Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения. Разработанная академиком А




Концепция.

Разработанная академиком А. В. Петровским и его научной школой, к которой принадлежу и я, и ставшая традиционной, идея опосредствования межличностных отношений совместной деятельностью как идея объединения отдельных индивидов в группу (специфический субъект психологического познания) посредством совместной деятельности, представляется теоретически важной и практически значимой. В наибольшей степени теория деятельностного опосредствования межличностных отношений А. В. Петровского соответствует процессам групповой динамики в трудовых коллективах.

Однако с точки зрения системной концепции психики очевидно, что межличностные отношения могут быть опосредствованы не только совместной деятельностью, но и общими потребностями и мотивами, а также общим психическим образом достижения цели. Эти положения несколько усложняют представления о межличностных отношениях в группе, но делают их более реальными. Каждый человек из собственной практики может припомнить отношения в реальной малой группе, где межличностные отношения, объединяющие одних членов группы, были опосредствованы преимущественно совместной деятельностью, отношения других членов группы — общими мотивами, отношения третьих — общим представлением о цели и способе ее достижения. Можно было бы изобразить эти опосредствования в виде схемы, где у одних индивидов в основном совпадают элементы деятельности в системном представлении их психики, у других — элементы образа, у третьих — элементы потребностей и мотивов, однако такая схема была бы чересчур громоздкой и не выполняла бы своей основной функции — наглядности. Выделение только одного из элементов психики, способного опосредствовать межличностные отношения, например деятельности, привело бы к разрушению системного понимания психики.

Более детальный анализ возможности развития системной концепции психики на область межличностных отношений относится, скорее, не к предмету общей, а к предмету социальной психологии.

Системная концепция психики не противоречит тем социально-психологическим концепциям, которые уже были разработаны отечественными или зарубежными психологами.

Заключение.

Всем, кто интересовался историей отечественной психологии известно, что, начиная с середины 20-х годов, отечественная психология резко отвернула от курса, принятого психологами во всем остальном мире. Психология в нашей стране в отличие от физики, химии, биологии и т. д., вместе с ней переживших период партийной идеологизации, но впоследствии все-таки вернувшихся на путь общемирового развития, до последнего времени оставалась советской психологией, в отличие от буржуазной.

Разработка системной концепции общей психологии актуальна, как попытка создания деидеологизированной психологической концепции. Научный критический анализ непоколебимых ранее догм, на которых базировалась советская психология, представляется чрезвычайно актуальным. И хотя сейчас уже всем понятно, что разработка деидеологизированной концепции крайне актуальна, такая концепция до сих пор не была разработана.

Пришло время, когда стала очевидной необходимость независимо от желания или нежелания конкретных психологов критически пересмотреть тот научный багаж, который скопился в отечественной психологии после 1917 г. и который за это время ни разу не пересматривался. При этом, было бы неверным критиковать и отвергать «старое», не предложив взамен ничего «нового». Системная концепция психики и общей психологии как раз и может являться тем новым, что позволяет рассматривать ее как альтернативу традиционным отечественным общепсихологическим положениям.

Разработка деполитизированной, свободной от партийной идеологии психологической концепции непременно сталкивается с проблемой отношения к философской теории — диалектическому материализму, с проблемой отношения к так называемой «ленинской теории отражения», которая занимает ключевое место в советской психологии, и с проблемой отношения к «теории деятельности», занимающей монопольное положение в отечественной психологии, которую разработчики старались в максимальной степени приблизить к положениям и диалектического материализма и ленинской теории отражения.

Пройдет, вероятно, еще много лет, пока отечественная психология освободится от засилья какой бы то ни было теории, принадлежащей другой науке и научится избегать политических и партийно-идеологических влияний, а ученые-психологи будут считать дурным тоном разработку идеологизированных научных теорий. Научный критический анализ непоколебимых ранее догм, на которых базировалась советская психология, представляется чрезвычайно актуальным и будет оставаться актуальным все эти годы.

Психология, которая при грубом, дихотомическом делении наук на естественные и гуманитарные оказывается ближе к естественным, не должна в такой большой степени зависеть ни от философии, ни от идеологии. В биологии, например, в отличие от психологии, вряд ли придется подвергать сомнению и возможному пересмотру основные научные теории, а также переписывать все учебники и справочники из-за того, что в стране изменилась партийная идеология, а до крайности идеологизированная марксистско-ленинская философия утратила статус государственной.

Разработка системной концепции общей психологии актуальна не только как попытка создания деидеологизированной психологической концепции, но и как стремление нарушить монопольное существование теории деятельности в отечественной психологии, сдерживающей развитие других отечественных психологических концепций.

