Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Огнестойкость-шмагнестойкость зданий ай вай. 3 страница




Снабжение работников и населения продуктами питания, предметами первой необходимости возлагается на службу торговли и питания сельского района, которая может быть усилена работниками аналогичной службы города, эвакуированной в загородную зону. При этом первые 2 суток люди должны питаться запасами продуктов, привезенных или принесенных с собой. Коммунально-бытовое и медицинское обслуживание также возлагают на местные учреждения сельского района, усиленные работниками соответствующих учреждений эвакуированного города. Эвакуированное население может привлекаться к работе в загородной зоне.

3.5.1.3. Применение СИЗ и медицинских СЗ. Как известно, СИЗ подразделяются на СЗ органов дыхания и кожи. Они могут быть фильтрующего и изолирующего действия, а также заводского изготовления и самодельные, простейшие. Комплекс СЗ можно составить из элементов рабочей и спецодежды (комбинезон, плащ, резиновые сапоги и перчатки, капюшон на голову, противогаз, респиратор, увлажненная повязка на лицо). СИЗ должны подбираться по росту и размеру, особенно это необходимо для противогазов. При этом необходимо учитывать, что фильтрующие противогазы ГО защищают органы дыхания не от всех СДЯВ. Для защиты в зараженной аммиаком, сернистым ангидридом и сероводородом среде применяют промышленные фильтрующие противогазы.

Индивидуальными СЗ медпомощи являются индивидуальные аптечка ИА-1, перевязочный и противохимический пакеты. На каждом из них имеется краткая инструкция по применению. Эти средства предназначены для оказания само- и взаимопомощи при наводнениях, травмах и ожогах, а также для ослабления или предотвращения воздействия ОВ, БВ и ионизирующих излучений.

Работающие обеспечиваются СИЗ централизованно, по предприятиям. Хранение СИЗ организуется в соответствии с требованиями на складах; состояние имущества и условия его хранения регулярно проверяются. Имущество, прошедшее сроки хранения, заменяется новым.

Выдача СИЗ производится специально обученными людьми (звеньями по выдаче СИЗ) на оборудованных пунктах выдачи, где уточняют рост и размер СИЗ.

ВОПРОС 69.

Особенности защиты населения от возможных последствий аварий на АЭС. В зависимости от складывающейся радиоактивной обстановки защита населения обеспечивается выполнением следующих мер: 1). ограничением пребывания на открытой местности (временное укрытие в домах, убежищах, герметизация помещений, отключение вентиляторов, плотное закрытие дымоходов, окон, дверей и т.д.); 2) предупреждение накопления радиоактивного йода в щитовидной железе путем приема внутрь лекарственных препаратов стабильного йода (йодная профилактика); 3). эвакуация или переселение населения; 4) исключение или ограничение потребления с пищей загрязненных продуктов; 5) регулирование допуска в район загрязнения, ограничение передвижения автотранспорта в зоне РЗ; 6) дезактивация людей посредством их санитарной обработки; 7) простейшая обработка продуктов питания (обмыв и прочее); 8) защита органов дыхания заводским (противогазы) и подручными (увлажненными повязками) средствами; 9). перевод сельхозживотных на незагрязненные пастбища или чистые фуражные корма; 10) дезактивация Р3 местности и техники; 11) неотложная медпомощь по общим правилам в зависимости от клинических показаний.

Впервые два месяца после аварии доза внутреннего облучения обусловлена радионуклидами йода и в первую очередь йода - 131. Ведущая мера защиты - неупотребление молока и молокопродуктов от местного скота, перевод его на стойловое содержание и чистый фураж. Особое внимание необходимо уделять детскому контингенту, как наиболее уязвимому от радиации.

