КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемные вопросы. Вопросы для самостоятельного рассмотрения
Тесты Основные категории Вопросы для самостоятельного рассмотрения
1. Экономические взгляды Конфуция. 2. Хозяйственные предписания Библии, Корана. 3. Воззрения Ибн-Халдуна. 4. Социальная утопия Т.Мора.
Тема 2. Эволюция классической политической экономии
1. Экономические взгляды С. Сисмонди, П. Прудона, Ж.Б. Сэя, Т. Мальтуса, Дж. С. Милля. 2. Политическая экономия начала XIX в. в Германии. Ф. Лист. Историческая школа. 3. Структура и основные идеи I тома «Капитала». Учение К. Маркса о капитале, прибавочной стоимости и эксплуатации. Анализ противоречий капиталистического способа производства.
«Конституированная стоимость». «Рабочие деньги». «Закон Сэя». «Закон народонаселения Мальтуса». Отчуждение труда. Прибавочная стоимость. Базис и надстройка. Производительные силы. Производственные отношения. Эксплуатация. Превращенные формы прибавочной стоимости. Закон стоимости. Промышленное воспитание нации.
Контрольные вопросы
1. В чем суть предложений С.Сисмонди и П.Прудона, касающихся проблемы преодоления кризисов в капиталистическом обществе? 2. Что собой представляет «конституированная стоимость» П.Прудона? 3. В чем суть и основные положения закона Сэя? 4. Каковы основные идеи книги Т.Мальтуса «Опыт о законе народонаселения» и в чем их значение для экономической науки? 5. Охарактеризуйте комплекс основных идей родоначальников немецкой исторической школы. 6. Назовите главные теоретико-методологические принципы старой исторической школы. 7. В чем вы видите отличия и сходство идей старой и молодой исторических школ?
8. Каковы концептуальные отличия новейшей школы от предшествующих? 9. Охарактеризуйте вклад исторической школы в мировую экономическую мысль.
1. По Марксу капитал увеличивается за счет: а) средств производства; б) средств труда; в) предметов труда; г) рабочей силы.
2. Т.Мальтус видел причины бедности: а) в том, что рост населения опережал рост средств к существованию; б) в низком уровне развития производительных сил; в) в нежелании бедняков улучшить свое благосостояние; г) в том, что капиталисты присваивали труд рабочих.
3. Закон народонаселения, в соответствии с которым население растет более быстрыми темпами, чем средства к существованию, был открыт: а) Т. Мальтусом; б) К.Марксом; в) Д.Рикардо; г) Ф. Кенэ.
4. В «Богатстве народов» А.Смит описал: а) капитализм на начальном этапе его развития; б) период разложения феодализма; в) монополистический капитализм; г) капитализм в эпоху действия золотого стандарта.
5. К основным постулатам «закона рынка» Ж.Б.Сэя не относится: а) государство должно вмешиваться в экономику; б) производство создает доходы; в) цены, заработная плата и процентная ставка совершенно гибкие, подвижные; г) экономические кризисы невозможны.
6. Марксистское направление экономической теории определяет величину стоимости товара: а) величиной затрат общественно необходимого труда;
б) величиной издержек производства; в) предельной полезностью товара; г) затратами труда на производство того товара, который можно получить в обмен на данный товар.
7. Марксистскому направлению экономической мысли принадлежит понятие: а) предельной полезности; б) экономического блага; в) прибавочной стоимости; г) предельных издержек.
8. В современных условиях закон народонаселения Т.Мальтуса: а) отражает закономерности развития многих стран третьего мира; б) не имеет научной ценности; в) отражает закономерности развития мировой экономики; г) неверно описывает демографическую ситуацию в развитых д) странах, но точно отражает тенденции развития аграрного сектора этих стран.
9. По Сисмонди государство в экономической жизни страны должно: а) руководить производством и распределением богатства в интересах мелкого производителя; б) активно вмешиваться в экономическую жизнь; в) регулировать свободную конкуренцию; г) руководить производством и распределением богатства в интересах крупной буржуазии.
