Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сергиев Посад




О городе

Город назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России

монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. - в

Загорск, в честь революционера В. М. Загорского.

Но в 1991 г. городу наконец было возвращено историческое название.

Начало городу положил Троицкий монастырь. Слава Преподобного Сергия и

основанного им монастыря влекли к обители иноков и богомольцев. Постепенно

вблизи монастыря стали селиться и крестьяне. Первыми поселениями, ставшими

основой будущему городу, были села Кокуево, Панино и Клементьево.

Троицкий монастырь всегда был крупным землевладельцем. Принадлежавшие

монастырю земли имели большие государственные льготы, что способствовало

развитию торговли и ремесел. На территории вокруг монастыря постепенно

создавались слободы мастеровых людей. Так появились Иконная и Поварская,

Конюшенная и Тележная, Пушкарская и Стрелецкая слободы.

В 1782 г. слободам и селам был

присвоен статус посада и название «Сергиевский». Капитальное строительство в

городе вела в основном только Лавра. Поблизости от монастыря были построены

монастырские гостиницы, богадельни, лавки, доходные дома и т. д. Такому

строительству способствовал приток богомольцев, возросший в связи с постройкой

благоустроенного шоссе (1845) и открытием железной дороги (1865) между Москвой

и Сергиевым Посадом. Экономическая жизнь города также находилась в

зависимости от нужд монастыря. В связи с большим спросом у паломников на

предметы религиозного культа здесь было развито производство крестов,

подсвечников, икон и т.д.

Но наибольшую популярность завоевала сергиевская игрушка. Недаром Сергиев

Посад называли «столицей потешного царства». Купить игрушку у стен Лавры -

значит совершить богоугодное дело. Ведь сам Преподобный Сергий резал игрушки

на потеху ребятишкам. Монастырь не отставал от местных промышленников.

Монахи в XIX веке развивали широкую хозяйственную деятельность: были созданы

собственные предприятия - кирпичный завод, бумажные фабрики, типография. Эти

заведения сдавались в аренду или обслуживались наемными рабочими.

В настоящее время Сергиев Посад - крупнейший административный, промышленный,

культурный и туристический центр Подмосковья, жемчужина «Золотого Кольца».

Удобное месторасположение города на транспортных артериях, соединяющих

регионы России с Москвой, прекрасное автомобильное и железнодорожное

сообщение способствуют развитию города и района.

Троице-Сергиев монастырь стоит на невысоком холме Маковце, при слиянии речек

Кончуры и Вондюги. Монастырь был основан в 30-х-40-х годах XIV века братьями

Варфоломеем и Стефаном. Варфоломей, принявший монашеский сан с именем Сергий,

вошел в историю не только как основатель монастыря, но и как активный

сторонник московских князей, выступавший за объединение русских земель вокруг

Москвы. Именно он благословил князя Дмитрия Донского перед Куликовской

битвой.

В 1355 г. в Троицком монастыре впервые в северо-восточной Руси был введен

общежитийный устав, что вызвало перестройку всей обители. Монастырь стал

походить на небольшой деревянный городок, состоящий из трех частей:

общественной, жилой и оборонительной. За прочной оградой - прямоугольник

келий, внутри которого - церковь и трапезная. Любопытно, что эту планировку

монастырь пронес через все последующие столетия и сохранил до наших дней.

Преподобный Сергий скончался в 1392 г. В 1422 г. состоялась канонизация

Преподобного Сергия и закладка белокаменного Троицкого собора над его

могилой.

В монастыре получил крещение Иван Грозный, в годы правления которого

придавалось большое значение превращению монастыря в мощную крепость, имевшую

важное значение на подступах к Москве. Вместо деревянной ограды в 1540-1550

гг. была выстроена мощная стена с башнями из кирпича и камня.

В 1608-1610 гг. монастырь шестнадцать месяцев находился в осаде польско-

литовских интервентов. Подвиг защитников обители приобрел широкую известность

и способствовал росту авторитета монастыря.

При Петре I монастырь по-прежнему сохранял значение царской крепости. В 1689

г. во время стрелецкого бунта в Москве царь Петр укрылся за стенами

монастыря.

В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны монастырь был удостоен

почетного звания Лавры, что подчеркивало главенствующую роль монастыря среди

других церковных учреждений. С 1919 по 1946 гг. монастырь был закрыт. Храмы

были изъяты из ведения монастыря, монахи разогнаны или репрессированы.

Сегодня Лавра - действующий мужской монастырь, духовный центр православной

России. На территории монастыря находятся Московские Духовные академия и

семинария, а также музей-заповедник. Все они по-своему служат сохранению

духовных традиций, истории и памятников этого удивительного места, где жива

душа России. Многочисленные лаврские сооружения, возведенные на протяжении

XV-XIX веков лучшими мастерами России, представляют собой своеобразное

пособие по истории русского зодчества, музей под открытым небом.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры включен в список всемирного

наследия ЮНЕСКО.