В более поздние сроки основную роль в формировании дозы внутреннего облучения начинают играть долгоживущие радионуклиды: цезий - 134 и 137; стронций - 89 и 90; цирконий - 103 и 106; рутений - 103 и 106; церий - 144. Поэтому основной мерой защиты от внутреннего поражения является ограничение потребления молочной, мясной и растительной пищи местного приготовления. Это достигается установлением допустимых уровней загрязнения продуктов, контролем за их потреблением, снабжением привозными продуктами, изменением структур сельхозпроизводства и проведением агротехнических мер по снижению перехода радионуклидов в сельхозпродукцию. Важное значение также имеет йодная профилактика как наиболее эффективный метод защиты щитовидной железы от радиоактивных изотопов йода. Суть ее в приеме внутрь лекарственных препаратов стабильного йода. Максимальный эффект (в 90...100 раз снижается доза облучения щитовидной железы) достигается в случае предварительного или одновременного с поступлением радиоактивного йода приема его стабильного аналога. Если принять препарат стабильного йода через 2 ч, то защитный эффект значительно снижается - в 10 раз, а через 6 ч - в 2 раза. Однократный прием 100 мг стабильного йода (130 мг йода калия) обеспечивает высокий защитный эффект в течение 24 ч.

При угрозе повторных выбросов РВ прием йода производится ежедневно, но не более 10 суток для взрослых и 2 суток для детей и беременных женщин. При этом могут появляться побочные явления в самой щитовидной железе и в других органах. Поэтому следует консультироваться с врачом.

ВОПРОС 73.

Законы и подзаконные акты, управление и контроль по ОТ. Изложение этих вопросов осуществляется поблочно: вначале - о законах и подзаконных актах по ОТ, потом - об управлении ОТ в РФ и ее субъектах и наконец - о контроле за ОТ.

4.1.2.1. Законы и подзаконные акты по ОТ. В Конституции РФ закреплены права человека: ст. 37 - на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; ст. 39 - на гарантированное социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и потери кормильца; ст. 41 - на охрану здоровья и медпомощь. При этом установлено, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с ФЗ.

Конституционные права работника конкретизируются Кодексом законов о труде (КЗоТ) РФ (с изменениями и дополнениями по законам РФ от 25.09.92 и 14.06.95), основными законодательствами РФ об ОТ (с изменениями ФЗ РФ от 14.06.95), законами РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1994 г.) и "О пожарной безопасности" (1994г.)

В развернутом виде законодательные положения по ОТ приводятся в подзаконных актах или НТД по ОТ. Последними являются: 1) стандарты системы стандартов безопасности труда (ССБТ), утверждаемые: ГОСТы - Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт Рф) и Минстроем РФ по вопросам архитектуры и строительства; ОСТы - соответствующими органами федеральной исполнительной власти; стандарты предприятия (СТП) - предприятиями; 2) санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утверждаемые Госкомсанэпидемнадзором РФ и Минздравом РФ; 3) правила устройства и безопасной эксплуатации, правила безопасности (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво- и электробезопасности), утверждаемые соответствующими федеральными надзорами (ФН) РФ; 4) правила по ОТ (ПОТ), утверждаемые: межотраслевые - Минтрудом РФ, а в необходимых случаях согласовываются с соответствующими ФН РФ; отраслевые - отраслевым министерством по согласованию с Минтрудом РФ; 5) инструкции по ОТ (ИОТ), утверждаемые: типовые - отраслевым министерством при согласовании соответствующим профорганом; для работников отдельных профессий - руководителями предприятия по согласованию с соответствующим выборным профорганом; 6) организационно-методические документы (положения, методические указания или рекомендации), утверждаемые (рекомендации - одобряются) соответствующими органами Федеральной исполнительной власти.

^ Особая роль принадлежит ССБТ (ГОСТ 12.0.001-82*), которая устанавливает требования, нормы и правила, направленные на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. ССБТ включает следующие подсистемы (цифра после 12): 0 - организационно-методические стандарты; 1 - стандарты требований и норма (ПДК, ПДУ) по видам опасных и вредных производственных факторов; 2 - стандарты требований безопасности к производственному оборудованию; 3 - стандарты требований к СЗ работающих; 5...9 - резервные.

ГОСТ 12.0.001.-82* устанавливает также СТП в подсистеме "О" ССБТ, которые обязательны только для подразделений и служб предприятия, утвердившего данный стандарт. СТП не подлежит госрегистрации. СТБ по БТ должны разрабатываться на основе стандартов ССБТ и другой НТД по ОТ. Они могут только устанавливать порядок организации: работ по обеспечению БТ на предприятии (в том числе планирование, контроль, обучение и др.), внедрения и контроля за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ и других НТД по ОТ, работ по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности, а также требования к организации обеспечения, эксплуатации, ухода и хранения СЗ работающих. Их согласовывают со службами стандартизации и ОТ, с профкомом предприятия, а также с СЭС, обслуживающей данное предприятие.