10. «Закон рынков» Сэя исчерпал свою актуальность с возникновением экономического учения: а) А.Маршалла; б) Дж.Б.Кларка; в) Дж. М. Кейнса; г) М.Фридмена.
11. Эксплуатация в теории К.Маркса представляет собой концепцию, в соответствии с которой: а) капиталист присваивает часть продукта, создаваемого рабочим; б) рабочий не владеет средствами производства, хотя является основной производительной силой; в) рабочий не участвует в управлении производством; г) уровень заработной платы недостаточен для удовлетворения физиологических и социальных потребностей и содержания семьи.
12. Назовите положение, соответствующее взглядам Сисмонди: а) рыночная экономика не в состоянии преодолеть кризисы перепроизводства, поэтому государство должно вмешиваться в экономику с целью преодоления кризисов; б) рыночная экономика обладает механизмом саморегулирования, поэтому не нуждается в государственном вмешательстве; в) производство само обеспечивает себе сбыт; г) крупное производство порождает кризисы и анархию, поэтому государство должно способствовать развитию мелкого производства.
13. Согласно взглядам Жана Батиста Сэя: а) в рыночной экономике не может быть ни длительных периодов перепроизводства, ни хронической безработицы; б) спрос, предложение и занятость в рыночной экономике не могут быть сбалансированы; в) законы спроса и предложения всегда порождают безработицу и перепроизводство; г) государство в рыночной экономике должно проводить такую политику, которая предполагает полное отсутствие безработицы как свою основную цель.
14. Укажите, как в рамках своей теории К. Маркс объясняет происхождение доходов банковского капитала: а) предпринимательскими способностями владельцев банковского капитала; б) успешными спекулятивными операциями на денежных рынках; в) эксплуатацией труда банковских работников; г) перераспределением доходов из сферы производства.
15. Истинные причины бедности в XVIII-ХIХ веке заключались в том, что: а) рост населения опережал рост средств к существованию; б) общественный продукт распределялся неравномерно; в) производительные силы были недостаточно развиты; г) капиталисты присваивали труд рабочих.
16. Укажите, какая из названных характеристик не может быть отнесена к взглядам, известным в науке как экономический романтизм Сисмонди и Прудона: а) поощрение крупных товаропроизводителей, так как только крупное производство способствует экономическому росту на основе достижений научно-технического прогресса; б) выражение интересов мелкой буржуазии; в) возврат к натуральным и простым товарным формам хозяйствования; г) разработка конкретных рекомендаций по спасению мелких производителей от разорения.
1. Раскройте суть теории «третьих лиц» Т.Мальтуса. 2. Можно ли сегодня говорить о действии закона народонаселения Мальтуса? 3. Почему невозможно на практике функционирование Народного Банка, предложенного Прудоном? 4. Какова роль государства в экономической концепции Сисмонди? 5. Каковы причины возникновения утопического социализма? 6. Почему утопический социализм назван утопическим и почему социализмом?
7. Насколько правомерна позиция В.Рошера о том, что «одного экономического идеала не может быть для народов»? 8. На основе двух идей Ф.Листа сделайте вывод о том, что понимает ученый под промышленным воспитанием нации: а) «Причины богатства суть нечто совершенно другое, нежели само богатство»; б) в состав производительных сил Лист включал различные институты, способствующие экономическому развитию – от христианства и единоженства до почты и полиции безопасности. 9. Поясните точку зрения Ф.Листа, в соответствии с которой идеи А.Смита о необходимости свободы торговли неприемлемы для всех стран. 10. Сравните аргументацию взглядов на предмет и метод экономической науки в творческом наследии классической и исторической школ экономической мысли. 11. Каким образом религия способствовала становлению капитализма в Европе? 12. Почему Дж.М.Кейнс считал Т.Мальтуса одним из предшественников своей концепции бескризисного экономического развития? 13. Что означает ленинский термин «экономический романтизм»?
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |