Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нетрадиционные религиозные движения и культы




Исламский фактор и его роль в современном мире.

Исламоведение рассматривает исламские страны как единое целое, в основе которого лежит общность религии. Спецификой ислама как религиозной системы обуславливает его сильное влияние на все стороны жизни мусульман. Резкое усиление роли ислама в жизни восточных народов объясняется следующими причинами:

1. Молодость ислама. Мусульманская религия возникла значительно позже других религиозных систем и в отличии от них не исчерпала своих возможностей. Ислам находится в расцвете своих сил, играя активную роль в современном мире.

2. Жизненность и гибкость мусульманской религии. Жизнеспособность ислама, по мнению некоторых западных специалистов, проявляется в том, что он не сдал своих позиций в течение длительного периода колонизации восточных стран. Его гибкость связывается и с отсутствием централизованной организации духовенства, мешающей оперативному решению проблем.

3. Тотальность ислама - широкий охват всех сфер жизнедеятельности. Это не только вера, но и экономическое и социальное устройство, и управление, и семья, и быт. Шариат определяет как правовые, так и нравственные отношения. Ислам выступает как образ жизни.

4. Простота и доступность. Простота ислама проявляется в его догматах и культе, менее сложных, чем в других религиях. Доступность - ислам максимально учитывает местные условия. Поэтому ислам широко распространился в последнее время в Африке.

5. Фанатизм и воинственный характер, стремление к мировому господству.

6. Идея "завершения пророчества". Мухаммед был последним посланником Бога на земле и принес человечеству окончательную истину. Это свидетельствует об исключительности мусульман как избранного народа и об особом положении ислама сравнительно с других религиями.

7. Аутентичность - полное выражение мусульманской религии в личности верующего. Мусульмане всех стран одинаковы. Поэтому мусульмане, независимо от страны, тянутся друг к другу как братья по вере. Отсюда - панисламские концепции, пропагандирующие объединение всех мусульман мира в единое государство.

Существуют концепции "исламского пути развития" для мусульманских стран. Создаются концепции "исламского государства", "исламской экономики", "исламского социализма" и т.д.

 

Ряд религиозных явлений, получивших распространение в Европе и США в 60-70-е
годы XX в. Происходил кризисом традиционных религий, и прежде всего
христианства. Нужны были новые религии.
В них, как правило, отсутствует строго разработанная вероучительная систе-
ма; структура этих организаций иерархическая, с жестким
авторитаризмом лидера, для них характерна
оппозиционность к официальным ценностям и идеалам, в них сильно развито "мы-чув-
ство". Культ в этих общинах коллективный,
используется "техника" психологического манипулирования, психоте-
рапия. Организации религий "Нового века" действуют как мощные
межнациональные корпорации, занимаются крупным бизнесом, имеют

филиалы во многих странах мира.

Все культы можно условно разделить на 5 групп:
1. Неоориенталистские культы: "Общество Сознания Кришны",
"Тихоокеанский дзен-буддийский центр", "Миссия Божественного све-
та" Махарай Джи, "Трансцендентальная медитация" и др.
Неоориенталистские культы идут с Востока, модернизируя индуизм, буддизм.
Неоиндуистские и необуддистские учения предлагают мистический
путь освобождения - пробуждение в человеке
божественного начала. Все существующее иллюзорно, за ним скрыта
истинная божественная природа, которая гармонична и справедлива.
Задача в том, чтобы, используя различные способы медитации,
слиться с этой подлинной природой. Процесс медитации (размыш-
ление, созерцание, внутреннее сосредоточение, отрешение от окружа-
ющей природы) включает произнесение мантр - специальных слов
или сочетаний звуков, которым придается мистический смысл. Веро-
учительные особенности отходят на задний план, на передний высту-
пает следование истинному пути, личный опыт, конкретный авторитет гуру.
2. Неохристианские объединения - "Церковь Унификации",
"Дети Бога", "Церковь Тела Христова" и др.

Характерен синкретизм христианской идеологии с элементами восточных
религий, акцентирование эсхатологии и мессианства, наделение руко-
водителя статусом посланника Бога, сообщающего новое откровение,
высшие нравственные предписания.
3. Сайентологическое направление: "Церковь сайенто-
логии", "космические религии", проповедующие связь Земли и высших космических сил, "космического
разума". Физическим приборам приписы-
вается мистическое значение. Мистически трактуются неисследованные явления психики
и окружающей природы.
4. Новая магия, спиритизм. Наряду с сохранившимися
традиционными колдунами, шаманами, гадателями все больший ав-
торитет получают новые магические учения и институты, соединя-
ющие воззрения и практики восточных и западных, древних и
современных традиций, а также спонтанное творчество новых колду-
нов и гадателей.
Значительное распространение получили спиритические движения в Европе и Северной Америке,
практикующие общение с душами умерших.
5. " Сатанинские " группы. Сатанизм пришел из древнего Ирака,

его заветы содержатся в Синей книге. Сатанинские культы воз-
величивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими
источниками зла - демонами, сатаной и др.

Между первыми четырьмя группами культов нет четких границ,
деление весьма условно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.