Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль профсоюзов в антикризисном управлении




ВОПРОСЫ

 

1. Для реализации каких процедур назначается арбитражный управляющий?

2. Какие личностные качества лежат в основе формирования умений и
способностей специалиста по АКУ?

3. Раскройте сущность и содержание основных ролей менеджера по антикризисному управлению.

4. В каком образовании и какой специальной подготовке нуждается менеджер
антикризисного управления?

Литература

1. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Курс лекций. М.: Знание, 1996.

2. ЕгоршинА.П. Управление персоналом. Н. Новгород. НИМБ, 1997.

3. Короткое Э.М. Концепция менеджмента. М.: ДеКа, 1996.

4. Нормативно-методические материалы о несостоятельности (банкротстве) предприятий: Экономико-правовый бюллетень//Экономика и жизнь. Тематический выпуск 16 (48). М., 1994.

5. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Постатейный комментарий. М.: Статут, 1998.

Лекция 14

Проблематика. Каким образом профсоюзы участвуют в управле­нии? Каковы возможности и цели профсоюзов в антикризисном управлении? Каковы пути и средства достижения социального парт­нерства и какую роль оно играет в антикризисном управлении?

 

Цели и принципы профсоюзного движения и его роль в антикризисном управлении

 

В России история профсоюзного движения начинается с 1905 г. Профсоюзы пережили эпоху мировых войн и мощных социальных потрясений, периоды гонений и времена, когда они были частью государственной машины. За долгие годы своего существования они выработали свод целей и принципов, имеющих универсальную цен­ность. Ныне в своей деятельности они исходят из убеждения, что:

• система наемного труда порождает неизбежные противоречия
между работниками и работодателями, собственниками средств производства. Эти противоречия касаются в первую очередь вопросов организации, условий оплаты и охраны труда, пре­доставления социальных гарантий трудящимся и членам их
семей;

• удовлетворение социально-экономических требований трудя­щихся, защита и обеспечение их прав и интересов могут быть достигнуты более эффективно в результате совместных действий;

• для осуществления своих законных прав и интересов необходимо, чтобы трудящиеся были объединены в профсоюзные организации, которые защищают экономическую свободу и независимость каждого работника и обеспечивают преодоление изначального неравенства сил между наемным работником и работодателем;

• решение социально-экономических задач невозможно без вза­имодействия с государством. Это особенно важно в условиях продолжающегося кризиса.

Политика государства по отношению к профсоюзам отражена в Конституции Российской Федерации, законах «О профессиональ­ных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», а также в Кодексе законов о труде Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране труда, Законе «О занятости населения в Российской Федера­ции».

Профсоюзы выступают одним из гарантов социального мира. Они последовательно добиваются осуществления экономического роста на основе твердой приверженности идеалам социальной спра­ведливости. Этот принцип заложен в документах Организации Объ­единенных Наций, Международной Организации Труда, а также Всемирной встречи на высшем уровне в 1995 г. в Копенгагене, на которой главы правительственных делегаций более 180 стран, вклю­чая Россию, взяли на себя обязательства:

• регламентировать продолжительность рабочего времени;

• осуществлять политику полной занятости и улучшения усло­вий труда;

• гарантировать минимальную заработную плату, обеспечива­ющую удовлетворительные условия жизни;

• распространить социальное страхование на всех, кто в нем нуждается;

• обеспечить охрану жизни и здоровья всех трудящихся;

• признать и реализовать принцип «равная оплата за равный труд»;

• обеспечить реализацию профсоюзных свобод и прав на кол­лективные переговоры;

• обеспечить необходимые службы и меры для защиты благопо­лучия детей и охраны материнства;

• защитить интересы трудящихся-мигрантов;

• организовать профессиональную и техническую подготовку в равных для всех условиях;

• охранять природу и ресурсы.

В советской системе концепция трудовых отношений была не­совместима с господствующей идеологией. В русском языке отсутст­вовала соответствующая терминология. Поэтому неслучайно интерпретация терминов значительно отличалась от принятых в развитых странах Запада. Главная причина видится в том, что трудовые отно­шения подразумевают конфликтность, переговоры и сотрудничество между работниками, работодателями и государственными органами, а также такие акции, как забастовки. Согласно существовавшей тогда концепции трудовых отношений государство (КПСС и прави­тельство), хозяйственные руководители предприятий и профсоюз­ные организации функционируют в полной гармонии.

