Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть II 3 страница. Дети с задержкой психического развития нуждаются в наводящих вопросах




Дети с задержкой психического развития нуждаются в наводящих вопросах.

Умственно отсталые дети этого возраста понимают ситуацию и способны определить изображенное на картинках время года, но при самостоятельном сравнении картинок не учитывают характерные для каждого вре­мени года особенности, в результате чего производят сравнение по несопоставимым признакам. Их деятельность сводится к перечислению того, что они видят на картин­ках. Эти дети нуждаются в стимуляции, самостоятельный вывод сделать не могут.

 

Таблицы 50 - 57

Цели исследования. Те же, что и в табли­це 49.

Процедура проведения. На первых двух таблицах (50, 51) изображены животные и употребляемая ими пища. То и другое выре­зается и по отдельности наклеивается на картон. Перед ребенком кладут изображения животных и просят положить к каждому животному его любимое блюдо. Эти таблицы можно предлагать детям с 4,5 - 5 лет.

На таблицах 52- - 56 изображены разные картинки-ситуации, а на таблице 57 - недостающие к ним элементы. Картинки-ситуа­ции и недостающие к ним элементы вырезают и наклеивают на картон. Перед ребенком кладут несколько картинок-ситуаций и ма­леньких карточек, затем просят положить недостающие элементы-фрагменты к соответствующим ситуациям. Эти таблицы пред­лагают детям с 6 - 7 лет.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием с интересом выпол­няют все эти задания.

Дети с задержкой психического развития тоже проявляют интерес к заданию и в 6 - 7 лет выполняют задание (некоторым нужны наводящие вопросы).

Умственно отсталые дети 7 - 8 лет могут выполнить это задание только при оказании помощи со стороны взрослых (разъяснение и показ).

 

Таблица 58

Цели исследования. Выявить запас сведе­ний и представлений об окружающем; понимание безречевых инструкций.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут сюжетную картинку, на которой есть ряд пустых мест. Их надо заполнить подхо­дящими карточками, которые предваритель­но вырезаются и наклеиваются на картон.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием выполняют это зада­ние в 5 - 6 лет. Некоторые из них нуждаются в помощи в виде показа или устных разъяс­нений.

Дети с задержкой психического развития с 6 - 7 лет выполняют задание, но большин­ству из них требуется организующая помощь.

Умственно отсталые дети в указанном возрасте не располагают необходимыми для решения предложенных им задач сведения­ми и чаще всего раскладывают карточки на­угад. Даже 7 - 8-летние умственно отсталые дети нуждаются в соответствующих разъяс­нениях и одной - двух практических демон­страциях. Особого интереса к предложенно­му заданию не проявляют.

Эти таблицы удобны также при обследо­вании детей, у которых имеют место нарушения слуха или речи. Экспериментатор мо­жет использовать «безречевую» инструкцию в виде наглядного демонстрирования пра­вильного выполнения задания.

Понимание содержания литературных текстов

 

Таблица 59

Цели исследования. Выявить понимание скрытого смысла текста; умение сделать вы­вод и воспроизвести рассказ в логической последовательности; умение использовать помощь (интонация, наводящие вопросы); со­стояние речи (звукопроизношение, грамма­тический строй речи, словарный запас).

Процедура проведения. В таблице представ­лены тексты рассказов. Они могут быть прочита­ны самими детьми, но будет лучше, если их про­чтет взрослый.

Анализ результатов. При оценке интеллек­туальной деятельности ребенка надо учиты­вать и его эмоциональные реакции. Они могут служить показателем понимания содержания текста, его основного смысла. Важно устано­вить характер помощи, в которой нуждается ребенок для решения стоящей перед ним за­дачи. Такая помощь может оказываться в фор­ме наводящих вопросов, повторного чтения, интонационных выделений значимых слов, по­нятий, актуализация прошлого опыта.