Статьи 143 и 145 КЗоТ РФ предусматривают действие правил и инструкций по ОТ. Их разрабатывают с учетом достижений науки, техники, передового опыта организации производства и труда, с соблюдением требований стандартов ССБТ, строительных и санитарных норма и правил, норм безопасности, гигиенических и эргономических нормативов. В ПОТ указывают как общие, так и конкретные требования ОТ к производственным (технологическим) процессам, помещениям, площадкам (для процессов, выполняемых вне помещений), исходным материалам, заготовкам, полуфабрикатам, оборудованию и его размещению, организации РМ, а также к способам хранения и транспортировки исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов и отходов производства. Наряду с этим в ПОТ указывают РТО и требования к профотбору, проверке знания этих правил и применению СЗ, а также ответственность за нарушение данных правил. Их систематически проверяют на соответствие требованиям действующих НТД, но не реже 1 раза в 5 лет. К числу межотраслевых ПОТ относят ПУЭ, ПТЭ и ПТБ, Правила устройства и безопасной эксплуатации [16, 17, 19...24] и др.; отраслевых ПОТ - Правила по ОТ в организации системы Госкомстата СССР [7], Правила безопасности на предприятиях торфяной промышленности и др.

На основании действующих ПОТ производят проверку состояния ОТ на предприятиях соответствующие органы надзора (см. п.п. 4.1.2.4). Если есть недостатки, они предъявляют обоснование и обязательные для работодателей предписания по их устранению, а также обосновывают привлечение виновных к ответственности за нарушение данных правил.

ИОТ разрабатывают как для работников отдельных профессий (электросварщики, станочники, слесари, лаборанты и др.), так и на отдельные виды работ (монтажные, наладочные, ремонтные работы, проведение испытаний и др.). При этом ИОТ для работников, занятых взрывными работами, обслуживанием ЭУ, грузоподъемных машин, котельных установок, сосудов, работающих под давлением, и для других работников, требования ОТ которых установлены ПОТ (утверждены ФН РФ) разрабатываются на основе указанных ПОТ и утверждаются в порядке, установленном этими органами. ИОТ для работников разрабатывают на основе типовых отраслевых инструкций (ТОИ), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации заводов-изготовителей применяемого оборудования, а также в технологической документации предприятия с учетом конкретных условий производства. При отсутствии в отрасли ТОИ разрабатывают ИОТ на основе действующих НТД на данном предприятии с учетом конкретных УТ на данном участке или РМ.

ИОТ разрабатывают руководители цехов (участков при бесцеховой структуре), отделов, лабораторий и других соответствующих им подразделений предприятия. Служба ОТ предприятия осуществляет постоянных контроль за своевременной разработкой, проверкой (не реже 1 раза в 3 года) и пересмотры ИОТ для работников, оказывает методическую помощь разработчикам, содействует им в приобретении необходимых ТОИ и других НТД по ОТ.

Требования ИОТ следует излагать в соответствии с последовательностью технологического процесса и с учетом условий, в которых выполняется данная работа. При этом как в ТОИ, так и в ИОТ для работников должны быть указаны в начале общие требования безопасности, а затем конкретные требования безопасности перед началом работы, во время работы в аварийных ситуациях и по окончании работы.

КЗоТ РФ требует от всех работников обязательного соблюдения ПОТ и ИОТ, а постоянных контроль за их соблюдением осуществляют работодатель и соответствующие органы надзора и контроля (о них см. ниже).

ВОПРОС 74.

Система управления охраной труда (СУОТ) в РФ, ее субъектах и на предприятиях. Она может быть государственной и ведомственной. Первую осуществляют Федеральные и региональные органы исполнительной госвласти: Президент РФ, Правительство РФ, Президент и Правительство республики или Глава администрации края, области и главы администраций городов и районов республики, края или области; вторую - хозорганы: министерство, госкомитет, департамент, АО или предприятие.