Самые древние церкви Сергиева Посада - это расположенные с юго-восточной

стороны от Троице-Сергиевой лавры, у поножия холма, «на Подоле» - церковь

Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм мученицы Параскевы Пятницы. В

1547 г. на месте деревянной приходской церкви Служней слободы выстроили сразу

две каменные церкви. Введенская церковь была построена на средства боярина

И.Хабарова, строительство Пятницкой церкви финансировал Троицкий монастырь.

Художественный Педагогический Музей Игрушки основан в 1918 г. В Сергиевом

Посаде находятся НИИ игрушки и единственный в стране колледж игрушки. Вместе

с музеем игрушки этот необычный комплекс сохраняет за городом славу «столицы

потешного царства». Именно здесь родилась известная во всем мире русская

матрешка.

В экспозициях музея прослежена история русской игрушки, здесь есть

возможность провести экскурс в область детской культуры многих зарубежных

стран.

Одиннадцать километров отделяют Сергиев Посад от города Хотьково,

расположенного на реке Паже. Основная летопись города началась с появления

здесь в 1308 году древнейшего в Подмосковье Покровского Хотькова монастыря.

Согласно Житию Преподобного Сергия Радонежского здесь принял монашеское

пострижение брат Преподобного Стефан, здесь же были погребены их родители -

ростовские бояре Кирилл и Мария.

Поначалу существовавший как обитель смешанного типа для проживания здесь и

мужчин, и женщин, в 1544 г. Покровский монастырь царской грамотой был передан

под управление Троице-Сергиева монастыря и превращен в девичий.

Одним из указов Петра I в обитель были приглашены мастерицы кружевного и

золотошвейного дела из Голландии, которые обучали монахинь этим искусствам.

Поэтому все богомольцы, шедшие в Троицу, старались приобрести кружево или

искусно

вышитый платок.

Сейчас монастырь представляют постройки XVIII-XIX веков. Главные из них -

Покровский собор (1811-1816) и Никольский храм (1899-1904).

Поселение Радонеж возникло на реке Паже примерно в XI веке.

С Радонежем связано имя Преподобного Сергия Радонежского, который будучи

отроком, жил в Радонеже вместе с родителями.

Первым Радонежским князем был Андрей Владимирович, сын знаменитого

сподвижника Дмитрия Донского в Куликовской битве Владимира Храброго. При

Андрее Владимировиче Радонеж стал столицей небольшого удельного княжества,

защищавшего Москву с севера. К этому времени Радонеж из села превращается в

город.

В ходе событий «смутного времени» Радонеж запустел. Царским указом он был

пожалован в 1616 г. Троицкому монастырю, который переселил на территорию

Радонежа крестьян из других своих вотчин. Возродилось поселение с названием

Городок.

Рядом с Преображенским храмом (1836-1842 гг.), построенном на средства

прихожан, в 1988 г. установлен памятник Преподобному Сергию. У подножия лежит

камень с надписью «Сергию Радонежскому благодарная Россия». В 1989 г. селу

Городок возвращено древнее название Радонеж.

Суздаль

О городе

Если Вы еще не были в Суздале, не упустите возможность посетить этот город,

который по праву считают «жемчужиной» «Золотого кольца».

Суздаль появился на страницах

русских летописей в 1024 году и определил целый период в развитии русской

национальной государственности и культуры.

В XI веке Суздаль - крупный город на северо-востоке могущественной Киевской

державы, в середине XI века Суздаль достигает наивысшего расцвета: он

становится столицей Ростово-Суздальского княжества, крупным торгово-

ремесленным центром.

Это было во времена княжения сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого,

ставшего первым самостоятельным суздальским князем. В 1152 году в загородной

княжеской резиденции в селе Кидекша на берегу Нерли, по указу Юрия

Долгорукого была построена церковь Бориса и Глеба, положившая начало

белокаменному зодчеству на северо-востоке Руси.

При сыне Юрия Долгорукого Андрее Боголюбском столица княжества была

перенесена во Владимир. Трагические события монголо-татарского нашествия

наносят экономике и культуре края тяжелый урон, Суздаль был сожжен и

разграблен, значительная часть населения города была уведена в плен.

После нескольких безуспешных попыток в XIVв. вернугь себе былое значение и

политическую самостоятельность Суздаль к XVв. входит в состав Московского

княжества. Утратив роль политического центра, на протяжении всех средних

веков город остается заметным религиозным, ремесленным и культурным центром

Руси.

