КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 2. – М.: Генезис, 2001. - 128с
Дополнительная
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА ГЛАВА 1 1.1. ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ БЕСЕДЫ Заключительная беседа — основной этап консультирования. В ходе нее психолог отвечает на вопросы, поставленные клиентом, дает советы, высказывает свою оценку ситуации. Иногда на этом этапе проводится также беседа с ребенком. В некоторых случаях полезно применение методов экспресс-коррекции, показ тех или иных приемов коррекционной работы родителям или учителю. Начать заключительную беседу с клиентом удобнее всего с описания «психологического портрета» ребенка, полученного в результате обследования, наблюдений, анализа жалоб и анамнеза. Начинающему консультанту можно посоветовать сначала провести анализ результатов, а потом уже беседовать с клиентом. Более опытному специалисту, не боящемуся «раскрывать карты» перед клиентом, присутствие взрослого, обратившегося за помощью, не только не помешает проводить анализ результатов, но, напротив, позволит провести его более эффективно (разумеется, присутствие ребенка недопустимо). На этом этапе консультирования уместна активная работа с сознанием клиента, в ходе которой психолог популярно излагает ему результаты своих действий. Если клиент не разделяет сложившейся у консультанта точки зрения, то бессмысленно переходить к следующему этапу — конкретным рекомендациям по обучению и воспитанию ребенка. Они не будут восприняты и, уж тем более, не будут выполнены. Психолог не может, подобно водопроводчику, сказать: «Я вам объяснил причину неполадок, а верить мне или нет — это ваше дело». Задача психолога не сводится к установлению причин, приводящих к трудностям, и формулировке рекомендаций. Консультирование всегда включает в себя элемент психотерапии. Оно может считаться успешным только тогда, когда психологу удается найти общий язык с клиентом и побудить его предпринять меры, необходимые для решения имеющихся проблем.
Неприятие точки зрения психолога на проблему проявляется не только в прямом споре. Очень часто взрослый, выслушав консультанта, начинает немедленно интерпретировать его слова, давая объяснения названным причинам неблагополучия ребенка — например, он может ссылаться на влияние генов: «Он весь в отца...» (и, мол, нет смысла с этим бороться). За таким поведением взрослого обычно стоит попытка уйти от реальной проблемы, обнаженной психологом, снять с себя ответственность, переложив вину за прошлые и будущие неудачи на некоего анонима (гены, родовую травму, плохой детский сад). Казалось бы, такое поведение лишено логики: ведь клиент сам обратился за помощью. Однако реальные мотивы обращения нередко бывают совершенно другими. Бывает, что человек стремится таким способом продемонстрировать свою добросовестность («Смотрите, какая я хорошая мать: как только у дочки возникли трудности, я сразу повела ее к психологу»). Иногда родители обращаются к консультанту по настоянию других членов семьи (например, бабушки) или школьных педагогов, а сами не считают это нужным. Учитель может обратиться к школьному психологу «для проформы», чтобы снять с себя ответственность за то, что ребенок не понимает его объяснений. Главная задача консультанта в таких случаях — попытаться вернуть взрослого к осознанию необходимости решать проблему: «Если причины тревожности вашего ребенка кроются в далеком прошлом, то сейчас они уже не действуют. Поэтому сегодня нам практически все равно, откуда взялась тревожность — от природы или от воспитания. Сейчас для вашего сына главное — изжить свое беспокойство, не дать ему разрастись» (конечно, такое говорится в том случае, если первичный источник тревожности сейчас уже не действует). Таким способом консультант может активно, но достаточно мягко отводить любые непродуктивные интерпретации его слов.
