Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее время - 225 минут




ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О

· Костном мозге

· Органах кроветворения

· Схеме кроветворения

· Эритропоэзе

· Эритропоэтине

· Ретикулоцитах

· Функции эритроцитов

· Содержании сывороточного железа в крови

2.ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – ВОЗМОЖНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕСТИ ЗНАНИЯ - ЗНАТЬ:

Определение нозологической формы постгеморрагических (острых и хронических), железодефицитных, сидероахрестических, железопереораспределительных, В12 и фолиеводефицитных анемии, гипо- и апластических анемий, гемолитических анемий:

· основные данные об этиологии и патогенезе

· классификацию и клинические формы

· особенности течения различных форм анемий

· основные диагностические тесты

· клинико-гематологическую характеристику анемий

· осложнения и прогноз

· санаторно-курортное лечение

· реабилитационные мероприятия, профилактику и организации диспансерного динамического наблюдения.

 

3.ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ: УМЕТЬ:

· методически правильно собирать анамнестические сведения

· проводить физикальное обследование больного

· определить наиболее информативный план обследования

· выполнить лабораторные и инструментальные исследования, оценить результаты клинико-лабораторных и рентгенологических данных

· сформулировать и обосновать клинический диагноз

· назначить комплексную терапию

· выписать рецепты на медикаменты

· разработать план профилактических и реабилитационных мероприятий в

системе диспансеризации

· правильно заполнить медицинскую документацию.

 

4.ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ - НАВЫК – УМЕНИЕ, ДОВЕДЕННОЕ ДО АВТОМАТИЗМА. УМЕТЬ:

· Выбрать ведущий синдром

· Составить программу дифференциального диагноза

· Оказать неотложную помощь

 

ОЗНАКОМИТЬСЯ:

• с новейшими достижениями в области данной проблемы

 

 

4. Оснащение занятия и место проведения занятия:

Учебная комната, палата терапевтического, гематологического отделений, процедурный кабинет.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ - (Учебно-материальное обеспечение)

1. Литература (см. приложение № 11)

2. Методическое обеспечение:

а) студентам демонстрируются больные с различными клиническими формами железодефицитных анемий и синдромносходными заболеваниями

б) граф логической структуры учебной темы - анемии (дифференциальная диагностика, клинические формы, лечение, профилактика, военно-врачебная экспертиза)

в) поэтапная схема дифференциально-диагностического поиска при наличии ведущего синдрома - анемии

г) методическая разработка практического занятия

3. Наглядные пособия:

а) учебные таблицы

 

Название таблицы
  Классификация анемий
  Критерии основных классов анемий
  Лабораторная диагностика анемий
  Лечение анемий
 

б) КОПИИ клинических и биохимических анализов

в) комплекты учебных рентгенограмм (желудка, кишечника),

г) набор медикаментов, применяемых в лечении заболевания

д) набор диагностических задач по ситуационной обстановке

е) альбом с аннотациями лекарственных препаратов

ж) игла для стернальной пункции, учебные мазки крови

 

4. Технические средства обучения:

а) микроскоп

б) негатоскоп

в) диапроектор

ИНТЕГРАЦИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ:

* «истоки» - на занятии используются знания, полученные на кафедрах анатомии, физиологии, патофизиологии, гистологии, фармакологии, пропедевтики внутренних болезней.

* «выход» - полученные на занятии знания студент будет использовать при прохождении практики после 5 курса при работе в качестве помощника врача на базе поликлиники, при обучении на 6 курсе, при обучении в интернатуре и ординатуре при ведении больных.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА (ХРОНОКАРТА)

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ – 225 минут.

Учебные вопросы Время. мин
1. Организационные вопросы. Проверка студентов. Сообщение темы занятия.  
2. Вступительное слово  
  Контроль исходного уровня знаний  
4. Самостоятельная работа студентов – курация больного  
5. Педагогический показ – курация больного с анемией  
6. Разбор темы «АНЕМИЯ» на примере курируемого больного: клиника, дифференциальный диагноз методом идентификации и исключения по анемическо синдрому, составление программы обследования больного, плана лечения, составление листа назначения курируемому больному, разбор осложнений  
7. Самостоятельная работа, решение задач  
8. Контроль конечного уровня знаний  
9. Подведение итогов. Задание на дом.  

 


Приложение 1.

 

ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ ТЕМЫ «АНЕМИИ»

               
   
 
I Дифференциальный диагноз
 
 
II Классификация
 
 
III Диагностические критерии
 
 
III Осложнения, ургентные состояния
 
 
   
V Лечение
 
 
   
VI Профилактика, диспансеризация
 

 


 

       
 
VI Военно-врачебная экспертиза
 
Степень годности к военной службе 20

 


Приложение 2

Таблица 1

КЛАССИФИКАЦИЯ АНЕМИЙ

I. Анемии вследствие кровопотерь (постгеморрагические):

1. Острая;

2. Хроническая.

II. Анемии вследствие нарушенного кровообразования:

1. Железодефицитная;

2. Сидероахрестическая.(Связанные с нарушением синтеза или утилизации порфиринов железонасыщенные, сидероахрестические);

3. В 12-дефицитные и фолиеводефицитные – мегалобластные анемии.

4. Гипо- и апластические.

5. Железоперераспределительные.

III. Гемолитические анемии (вследствие повышенного кроворазрушения):

1. Анемии, обусловленные преимущественно внутрисосудистым гемолизом:

Острые:

- токсические,

- инфекционные,

- посттрансфузионные,

- гемоглобинурии (маршевая и холодовая).

