Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деметра 2 страница




Женщина также рассказала, что она работала медсестрой и решила забрать сына из больницы домой. Она была твердо уверена, что может сделать для него дома не меньше, чем делали в больнице. В каком-то смысле это действительно ограничило его свободу, поскольку она хотела, чтобы он берег свои силы. Лелея надежду, что излечение возможно в недалеком будущем, она ограничивала его в играх и была против того, чтобы он переутомлялся. Она чувствовала, что это расстраивает сына, но по рисунку было видно, что он не позволял себе сердиться.

Диагноз был поставлен в марте 1974 года. В июне, когда мальчик уже не мог принимать пищу, было решено поддерживать организм при помощи искусственного питания, что требует введения внутривенного зонда. Вспомните темно-красную линию в верхней части правого плеча (Рис.1) — это обычное место для введения зонда для внутривенного питания. В ноябре у мальчика развилась непроходимость кишечника, и в начале декабря ему через нос ввели зонд для отвода желудочных выделений. Это объясняет, почему нос на рисунке выглядит искаженным. В середине декабря ребенку сделали трахеотомию для облегчения дыхания. Удлиненная шея, очень нетипичная для детских рисунков, объясняется проведением трахеотомической трубки в этой области. Мальчик умер девять дней спустя, накануне Рождества. Рисунок наглядно передает то, что ребенок пережил физически и психологически в течение болезни. Очень хочется верить, что родители нашли хоть какое-то утешение в христианском веровании в то, что «смерть накануне Рождества благостна, поскольку врата рая в это время широко распахнуты» (де Врие, 1984, стр. 131).


Предисловие

Самое примечательное и необычное заключается в том, что рисунок был сделан за десять месяцев до установления диагноза. Это рисунок-предсказание в полном смысле этого слова, с глубоким предчувствием того, что несет болезнь в физическом и психическом плане.

Внимательно рассматривая лицо изображенной фигуры, я увидел лицо старика. Это может вызвать удивление, но можно ли быть по-настоящему «молодым», находясь так близко к смерти? Я видел много умирающих пациентов, юных по годам, но с душой стариков, готовящихся покинуть этот мир. В моем воображении, я вижу в душе пациента «мудрого старца», ведущего его по этому пути, и мысль эта в некоторой степени придает мне силы и спокойствие.

Должно быть, вам уже стало понятно, что рисунки вообще, и особенно данный рисунок, несут огромный объем информации о бессознательных содержаниях души. Как выясняется, на уровне бессознательного есть прямая связь между психической и соматической патологией, и когда бессознательное «говорит» в рисунках, то таким образом оно дает знать о потенциальных тревожных соматических аномалиях, к которым разум либо не подготовлен, либо не способен понять. В смысле подготовки отдельно взятого человека к собственной смерти или кого-то из близких ему людей, а именно это направление холистической психологии развивает Кюб-лер-Росс, подсознательное, проявившееся в рисунках, может оказать неоценимую помощь, особенно тем, что дает умирающему или его близким воспринять неизбежность смерти, так сказать, с достоинством, а не в одиночестве и покинутости, столь часто наблюдаемых нами в домах престарелых или больничных палатах с неизлечимо больными пациентами. Эта информация помогла матери того ребенка не только глубже осознать свою потерю, но благодаря этому также и подготовиться к новому способу жизни. Она осознала, что оказывала на сына подавляющее воздействие, и таким образом была лучше готова к тому, чтобы это не случилось с ее вторым ребенком. Более всего ее утешало то, что рисунок ясно показывал — ее сын «знал», что происходит и должно произойти; это был его путь, его судьба, и хотя все это причиняло боль и ему и ей, мать была уверена, что жизнь сына находилась в состоянии глубинной гармонии с какой-то высшей силой.

Знакомясь с книгой, читатель узнает, как бессознательное, содержащееся в описанном рисунке, становилось понятным мне по мере его изучения. Таким образом, эта книга по своей сути предлагает метод расшифровки языка рисунков.

Прежде, чем завершить предисловие, я хотел бы сделать несколько общих замечаний по форме изложения. Употребляемые в тексте слова картина и рисунок взаимозаменяемы. В целях терминологического единообразия книги, я выбрал слова пациент и терапевт, но эти термины следует воспринимать скорее как обозначение двух личностей, совместно работающих с проявлениями бессознательного. Слово терапевт имеет более широкий смысл и обозначает не только психотерапевта. В качестве альтернативы, могли быть использованы пары клиент/консультант, аналитик/анализанд и т. д.


Тайный мир рисунка

Рассматриваемые рисунки подразделяются на две категории. Я определяю их как спонтанные рисунки и рисунки-экспромты. Спонтанные рисунки сделаны людьми, начавшими рисовать по собственной инициативе, а не по просьбе. Рисунки-экспромты сделаны по просьбе, моментально и без подготовки; они могут быть на свободную или заданную тему.

В этой книге содержания рисунков говорят сами за себя. Я изменял имена, семейные ситуации, страны и содержания в тех случаях, когда это не имело прямого отношения к интерпретации конкретных опорных элементов. Рисунки были собраны за последние шестнадцать лет моей работы в данной области; содержание каждого из них имело очень важное значение для пациента в момент создания рисунка. Ни в коей мере данные рисунки не отображают сегодняшнюю психическую ситуацию каждого отдельного пациента, поскольку в каждом из них, вероятно, все это уже было переосмыслено и не имеет столь важного психологического значения в настоящий момент. В тексте книги местоимение «он» используется вместо слова «пациент», естественно, за исключением тех случаев, когда сразу было сказано, что пациент — женщина. Это не самая удачная замена, поскольку, таким образом, как бы игнорируется существование, по меньшей мере, половины человечества, но это вынужденная условность.

Грегг Ферс


 


Глава I. Рисунки как средство

выражения бессознательного

Исцеляет иногда, Часто помогает, Успокаивает и утешает всегда.

Неизвестный автор

В основе многих современных теорий в области интерпретации искусства лежат идеи, выдвинутые в работах Карла Юнга. В них он придавал особую значимость символам, считая, в частности, что через изображение символов в рисунках проявляется бессознательное. Благодаря этим отображениям, мы можем приблизиться к использованию символов в качестве исцеляющего средства. Эти символы и на психологическом и на соматическом уровне вовлечены в процесс развития личности, названный Юнгом «процессом индивидуации».

Продолжателями работ первопроходца Юнга стали Йоланде Якоби и Сьюзан Бах. Юнг видел ценность рисунков, содержащих символы из области бессознательного, способных быть фактором целебного воздействия, однако он не предложил никаких средств для анализа бессознательного содержания рисунков. Выполнение этой задачи взяла на себя Йоланде Якоби в книге Vom Bilderreich der Seele (1969), в которой она впервые предприняла попытку научить других интерпретации рисунков. Сьюзан Бах продвинулась дальше в своей книге Acta Psychosomatica: Spontaneous Paintings of Severely Hi Patients (1969); она показала не только то, что бессознательное в рисунках может быть расшифровано, но также и то, что бессознательное может наглядно проецировать вовне процессы, происходящие в теле.

Данная книга отличается от произведений Якоби и Бах. Я намеревался представить более практический подход, включающий ряд основополагающих «опорных элементов» в интерпретации рисунков. Этот подход подкрепляется иллюстрациями этих опорных элементов, для того чтобы дать читателю более глубокое понимание психологических и соматических процессов, характеризующих данного индивида.

В 1913 году Фрейд три недели подряд изучал статую Моисея работы Микеланджело; он измерял ее и делал наброски, пока у него не сложилось окончательного мнения о статуе. Затем он написал более двадцати страниц, излагая свою интерпретацию этого произведения искусства, в которой он видел символическое отображение глубинных переживаний скульптора. Я думаю, это важный пример для тех из нас, кто намерен заниматься интерпретацией рисунков: для этого необходимо уделять рисунку время, изучать его, измерять и даже делать наброски или рисовать


Глава I

самому заново, отмечая при этом, сколько времени и энергии уходит на отдельные части рисунка. Вероятно, психическая энергия легче проявляет себя благодаря расходованию физической энергии.

В соответствии с концепцией Юнга, область бессознательного, коллективного или индивидуального, может проявиться в искусстве через образы и символы. Образы и символы, присутствующие в картинах, скульптуре, поэзии, танце, музыке, литературе и многих других формах искусства, — это проявления творчества человека. Содержание их берет свое начало в бессознательном, являющемся источником творчества.

Образы, порождаемые коллективным бессознательным, архитипичны; мы встречаем их в сновидениях и фантазиях, мифах и религиях. При их появлении мы часто испытываем некий толчок, как будто нам известно, что они — часть нас, что они истинны и несут в себе смысл, который мы не можем объяснить. Понимание и осознание того, что символы в рисунках имеют источником бессознательное на коллективном уровне, помогает нам в поиске ответов на специфические вопросы, относящиеся к рисункам и их интерпретациям.

Аспекты комплекса

При изучении рисунков необходимо иметь некоторое представление о комплексах. Комплексы, как позитивные, так и негативные, берут свое начало в бессознательном и часто проявляются в рисунке. Позитивный комплекс не часто служит причиной обращения к психотерапевту, поэтому мы ограничимся рассмотрением так называемых негативных комплексов.

Мы должны помнить, что материал бессознательного, рождающийся в душе, в ней же и остается, проявляя себя в виде проблем во внешнем мире, как будто говоря сознанию: «Обрати на меня внимание! Я здесь!». Эти проблемы и адаптация к ним проявляются символически в рисунках или сновидениях. Ориентируясь по символу, мы находим путь к комплексу и связанной с ним проблеме, вызывая при этом движение сопряженной с комплексом энергии. Поскольку данная энергия уже не может больше находиться в состоянии покоя, то обнаружение этой энергии нами порождает ее ток, способный вывести ее на уровень сознания.

В качестве иллюстрации я хочу привести рисунок (Рис. 2), который сделал Джон в возрасте 37 лет. Мы видим, как его семья украшает рождественскую елку. Сцена выглядит праздничной и радостной по ряду признаков. Под деревом можно насчитать восемь подарков, по одному для каждого человека. Однако на рисунке изображены только семь человек. Кого же не хватает? Сначала Джон ответил: «Лишних подарков нет. Я просто поместил там кучку подарков». Сосчитав их, Джон сказал: «Я думаю, он для моего отца».

Через четырнадцать месяцев у меня снова состоялась беседа с Джоном. В течение того времени, что мы не виделись, он работал со своим психотерапевтом. Джон поведал мне, что рисунок с рождественской елкой


Тайный мир рисунка

дал ему «информацию к размышлению, благодаря которой я за год осмыслил мои отношения с отцом. Я по-настоящему ощутил выход из тупика». Рисунок был воспоминанием Джона о себе в пятилетнем возрасте. Комплекс был погребен глубоко в его душе и проявился неосознанно на бумаге. Пятилетний ребенок с рисунка вырос в тридцатисемилетнего мужчину, который теперь лучше понимает свое отношение к хранимому в себе образу любимого отца, умершего в то время, когда Джон был еще ребенком.

Рис. 2

При анализе сновидений, некоторые образы и символы наглядно демонстрируют свою связь с комплексом или, по меньшей мере, с одной из сторон сложной структуры комплекса. Комплекс находится в области бессознательного, а мы знаем, что сновидения могут приходить оттуда. К тому же, нам известно, что наличие комплекса можно обнаружить посредством анализа рисунков, а также сновидений. Если сновидения и рисунки, выражающие бессознательное, указывают на наличие комплекса, мы можем сделать заключение, что они затрагивают один и тот же пласт бессознательного. Следовательно, можно сказать, что работа с комплексами способна вызвать душевный рост и развитие личности, и эта работа может осуществляться средствами арттерапии.

Психическая энергия и перераспределение психической энергии

В области психологии мы часто сталкиваемся с термином либидо. Фрейд и Юнг по-разному трактуют его. Фрейд определял либидо как пси-


Глава I

хическую и эмоциональную энергию, связанную с инстинктивными биологическими влечениями, сексуальными желаниями и проявлениями сексуальных влечений. Под либидо Юнг подразумевал психическую энергию, «интенсивность психического процесса, его психологическую значимость» (Юнг, 1976 CW 6, стр. 455—456). В основе концепции либидо по Юнгу лежат энергетические явления прогрессии и регрессии. В качестве аналогии, Юнг сравнивает прогрессирующую суть психической энергии с течением воды. Существенно то, что текущую воду нельзя остановить. Вода течет с более высокого уровня на более низкий. Если на пути воды построить дамбу, чтобы временно блокировать ее движение, мы получим эффект запруды. Теоретически, если накопится достаточный объем воды, и она пойдет вспять, мы будем наблюдать регрессию. Течение воды можно направить в другую сторону или накапливать, пока она не достигнет максимального уровня и не потечет в новом направлении сама по себе. С точки зрения психологии, это выглядит движением прогрессии.

У либидо должны иметь место как прогрессия, так и регрессия. Существующие противоположности создают уравновешивающий эффект. Одно не существует без другого. Если что-то развивается в одном направлении, то оно ослабевает в каком-то другом. Это принцип эквивалентности, который Юнг поясняет цитатой из Людвига Бюссе: «При затрате или поглощении определенного количества энергии, требуемой для достижения некоторого состояния, равноценное количество энергии в той же или любой другой форме появится в другом месте» (Юнг, 1978, CW 8, стр.18).

Цитируя Бюссе дальше, Юнг заявляет, что «общее количество энергии остается константным и не подвержено ни [sic] увеличению, ни уменьшению». Это принцип константности Юнга. Нам становится понятно, что у личности имеется фиксированный уровень психической энергии. Эта энергия не растет и не увеличивается в объеме, но остается неизменной и постоянной.

Психотерапевту необходимо чутко реагировать на движение энергии из области бессознательного пациента. Это можно установить на основе спонтанных рисунков, а также посредством анализа без привлечения рисунков; однако, рисунки являются прямыми сообщениями бессознательного, которые не могут быть закамуфлированы с такой же легкостью, как средства вербальной коммуникации.

Рис.3


Тайный мир рисунка

Принципы эквивалентности и константности можно продемонстрировать на примере работающей женщины, замужней, имеющей трех детей. Возможное распределение ее психической энергии показано на Рис. 3.

Одна четвертая часть ее психической энергии направлена на мужа, на ее отношения с ним как с мужчиной в ее жизни и отцом ее детей. Другая часть отдана детям и связывающим с ними материнским узам. Ее профессиональная деятельность требует отдачи еще четверти психической энергии, оставляя еще одну для себя самой и личного развития.

Что же произойдет с распределением энергии в случае возникновения препятствия или проблемы? Например, в случае смерти ее мужа, соответствующий сектор внезапно остается пустым. Психическая энергия, направленная от женщины к мужу, резко сокращается. Большее количество энергии получает другое направление. Вначале утрата мужа поглощает в какой-то степени ее психическую энергию, но со временем ее количество уменьшается. Женщине приходится иметь дело с новым распределением энергии, становясь детям матерью и отцом одновременно, а также уделяя больше внимания своей профессиональной деятельности, чтобы справиться с возросшими финансовыми обязательствами. Одновременно с этим, женщина оплакивает смерть мужа. Новое распределение энергии показано на Рис. 4.

печаль утраты мужа

Рис. 4

Мы видим, что теперь больше психической энергии отдается детям, потерявшим отца. Больше психической энергии направлено на профессиональную деятельность женщины. Прежде она полагала, что, имея работающего мужа и работая сама, вместе они смогут достичь поставленных целей в плане образования своих детей. В связи со скоропостижной кончиной мужа, женщина начинает ощущать необходимость продвигаться по служебной лестнице, надеясь таким образом обрести чувство большей защищенности и лучше обеспечить детей. При таком увеличении энергии, направленной на детей и профессиональную деятельность, неизбежен эквивалентный регресс в другой сфере или сферах. В рассматриваемом случае, как это чаще всего бывает в жизни, — это сферы собственного «Я» и переживаний, связанных с утратой супруга.


Глава I

Когда на человека ложится тяжкий груз трагедии, то обычно этот человек перестает уделять внимание проблемам меньшей важности и направляет энергию на борьбу с несчастьем. В ситуации, когда на человека ложится новое бремя или у него случается трагедия, то, что раньше казалось важным, откладывается в сторону. При таких условиях человек, естественно, имеет дело лишь с таким количеством проблем, с каким он может справиться, поскольку психика по-новому расставляет приоритеты, и имеет место перераспределение энергии, дающее возможность противостоять новым тяготам.

Перераспределение психической энергии имеет важное значение для сохранения душевного равновесия. Конечно, это происходит не только в случае трагических событий. Причиной этого могут быть новая любовь, повышение по службе или любое другое событие, влекущее за собой изменение в направлении тока энергии.

Непосредственная связь вышеизложенного с использованием изображений и интерпретацией рисунков в терапии заключается в том, что опорные элементы рисунков могут указать терапевту и пациенту на место сосредоточения психической энергии. Терапевт, работающий с пациентом, узнает, находится ли эта энергия в движении, или же она заблокирована. В любом случае, они вместе получают представление о существующих проблемах и стараются проследить дальнейшее направление движения энергии. Когда пациент работает над проблемами, связанными с блокированием энергии, ток энергии возобновляется.

В связи с вышесказанным, встает важный вопрос, поднятый Йоланде Якоби в ее книге. «А не лучше ли, — спрашивает она, — проводить только арттерапию, не дополняя ее аналитической дискуссией?». (Якоби, 1969, стр. 50). Конечно, ответ на данный вопрос должен дать каждый терапевт в конкретном случае, исходя из анализа внутренней и внешней ситуации пациента, связанной с его психологическим состоянием. Как и в случае со сновидениями и их анализом, необходимо соблюдать осторожность. В более глубоком смысле, это вопрос о психической энергии и ее пути.

сознательное

бессознательное

Рис.5


Тайный мир рисунка

Дора Калфф (1981), аналитик, последователь Юнга, провела большую новаторскую работу по использованию песочницы в терапевтических целях. Она мало занимается аналитическим разбором с пациентами, не ищет никаких логических связок между действиями пациента в песочнице и работой его бессознательного. Она показывает, что песочница (а к рисункам это также относится) позволяет более глубинным пластам бессознательного перемещаться по мере необходимости на уровень сознания. В этом процессе сознательное и бессознательное находятся в беспрепятственном взаимодействии и ведут свободный диалог.

Диаграмма на рисунке более наглядно иллюстрирует этот диалог. Если ситуация в песочнице или рисунок соотносятся с содержанием D в бессознательном (см. Рис. 5), то посредством аналитического разбора мы выводим проблему D из бессознательного прямо в сознание.

Как мы видим на диаграмме, содержания С, В и А находятся ближе к сознанию, чем D. Содержание D находится дальше от возможности осоз-навания и не является столь насущным, как А. Как терапевт, доверяющий бессознательному, я вижу, что содержание А более готово выйти на поверхность. Однако, содержание D бессознательно проявляет себя в песочнице или в рисунке. Осуществление возможности воспроизвести его в игре или изобразить на бумаге активизирует его психическую энергию в степени, достаточной, чтобы значительно поднять его и вызвать эффект домино. Это передвинет С вверх, таким образом, перемещая В выше, и позволит А достичь сознания. Рис. 6 иллюстрирует этот процесс.

сознательное

бессознательное

Рис. 6

сознательное

бессознательное

Рис. 7

Как только это происходит, бессознательное незамедлительно реорганизуется, а поскольку оно — «бездонный колодец», то следующее содержание — Е — выходит из глубин.


Глава I

Теория противоположностей

Юнг считал, что «психика — это саморегулирующаяся система», и что «без противостояния противоположностей не может быть ни равновесия, ни системы саморегулирования» (Якоби, 1980, стр. 53—54). Противостояние противоположностей обеспечивает равновесие: создает напряжение, а из напряжения рождается энергия. Чем сильнее противостояние, тем больше напряжение, и тем мощнее имеющаяся в наличии энергия. Избавив себя от противостояния противоположностей, мы снимаем напряжение и, тем самым уменьшаем нашу полезную энергию. Обладая энергией, человек способен ставить себе в жизни задачи. Многие члены нашего общества стремятся сделать свою жизнь свободной от напряжения. Без напряжения нет жизни, она превращается лишь в существование. Сила жизни, если можно так ее назвать, порождается противостоянием, напряжением между противоположностями, магнетическими силами притяжения и отталкивания. Юнг применяет термин энантиодромия для описания данного явления; конкретно это означает, что «все сущее переходит в свою противоположность». (Юнг, 1971, CW 6, стр. 426).

Теория компенсации

Теория компенсации Юнга базируется на его теории противоположностей. Терапевту не следует навязывать пациенту определенный тип поведения; он скорее должен стремиться стать спутником того бессознательного, что есть в отдельной личности, и двигаться вместе с этим бессознательным. Исходя из того, что душа — это саморегулирующаяся система, способная регулировать и приводить себя в равновесие по мере необходимости, терапевт следует за бессознательным, наблюдая его взаимодействие с жизнью. По теории компенсации Юнга, бессознательное, либо дополняя, либо компенсируя сознание, всегда, таким образом, стремится к сбалансированности.

Нам известно, что проявления парапраксии (о них более подробно говорится в Главе II) и сновидения корнями уходят в бессознательное и зачастую несовместимы с сознательными намерениями и установками. Мы можем сделать вывод, что сновидения, рисунки и случаи парапраксии независимы и существуют сами по себе. Юнг определяет это как «автономность бессознательного». Содержание бессознательного не обязано быть лояльным сознательному миру. Оно не следует сознательному во всем, а иногда даже находится в резком противоречии с ним. Когда бессознательное содержание пересекается с сознательным миром, мы говорим, что оба мира дополняют друг друга. Они обладают сходством и могут даже отражать один другой. Они создают гармонию.

Компенсация — другой процесс, поскольку он предполагает противостояние сознательному миру и имеет уравновешивающее влияние на психику. Очень часто терапевту важно иметь представление о сознательной


Тайный мир рисунка

позиции пациента для того, чтобы понять компенсирующую роль бессознательного.

Очень важно выяснить, какое значение для человека имеет послание, заложенное в сновидении, чтобы сопровождать его или ее на пути, ведущему к максимальному росту личности. Благодаря компенсирующей функции, бессознательное может выявить какие-то важные факторы, которые этот человек мог бы рассмотреть, и включить в свою жизнь. В схожей ситуации с рисунками, важно разобраться, какую функцию — компенсирующую или комплементарную — выполняет рисунок по отношению к психике. Далее важно узнать, что пациент может извлечь из этой информации.

В качестве примера рассмотрим случай с человеком, обладающим легким характером, приветливым, не имеющим четкой эго-идентифика-ции, иногда испытывающим притеснения и, вследствие этого, временами приходящим в состояние неосознанного раздражения. Этот человек никогда не выказывает свой гнев и сохраняет спокойствие. В то же время, он рассказывает о сновидениях, в которых другие персонажи дерутся, взрывают гранатами и прибегают к насилию друг над другом. Эти сновидения выполняют компенсирующую роль; они компенсируют его внешне пассивное сознательное поведение и поддерживают его психику в уравновешенном состоянии, обеспечивая движение энергии гнева. Давая выход сдерживаемому гневу, человек проявляет себя более полно. В другом случае, когда человек работает коммивояжером и ему постоянно приходится присутствовать на встречах в разных городах, совершать перелеты по всему миру, и он видит сон о том, как садится в самолет, чтобы куда-то совершить путешествие, то в данном случае сновидение выполняет комплементарную функцию, совпадая по содержанию с реальным миром сновидца.

Цель аналитической психологии — разобраться в том, что же сообщает бессознательное, и вывести это в область сознания, другими словами — повысить сознательность во всех смыслах этого слова.

Целебная роль Символа

Символ из области бессознательного всегда действует как компенсирующий или комплементарный элемент по отношению к сознательной области психики в конкретный момент жизни. Если сознательное отношение является односторонним и так вовлечено в один из аспектов жизни, что при этом исключает другие, то тогда эта компенсирующая энергия проявляется в виде символа из области бессознательного. Вытесненный аспект жизни старается привлечь к себе внимание сознания компенсирующим символом, появляющимся в сновидении, в фантазии или рисунке, тем самым, стимулируя изменения в сознании. Игнорируемый аспект всегда тем или иным способом требует внимания. Таким образом, символ обладает целебным воздействием, стремясь к сбалансированности и целостности личности.


Глава /

Символ соотносится с чем-то столь глубоким и сложным, что сознание, будучи ограниченным, не способно моментально постичь это. Таким образом, символ всегда несет элемент неизвестного и необъяснимого, что нельзя выразить словами, часто имеющего нуминозный характер. Тем не менее, сам факт существования символа говорит нам о том, что на каком-то уровне есть значение, стоящее за этим символом, которое известно или ощущается нами. В этом напряженном отношении между знанием и незнанием, сознанием и бессознательным заключена значительная психическая энергия.

Сознание аналогично фокусировке глаза. Зона периферийного зрения — это область бессознательного, которое требуется перенести в сознание. Символ служит тем инструментом, который позволяет сфокусировать периферийное зрение и способствует движению психических содержаний с уровней бессознательного на уровень сознания. Эта способность сознательного осмысления отличает человеческих существ от животных, поскольку благодаря этой способности мы можем понять самих себя, даже самое глубинное, что есть в нас, а также принимать сознательные решения о своих действиях и выборе направления в жизни.

Символы играют важную роль в области религии и мифологии. Конечно же, символ представляет аспект религиозного верования или мифологического мотива и несет в себе энергию данного верования. Он даже может обладать способностью «исцелять верой», если верующий человек соприкоснется с той силой, которой символ обладает для него. Активация данной силы и есть процесс излечения.

Юнг писал, что именно архетипы, эти универсальные наследуемые психические образы, составляют и структурируют бессознательное. Об образах он пишет следующее:

«Я называю образ изначальным, если он имеет древнюю природу. Я говорю о его древней природе в том случае, когда образ находится в явном согласии с известным мифологическим мотивом. В этом случае он представляет материал, извлеченный непосредственно из коллективного бессознательного, и указывает при этом более на коллективное, чем личное. Личный образ не имеет ни архаичной природы, ни коллективной значимости, а выражает содержания личного бессознательного и личностно обусловленные состояния сознания. Изначальный образ, также обозначаемый термином архетип, всегда является коллективным, т. е. он является общим, по меньшей мере, для целых народов и эпох. Весьма вероятно, что самые важные мифологические мотивы являются общими для всех времен и народов». (Юнг, 1976 CW 6, стр. 443).

Архетипы задают схему (модель) как психической, так и физической жизни. Мифы, легенды, сновидения и рисунки — это некоторые из средств, при помощи которых архетипы «путешествуют». Миф может содержать универсальное верование, присущее всем религиям. Мифы живут, переходя из поколения в поколение, как благодаря своей исторической ценности, так и в качестве воспитательного средства, помогающего людям в поисках жизненного пути. Во многих религиях соблюдается ритуал, совершающийся при изложении определенного сюжета, таким образом




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.