Безусловно, психика настолько сложна, что позволяет найти подтверждение любой теории, однако системная концепция психики и общей психологии отличается от других концепций и теорий тем, что она:

— рассматривает психику как открытую функциональную систему управления жизнедеятельностью индивида, имеющую в качестве образующих ее элементов психические явления и процессы, связанные между собой прямыми и обратными связями, что заставляет по-новому взглянуть на психологическое содержание некоторых психических явлений и процессов;

— задает логику изучения общей психологии;

— полностью деполитизирована и независима от любой партийной идеологии;

— не базируется ни на одной из философских теорий, хотя при желании в ней можно найти связь с любой из них;

— считает термин «отражение» удачным только для некоторых познавательных психических процессов, не распространяя ленинскую теорию отражения на все психические явления и процессы;

— рассматривает деятельность как один из элементов функциональной системы управления жизнедеятельностью индивида, не ориентируясь на отечественную теорию деятельности.

Теоретическая и практическая значимость концепции состоит в том, что она предлагает совершенно новый подход к пониманию психики и позволяет создать новую деидеологизированную программу обучения по курсу общей психологии, увязав содержание различных ее разделов друг с другом, следуя логике самого предмета психологии, что, в конечном счете, ведет к появлению специалистов-психологов новой формации, решающих многие практические проблемы, явно или имплицитно исходя из новой концепции общей психологии. Таким образом, системная концепция общей психологии, как и любая другая концепция общей психологии, может иметь огромное теоретическое и практическое значение и в настоящее время и в перспективе развития психологии. Общенаучное значение системной концепции психики состоит в том, что она является более общей, унифицированной по отношению к психоанализу, гештальтпсихологии и бихевиоризму и, в большей степени, чем эти теории, реализует целостный поход к психике.

Основные положения системной концепции:

Психика — открытая система самоуправления целенаправленной жизнедеятельностью, присущая живому организму (см. рис. 1).

Психика, понимаемая как система самоуправления целенаправленной жизнедеятельностью организма, имеет свою внутреннюю, присущую ей логику и может рассматриваться как с точки зрения функционирования отдельных элементов системы и их взаимосвязи, так и с точки зрения функционирования системы в целом.

Психология — наука о самоуправлении целенаправленной жизнедеятельностью организма.

Психология как наука, имеющая свой предмет, базируется на своей собственной аксиоматике и для собственного развития не нуждается в привлечении основополагающих принципов других наук — философии, социологии, биологии и т. д., но как одна из наук о человеке связана с другими науками межпредметными связями.

Основные принципы системной концепции общей психологии:

1. Принцип системности: психические процессы связаны друг с другом прямыми и обратными связями как элементы открытой функциональной системы.

2. Принцип развития психики: психика, понимаемая как открытая функциональная система, всегда избыточна при самоуправлении целенаправленной жизнедеятельностью и поэтому сама порождает новое содержание жизнедеятельности.

3. Принцип единства сознания и бессознательного: функционирование любых психических процессов как элементов единой системы, а также психики в целом, может управляться как с помощью сознания — активности психики, специально направленной на контроль функционирования психики, так и бессознательно, непреднамеренно, непроизвольно, автоматически, при этом сознательное и бессознательное могут быть поняты как два параллельных контура управления.

Общая психология как наука может быть структурирована в соответствии с внутренней логикой психики, обусловленной ее системным характером и поэтому концепция психики является одновременно и концепцией общей психологии.

Развитие психики обеспечивается открытостью системы самоуправления целенаправленной жизнедеятельностью, присущей живому организму и избыточностью функционирования каждого элемента этой системы (см. рис. 3).

Способности — динамический аспект развития психики. Высокие общие способности — это высокая динамика общего гармоничного развития психики; высокие специальные способности — это высокая динамика развития психики в одной определенной сфере.

Сознание — особое свойство психики, специально направленное на самоконтроль жизнедеятельности индивида, в том числе — на контроль функционирования самой психики. Сознательное и бессознательное — два параллельных контура управления жизнедеятельностью индивида, которые связаны друг с другом и могут функционировать совместно друг с другом, используя отдельные элементы друг у друга или отдельно друг от друга, причем сознание контролирует функционирование отдельных элементов психики и их взаимосвязи, а также психики в целом, а бессознательное — обеспечивает автоматическое, неконтролируемое, непроизвольное, неосознаваемое функционирование психики (см. рис. 4). Терминами сознательное и бессознательное, сознание и несознание условно очерчиваются только крайние границы функционирования психических процессов, которые характеризуются большей или меньшей осознанностью.

Функционирование психики как открытой системы самоуправления целенаправленной жизнедеятельностью, может быть проанализировано с точки зрения функционирования отдельных элементов психики и их взаимосвязи (см. рис. 5).

Функция потребностей и мотивов как одного из элементов функциональной системы — психики, состоит в целеполагании и активизации психики для достижения цели. С точки зрения системной концепции психики потребности и мотивы выступают как один из элементов функциональной системы самоуправления жизнедеятельностью — психики, связанный с другими элементами психики, включая деятельность, как прямыми, так и обратными связями. Именно в этом случае мотив выступает одновременно и как причина активизации психики, и как предмет, на который направлена деятельность индивида (см. рис. 5).