Дети с нормальным умственным развити­ем в 7 - 9 лет решают эту задачу самостоя­тельно, лишь некоторым нужны наводящие вопросы. Дети анализируют содержание дан­ных рассказов, устанавливают связи между отдельными частями, делают выводы.

Детям с задержкой психического разви­тия требуется разъясняющая помощь.

Умственно отсталые дети в этом возрасте не в состоянии понять смысл предложенных им рассказов. Оказываемая им помощь не­эффективна.

 

Таблицы 60, 61

Цели исследования. Выявить способность актуализировать имеющиеся сведения; проверить память.

Процедура проведения. Обследующий пред­лагает ребенку рассмотреть таблицу, после это­го дает инструкцию: «Я буду читать (расска­зывать) отрывки из сказок, а ты показывай подходящие к ним картинки». Сказки должны быть знакомы детям.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием это задание выпол­няют успешно уже в возрасте 4,5 - 5 лет. Они проявляют интерес к предложенной работе и без особого труда находят подходящие кар­тинки.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию и в 6 - 7 лет выполняют задание.

Умственно отсталые дети выполняют это задание не раньше 6 - 7 лет, поскольку позже знакомятся с соответствующими сказками.

Таблицы полезны при обследовании детей малоконтактных, с речевым недоразвитием

Исключение предметов и понятий, неподходящих к остальным в предложенной группе. Установление закономерностей

 

Таблицы 62 - 64

Цели исследования. Выявить способность устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями (сравнить предметы по величине, цвету форме); проводить анализ, синтез; объединять в группу с учетом того или иного при знака.

Эти таблицы могут быть предложены детям, которые еще не обучались в школе.

Процедура проведения. Ребенку показывают таблицу и задают вопрос: «Какая фигура не подходит?» В случае необходимости дают более подробную инструкцию: «Посмотри на таблицу. На ней четыре фигуры. Три из них одинаковые. Одна к ним не подходит. Покажи эту фигуру. Скажи, чем она отличается от остальных».

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием выполняют это задание уже в возрасте 4 - 4,5 лет.

Дети с задержкой психического развития - к 5 годам (если с ними проводились занятия), а в 6 - 7 лет могут объяснить свое решение.

Умственно отсталые дети справляются таким заданием в более позднем возрасте. Исключение по форме дается им с большим трудом даже в возрасте 7 - 8 лет.

 

Таблицы 65 - 68

Цели исследования. Выявить способность детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения; уровень развития категориального мышления; способность речевого обобщения выделенных признаков.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу с изображением четырех предметов, один из которых существенно отличается от остальных. Инструкция: «Рассмотри таблицу. На ней четыре предмета. Три из них сходны между собой. Их можно назвать одним словом. Четвертый предмет не подходит. Назови (покажи) неподходящийпредмет». Если выбор сделан, попросить ребенка обосновать свой выбор: «Почему?»

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием к 6 - 7 годам после выполнения (самостоятельно или с помощью) первого задания справляются с последующими. Причем им уже не нужно повторять все содержание инструкции. Достаточно ограничиться предъявлением таблицы и задать вопрос: «А здесь что не подходит?» Дети способны самостоятельно сделать речевое обобщение выделенных признаков.

Детям с задержкой психического развития нужна организующая помощь, особенно на этапе речевого обобщения выделенных признаков. В случаях неадекватной классификации помощь оказывается эффективной.

Умственно отсталые дети нуждаются (как правило) в подобных инструкциях при предъявлении им каждой из таблиц. Самостоятельно выполнить задание могут только те из них, кто познакомился с названием соответствующейгруппы предметов в школе, детском саду, в семье. Умственно отсталые дети чаще объединяют предметы в одну группу не на основе выделения их существенных признаков, а руководствуясь внешними или ситуацион­ными признаками. Такой характер объединения может быть установлен, если попросить ребенка обосновать причину выполненного им объединения. Бывают случаи, когда за внешне правильным исключением предмета стоит неверное обоснование. Так, например, на вопрос: «Почему ты исключил шапку?» был получен ответ: «Она большая. В портфель не войдет». Умственно отсталым детям трудно оформить речевое выражение своего выбора. Помощь оказывается малоэффективной.

