Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различные формы самопредъявления




УХОД ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНКАПСУЛЯЦИЯ

Основные направления рекомендаций таковы. Во-первых, активное воображение ребенка надо развернуть во внешней форме, направить его на решение реальных творческих задач. Во-вторых, в этой реальной продуктивной творческой деятель­ности ему необходимо сразу обеспечить эмоциональное под­крепление, внимание, ощущение успеха.

Если при хронической неуспешности не имеет значения, где именно ребенку удастся обеспечить успех, то при уходе от де­ятельности и психологической инкапсуляции нужна такая сфеpa, которая удовлетворит, насытит фрустрированную потреность демонстративного ребенка во внимании к себе.

Наиболее показаны занятия изобразительным искусством, литературой (сочинительство). Желательно, чтобы они осуществлялись в группе (кружок, студия). К сожалению, музыкаль­ная школа (в существующем виде) обрекает ребенка на годы технических упражнений и едва ли может удовлетворить его потребность во внимании, в признании его успехов. Если для материализации детского воображения выбирать музыку, то следует поискать особые формы — типа семейного музициро­вания, домашних концертов с использованием инструментов, не требующих безупречного владения техническими навыками.

Первичный поиск области самореализации для ребенка с уходом от деятельности психолог предпринимает вместе с ро­дителями. Если они отрицают наличие у своей дочери или своего сына каких-либо художественных способностей, то можно рекомендовать занятия абстрактной живописью. После показа репродукций или, что еще лучше, картин на выставке, после того как ребенок убеждается, что такая вещь как абстрактная живо­пись действительно существует и пользуется общественным признанием, ему предлагается самому попробовать создать не­что подобное. Рисование абстракций на больших листах бумаги (лучше — цветной) гуашью, широкой кистью «обречено на ус­пех». Яркие декоративные рисунки вообще хорошо удаются детям, а детям с развитым воображением (как при уходе от де­ятельности) — особенно. «Шедевры» обязательно следует вывешивать для украшения квартиры и с гордостью показывать всем, кто приходит в дом. Они действительно красивы, а глав­ное, нет никаких критериев для строгой оценки и уж тем бо­лее — для осуждения.

Прежде всего, к детям с разными формами самопредъявле­ния полностью применимы все «симптоматические» рекомендации, относящиеся к повышенной демонстративности. Одна­ко имеются и дополнительные специфические моменты.

При негативном самопредъявлении основной принцип об­щения с ребенком — это четкое распределение, регуляция вни­мания к нему по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Здесь главное — заме­чать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается привлечь к себе внимание хулиганс­кими выходками. Если же начинаются такие выходки, то лю­бые замечания надо свести к минимуму.

Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмо­циональных реакций, ибо их-то ребенок и добивается. Активно-эмоциональное отношение к проделкам демонстративного «негативиста» — это фактически не наказание, а поощрение, под­крепляющее асоциальные способы привлечения взрослых. Если на него накричат и натопают ногами, то он расценит это как свое большое достижение. Если же еще и дадут подзатыльник в серд­цах — это уже явная победа над педагогическими принципами взрослых, да и над ними самими. Основной способ наказать «не­гативиста» за его проделки — это лишить его общения. А главная награда — это любящее, открытое, доверительное общение в те минуты (часы), когда ребенок спокоен, уравновешен и делает то, что надо (или, по крайней мере, то, что можно).

Если проступок настолько серьезен, что оставить его без вни­мания невозможно, то наказание должно быть предельно безэмо­циональным. Например, если ребенок хочет смотреть телевизор — выключить его, вынуть шнур или предохранитель и спрятать, ска­зав только: «До завтра смотреть телевизор не будешь», а затем не обращать внимания на все крики о том, что он «заставит отдать шнур», «разобьет и выбросит телевизор» и т. п.

Взрослые должны быть готовы к тому, что в первое время изменение стиля общения приведет, скорее всего, не к сниже­нию, а к взрыву негативизма. На этом этапе ребенок обнару­живает, что средства, с помощью которых он до сих пор добивался внимания, вдруг перестали действовать. Первое, что он пытается сделать, — это «проломить стену лбом»: усилить те средства воздействия на взрослых, которые до сих пор были столь эффективны.

Очень важно помнить, что ребенка с высокой демонстративностью ни в коем случае нельзя оставлять вообще без внимания. Он обязательно найдет те или иные способы его привлечения, и они могут оказаться гораздо хуже, чем все, что было до тех пор. Внимание, заинтересованность, эмоционально насыщенное обще­ние, — все это должно быть предоставлено ребенку в те (возмож­но, редкие) промежутки времени, когда он ведет себя хорошо или хотя бы несколько лучше, чем обычно. Скандал, устроенный им пять минут назад, должен быть забыт, как будто его и не было.

Итак, во время скандала — холодность и равнодушие, чуть позже — тепло и внимание. Только ни в коем случае не следу­ет устраивать сцен примирения, прощения и т. п., иначе может закрепиться ритуал: скандал — примирение. Прежние наруше­ния должны быть именно забыты, они больше не должны ни вспоминаться, ни обсуждаться. Бели за них было наложено какое-либо наказание, то оно не должно отменяться (разве что ребенок совершит уж совсем выдающийся подвиг — например, по собственной инициативе вымоет полы в квартире).

