Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 2. – М.: Генезис, 2001. - 128с




Дополнительная

  1. Теория переходной экономики: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - Гл. 9, 12-13, 15-16, 20.
  2. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.
  3. Гайгер Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика / Пер. с англ. Общая ред. В.А. Исаева. - М.: Инфра-М, 1996. - Гл. 13, 15.
  4. Курс переходной экономики: Учебник / Под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Финстатинформ, 1997. - Гл. 5.1. - 5.2, 5.7, 7.1 - 7.2.
  5. Колодко Г.В. От шока к терапии. Политическая экономия постсоциалистических преобразований // М.:Эксперт, 2000. - Гл. 6-8.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

ГЛАВА 1

1.1. ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ БЕСЕДЫ

Заключительная беседа — основной этап консультирования. В ходе нее психолог отвечает на вопросы, поставленные клиен­том, дает советы, высказывает свою оценку ситуации. Иногда на этом этапе проводится также беседа с ребенком. В некото­рых случаях полезно применение методов экспресс-коррекции, показ тех или иных приемов коррекционной работы родите­лям или учителю.

Начать заключительную беседу с клиентом удобнее всего с описания «психологического портрета» ребенка, полученно­го в результате обследования, наблюдений, анализа жалоб и анамнеза. Начинающему консультанту можно посоветовать сна­чала провести анализ результатов, а потом уже беседовать с кли­ентом. Более опытному специалисту, не боящемуся «раскрывать карты» перед клиентом, присутствие взрослого, обратившегося за помощью, не только не помешает проводить анализ резуль­татов, но, напротив, позволит провести его более эффективно (разумеется, присутствие ребенка недопустимо).

На этом этапе консультирования уместна активная работа с сознанием клиента, в ходе которой психолог популярно изла­гает ему результаты своих действий. Если клиент не разделяет сложившейся у консультанта точки зрения, то бессмысленно переходить к следующему этапу — конкретным рекомендациям по обучению и воспитанию ребенка. Они не будут восприняты и, уж тем более, не будут выполнены. Психолог не может, подоб­но водопроводчику, сказать: «Я вам объяснил причину непола­док, а верить мне или нет — это ваше дело». Задача психолога не сводится к установлению причин, приводящих к трудностям, и формулировке рекомендаций. Консультирование всегда вклю­чает в себя элемент психотерапии. Оно может считаться успеш­ным только тогда, когда психологу удается найти общий язык с клиентом и побудить его предпринять меры, необходимые для решения имеющихся проблем.

Неприятие точки зрения психолога на проблему проявля­ется не только в прямом споре. Очень часто взрослый, выслу­шав консультанта, начинает немедленно интерпретировать его слова, давая объяснения названным причинам неблагополучия ребенка — например, он может ссылаться на влияние генов: «Он весь в отца...» (и, мол, нет смысла с этим бороться). За та­ким поведением взрослого обычно стоит попытка уйти от ре­альной проблемы, обнаженной психологом, снять с себя ответственность, переложив вину за прошлые и будущие не­удачи на некоего анонима (гены, родовую травму, плохой дет­ский сад).

Казалось бы, такое поведение лишено логики: ведь клиент сам обратился за помощью. Однако реальные мотивы обращения нередко бывают совершенно другими. Бывает, что человек стре­мится таким способом продемонстрировать свою добросовест­ность («Смотрите, какая я хорошая мать: как только у дочки возникли трудности, я сразу повела ее к психологу»). Иногда родители обращаются к консультанту по настоянию других чле­нов семьи (например, бабушки) или школьных педагогов, а сами не считают это нужным. Учитель может обратиться к школьно­му психологу «для проформы», чтобы снять с себя ответствен­ность за то, что ребенок не понимает его объяснений. Главная задача консультанта в таких случаях — попытаться вернуть взрослого к осознанию необходимости решать проблему: «Если причины тревожности вашего ребенка кроются в далеком прош­лом, то сейчас они уже не действуют. Поэтому сегодня нам прак­тически все равно, откуда взялась тревожность — от природы или от воспитания. Сейчас для вашего сына главное — изжить свое беспокойство, не дать ему разрастись» (конечно, такое го­ворится в том случае, если первичный источник тревожности сейчас уже не действует). Таким способом консультант может активно, но достаточно мягко отводить любые непродуктивные интерпретации его слов.