Функция внимания, обусловлена открытостью и избыточностью психики, что, с одной стороны, является важнейшим условием развития психики, но, с другой стороны, создает помехи для достижения конкретной цели. В соответствии с системной концепцией психики основная функция внимания состоит в том, чтобы из множества возможных целей, имеющихся у индивида, зафиксировать психику на такой иерархии целей, в которой наиболее актуальная цель занимает высшую позицию и сохранять фиксацию психики до тех пор, пока данная цель остается наиболее актуальной (см. рис. 5).

Функция ощущений и восприятия как элемента функциональной системы состоит в получении (отражении) с помощью органов чувств информации, необходимой для формирования психического образа, адекватного цели и способу ее достижения. В соответствии с системной концепцией психики ощущение и восприятие рассматриваются как неосознаваемый и осознаваемый аспекты одного и того же процесса — психического отражения, причем ощущение — непроизвольный, неосознанный процесс отражения в то время как восприятие — осознанный, произвольный процесс отражения. По отношению к вполне осознаваемому восприятию, и ощущение и субсенсорное восприятие (подпороговые ощущения) выступают как неосознаваемое с различными уровнями осознания, а именно ощущение несколько более осознанно, чем субсенсорное восприятие или подпороговые ощущения (см. рис. 5).

Функция эмоций и мышления состоит в оценивании, выработке чувственного (эмоционального, непосредственного, неосознаваемого) или рационального (опосредствованного знаниями, осознаваемого) отношения к различным аспектам психического образа, сформированного под воздействием потребностей и мотивов и направленного на достижение цели, состоящей в удовлетворении потребностей и мотивов. В соответствии с системной концепцией психики эмоции и мышление рассматриваются как неосознаваемый и осознаваемый аспекты одного и того же элемента психики — элемента психического отношения, причем если сам процесс мышления неосознан при осознанности остальных аспектов мышления, то можно говорить об инсайте, внезапном озарении; если процесс мышления осознан — можно говорить о воображении (см. рис. 5).

Функция деятельности состоит в том, чтобы с помощью целенаправленной активности достигнуть цели, состоящей в удовлетворении определенных потребностей и мотивов. Специфической предметной практической деятельностью является речь, основная цель которой состоит в удовлетворении потребности в общении (см. рис. 5).

Функция памяти состоит в осознанной и неосознанной координации функционирования всех элементов психики и достижения цели индивида. В соответствии с системной концепцией психики память является центральным элементом системы самоуправления жизнедеятельностью индивида — психики, единственным непосредственно связанным со всеми остальными элементами системы. Все другие элементы системы последовательно связаны друг с другом в систему с обратной связью, и поэтому каждый элемент системы непосредственно связан только с предыдущим и с последующим элементами; с остальными элементами они связаны опосредствованно, через другие элементы системы, в частности через память (см. рис. 5).

К предмету общей психологии, несомненно, относится изучение проявлений функционирования психики как системы. В соответствии с системной концепцией психики можно выделить, во-первых, индивидуальные и, во-вторых, личностные, в том числе и характерные (типические) проявления психики как системы в зависимости от того, какой из аспектов психики подвергается анализу.

Если производится количественный психологически-бессодержательный анализ психики, в том числе и анализ динамических особенностей психики, используют понятия темперамента и индивидуальных свойств психики — таких свойств, которые нейтральны, индифферентны, безразличны по отношению к социальным проявлениям психики и обусловлены количественным своеобразием функционирования отдельных элементов психики — психических процессов, таких как мотивированность психики, внимание, ощущение и восприятие, эмоции и мышление, деятельность, память и количественным своебразием функционирования психики как системы в целом.

Если производится анализ психологически-содержательных проявлений психики, используют понятия личности и личностных свойств — таких свойств, которые обнаруживаются в межличностном общении и взаимодействии с другими индивидами и для которых своеобразие темперамента выступает как определенная возможность для социально-психологических проявлений психики. При этом, если проводится анализ типических социально-психологических проявлений личности, используют понятия характера и характерных свойств и проявлений личности. Одним из типичных, характерных проявлений личности является воля.

Цитированная литература:

1. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. /А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; Под ред. А. В. Петровского. 3-e изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 464 с.

2. Психология: Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

Использованная литература.

При подготовке монографии использовалась научная литература, содержащаяся в Государственной научной библиотеке Российской федерации, г. Москва, Донской государственной публичной библиотеке, г. Ростов-на-Дону, Научной библиотеке Ростовского государственного университета:

— учебники, учебные пособия, курсы лекций и т. д. по общей психологии;

— научная литература, рекомендованная учебниками, учебными пособиями, курсами лекций и т. д. для изучения курса общей психологии;

— научная литература, рекомендованная для подготовки к кандидатским экзаменам по специальности 19. 00. 01 — общая психология и по специальности 19. 00. 05 — социальная психология.

Приложение. Примерный учебно-тематический план и программа по общей психологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.