Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отток украинской интеллигенции в Россию




КНИГОИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО

Важными культурными центрами были типографии. Особенно Киевская, Черниговская, Львовская. Вокруг них группировались ученые литераторы, переводчики, граверы и художники. Только Киевская типография до конца XVIII в. выпустила в свет около 100 наименований книг, среди них «Синоптис», тезисы академических диспутов, «Философию», календари. Издания украинских типографий распространялись на Украине, в России, Белоруссии, но они не могли удовлетворить потребности, общества. Поэтому появляется много рукописной литературы различных жанров. Популярными были летописи Самовидца, Грабянки и Величко, сборники стихов К. Зиновьева, списки из «Записок» В. Григоровича-Барского.

 

Российские правители охотно вербовали украинских преподавателей и выпускников, предлагая им высокие церковные и государственные должности в Российской империи. В частности, Петр I предлагал работать с ним Феофану Прокоповичу, С. Яворскому, Симеону Полоцкому. В период с 1700 по 1762 гг. свыше 70 украинцев и белорусов заняли выс­шие церковные должности в империи, тогда как русские — 47.

Огромный вклад в живопись внесли украинские художники Д. Ле­вицкий и В. Боровиковский, в скульптуру - М. Козловский и И. Мартос; в музыку — М. Березовский, Л. Ведель, Д. Бортнянский — они положили начало украинским ироссийским традициям хоровой музыки.

В 1760—1780 гг. сформировалась первая школа украинской архитектуры, основателями которой являлись А. Квасов, Ф. Савич, М. Мощипанов. В 1746 г. в гетманской резиденции Глухове создана школа для пев­цов и музыкантов, готовившая кадры для хоров и оркестров не только Украины, но и России.

Среди профессоров Славяно-греко-латинской академии — первого высшего учебного заведения России — было 95 профессоров из Киевской академии, а из 21 ректора и 25 префектов соответственно 18 и 23 были могилянцами.

Во второй половине XVIII в. в состав демократической российской интеллигенции входили выпускники Киевской академии Я. Козельский, л. Сичкарев, И. Полетика, С. Гамалия, В. Рубан и др. Среди них были талантливые пропагандисты идей равноправия, республиканского государ­ственного строя, популяризаторов знаний, переводчиков трудов известных гуманистов и просветителей Европы. Общими усилиями украинских и российских деятелей культуры формировалась идеология просвещения в России.

 

ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА: 1722 - 1795 гг.

Несомненно, самым самобытным украинским мыслителем этой эпохи был Григорий Сковорода. Сын бедного казака с Левобережья, он в 12 лет поступает в Киевскую академию. Владел латинским, греческим, польским, немецким и церковно-славянским языками. С 1751 по 1769 гг. Сковорода с перерывами преподает этику в Переяславском и Харьков­ом коллегиумах. Из-за враждебности церковной верхушки к его неортодоксальным взглядам и политическим методам Сковорода вынужден оставить преподавательскую деятельность и последние 20 лет вести жизнь странствующего философа. Именно в тот период он написал свои основные философские труды — «Диалог», «Нарцисс. Разговор о том, как узнать себя».

Идеи Сковороды основаны на критике социального неравенства, возвеличивании трудящегося человека, отождествления бога с природой; отстаивая вечность материи, Сковорода создал концепцию трех миров: бесконечного мира макрокосмоса; микрокосмоса, которым является человек; «символичного» мира библии. Он осуждал официальную религию за ее догматизм и схоластику, широко пропагандировал ненавистное церкви учение Коперника. Гуманистические идеалы Сковороды ярко проявились в его поэтическом творчестве. В сборниках «Сад божественных песен» и «Басни харьковские» он рассматривает важнейшие проблемы своего времени, утверждает высокие моральные качества человека. Многие его высказывания вошли в народные песни и думы. Рассказывают, что Сковорода написал такую автоэпитафию: «Мир ловил меня, но не поймал»

Многогранная творческая деятельность Сковороды сыграла огромную роль в развитии общественно-политической мысли XVIII в.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.