 

Таблицы 69 - 70

Цели исследования. Выявить особенности словесно-логического мышления; способность речевого обобщения выделенных признаков.

Так как задания данных таблиц аналогичны заданиям, данным в табл. 65 - 68, то можно судить и об обучаемости детей.

Процедура проведения. Ребенку предъяв­ляют таблицу 69 и дают инструкцию: «Здесь четыре слова, три из них можно объединить по смыслу, четвертое к ним не подходит. Скажи, какое слово к ним не подходит». При необходимости дети получают помощь в форме разъяснений и совместного выполнения задания.

Затем предъявляют таблицу 70. На таблице 70 даны группы слов, каждая из которых включает в себя пять слов. Во время предъявления пяти слов остальной ре­чевой материал должен быть закрыт чистым листом бумаги. Детям дают инструкцию: «Здесь пять слов, четыре слова можно объе­динить, одно к ним не подходит по смыслу. Назови это слово».

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием 8 - 10 лет, как пра­вило, не нуждаются в подробной инструкции. Можно ограничиться вопросом: «А здесь ка­кое слово следует исключить?» Помощь эф­фективна.

Дети с задержкой психического развития испытывают трудности при выполнении словесно-логических заданий. Необходима зна­чительная помощь.

Умственно отсталым детям всякий раз нужно давать подробную инструкцию. Одна­ко в этом возрасте задание оказывается не­посильным. Помощь малоэффективна.

 

Таблицы 71 - 72

Цели исследования. Выявить сформированность операции сравнения; способность находить существенные признаки и мыслен­но синтезировать их по принципу аналогии; умение устанавливать закономерности; обу­чаемость.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу 71, в которой даны два аналогичных задания. На примере задания, при­веденного в верхней части таблицы, дают ин­струкцию, содержащую объяснение и показ экспериментатором способа решений задания. Затем предлагают задание, приведенное в нижней части таблицы. Инструкция: «Какой здесь должен быть рисунок?» После этой таблицы предлагают табл. 72. Инст­рукция: «Положи картинки на пустые клет­ки так, чтобы в каждом ряду картинки не по­вторялись». Предварительно картинки должны быть вырезаны и наклеены на картон.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием в 6 - 7 лет имеют разный уровень сформированности аналитико-синтетической деятельности. Одни легко и быстро анализируют условия заданий на­глядного характера, производят мысленно операции синтеза и устанавливают необхо­димые закономерности. Другие дети испытывают трудности при первом задании, но после указаний на допущенные ошибки и разъясне­ний они понимают общий принцип решения и пользуются им в последующих заданиях. Все дети проявляют ярко выраженный интерес к заданию.

Детям с задержкой психического разви­тия нужна значительная помощь даже в 8-летнем возрасте.

Умственно отсталые дети это задание (осо­бенно табл. 72) не понимают и в более старшем возрасте (9 - 10 лет). Обучение оказы­вается малоэффективным.

Классификация предметов (изображений)

 

Таблицы 73 - 75

Цели исследования. Установить характер процесса обобщения и абстрагирования; способность группировки объектов на основе су­щественных признаков; обдуманность действий; способность устанавливать логические связи; объем и устойчивость внимания; ра­ботоспособность.

Процедура проведения. Детям предъявля­ют набор карточек (предварительно вырезанных и наклеенных на картон), на каждой из которых изображено по одному предмету. При этом дают инструкцию: «Разложи кар­точки по группам - что к чему подходит».

Необходимо выяснить, что ребенок поло­жил в основу объединения, и каким словом он обозначил ту или иную группу предметов (изображений). Затем дают следующую инструкцию: «Сделай так, чтобы групп было меньше. Скажи, какие группы можно объединить и как их назвать». Важно выяснить, какие признаки ребенок кладет в основу нового объединения (существенные, случайные, внешние и т. д.).