XVI-XVII века - период интенсивного строительства в Суздале. В это время

формируются все ныне существующие ансамбли, лучшими из которых являются

ансамбли древнего Кремля, Покровского и Спасо-Евфимиева монастырей.

В XVIII веке в Суздале ведется активное строительство приходских церквей на

посаде. К началу XIX века городской ансамбль Суздаля складывается

окончательно.

У Суздаля - счастливая и заметная в истории страны судьба. Хотя на протяжении

веков город не раз разрушали, он страдал от пожаров и эпидемий, но вновь и

вновь возрождался к жизни. Не было в России ни одного крупного исторического

события, в котором не участвовал бы Суздаль или его граждане. Юрий

Долгорукий, Александр Невский, Александр Суворов, Дмитрий Пожарский, Дмитрий

Виноградов - эти и многие другие знакомые всем россиянам имена связаны с

древней суздальской землей.

И хотя в XVIII-XIXвв. Суздаль превратился в рядовой провинциальный город, в

70-ые годы XXв. он обрел новое дыхание, но уже как крупный центр туризма.

Привычным стало название Суздаля «город-музей». А впервые появилось оно в

1923 году, когда после обследования Суздаля губернская комиссия по делам

охраны памятников искусства и старины пришла к выводу, что «...весь Суздаль

является большим музеем, и сохранение всех его памятников в

неприкосновенности диктуется интересами науки и искусства».

По обилию памятников, по сохранности своего первоначального облика Суздаль не

знает себе равных. Ныне здесь на площади 9 кв.км. сохраняется свыше 200

памятников культовой и гражданской архитектуры XII-XIXвв. Оставшись в

границах XVIII века, Суздаль смог сохранить древнюю топографию,

непередаваемый колорит старинного русского города, удивительную гармонию

древнерусской архитектуры и окружающей среды.

В настоящее время Суздаль -крупный туристический центр, привлекающий

многочисленных российских и иностранных туристов. За сохранение культурного

наследия и развитие туризма Суздаль был отмечен орденом «Знак Почета» в 1974

году, а в 1982 году международная организация ФИЖЕТ вручила Суздалю свой приз

- «Золотое яблоко», в 1992 году главные архитектурные ансамбли города —

Кремль, Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри, а также церковь Бориса и Глеба

в Кидекше внесены в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

В Суздале есть все необходимое для полноценного познавательного отдыха:

интересные зкспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника,

комфортабельные гостиницы, рестораны с русской кухней, великолепная

среднерусская природа. Добро пожаловать в Суздаль!

Древнейшая часть Суздаля — Кремль. Композиционным центром суздальского Кремля

является кафедральный собор Рождества Богородицы XII века. Южные и западные

врата собора, выполненные в технике огневого золочения, являются уникальным

памятником декоративно-прикладного искусства древней Руси.

В ансамбль Кремля также входят Архиерейские палаты XV-XVIIвв. - самый древний

памятник гражданской архитектуры Суздаля, колокольня (1б35г.), известная

часами-курантами.

В 1967 году из села Глотово соседнего Юрьев-Польского района была привезена и

установлена в кремлевском дворе деревянная Никольская церковь (1776 г.).

В настоящее время в помещениях Кремля размещаются экспозиции Владимиро-

Суздальского музея-заповедника, а на первом этаже архиерейских палат —

ресторан русской кухни «Трапезная».

К западу от Кремля, на противоположном берегу реки Каменки, находится Музей

деревянного зодчества и крестьянского быта. Сюда, на место древнего

несохранившегося Дмитриевского монастыря, были свезены наиболее интересные

деревянные постройки XVIII-XIXвв. из сел Владимирской области. Так возник

музей под открытым небом - «село» с Преображенской и Воскресенской церквами,

крестьянскими избами, хозяйственными постройками-амбарами, овинами, колодцем,

ветряными мельницами.

В 1352 году суздальско-нижегородский князь Борис Константинович основал

Спасский монастырь, названный позже Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена

монастыря.

В XVI веке деревянные монастырские постройки заменяются каменными. Древнейшая

из них - небольшой храм над могилой Евфимия, ставший в 1564 году приделом

построенного рядом Спасо-Преображенского собора.

В 1642 году из алтаря собора в своей родовой усыпальнице был похоронен

национальный герой России князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

На соборной площади монастыря располагается Успенская шатровая трапезная

церковь (1525г.), корпус архимандрита (XVIIв.), монастырская звонница (XVI-

XVIIвв.), на которой устраиваются концерты колокольных звонов. К востоку от

собора находятся больничные покои с Никольской церковью (XVII в.) и

двухэтажный братский келейный корпус (XVII-XIXвв.). Территория монастыря

ограничена крепостными стенами с 12 башнями XVII века. Сейчас Спасо-Евфимиев

монастырь является крупнейшим музейным ансамблем города.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.