СУОТ - это регламентированная НТД совокупность взаимоуязвимых мероприятий ОТ, методов и средство управления, направленных на организацию планомерной деятельности по обеспечению безопасности, сохранению здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Целью СУОТ является обеспечение благоприятных и безопасных УТ на РМ для предупреждения травматизма и профзаболеваний на предприятиях.

Постановлением Правительства РФ от 26.08.95 за № 843 на Минтруд РФ возложено государственное УОТ и созданы при нем Департамент ОТ, Госакадемия ОТ и Общероссийский центр ОТ с филиалами в каждом субъекте РФ. Поэтому Минтруд РФ координирует работу служб ОТ федеральных органов исполнительной власти через Департамент ОТ. В каждом субъекте РФ эту работу осуществляет Управление по труду и социальным вопросам через отдел УОТ. В Тверской области данный отдел занимается: 1) разработкой НТД по ОТ области и информированием о таких документах Федерального уровня; 2). организацией обучения и проверки знаний ПОТ, выдачей разрешений учебным центрам городов и районов на проведение этой деятельности; 3) организационно-методическим обеспечением деятельности администраций городов и районов области, хозяйствующих субъектов по вопросам ОТ; 4) организацией и проведением сертификации постоянных РМ через органы сертификации (Госэкспертиза УТ области, Тверской центр стандартизации, метрологии и сертификации); 5) подготовкой материалов для представления их администрации области, в областную межведомственную комиссию по ОТ, областной фонд ОТ и т.п. Кроме того, отдел по УОТ Тверской области взаимодействует с органами надзора и контроля за ОТ, с областной межведомственной комиссией по ОТ и областным фондом ОТ.

При администрациях городов и районов области созданы отделы труда (с главным или ведущим специалистом по ОТ), которые: 1) оказывают методическую помощь работодателям в разработке и реализации мер по созданию здоровых и безопасных УТ; 2). информируют администрации городов, районов области и областное управление по труду о состоянии ОТ на предприятиях, подотчетных соответствующим администрациям. Они взаимодействуют с учебными центрами и органами сертификации, созданными в районах и городах области, по соответствующим вопросам ОТ.

Постановлением Главы администрации Тверской области от 15.05.94 утвержден состав Межведомственной комиссии по ОТ в количестве 18 чел. под председательством начальника управления по труду и социальным вопросам администрации области. Ее задачей являются рассмотрение вопросов и подготовка предложений по проблемам ОТ Тверской области. В соответствии с Положением о территориальном фонде ОТ (утв. Правительством РФ) создан областной фонд ОТ. Его задачами является создание финансовых ресурсов для: а) финансирования и льготного кредитования мероприятий по улучшению условий и ОТ, проводимых членами фонда; б) оказания финансовой помощи не членам фонда путем предоставления кредитов на цели обеспечения БТ; в) финансирование областных программ по ОТ и улучшению УТ.

Ведомственная СУОТ - это целевая функциональная подсистема управления предприятием со специфическими функциями и задачами (рис. 14). Она охватывает показатели БТ, позволяющие ежемесячно, ежеквартально вести учет и анализ состояния ОТ в каждом структурном подразделении предприятия.

УОТ в этой системе осуществляют: в министерстве или ведомстве - министр и его заместитель; АО - генеральный директор и исполнительный директор по техническим вопросам; на предприятии - директор и главный инженер; в цехах и службах - руководители этих подразделений; в бригадах, сменах - бригадиры, мастера. Организационно-методическую работу по линии СУОТ, подготовку управленческих решений и контроль за их реализацией осуществляет служба ОТ, непосредственно подчиненная работодателю. В этой СУОТ могут участвовать совместные комитеты по ОТ работодателя и профкома, комиссии по ОТ профкома, цеха и уполномоченные по ОТ.

Нормативной основой ведомственной СУОТ являются: Конституция РФ, федеральные и обычные законы о труде, об ОТ и различные НТД по ОТ федерального и регионального уровня (детально см. п.п. 4.1.2.1).