Анализ результатов. Дети с нормаль­ным умственным развитием в 7 - 9 лет при небольшой помощи со стороны взрослого сравнительно легко переходят от ситуаци­онных объединений к объединениям на ос­нове существенных признаков.

Дети с задержкой психического развития испытывают трудности при укрупнении групп и в процессе работы нуждаются в организую­щей помощи.

Умственно отсталые дети и в более старшем возрасте осуществляют объединение предметов в группы обычно на основе ситуационных или просто наглядных признаков. Оказываемая им помощь дает малый эффект.

 

 

Понимание загадок

 

Таблица 76

Цели исследования. Выявить понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры и жизненного опыта; способность к активной поисковой деятельности; характер эмоциональной реакции; наличие и стойкость интереса.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу, на которой нарисованы отгадки (в виде предметных изображений) длятрех загадок. Затем обследующий читает первую загадку и просит показать отгадку. Точно так же ведется работа и над следующими загадками.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием в 4 - 5 лет понимают задание. Они используют имеющийся опыт, активно ищут отгадки (рисунки). Проявляют интерес и радуются при отгадывании.

Дети с задержкой психического развития к 6 - 7-летнему возрасту выполняют это задание. Отмечается адекватное эмоциональное реагирование.

Умственно отсталые дети начинают выполнять задание с 7 - 8-летнего возраста. Требуется помощь, интереса не проявляется.

 

Таблица 77

Цели исследования. Те же, что в табл. 76, но отсутствует наглядная опора.

Процедура проведения. Обследующий читает загадку и просит ребенка ее отгадать; («Послушай и отгадай загадку»).

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием в 6 - 7 лет оказываются в состоянии отгадывать незнакомые им гадки. Они умеют использовать свой прошлый опыт и проявляют радость при отгадывании загадок.

Дети с задержкой психического развития в этом возрасте испытывают трудности в отгадывании загадок без наглядной опоры. Помощь эффективна.

Умственно отсталые дети 7 - 8 лет отгадывают только известные им загадки. Они не умеют использовать собственные наблюдения и имеющиеся представления при необходимости отгадать новую для них загадку, интереса к выполнению предложенного задания не проявляют.

Обучаемость детей при выполнении заданий

 

Таблицы 78 - 80

Цели исследования. Выявить уровень обучаемости и меры необходимой помощи; характер деятельности ребенка в процессе выполненияим задания (целенаправленность работы, обдуманность действий, способность сравнивать, планировать предстоящую деятельность).

Процедура проведения. Ребенку предлагают две задачи (табл. 80). Задача 1 - с цифрами, задача 2 - с буквами. Первоначально ребенок оперирует с цифрами (задача 1), затем с буквами (задача 2). Он должен изменить их расположение так, чтобы они располагались в том же порядке, как на табл. 78, являющейся образцом.

Из таблицы 79 вырезают цифры и буквы, которые затем выкладывают на пустой карте в расположении, заданном в задачах 1, 2 (табл. 80). Работа проводится в четыре этапа.

На первом (ориентировочном) этапе показывают образец с цифрами (табл.78). Затем ребенку предлагают пустую карту с разложенными на ней цифрами, как показано в одном из вариантов задач 1 (табл. 80). Инструкция: «Переставь цифры так, чтобы было, как на таблице» (показывают, как можно передвигать: не в шахматном порядке, а по пустым клеткам по типу игры в «пятнадцать»).

На втором этапе (стимулирующем) ребенку говорят, что задача решается с помощью меньшего числа ходов. Это замечание делается в том случае, если ребенок сделал больше четырех ходов.

На третьем этапе (обучающем) проводятся занятия. На первом занятии ребенку показывают один - два хода и просят довести боту доконца. На втором показывают все четыре хода и просят их повторить. На третьем занятии все четыре хода делают совместно.

На четвертом этапе работают с буквами. Работа с задачей 2 (буквами) аналогична работе с задачей 1: тоже решают за четыре хода.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием проявляют большой интерес к этому заданию уже в возрасте 6 - 7 лет. Этому способствует его игровой ха­рактер. Те из них, кто умеет играть в шах­маты, начинают передвигать цифры согласно правилам этой игры. Однако после необхо­димого разъяснения они сразу же решают задачу правильно, хотя и используют при этом больше четырех ходов. После указания дети осуществляют самоконтроль на основе сопоставления полученных результатов с об­разцом. Для решения задачи бывает доста­точно одного занятия.

При выполнении аналогичной работы с бук­вами происходит перенос, и оказывать помощь, как правило, не приходится. При предъявле­нии второй задачи достаточно указать, что и ее следует решать с помощью четырех ходов. Умение ребенка осуществить перенос явля­ется главным показателем его обучаемости.

Дети с задержкой психического развития в этом возрасте испытывают трудности в понимании задания. В процессе работы тре­буется постоянная организующая помощь и разъяснение.

Умственно отсталые дети 8 - 9 лет прояв­ляют весьма поверхностный интерес к предложенному им заданию, так как не понимают его смысла и того, что от них требуется. В от­личие от нормальных детей они не обдумыва­ют каждый из своих ходов и не планируют предстоящей деятельности, в результате чего не могут выполнить предложенное им задание. Помощь не способствует решению зада­чи. При выполнении аналогичного задания с буквами испытывают те же трудности.

 

Таблицы 81, 82

Цели исследования. Выявить умение вы­делять главные существенные признаки; устанавливать логические связи и отношения между понятиями; направленность мышления; запас и точность представлений об ок­ружающем мире.

Процедура проведения. В таблице 81 даны две известные психологические методики: «Су­щественные признаки» (для детей 9 - 10 лет) и «Сложные аналогии» (для детей 12 - 14 лет).

В таблице 82 даны «Простые аналогии» (для детей 10 - 12 лет).

Каждую из таблиц разрезают по пунктир­ной линии и предъявляют ребенку.

Инструкция к методике «Существенные признаки»: «Посмотри, перед скобками слово, а в скобках - несколько слов. Надо выб­рать (найти) только два из них, самых глав­ных, которые определяют слово, стоящее пе­ред скобками, без чего этот предмет не может быть». Первые примеры читаются экспери­ментатором.

В методике «Простые аналогии» первые 2 - 3 примера выполняются экспериментатором, и в ходе этого дается инструкция: «Смот­ри, слева два слова. Сверху «лошадь», внизу «жеребенок». У лошади жеребенок. Это ее детеныш. Справа - длинная черта. Над чер­той только одно слово, которое относится к слову «корова» так же, как слово «жеребе­нок» относится к слову «лошадь».

В методике «Сложные аналогии» допусти­мы пояснения и организующая помощь при выполнении всех примеров.

Во избежание трудностей, связанных с несформированностью навыка чтения, целесообразнее слова, данные в заданиях, читать экспериментатору, а ребенку предложить следить зрительно (или на слух).

Анализ результатов. Эти методики тре­буют достаточно сформированного уровня мыслительных операций, запаса общих пред­ставлений об окружающем, знание родовых категорий.

Дети с нормальным умственным разви­тием указанного возраста понимают инструкцию и при оказании им помощи в виде наводящих и уточняющих вопросов выпол­няют эти задания.

Детям с задержкой психического разви­тия требуется значительная помощь. Они ча­сто отвечают наугад или ориентируются на случайные ассоциации.

Умственно отсталые дети в указанном воз­расте не понимают цели задания, и помощь оказывается малоэффективной. Лишь в не­которых, наиболее легких задачах при совместном со взрослым решении находят нужные слова. Особенно сложны для умственно от­сталых детей методики «Простые аналогии» и «Сложные аналогии». Даже в более старшем возрасте (13 - 15 лет) данные задания ими самостоятельно не выполняются.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.