Трудовые отношения на рабочем месте регулировались не проф­союзами, а органами управления. Теоретически заработная плата и условия труда определялись централизованно, на практике значи­тельным влиянием в этой области пользовались непосредственные руководители. Неформальные переговоры велись, однако, не на кол­лективной основе, а, скорее, на персональном уровне. Таким обра­зом, считалось, что коллективные трудовые споры и конфликты интересов отсутствуют, а забастовки как акции рабочих, противоре­чащие их собственным интересам, — незаконны. Кодексом законов о труде определялись процедуры рассмотрения трудовых споров между работником и администрацией в плане применения законодатель­ных норм.

Между тем это вовсе не означает, что трудовые отношения были гладкие. Конфликты были имманентны системе, но в основном носили скрытый характер. Они иногда приводили к краткосрочным остановкам работы, но обычно охватывали небольшое число работ­ников и гасились непосредственными руководителями. Очень редко прекращение работы распространялось на предприятие в целом. Когда такое случалось, в разрешение конфликта немедленно вклю­чались высшие руководители и партийное руководство. Как правило, против активистов применялись санкции.

Заключались на предприятиях и коллективные договоры. Содер­жание договоров было оговорено трудовым законодательством, и их нельзя считать результатом переговорного процесса между двумя независимыми и автономными партнерами, представляющими раз­личные интересы.

Как в советский период, так и ныне управление — это деятель­ность не только одного администратора или менеджера. В эту сферу вовлечены различные специалисты. Они собирают нужную инфор­мацию, обрабатывают ее, проводят анализ, разрабатывают варианты управленческих решений. Совокупность этих специалистов образует персонал управления. На их плечах лежит груз ответственности за повышение эффективности производства и управления предприятиями, решение организационно-технических проблем и преодо­ление имеющихся трудностей.

Для менеджеров положение усугубляется тем, что они работают с людьми в условиях, характеризующихся отсутствием в стране системы, гарантирующей силой закона предупреждение разрушительных кон­фликтов, удерживающей конфликты в пределах, не подрывающих социальную стабильность. Речь идет о предельном напряжении ре­форм, за границами которого возникает угроза социальной дестаби­лизации.

Создавшаяся социально-экономическая ситуация требует нового подхода к управлению процессами в этой сфере, при котором при­нимаются во внимание неопределенность результатов хозяйствен­ных решений, неизбежные факторы риска. Поэтому все более акту­альной становится проблема защиты не только социально уязвимых слоев населения, но и тех, кто трудится на предприятиях. В совре­менных условиях регулирование трудовых отношений и социальная защита трудящихся стали в центре экономической политики и уп­равления на всех уровнях. И здесь особая роль принадлежит про­фессиональным союзам.

Российское законодательство выделяет ряд прав человека, кото­рые в большей мере могут быть реализованы через профсоюзы. Это, во-первых, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; во-вторых, право на содействие занятости и защиту от безработицы; в-третьих, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального раз­мера оплаты труда; в-четвертых, право на охрану труда и безопас­ность на производстве, благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с работой; в-пятых, право на обучение и повышение квалификации, получение информации, отдых. Таким образом, от позиции профсоюзных ор­ганизаций во многом зависят понимание персоналом целей и поли­тики руководства, использование мастерства и опыта работников, степень удовлетворенности последними качеством трудовой жизни и условиями труда, а также результативность работы предприятий, их выживаемость и конкурентоспособность.

Профсоюзные организации располагают различными средствами для реализации экономических и социальных интересов работников и их защиты. Это — собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование как акции выражения коллективного протеста. Это — заявления, обращения, петиции, выражающие недовольство проф­союзов по конкретным проблемам. Это — забастовки как действенное средство мощного давления на работодателей. Среди этих и других средств защиты интересов работников особое место занимают кол­лективные переговоры и коллективные трудовые споры с использо­ванием механизмов, характерных для этих процедур.

Какое бы средство профсоюзы ни использовали, они опираются при этом на следующие принципы:

• продуманность позиции (начиная коллективные действия, профсоюзы имеют конкретную и понятную для всех участни­ков цель, четкий план и сохраняют готовность вернуться за стол переговоров и пойти на разумный и обоснованный ком­промисс при условии удовлетворения основных требований участников коллективных действий);

• солидарность (только единство большинства трудящихся, их сознательная дисциплина, помощь других отрядов профсоюз­ного движения дают реальный шанс победить в противоборстве с работодателями);

• законность (приступая к коллективным действиям, проф­союзы стремятся не допустить дискредитации профсоюзного движения и, как правило, не поддерживают незаконные заба­стовки и стихийные акции, которые в конечном счете вредят
главным целям);

• гласность (профсоюзы стремятся привлечь общественное мне­ние на сторону участников коллективных действий, широко распространяя информацию о причинах конфликта и требо­ваниях трудящихся).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.