Непрерывный процесс функционирования СУОТ осуществляется статическими (связь между звеньями - РМ, бригада, участок, цех) и динамическими (управляющими) воздействиями. Постоянные воздействия реализуются путем выполнения должностных функций по ОТ административно-техническим персоналом, а периодические воздействия - в виде приказов, постановлений, предписаний и решений.

СУОТ обеспечивает оперативное выполнение 5 функций при решении 10 задач, указанных на рис. 14. Детальная сущность функций и задач излагается в НТД по ОТ субъекта РФ. При этом особое значение играет функция "Стимулирование работы по ОТ". Она направлена на обеспечение заинтересованности работников всех подразделений и служб в обеспечении безопасных и здоровых УТ на РМ. Стимулирование может быть моральным и материальным, а их формы разрабатываются работодателем совместно с профкомом предприятия на основе показателей состояния ОТ - коэффициентов охраны труда (Кот) и условий труда (Кут).

Кот оценивает состояние ОТ в подразделениях и по предприятию. Он вычисляется по формуле:

Кот = (Ксп + Ктбо + Квпр) /3, (30)

где Ксп - коэффициент уровня соблюдения правил и инструкций ОТ работниками; Ктбо - коэффициент технической безопасности производства; Квпр - коэффициент выполнения плановых работ по ОТ.

Значение Ксп = (А - Б) /А, (31)

Где А - общее количество работающих на момент проверки (1 раз в месяц) в подразделении; Б - количество работающих с нарушениями правил и инструкций ОТ.

Величина Ктбц = (Ктбо + К­тбт)/2, (32)

Где Ктбо - коэффициент технической безопасности оборудования; Ктбт - коэффициент технической безопасности технологических процессов. Их определяют 1 раз в квартал или полугодие по каждому оборудованию или технологическому процессу, а затем - по участку, цеху и предприятию, используя формулы

Ктб1 = Тс / То; Ктбу1 = (Ктб1 + Ктб2 +...+ Ктбn)/n;

Ктбп1 = (Ктбу1 + Ктбу2 +... + Ктбуm)/m, (33)

где Ктб1, Ктб2 ,..., Ктбn - коэффициенты технической безопасности оборудования или процессов (1, 2,..., n); Тс - количество требований БТ, соответствующих требованиям стандартов по данному оборудованию или процессу; Тс - общее количество требований БТ по данному оборудованию или процессу; n - количество единиц оборудования или процессов на участке; Ктбу1, Ктбу2, Ктбуm - коэффициент технической безопасности участков (1, 2,..., m) по оборудованию или процессам; m - количество участков в цехе; Ктбп1 - коэффициент технической безопасности цеха № 1.

ВОПРОС 75.

Организационные основы обеспечения ОТ на предприятиях. Они вытекают из обязанностей и прав по ОТ работодателя и работника, которые регламентируются КЗоТом РФ и Основами законодательства РФ об ОТ (далее - Основами). При этом ст. 3 Основ закрепляет признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия. Поэтому согласно ст. 139 КЗоТ РФ основной обязанностью работодателя по ОТ является обеспечение здоровых и безопасных УТ на каждом РМ. Поэтому он обязан внедрять современные средства ТБ, предупреждающие травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профзаболеваний работников. Более детальные обязанности работодателя приведены в ст. 9 Основ. Должностные лица обязаны (ст. 143 КЗоТ РФ) обеспечивать надлежащее техническое оборудование всех РМ и создавать на них УТ, соответствующие требованиям НТД по ОТ. Отсутствие в последних требований по безопасному ведению работ не освобождает их от вышеуказанной обязанности. В таких случаях работодатель должен принять по согласованию с профкомом предприятия меры, обеспечивающие безопасные УТ работников.

Согласно ст. 10 Основ работник предприятия по ОТ обязан: 1) соблюдать нормы, правила и инструкции по ОТ; 2) правильно применять СКЗ и СИЗ; 3) немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом НС, происшедшем на производстве, о признаках профзаболевания, а также о ситуациях, которые создают угрозу жизни и здоровью людей. Чтобы он успешно выполнял эти обязанности, глава 11 Основ указывает гарантии права работника на ОТ, которые обеспечивает государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ. Ниже остановимся на ряде важнейших прав работника, которые в основном реализуют работодатели, ответственные за состояние условий и ОТ на предприятии.