Нередко клиент демонстрирует полнейшее согласие с консультантом, спешит заметить: «Да-да, я тоже всегда так и думал» или восхититься: «Ах, как вы правы!» В этих случаях полезно проверить, насколько хорошо он понял то, что ему рассказано. За чрезмерно активной демонстрацией согласия очень часто скрывается непонимание подлинного смысла выводов и заключений психолога. В беседе с клиентом желательно избегать научных терминов. Разговор должен быть научным по содержанию, а не по форме. Если же консультант считает важным познакомить клиента с какими-либо понятиями, то их значение должно сразу же подробно разъясняться. Полезно заранее выяснить профессию клиента и круг его интересов: тогда будет яснее, насколько популярным должен быть язык психолога. Консультант должен быть готов к тому, что в заключительной беседе могут появиться жалобы, не заявленные клиентом в первичной беседе. Например, при обращении по поводу неуспеваемости ребенка в первичной жалобе родители и учителя часто не отмечают никаких других трудностей: плохая успеваемость затмевает для них все остальное. Лишь в заключительной беседе, когда консультант описывает психологические особенности ребенка, всплывают и другие проблемы (нарушения общения, эмоциональное неблагополучие и пр.). Может оказаться, что материала, собранного в результате психологического обследования, недостаточно для ответа на вновь появившиеся вопросы клиента. В этом случае следует назначить повторную встречу и провести дополнительное обследование.
В зависимости от характера проблемы, рекомендации, даваемые клиенту, могут содержать совет о необходимости проведения либо занятий, направленных на коррекцию откло- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА 5 нений в умственном развитии, либо корректировки поведения ребенка (а чаще — поведения взрослых по отношению к ребенку). Рекомендации могут даваться в той же беседе, что началась с анализа психологических особенностей ребенка, а могут быть отложены до следующей встречи. В любом случае, консультант должен прежде всего убедиться, что клиент принял его точку зрения на проблемы ребенка. Свидетельством такого принятия могут служить эпизоды из жизни ребенка, которые приводятся взрослым как бы в подтверждение слов психолога. Возможны «педагогические прозрения» типа: «Вот теперь, после вашего объяснения, я вдруг понял, почему...» (и дальше следует рассказ о каких-то проблемах, не вошедших в первичную жалобу, но теперь получивших разъяснение). Все это свидетельствует о принятии точки зрения консультанта, т. е. о том, что взрослый увидел картину неблагополучия по-новому — глазами психолога. Следовательно, он внутренне готов менять что-то в своей жизни, на которую ему удалось взглянуть со стороны. Как уже говорилось, без совмещения точек зрения психолога и клиента консультация не может быть результативной. Однако не во всех случаях прав оказывается психолог. Иногда не родители, а он сам под влиянием убедительных аргументов меняет свою исходную гипотезу. Так или иначе, но необходимо добиться совпадения позиций по основным вопросам. Бывает, что трудности в объединении позиций вызваны недопониманием. В этих случаях психолог должен сформулировать свою точку зрения другими словами, показать, что, в сущности, разговор идет об одном и том же, но на разных языках (в этом случае он выступает как «переводчик»). В своем рассказе следует обязательно использовать точные формулировки первичных жалоб, подчеркивая, что в заключении учтено все то, что сказано клиентом. И лишь когда взрослый, обратившийся за помощью, убедится, что его жизненная проблема правильно понята и без искажений представлена в научной интерпретации, консультант может в общем виде сформулировать те шаги, которые помогут преодолеть зафиксированные трудности.