Нередко клиент демонстрирует полнейшее согласие с кон­сультантом, спешит заметить: «Да-да, я тоже всегда так и ду­мал» или восхититься: «Ах, как вы правы!» В этих случаях полезно проверить, насколько хорошо он понял то, что ему рассказано. За чрезмерно активной демонстрацией согласия очень часто скрывается непонимание подлинного смысла вы­водов и заключений психолога.

В беседе с клиентом желательно избегать научных терми­нов. Разговор должен быть научным по содержанию, а не по форме. Если же консультант считает важным познакомить кли­ента с какими-либо понятиями, то их значение должно сразу же подробно разъясняться. Полезно заранее выяснить профес­сию клиента и круг его интересов: тогда будет яснее, насколь­ко популярным должен быть язык психолога.

Консультант должен быть готов к тому, что в заключительной беседе могут появиться жалобы, не заявленные клиентом в пер­вичной беседе. Например, при обращении по поводу неуспевае­мости ребенка в первичной жалобе родители и учителя часто не отмечают никаких других трудностей: плохая успеваемость зат­мевает для них все остальное. Лишь в заключительной беседе, когда консультант описывает психологические особенности ре­бенка, всплывают и другие проблемы (нарушения общения, эмо­циональное неблагополучие и пр.). Может оказаться, что материала, собранного в результате психологического обследо­вания, недостаточно для ответа на вновь появившиеся вопросы клиента. В этом случае следует назначить повторную встречу и провести дополнительное обследование.

В зависимости от характера проблемы, рекомендации, да­ваемые клиенту, могут содержать совет о необходимости проведения либо занятий, направленных на коррекцию откло-

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА 5 нений в умственном развитии, либо корректировки поведения ребенка (а чаще — поведения взрослых по отношению к ребен­ку). Рекомендации могут даваться в той же беседе, что началась с анализа психологических особенностей ребенка, а могут быть отложены до следующей встречи. В любом случае, консультант должен прежде всего убедиться, что клиент принял его точку зрения на проблемы ребенка. Свидетельством такого приня­тия могут служить эпизоды из жизни ребенка, которые приводятся взрослым как бы в подтверждение слов психоло­га. Возможны «педагогические прозрения» типа: «Вот теперь, после вашего объяснения, я вдруг понял, почему...» (и дальше следует рассказ о каких-то проблемах, не вошедших в первич­ную жалобу, но теперь получивших разъяснение). Все это свидетельствует о принятии точки зрения консультанта, т. е. о том, что взрослый увидел картину неблагополучия по-ново­му — глазами психолога. Следовательно, он внутренне готов менять что-то в своей жизни, на которую ему удалось взгля­нуть со стороны.

Как уже говорилось, без совмещения точек зрения психо­лога и клиента консультация не может быть результативной. Однако не во всех случаях прав оказывается психолог. Иногда не родители, а он сам под влиянием убедительных аргументов меняет свою исходную гипотезу. Так или иначе, но необходи­мо добиться совпадения позиций по основным вопросам.

Бывает, что трудности в объединении позиций вызваны не­допониманием. В этих случаях психолог должен сформулиро­вать свою точку зрения другими словами, показать, что, в сущности, разговор идет об одном и том же, но на разных язы­ках (в этом случае он выступает как «переводчик»). В своем рас­сказе следует обязательно использовать точные формулировки первичных жалоб, подчеркивая, что в заключении учтено все то, что сказано клиентом. И лишь когда взрослый, обратившийся за помощью, убедится, что его жизненная проблема правильно понята и без искажений представлена в научной интерпретации, консультант может в общем виде сформулировать те шаги, ко­торые помогут преодолеть зафиксированные трудности.

Лучше всего, если конкретные пути реализации общего «пси­хологического рецепта» наметит сам клиент, естественно, при помощи наводящих вопросов и подсказок консультанта, кото­рый оценивает степень реалистичности педагогических планов родителей или учителя. Психологические рекомендации будут тем продуктивнее, чем больше в их разработке участвует кли­ент. Во-первых, только он сам может решить, что на самом деле готов делать, а чего делать не готов. Во-вторых, ощущение че­ловеком того, что выход из собственных затруднений найден им самим, резко повысит мотивацию выполнения коррекционных замыслов.