^ Работодатель обязан проводит��обучение и инструктирование работников по ОТ (ст. 144 КЗоТ и 12 Основ) за счет своих средств. Для лиц, поступающих на производство с вредными или опасными УТ, где требуется профотбор, он организует предварительное обучение по ОТ со сдачей экзамена и последующей периодической аттестацией. Все работники предприятий, включая руководителей, обязан проходить обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по ОТ в порядке и в установленные для них сроки. В зависимости от характера и времени проведения инструктаж работающих подразделяют (ГОСТ 12.0.004-90) на вводный, первичный на РМ, повторный, внеплановый и целевой. Вводный инструктаж проводит инженер по ОТ (или лицо, заменяющее его), а остальные виды инструктажа - непосредственный руководитель работ. О проведении каждого инструктажа по программам, указанным в ГОСТ 12.0.004-90, и проверки знаний, полученных при инструктаже, эти работники делают запись в спецжурнале с обязательной подписью инструктируемого. При неудовлетворительной оценке знаний инструктируемого нельзя допускать его к работе. Ему необходимо вновь пройти инструктаж.

Вводный инструктаж проводится со всеми принимаемыми на работу, в том числе и с командированными и прибывшему на производственное обучение или практику; первичный инструктаж на РМ - со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимые из одного подразделения в другое, впервые выполняющими новую работу и командированными, в том числе и с пребывшими на обучение или практику; повторный - не реже чем через 6 месяцев со всеми работающими; внеплановый - при изменении стандартов, правил и инструкций ОТ или технологического процесса, замене или модернизации оборудования или инструмента, нарушении работниками требований БТ, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару; по требованию органов госнадзора за ОТ; при перерывах в работе более 30 (для работ с повышенными требованиями БТ) и 60 (для остальных работ) календарных дней; целевой - с лицами перед производством работ, выполняемых по наряду-допуску, разрешению или другому документу; выполнением разовых работ, не связанных с прямыми их обязанностями, а связанных с ликвидацией последствий аварий, СБ, и катастроф; проведением экскурсии на предприятии или организации массовых мероприятий с учащимися.

На предприятиях следует осуществлять планирование работ по ОТ (важнейшая функция СУОТ), которое может быть перспективное, текущее и оперативное. Оно проводится в соответствии с Рекомендациями по планирования мероприятий по ОТ (утв. постановлением Минтруда РФ от 27.02.95г. за № 11) и предложениями Рострудинспекции и других органов надзора и контроля за ОТ. При этом учитываются результаты анализа причин производственного травматизма и профзаболеваний, экспертизы технического состояния оборудования и данные санитарно-технического паспорта цеха (участка), а также работы по сертификации постоянных РМ на объектах на соответствие требованиям ОТ.

В Рекомендациях определены 26 укрупненных организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий, направленных на реализацию требований НТД по ОТ.

Перспективное планирование работ по ОТ осуществляют в форме плана первоочередных мер по улучшению условий и ОТ по предприятию на ближайшие три года. Текущее планирование ведут на 1 - 2 года в форме плана мероприятий по ОТ, включаемых в виде соглашения по ОТ в коллективный договор. Планирование таких работ ведут служба и комиссия по ОТ или служба ОТ и совместные комитеты (комиссии) по ОТ (см. о них ниже в п.п. 4.1.2.4). Они указывают по каждому мероприятию стоимость работ, сроки и лиц, ответственных за исполнение, а также ожидаемый социальный эффект. Он выражается количеством работников (в том числе женщин), которым улучшают УТ и которых высвобождают с тяжелых физических работ.

Оперативное планирование работ по ОТ ведут на квартал, месяц в Форме планов по цехам и участкам на основе соглашения по ОТ на текущий год, обследований контролирующих органов и т.д. Эти планы согласовывают со службой ОТ, заинтересованными подразделениями и утверждают руководители этих подразделений предприятия.

Мероприятия по ОТ, включенные в соглашение, обеспечиваются соответствующей проектно-конструкторской и технологической документацией. Они финансируются за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в федеральном, республиканском, областном, городском, районном и поселковом бюджете; прибыли (доходов) предприятий, а также их фондов ОТ. Работники предприятий не несут каких-либо дополнительных расходов на эти цели (ст. 17 Основ).

