Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемные вопросы. Вопросы для самостоятельного рассмотрения




Тесты

Основные категории

Вопросы для самостоятельного рассмотрения

 

1. Экономические взгляды Конфуция.

2. Хозяйственные предписания Библии, Корана.

3. Воззрения Ибн-Халдуна.

4. Социальная утопия Т.Мора.

  1. У.Петти и П.Буагильбер как основоположники трудовой теории стоимости.

Тема 2. Эволюция классической политической экономии

 

1. Экономические взгляды С. Сисмонди, П. Прудона, Ж.Б. Сэя, Т. Мальтуса, Дж. С. Милля.

2. Политическая экономия начала XIX в. в Германии. Ф. Лист. Историческая школа.

3. Структура и основные идеи I тома «Капитала». Учение К. Маркса о капитале, прибавочной стоимости и эксплуатации. Анализ противоречий капиталистического способа производства.

 

«Конституированная стоимость». «Рабочие деньги». «Закон Сэя». «Закон народонаселения Мальтуса». Отчуждение труда. Прибавочная стоимость. Базис и надстройка. Производительные силы. Производственные отношения. Эксплуатация. Превращенные формы прибавочной стоимости. Закон стоимости. Промышленное воспитание нации.

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем суть предложений С.Сисмонди и П.Прудона, касающихся проблемы преодоления кризисов в капиталистическом обществе?

2. Что собой представляет «конституированная стоимость» П.Прудона?

3. В чем суть и основные положения закона Сэя?

4. Каковы основные идеи книги Т.Мальтуса «Опыт о законе народонаселения» и в чем их значение для экономической науки?

5. Охарактеризуйте комплекс основных идей родоначальников немец­кой исторической школы.

6. Назовите главные теоретико-методологические принципы старой исторической школы.

7. В чем вы видите отличия и сходство идей старой и молодой истори­ческих школ?

8. Каковы концептуальные отличия новейшей школы от предшествующих?

9. Охарактеризуйте вклад исторической школы в мировую экономическую мысль.

  1. Назовите основные этапы становления исторической школы?
  2. Какие идеи обосновал Ф. Лист в книге «Национальная система политической экономии»?
  3. Какова роль протестантской этики в развитии капитализма?
  4. Как трактует Маркс категории «стоимость», «цена производства», «прибавочная стоимость»?
  5. Проанализируйте марксистские понятия «органическая структура капитала», «норма эксплуатации», «всеобщий закон капиталистического накопления».
  6. Раскройте механизм возникновения прибавочной стоимости по К.Марксу.

 

 

1. По Марксу капитал увеличивается за счет:

а) средств производства;

б) средств труда;

в) предметов труда;

г) рабочей силы.

 

2. Т.Мальтус видел причины бедности:

а) в том, что рост населения опережал рост средств к существованию;

б) в низком уровне развития производительных сил;

в) в нежелании бедняков улучшить свое благосостояние;

г) в том, что капиталисты присваивали труд рабочих.

 

3. Закон народонаселения, в соответствии с которым население растет более быстрыми темпами, чем средства к существованию, был открыт:

а) Т. Мальтусом;

б) К.Марксом;

в) Д.Рикардо;

г) Ф. Кенэ.

 

4. В «Богатстве народов» А.Смит описал:

а) капитализм на начальном этапе его развития;

б) период разложения феодализма;

в) монополистический капитализм;

г) капитализм в эпоху действия золотого стандарта.

 

5. К основным постулатам «закона рынка» Ж.Б.Сэя не относится:

а) государство должно вмешиваться в экономику;

б) производство создает доходы;

в) цены, заработная плата и процентная ставка совершенно гибкие, подвижные;

г) экономические кризисы невозможны.

 

6. Марксистское направление экономической теории определяет величину стоимости товара:

а) величиной затрат общественно необходимого труда;

б) величиной издержек производства;

в) предельной полезностью товара;

г) затратами труда на производство того товара, который можно получить в обмен на данный товар.

 

7. Марксистскому направлению экономической мысли принадлежит понятие:

а) предельной полезности;

б) экономического блага;

в) прибавочной стоимости;

г) предельных издержек.

 

8. В современных условиях закон народонаселения Т.Мальтуса:

а) отражает закономерности развития многих стран третьего мира;

б) не имеет научной ценности;

в) отражает закономерности развития мировой экономики;

г) неверно описывает демографическую ситуацию в развитых

д) странах, но точно отражает тенденции развития аграрного сектора этих стран.

 

9. По Сисмонди государство в экономической жизни страны должно:

а) руководить производством и распределением богатства в интересах мелкого производителя;

б) активно вмешиваться в экономическую жизнь;

в) регулировать свободную конкуренцию;

г) руководить производством и распределением богатства в интересах крупной буржуазии.

 

10. «Закон рынков» Сэя исчерпал свою актуальность с возникновением экономического учения:

а) А.Маршалла;

б) Дж.Б.Кларка;

в) Дж. М. Кейнса;

г) М.Фридмена.

 

11. Эксплуатация в теории К.Маркса представляет собой концепцию, в соответствии с которой:

а) капиталист присваивает часть продукта, создаваемого рабочим;

б) рабочий не владеет средствами производства, хотя является основной производительной силой;

в) рабочий не участвует в управлении производством;

г) уровень заработной платы недостаточен для удовлетворения физиологических и социальных потребностей и содержания семьи.

 

12. Назовите положение, соответствующее взглядам Сисмонди:

а) рыночная экономика не в состоянии преодолеть кризисы перепроизводства, поэтому государство должно вмешиваться в экономику с целью преодоления кризисов;

б) рыночная экономика обладает механизмом саморегулирования, поэтому не нуждается в государственном вмешательстве;

в) производство само обеспечивает себе сбыт;

г) крупное производство порождает кризисы и анархию, поэтому государство должно способствовать развитию мелкого производства.

 

13. Согласно взглядам Жана Батиста Сэя:

а) в рыночной экономике не может быть ни длительных периодов перепроизводства, ни хронической безработицы;

б) спрос, предложение и занятость в рыночной экономике не могут быть сбалансированы;

в) законы спроса и предложения всегда порождают безработицу и перепроизводство;

г) государство в рыночной экономике должно проводить такую политику, которая предполагает полное отсутствие безработицы как свою основную цель.

 

14. Укажите, как в рамках своей теории К. Маркс объясняет происхождение доходов банковского капитала:

а) предпринимательскими способностями владельцев банковского капитала;

б) успешными спекулятивными операциями на денежных рынках;

в) эксплуатацией труда банковских работников;

г) перераспределением доходов из сферы производства.

 

15. Истинные причины бедности в XVIII-ХIХ веке заключались в том, что:

а) рост населения опережал рост средств к существованию;

б) общественный продукт распределялся неравномерно;

в) производительные силы были недостаточно развиты;

г) капиталисты присваивали труд рабочих.

 

16. Укажите, какая из названных характеристик не может быть отнесена к взглядам, известным в науке как экономический романтизм Сисмонди и Прудона:

а) поощрение крупных товаропроизводителей, так как только крупное производство способствует экономическому росту на основе достижений научно-технического прогресса;

б) выражение интересов мелкой буржуазии;

в) возврат к натуральным и простым товарным формам хозяйствования;

г) разработка конкретных рекомендаций по спасению мелких производителей от разорения.

 

1. Раскройте суть теории «третьих лиц» Т.Мальтуса.

2. Можно ли сегодня говорить о действии закона народонаселения Мальтуса?

3. Почему невозможно на практике функционирование Народного Банка, предложенного Прудоном?

4. Какова роль государства в экономической концепции Сисмонди?

5. Каковы причины возникновения утопического социализма?

6. Почему утопический социализм назван утопическим и почему социализмом?

7. Насколько правомерна позиция В.Рошера о том, что «одного экономического идеала не может быть для народов»?

8. На основе двух идей Ф.Листа сделайте вывод о том, что понимает ученый под промышленным воспитанием нации:

а) «Причины богатства суть нечто совершенно другое, нежели само богатство»;

б) в состав производительных сил Лист включал различные институты, способствующие экономическому развитию – от христианства и единоженства до почты и полиции безопасности.

9. Поясните точку зрения Ф.Листа, в соответствии с которой идеи А.Смита о необходимости свободы торговли неприемлемы для всех стран.

10. Сравните аргументацию взглядов на предмет и метод экономической науки в творческом наследии классической и исторической школ экономической мысли.

11. Каким образом религия способствовала становлению капитализма в Европе?

12. Почему Дж.М.Кейнс считал Т.Мальтуса одним из предшественников своей концепции бескризисного экономического развития?

13. Что означает ленинский термин «экономический романтизм»?

  1. Что вкладывает К.Маркс в понятия конкретного и абстрактного труда?
  2. Что понимает К.Маркс под товарным и денежным фетишизмом?
  3. Что понимается в «Капитале» под превращенными формами прибавочной стоимости?
  4. Каковы по Марксу источники ссудного процента и торговой прибыли?
  5. На основе каких теоретических положений Маркс делает вывод о необходимости не только экономической, но и политической борьбы?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.