Хронические:

- пароксизмальная ночная гемоглобинурия.

2. Анемии, обусловленные внутриклеточным гемолизом:

Наследственные:

- мембранопатии,

- ферментопатии,

- гемоглобинопатии.

Приобретенные:

- аутоиммунные;

- изоиммунные.

4.Метапластические анемии.

5. Анемии смешанного генеза.

Таблица 2

Критерии основных классов анемий.

Критерии хронической железодефицитной анемии:

1.Снижение индексов негемоглобинного железа, ферритина.

2.Увеличение ненасыщенной железосвязывающей способности сыворотки крови.

3.Уменьшение сидеробластов и сидероцитов в костном мозге.

4.Клинические признаки дефицита железа: трофические нарушения кожи, ногтей, волос, слизистых оболочек, зубов, явления пикоцизма.

5.Гипохромия эритроцитов и микроцитоз может свидетельствовать о такой

анемии только при наличии предыдущих показателей

 

Критерии хронической постгеморрагической анемии:

1. Повторяющиеся кровопотери.

2.Критерии железодефицитной анемии.

 

Критерии В12-дефицитной анемии:

1. Анемия гиперхромная, макроцитарная, мегалоцитарная, мегалобластическая,гипорегенераторная.

2.Тельца Жолли, кольца Кебота, базофильная пунктация эритроцитов.

3.Общий макроцитоз клеток.

4.Гиперсегментация ядернейтрофилов.

5.Лейкоцитопения и тромбоцитопения без септического и

геморрагического синдромов.

б.Быстрый эффект от терапии витамина В12.

7.Ретикулоцитарный криз от терапии витамина В12 на 5-7-й день.

 

Критерии гемолитической анемии с внутриклеточным гемолизом:

1. Повышение непрямого билирубина.

2. Ретикулоцитоз.

3. Уробилин в моче.

4. Повышение сывороточного железа, стеркобилина в кале.

5. Эритронормобластическая картина костного мозга.

 

Симптомы внутрисосудистого гемолиза:

1. Дериваты гемоглобина в плазме и моче — гемоглобинемия, гемоглобинурия, гемосидеринурия.

 

Критерии гипо-апластической анемии:

1. В костном мозге - жировая трансформация, опустошение и торможение созревания элементов миелоидного ростка, увеличение немиэлоидных клеток: лимфоцитов, плазмоцитов, ретикулярных клеток.

2.В гемограмме — выраженная гемоцитопения:

а) анемия нормогиперхромная, гипорегенераторная,

б) лейкоцитопения с гранулоцитопенией и относительным лимфоцитозом;

в) выраженная тромбоцитопения.

Клинические РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЛЕЧЕНИЮ АНЕМИЙ. сидероахрестические анемии.

1. Коррекция основного патологического процесса (отмена подозреваемого медикамента, ЭДТА при свинцовой интоксикации и др.);

2. Назначение пиридоксина при некоторых формах (наследственных);

3. Назначение десфериоксиамина при высоком уровне сывороточного железа;

4. Трансфузии эритроцитов по строгим показаниям (выраженная анемия у больных с сопутствующей патологией);

5. Противопоказание к назначению препаратов железа.

 

апластические анемии

1.Устранение выявленной причины (отмена лекарственного препарата, удаление тимомы, лечение вирусных инфекций и т.д.);

2.HLA - типирование родных братьев и сестер, больных с целью подбора донора костного мозга;

3.Трансфузии тромбоцитов при количестве тромбоцитов ниже 10x109/л или при менее глубокой тромбоцитопении, но выраженном геморрагическом синдроме;

4.Трансфузии тромбоцитов от HLA совместимых доноров при профузных кровотечениях;

5.Трансфузии эритроцитов при снижении Нв ниже 70 г/л или при менее глубокой анемии у пожилых и стариков;

6.Нецелесообразны трансфузии компонентов крови от родственников - потенциальных доноров костного мозга;

7.Эффективность антитимоцитарного глобулина и циклоспорина оценивается через 3-6 месяцев;

8.Назначение глюкокортикоидов в качестве монотерапии нецелесообразно;

9.Недоказанная эффективность рекомбинантных препаратов ростковых факторов.

10.Обеспечение условий, предупреждающих инфекционные осложнения.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ

1. По этиологии и патогенезу:

1. Хроническая постгеморрагическая ЖДА, обусловленная наружной потерей крови (мено- и метроррагии, кровотечения из желудочно-кишечного тракта и др.) и кровопотерей в замкнутые полости с последующим нарушением реутилизации железа.

2. ЖДА при повышенном расходе железа:

- при беременности и лактации

- в периоде роста и созревания.

3. ЖДА при недостаточном исходном уровне железа.

4. Нутритивная (алиментарная ЖДА)

5. ЖДА при резорбционной недостаточности железа:

- постгастрорезекционная и агастральная;

- анэнтеральная и энтерогенная.

6. ЖДА при нарушении транспорта железа (гипо- и атрансферринемия)

3. По стадиям:

1. Дефицит железа без анемии (латентная анемия)

2. ЖДА с развернутой клинико-лабораторной картиной заболевания

4. По степени тяжести:

1. ЖДА легкой степени (гемоглобин 110 - 90 г/л);

2. ЖДА средней степени (гемоглобин 90 - 70 г/л);

3. ЖДА тяжелой степени (гемоглобин ниже 70 г/л).

 

Пример диагноза:

Хроническая постгеморрагическая железодефицитная анемия, обусловленная меноррагиями средней степени тяжести. Миома матки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.