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами (работодателем и профсоюзом или органом, уполномоченным на то работниками предприятия) либо со дня, установленного в соглашении. Контроль за его выполнением осуществляют непосредственно стороны или уполномоченные ими представители, а контроль за правильным использованием средств, направляемых на реализацию мероприятий по ОТ, - федеральные органы исполнительной власти и органы по труду субъектов РФ.

В обеспечении здоровых и безопасных УТ работников большую роль играет паспортизация УТ и аттестация РМ по ОТ, а также сертификация постоянных РМ на соответствие требованиям ОТ. Паспортизация УТ осуществляется в РФ с 1980г. путем составления санитарно-технического паспорта цеха. Он отражает состояние санитарно-гигиенических УТ работников в цехе, выявляет участки или РМ, не удовлетворяющие требованиям НТД по ОТ, а также численность работающих в этих условиях.

В качестве паспортизируемого объекта в цехе принимают производственный участок, который характеризуется одинаковыми УТ для всех работающих. Если участок территориально разобщен или УТ (по воздействию вредных факторов) не являются одинаковыми для всех работающих на этом участке, то в качестве такого объекта может быть принята группа РМ (помещение) в составе этого участка, характеризующаяся идентичными УТ, или отдельное РМ. Эту работу выполняет начальник цеха до проведения паспортизации и затем согласовывает со службой ОТ и с профкомом. К учету принимают РМ, на которых работающие выполняют трудовые обязанности не менее, чем половины смены. По каждому такому объекту в паспорт заносят фактические и нормативные (по ГОСТ 12.1.005-88, 12.1.003-83* и 12.1.012-90) величины уровней шума и вибрации, загазованности и запыленности воздуха, искусственной освещенности, температуры и относительной влажности воздуха (теплый и холодный периоды года). Одновременно указывают источники шума, вибрации, загазованности, пылеобразования и их количество, а также наименование выделяющихся паров, газов и пыли по каждому паспортизируемому объекту. Кроме того, приводится обеспеченность цеха санитарно-бытовыми помещениями.

Такой паспорт заполняется ежегодно в 2 экземплярах в течение 5 лет, один из которых находится у начальника цеха, а второй - в службе ОТ предприятия.

Дальнейшим развитием паспортизации УТ является аттестация РМ по УТ. Она должна проводиться в отрогом соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации РМ по УТ (утв. приказом Минтруда РСФСР и 2 от 08.01.92г.) в сроки, установленные самим предприятием, но не реже 1 раза в 3 года.

Аттестационные комиссии предприятий (в составе руководителей отделов ОТ, УТ, ОТиЗ, главного технолога, начальников цехов, представителей профсоюза, а также медработников и квалифицированных специалистов и рабочих) по каждому учтенному РМ определяют перечень всех опасных и вредных факторов и отражают их в соответствующей карте аттестации данного РМ. Затем путем инструментальных замеров или расчетов и обоснований устанавливают их фактическое значение. К оценке принимают факторы, воздействующие на работника в процессе труда не менее 80% рабочего времени. Оценка УТ проводится с использованием "Гигиенических критериев оценки УТ по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса" (утв. Госкомсанэпидемнадзором РФ 12.07.94г.). Результаты оценки могут быть: 1) РМ по УТ отвечает санитарно-гигиеническим требованиям (т.е. оптимальные или допустимые УТ), когда вредные производственные факторы отсутствуют или фактические их значения в пределах оптимальных или допустимых санитарных норм; 2) РМ относится к вредным или опасным УТ (3 или 4 класс УТ), когда фактическое значение хотя бы одного из этих факторов превышает гигиенические нормативы. При этом в зависимости от величины фактического превышения фактора над нормативным (ПДК, ПДУ) УТ 3 класса относят к первой, второй, третьей или четвертой степени вредности. Для 3 и 4 классов УТ комиссия определяет виды льгот и компенсаций за работу с вредными и тяжелыми УТ (см. выше на с.17) для работников, занятых на аттестуемых РМ, а также разрабатывает мероприятия по улучшению и оздоровлению УТ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.