Лучше всего, если конкретные пути реализации общего «психологического рецепта» наметит сам клиент, естественно, при помощи наводящих вопросов и подсказок консультанта, который оценивает степень реалистичности педагогических планов родителей или учителя. Психологические рекомендации будут тем продуктивнее, чем больше в их разработке участвует клиент. Во-первых, только он сам может решить, что на самом деле готов делать, а чего делать не готов. Во-вторых, ощущение человеком того, что выход из собственных затруднений найден им самим, резко повысит мотивацию выполнения коррекционных замыслов. 1.2. УЧЕТ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ В последующих разделах даны общие, схематические рекомендации по коррекции поведения и развития детей с теми или иными психологическими особенностями. При работе с клиентом эти схемы должны быть предельно конкретизированы, техники их выполнения должны быть привязаны к определенным условиям жизни семьи (класса). Давая советы, консультант должен учитывать конкретные жизненные обстоятельства и ценностные ориентации семьи. Речь не идет о том, что обстоятельства подобного рода должны восприниматься им как абсолютные границы, выход за которые невозможен. И жизненные условия, и ценностные установки родителей, безусловно, подлежат обсуждению, но в любом случае их необходимо понимать и учитывать. Рассмотрим несколько примеров. Предположим, ребенку необходимы коррекционные занятия. Рекомендуя способ их организации, полезно узнать, каково материальное положение семьи, позволяет ли оно нанять ребенку частного педагога. При этом не всегда следует рассматривать материальное положение как безусловную данность. Иногда имеет смысл побеседовать о возможностях перераспределения семейного бюджета. Если вы рассматриваете возможность проведения занятий родителями самостоятельно, то нужно удостовериться в том, что их общекультурный уровень (не обязательно совпадающий с образовательным) для этого достаточен и что они могут выделить для занятий достаточно времени. В любом случае полезно подсказать родителям, где им стоит навести справки о государственных или общественных организациях, которые могли бы оказать помощь в проведении занятий. Вопрос о том, насколько заняты родители, сколько времени они могут и готовы уделять общению с ребенком, встает и во многих других случаях. Скажем, консультант обнаружил явный недостаток общения мальчика с отцом. При этом он по-разному будет строить беседу с родителями, различным образом объясняющими недостаток времени для семейного общения. Если отец, по его собственным словам, отдает все свое время работе, «чтобы обеспечить ребенку все необходимое», то решение будет одним, если же сын вообще мало его интересует, — другим. В первом случае, вероятно, придется остановиться на вопросе о том, что именно для ребенка наиболее необходимо и что для него на самом деле важнее: получить новые кроссовки, которые он требует, или провести часть каникул с папой в походе. Во втором случае подобный вопрос вряд ли уместен. Тут консультанту полезнее при выборе обоснований для своих рекомендаций особо остановиться на сложностях, которые могут возникнуть в дальнейшем в результате пренебрежения эмоциональными нуждами сына. Приведем еще один пример. Предположим, ребенку для самореализации полезны занятия изобразительной деятельностью. Сообщая об этом, надо сразу же выяснить, какие кружки есть в том районе, где живет семья. Весьма вероятно, что ни консультант, ни родители этого не знают, тогда надо посоветовать родителям собрать соответствующую информацию, подсказать, как это сделать. Еще один вопрос, связанный с посещением кружков и секций, это вопрос о том, может ли кто-то сопровождать туда ребенка. Если выяснилось, что соответствующий кружок поблизости отсутствует или что по каким-либо причинам не удается обеспечить ребенку его посещение, то придется подумать о том, как создать условия для занятий рисованием дома. Часто случается, что для принятия правильного решения необходимо понимать, как воспринимают родители возможные варианты будущего для своего ребенка. Считают ли они нормальным, чтобы по окончании школы он пошел работать, или в качестве единственно приемлемого варианта они видят получение им высшего образования? В какой мере они успели внушить свои установки самому ребенку? Если у ребенка нарушены контакты со сверстниками, то надо узнать, живут ли рядом его одноклассники, есть ли дети его возраста у друзей родителей. Уже затрагивавшийся выше вопрос о кружках, имеющихся поблизости, возникает и в этом случае, но в более общей форме. В связи с проблемами общения для нас не особенно важно, каково будет общее направление кружка — будет ли это художественная студия, фотокружок или спортивная секция. Сталкиваясь с необходимостью изменения стиля общения с ребенком в семье, необходимо детально выяснить, кто из членов семьи в какой мере участвует в его воспитании. Например, если взрослый, проводящий с ребенком больше всего времени, — это бабушка, то надо быть готовым к тому, что достичь желаемых изменений окажется очень трудно. С возрастом повышается ригидность, и пожилому человеку трудно изменить привычный стиль поведения, даже если он хорошо понимает необходимость такого изменения.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |