Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий по курсу дисциплины




«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» (5 семестр)

1. Автокефалия – (от греч. αυτóς - сам, κεφαλÆ - голова) - самоуправление, административная независимость православных Церквей, без нарушения единства веры, священнодействий, духовного опыта. Приверженность Православия автокефальномупринципу церковного устроения отражает его связь с культурно-историческим бытием различных народов. Право на автокефалию признается вселенской Церковью за каждым православным народом, способным к церковному самоуправлению.

2. Агиография – (от гр. άγιος “святой“ и γράφω “пишу“), научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых, богословскими и историко-церковными аспектами святости.

3. Археография – специальная историческая дисциплина, разрабатывающая теорию и практику издания письменных источников (организация публикаторской работы, выявление и сбор исторических памятников, разработка методов и способов публикации, выработка правил научно-критического издания источников и т.д.). Археография тесно связана с филологией, источниковедением, палеографией, текстологией, дипломатикой, архивоведением и др.

4. Архиерей – священнослужитель, относящийся к третьей, высшей степени священства, то же что архипастырь или епископ, если слово «епископ» употребляется не как обозначение сана, а как именование всех священнослужителей, стоящих на высшей, третьей, степени священства, в отличие от пресвитеров и диаконов.

5. Баскак – (тюрк.), чиновник монгольского хана, ведавший сбором дани и учетом населения в завоеванных землях. Баскаки имели военные отряды, с помощью которых подавляли выступления покоренного населения против монголо-татарского ига. На Руси баскаки появились в середине ХIII в., но уже в начале ХIV в. ханы были вынуждены сбор дани на Руси передать в руки русских князей.

6. Белое духовенство – диаконы и священники, состоящие в браке, в отличие от черного духовенства (монашествующих) - давших обет безбрачия.

7. Благоверный – царь или князь, много способствовавший укреплению Православия и причисленный Церковью к лику святых.

8. Великий князь – на Руси до 1521 г. титул правителя, во владении которого находилось удельное княжество, имевший право по ярлыку собирать дань для хана с других удельных князей. После объединения российских земель вокруг Москвы, начиная с 1521 г., титул «великий князь» мог носить только правитель Великого княжества "Владимирского и Московского и прочая". Также этот титул носили правители Великого княжества Литовского, которое было центром объединения белорусских, украинских и западнорусских земель.

9. Ересь жидовствующих – иудейское еретическое движение в Древней Руси последней трети XV – нач. XVII вв. Пыталось насаждать в Русской Церкви иудаизм. Продолжая тысячелетние традиции тайных иудейских сект, жидовствующие выступали против христианского учения, отрицали Святую Троицу, хуля Сына Божия и Святого Духа. Жидовствующие отвергали апостольские и святоотеческие писания и все христианские догматы, учили соблюдать закон Моисеев, хранить субботу и праздновать иудейскую пасху. Они отрицали церковные установления: таинства, иерархию, посты, праздники, храмы, иконопочитание, священные предметы, службы и обряды. Особенно ненавидели монашество.

10. Ересь стригольников – появившаяся в Новгороде и Пскове секта иудействующих, во многом схожая с ересью жидовствующих. Упоминания встречаютсяво второй половине XIV в., но зарождение секты относится к более раннему времени, к XIV в. Стригольники выражали свои протесты с возражения против поставления клириков "на мзде". Они дошли до полного разрыва с существующей Церковью — отвергли все церковные предания, признали недостойной и всю древнюю церковную иерархию, которая, подобно современной им, поставлялась, по их мнению, "на мзде". Таинства Православной Церкви они или отвергали, или понимали их своеобразно. Таинство Евхаристии не совершали, понимая его в духовном смысле. Священнодействие погребения мертвых вместе со всеми молитвословиями за умерших отвергали решительно. Есть основание думать, что стригольники отрицали почитание святых, св. икон и св. креста, отвергали и монашество.

11. Игумен (греч. ἡγούμενος — «ведущий») – начальник монастыря. В древности игумен не обязательно был священником, впоследствии установилась практика избирать игуменов из числа иеромонахов. В 1764 г. по Манифесту о секуляризации монастырских земель русские монастыри были распределены по трём классам; глава монастыря третьего, низшего класса стал называться игуменом. Отличие его от архимандрита (настоятеля монастыря первого или и второго класса) заключалось в том, что при богослужениях он облачается в простую монашескую мантию и набедренник, тогда как архимандрит облачается в мантию со «скрижалями», наперстный крест, палицу и митру. До архиерейского собора 2-4 февраля 2011 года в Русской Церкви игуменство давалось в награждение монашествующему священству (соответствовало протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывалось с участием в управлении монастырем, хотя в большенстве Поместных Церквей игумен явлеется только наместником монастыря. На архиерейском соборе 2-4 февраля 2011 года сану игумена возвращен древний статус, то есть только для наместников монастыря.

12. Иеродиакон (от греч. ἱερο- — священный и διάκονος — служитель; древнерусское «чёрный диакон») — монах в сане дьякона.

13. Иеромонах (греч. ἱερομόναχος) — монах, имеющий сан священника.

14. Исповедник (греч. όμολογητήζ) – наименование, присваиваемое христианской Церковью тем лицам, которые во время гонений на веру открыто исповедовали себя христианами, претерпели за это жестокие мучения, но не умерли от них (как мученики).

15. Источники исторические – весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события. Они подразделяются на семь групп: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фотодокументы, фонодокументы. Письменные источники в свою очередь включают летописи, законодательные акты, материалы делопроизводства, протоколы, договоры, дневники, мемуары, переписку и др.

16. Лавра (греч. λαυρα — часть населенной местности, обнесенная стеной) — крупный, широко известный мужской монастырь, имеющий особое значение. Лавра объединяла 2 типа монастырей, сложившихся еще в византийское время (IV – V вв.) — отшельничесике и общежительные. На Руси статус Лавры первым получил Киево-Печерский монастырь, возникший в сер. ХI в. как место пребывания отшельников. В дореволюционной России статус Лавры имели 4 монастыря: Успенская Киево-Печерская Лавра (с 1598 г., статус подтвержден в 1688 г.), Троице-Сергиева (Свято-Троицкая) Лавра (с 1744 г.), Александро-Невская (Свято-Троицкая) в С.-Петербурге (с 1797 г.), Почаевско-Успенская Лавра (в г. Почаеве Волынской обл., ныне Тернопольская область, с 1833 г.).

17. Митрополия – область, находящаяся в канонической власти митрополита; обычно подразумевает несколько епархий, объединенных в так называемый митрополичий округ.

18. Монастырь – (греч. μοναστήριον) — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

19. Монашество – сознательный уход из мира из-за его непривлекательности. Монашество имеет три степени. Трехлетний искус, или степень послушника, служит вступлением в монашескую жизнь, чтобы желающие ее испытали прежде свои силы и лишь после этого произносили невозвратные обеты. Послушника, или иначе - новоначального, облекают с установленными молитвами не в полное одеяние инока, а лишь в рясу и камилавку и потому эта степень называется также рясофором, т. е. ношением рясы, дабы в ожидании; принятия монашеских обетов послушник утверждался на избранном пути. Собственно иночество разделяется на две степени: малый ангельский образ и великий ангельский образ, или схима. Посвящение себя иноческим обетам именуется пострижением. Клирика постригает епископ, а мирянина - иеромонах, игумен или архимандрит. Пострижение должно совершаться в храме самим настоятелем, рядовые иеромонахи могут постригать только по благословению игумена, архимандрита или епископа. Сообразно обетам послушания, монашествующий в совершенном самоотвержении и смирении должен избрать себе духовного руководителя, называемого старцем, и совершенно предаться его воле.

20. Обеты монашеские – послушания, нестяжания, безбрачия.

21. Опричнина – система чрезвычайных мероприятий, примененных Иваном IV Грозным в 1565–1572 во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства. (Само слово «опричнина» («опришнина») происходит от древне-русского – «особый»).

22. Орда (тур. ordu - палатка хана) - государственный союз нескольких кочевых тюркских племен. Золотая орда (татарская военная деспотия, державшая в подчинении большую часть русских феодальных княжеств до 14-15 вв.). Татарское войско в древней Руси.

23. Остромирово Евангелие – один из древнейших памятников церковно-славянской письменности и древнейший памятник русской редакции. Писано в 1056—57 гг. для новгородского посадника Остромира (в крещении Иосифа) диаконом Григорием. Остромирово Евангелие — отлично сохранившаяся пергаменная рукопись красивого письма на 294 листах, из которых на трех помещены живописные изображения евангелистов Иоанна, Луки и Марка, а два остались не записанными.

24. Преподобномученик (греч. όσιομάρτυς) — православные святые, мученики из монахов.

25. Преподобный – (гр. õσιος), просавленный Церковью святой, подвиг которого заключался в монашеском подвижничестве.

26. Причетник (от гл. причитать, причислять к чему-л.) - церковнослужитель, член церковного причта.

27. Прозелитизм – чрезмерная ревность к обращению кого-либо в свою веру.

28. Пýстынь – монашеское поселение, обычно удалённый от основного монастыря скит. Прежде пустынями называли небольшие мужские монашеские общины, имевшие обычно не более одного храма.

29. Равноапостольный – наименование святых, особо прославившихся проповедованием Евангелия и обращением народов в христианскую веру.

30. Святитель – святой из епископского чина, почитаемый Церковью как предстоятель отдельной церковной общины, который своей святой жизнью и праведным пастырством осуществил промысел Божий о Церкви в ее движении к Царству Небесному.

31. Святость – одно из фундаментальных понятий христианского учения. Его основной смысл состоит в причастности человека Богу, его обоженности, в его преображении под действием благодати Божией. В преображенном человеке восстановлена его неповрежденная грехом природа, его соединение с Богом как “чада Божиего”. Основой этого восстановления является Боговоплощение, восприятие Христом человеческой природы. Поскольку во Христе человеческая природа была обожена, это открыло путь к Богу и для всего человечества: христиане, следуя Христу, соучаствуют в Его Божестве по благодати и становятся святыми.

32. Святцы (месяцеслов) – список памятей святых в порядке месяцев и дней года.

33. Священнослужители – степени служения высших клириков, отличные от степеней служения низших клириков или церковнослужителей. Основные степени священнослужителей – диакон, пресвитер и епископ.

34. Скит – кельи монахов в отдалении от монастыря в более пустынном месте. В церковно-административном отношении скит подчиняется настоятелю монастыря.

35. Ставропигиальный монастырь – (греч. σταυροπηγία, от σταυρός, «крест» и πήγνυμι, «устанавливать, водружать», букв. «водружение креста») — статус, присваиваемый православным монастырям, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху. Буквальный перевод «водружение креста» указывает на то, что в ставропигиальных монастырях крест водружался патриархами собственноручно.

36. Страстотерпец – святой из числа мучеников, принявший смерть от единоверцев и прославляемый за непротивление.

37. Униатство (уния) – слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, исхождение Св. Духа и от Сына (filioque), с другой допускается брак белого духовенства и богослужение на родном языке, с сохранением восточных обрядов.

38. Церковнослужители – степени служения низших клириков, отличные от степеней служения высших клириков или священства. Основные степени церковнослужителей - чтец, певец и иподиакон.

39. Четьи-Минеи – сборник житий святых православной церкви. В XVI в. митр. Макарий составил Великие Четьи-Минеи, расположенные по дням церковн. чествования святых с приложением торжественных, похвальных и поучительных слов, извлечений из светских сочинений; в них собраны почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы древней Руси. В 1689—1705 св. Димитрий Ростовский составил новые Четьи, руководствуясь Великими Четьи-Минеями.

40. Экзархат (от греч. έξαρχος, "глава, руководитель") – крупная церковная область, лежащая за пределами страны, в которой расположен патриархат.

41. Ярлык (в татарских ханствах) — письменное повеление хана, грамота ханская или информация о конкретном воплощении законов Ясы (уложения Чингисхана).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.