1.2. УЧЕТ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

В последующих разделах даны общие, схематические реко­мендации по коррекции поведения и развития детей с теми или иными психологическими особенностями. При работе с клиен­том эти схемы должны быть предельно конкретизированы, техники их выполнения должны быть привязаны к опреде­ленным условиям жизни семьи (класса). Давая советы, консультант должен учитывать конкретные жизненные обсто­ятельства и ценностные ориентации семьи. Речь не идет о том, что обстоятельства подобного рода должны восприниматься им как абсолютные границы, выход за которые невозможен. И жизненные условия, и ценностные установки родителей, бе­зусловно, подлежат обсуждению, но в любом случае их необходимо понимать и учитывать. Рассмотрим несколько при­меров.

Предположим, ребенку необходимы коррекционные заня­тия. Рекомендуя способ их организации, полезно узнать, каково материальное положение семьи, позволяет ли оно на­нять ребенку частного педагога. При этом не всегда следует рассматривать материальное положение как безусловную дан­ность. Иногда имеет смысл побеседовать о возможностях перераспределения семейного бюджета. Если вы рассматриваете возможность проведения занятий родителями самостоя­тельно, то нужно удостовериться в том, что их общекультурный уровень (не обязательно совпадающий с образовательным) для этого достаточен и что они могут выделить для занятий доста­точно времени. В любом случае полезно подсказать родителям, где им стоит навести справки о государственных или общест­венных организациях, которые могли бы оказать помощь в проведении занятий.

Вопрос о том, насколько заняты родители, сколько времени они могут и готовы уделять общению с ребенком, встает и во многих других случаях. Скажем, консультант обнаружил яв­ный недостаток общения мальчика с отцом. При этом он по-разному будет строить беседу с родителями, различным об­разом объясняющими недостаток времени для семейного об­щения. Если отец, по его собственным словам, отдает все свое время работе, «чтобы обеспечить ребенку все необходимое», то решение будет одним, если же сын вообще мало его интере­сует, — другим. В первом случае, вероятно, придется остано­виться на вопросе о том, что именно для ребенка наиболее не­обходимо и что для него на самом деле важнее: получить новые кроссовки, которые он требует, или провести часть каникул с папой в походе. Во втором случае подобный вопрос вряд ли уместен. Тут консультанту полезнее при выборе обоснований для своих рекомендаций особо остановиться на сложностях, которые могут возникнуть в дальнейшем в результате пре­небрежения эмоциональными нуждами сына.

Приведем еще один пример. Предположим, ребенку для самореализации полезны занятия изобразительной деятель­ностью. Сообщая об этом, надо сразу же выяснить, какие кружки есть в том районе, где живет семья. Весьма вероятно, что ни консультант, ни родители этого не знают, тогда надо посоветовать родителям собрать соответствующую информа­цию, подсказать, как это сделать. Еще один вопрос, связанный с посещением кружков и секций, это вопрос о том, может ли кто-то сопровождать туда ребенка. Если выяснилось, что со­ответствующий кружок поблизости отсутствует или что по каким-либо причинам не удается обеспечить ребенку его посе­щение, то придется подумать о том, как создать условия для занятий рисованием дома.

Часто случается, что для принятия правильного решения необходимо понимать, как воспринимают родители возможные варианты будущего для своего ребенка. Считают ли они нор­мальным, чтобы по окончании школы он пошел работать, или в качестве единственно приемлемого варианта они видят по­лучение им высшего образования? В какой мере они успели вну­шить свои установки самому ребенку?

Если у ребенка нарушены контакты со сверстниками, то надо узнать, живут ли рядом его одноклассники, есть ли дети его возраста у друзей родителей. Уже затрагивавшийся выше воп­рос о кружках, имеющихся поблизости, возникает и в этом слу­чае, но в более общей форме. В связи с проблемами общения для нас не особенно важно, каково будет общее направление кружка — будет ли это художественная студия, фотокружок или спортивная секция.

Сталкиваясь с необходимостью изменения стиля общения с ребенком в семье, необходимо детально выяснить, кто из чле­нов семьи в какой мере участвует в его воспитании. Например, если взрослый, проводящий с ребенком больше всего време­ни, — это бабушка, то надо быть готовым к тому, что достичь желаемых изменений окажется очень трудно. С возрастом по­вышается ригидность, и пожилому человеку трудно изменить привычный стиль поведения, даже если он хорошо понимает необходимость такого изменения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.