Если у ребенка имеется психологический синдром позитив­ного самопредъявления, но в отдельных сферах (например, в семейных отношениях) самопредъявление негативно, то под­ход к нему в таких случаях должен быть тем же самым.

Подобный же подход применим и к ребенку с демонстратив­ным нигилизмом. Главное, что тут требуется от родителей, — это не придавать значения проявлениям подростка, рассчитан­ным на эпатирование окружающих. Если его провокации будут оставлены без внимания, то со временем они прекратятся.

5.4. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ И ОТВЕРЖЕННОСТЬ

Рассмотрим принципы преодоления социальной дезориен­тации на примере работы с Борей Р.

С Борей в течение года проводилась психокоррекционная работа. Главное, что было ему необходимо, — это научиться соотносить между собой разные социальные нормы по степени их значимости. Важнейшая роль в этом принадлежит родителям. На первом этапе они должны были полностью прекратить любые наказания и замеча­ния за мелкие проступки, но неукоснительно пресекать (и наказывать) серьезные. Лишь убедившись в том, что наиболее грубые нарушения норм полностью прекрати­лись, можно было делать следующий шаг. Однако, как часто бывает в подобных случаях, они и сами недостаточ­но отдавали себе отчет в том, какие нарушения можно считать мелкими, а какие должны быть признаны серьез­ными. Пришлось не одну встречу посвятить разбору как конкретных жизненных ситуаций, так и общих вопросов о том, что представляет собой меньшее зло: обман или воровство? драка или грубые слова? нежелание убирать свои вещи или склонность портить чужие?

Папа утверждал, что все это плохо. О каких оттенках тут можно говорить? Пришлось обратиться к уголовно­му кодексу: все перечисленные в нем преступления пло­хи, но все же они очень сильно различаются по тяжести. Так же и детские проступки: например, обманывать пло­хо, но все же лучше, чем воровать.

Подобную же работу психолог проводил с самим Бо­рей, но конечно, ее формы были совсем другими. Вот при­мер одного из специальных занятий, направленных на иерархизацию норм (т. е. соотнесение их по важности и значимости). По просьбе психолога Боря нарисовал не­скольких мальчиков: «очень хорошего», «довольно хоро­шего, но не самого хорошего», «среднего, обычного», «плохого, но не очень» и «очень плохого». Затем нача­лось обсуждение поведения каждого из них:

- Что такого делает этот мальчик, из-за чего его мож­но назвать очень хорошим?

- Он не крадет вещи.

Конечно, нет. И все-таки то, что он никогда не ворует, еще не значит, что он очень хороший. Наверное, это ты сказал не про очень хорошего, а про среднего, обычного.

На таких занятиях мальчик с помощью психолога чет­ко определял градации (степень положительности или отрицательности тех или иных поступков). Нередко так­же обсуждались так называемые моральные коллизии — вопросы о том, можно ли нарушить то или иное правило в той или иной ситуации.

Можно ли проехать на красный свет, если очень то­ропишься? А если не просто торопишься, а опаздыва­ешь на работу? А если от этого зависит жизнь человека? При таких обсуждениях приходится постоянно помнить, что моральные нормы и нормы закона не всегда совпа­дают. Обсуждения проводились именно с точки зрения морали.

Через некоторое время наиболее грубые нарушения правил у Бори прекратились. Обрадованные родители ре­шили, что теперь уже они смогут «одним махом» прекратить все оставшиеся негативные проявления. При­шлось их разочаровать. Даже на этом — довольно позднем — этапе работы нельзя хвататься за все сразу. Надо выбрать какую-то одну область и сосредоточить уси­лия на ней (опять же, оставляя пока без внимания все прочие нарушения). Так, шаг за шагом, удается постепенно ввести поведение ребенка с социальной дезориентацией в нор­мальные рамки.

Предотвращение этого психологического синдрома строит­ся на тех же принципах, что и его коррекция. Главное усло­вие — это естественное соответствие между тяжестью совершаемых ребенком проступков и следующего за ними на­казания. Если наказание определяется не степенью вины, а на­строением родителей или учителя, то детям трудно разбираться в «устройстве» социальной жизни. Гиперактивный ребенок не­редко оказывается в ситуации постоянного наказания, так как не проходит часа, чтобы он не совершил чего-либо недозволен­ного. Из этого следует только один вывод: все мелкие наруше­ния должны оставляться без внимания и уж, во всяком случае, не должны влечь за собой наказания.

Социальная дезориентация поддерживается нарушениями общения со сверстниками, поэтому и в этом случае будут по­лезны «симптоматические» рекомендации по налаживанию такого общения.

Как мы видим, психологический синдром социальной дезо­риентации вполне можно преодолеть. Еще лучше, если удалось не допустить его возникновения. Как и при других психологи­ческих синдромах, главное — это не поддерживать порочный круг, при котором наше собственное поведение усиливает бес­покоящие нас проявления в поведении детей. А для этого важ­но перенести центр тяжести с наблюдений за ребенком на наблюдения за своими собственными (родительскими, учитель­скими и т. п.) реакциями.

Рекомендации по преодолению психологического синдро­ма отверженности в принципе таковы же, как и при социаль­ной дезориентации. Однако в этом случае индивидуальной работы с ребенком и рекомендаций, даваемых его родителям, обычно оказывается недостаточно. При отверженности наи­более эффективна групповая работа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.