦИПЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ..156

§ 4. "ЖЕТОННЫЙ" МЕТОД.......................................................................................................... 159

§ 5. МЕТОД МОРИТА................................................................................................................... 160

§ 6. ХОЛДИНГ................................................................................................................................ 162

§ 7. ИМАГО-МЕТОД..................................................................................................................... 165

Глава 5. ПСИХОДРАМА................................................................................................................... 167

§ 1. ОПИСАНИЕ МЕТОДА........................................................................................................... 167

§ 2. ФОРМЫ И ВИДЫ ПСИХОДРАМЫ...................................................................................... 172

§ 3. МЕТОДИКИ ПСИХОДРАМЫ................................................................................................ 177

Раздел IV. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ.................................... 182

Глава 1. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ................................................................ 182

§ 1. ПОКАЗАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ........................................... 182

§ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ.185

Глава 2. ГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ.................................................................................. 194

§ 1. СПЕЦИФИКА ГРУППОВОЙ ФОРМЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ............................................ 194

§ 2. ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГРУППЫ.............................................................. 206

§ 3. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА................................................................................................... 211

§ 4. РУКОВОДСТВО ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППОЙ.................................................. 219

Глава 3. ВИДЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП.................................................................................. 227

§ 1. ТРЕНИНГОВЫЕ ГРУППЫ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ............. 227

§ 2. ГРУППЫ ВСТРЕЧ................................................................................................................... 253

§ 3. ГЕШТАЛЬТ-ГРУППЫ............................................................................................................ 267

§ 4. ГРУППЫ УМЕНИЙ................................................................................................................ 272

§ 5. ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ГРУППЫ....................................................................... 279

Глава 4. ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.............................. 286

Раздел V. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ..295

Глава 1. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ..................................................... 295

§ 1. СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ............................. 295

§ 2. МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ302

БИБЛИОГРАФИЯ.............................................................................................................................. 325

Моим родителям, Осипову Анатолию

Ивановичу и Осиповой

Майе Степановне, посвящаю

эту книгу.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
От года до трех лет | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.