Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первобытные верования




ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ

 

      религия предлагает человеку определенное мировоззрение, т.е. целостную систему взглядов на человека, общество, природу.
1. Мировоззренческая  
 
     
       
      религия восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в реальной жизни благодаря созданию особого комфортного психологического состояния в сознании, и путем создания особых отношений внутри общины.
2. Компенсаторная  
 
     
       
      религия способствует развитию общения - между верующими, - между верующими и Богом, ангелами, святыми и т.п., которые выступают в качестве посредников в общении верующих.
3. Коммуникативная  
 
     
       
      религия управляет поведением людей с помощью идей, ценностей, обычаев, норм права, морали, образцов для подражания, поощрения и наказания.
4. Регулятивная  
 
     
       
      религия в одном отношении объединяет индивидов, группы (когда они разделяют общее вероисповедание), в другом – разделяет (когда индивиды принадлежат к разным религиям).
5. Интегрирующе -дезинтегрирующая  
 
     
       
      религия способствует развитию определенных слоев культуры – письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и передачу накопленного наследия от поколения к поколению.
6. Культуро-транслирующая  
 
     
       
      религия узаконивает общественные порядки, институты, отношения нормы, как должные или, наоборот, утверждает не неправомерность каких-то из них.
7. Легитимирующе-разлегитимирующая  
 
     

- «Фетишизм» от португальского слова fitico (магическая вещь).

Фетиш - любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие.

Этому предмету приписывались не присущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте и т.п.). Если после обращения к предмету человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался или заменялся другим.

- Тотемизм — вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом животных или растений.

Животные и растения, от которых зависела жизнь людей, становились объектом поклонения.

Сначала тотемных животных и растений употребляли в пищу.

Позднее члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема.

Появляются запреты (табу) на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда поедание тотема носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах.

 

- Магия (греч. mageia — колдовство, чародейство) — совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определенных действий.

Магические представления возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда он сталкивается с проблемами, решение которых зависит не столько от самого человека, сколько от множества внешних факторов. Именно это и заставляет его полагаться на помощь таинственных сил и совершать магические действия. (В рыболовстве магические приёмы практикуются при промысле акул и других крупных и опасных рыб, при ловле же мелкой рыбы магия считается излишней).

По методам воздействия магия делится на:

- контактную (путем непосредственного соприкосновения носителя магической силы с объектом, на который направлено действие),

- инициальную (магический акт направлен на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности),

- парциальную (опосредованное воздействие через остриженные волосы или ногти, остатки пищи, которые попадают к носителю магической силы),

- имитативную (воздействие на подобие объекта).

По целям воздействия магия делится на вредоносную, военную, промысловую, лечебную, любовную и т. п.

 

- Анимизм (от лат. anima — душа) — вера в существование душ и духов.

Согласно Э. Тайлору, эти верования развивались в двух направлениях.

Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышлений древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций. Будучи не в состоянии правильно объяснить эти сложные явления, первобытный человек вырабатывает понятие о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире.

Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все явления и предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями. Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, которая в ходе сложной эволюции трансформировалась в политеизм, а затем и в монотеизм.

 

Отголоски ранних форм религиозных верований сохраняются и в современном мире.

Вера в амулеты, талисманы, священные реликвии является не чем иным, как пережитком первобытного фетишизма.

Отголоски тотемизма можно обнаружить в существующих во многих религиях пищевых запретах, запретах на изображения животных.

Магические верования и ритуалы легли в основу культовой практики религий. Значительное место принадлежит магии в сфере бытовых суеверии: вера в порчу, в гадания, заговоры.

На ранних этапах развития человеческого общества первобытные формы религиозных верований не существовали в чистом виде, они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том, какая из этих форм верований возникла раньше, не совсем корректно.

Можно лишь отметить, что

тотемизм больше распространен среди аборигенов Австралии,

магия и шаманизм доминировали среди народов Сибири и Дальнего Востока,

фетишизм больше характерен для народов Африки

 

Семинар.

Проблемы сущности, структуры и типологии религии.

План.

1. Понятие и структура религии

2. Подходы к определению религии

3. Основные классификации религий

4. Предпосылки религии

5. Первобытные формы религии: «фетишизм», тотемизм, магия, анимизм.

 

Доклады и рефераты.

1. Марксистская концепция религии

2. Социологические концепции религии

3. Психологические концепции религии

4. Проблема происхождения религии

5. Этапы эволюции религии

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Как исторически изменяется значение термина религия?

2. Какие концепции религии выделяют в религиоведении?

3. Как понимается религия в теологии?

4. Что является источником религии в марксистской философии?

5. Возможно ли исчезновение религии с точки зрения Маркса?

6. Какую функцию выполняет религия в обществе по М. Веберу?

7. Что такое религия по Э. Дюркгейму?

8. Какую главную функцию выполняет религия в обществе?

9. Из чего выводится религия в психологических концепциях?

10. Какую функцию выполняет религия по У. Джеймсу?

11. Чем первобытное мышление отличается от мышления современного человека по Л. Леви-Брюлю?

12. Какую функцию выполняет религия согласно З. Фрейда?

13. Из-за чего возникает религия по З. Фрейду?

14. Может ли религия исчезнуть по З. Фрейду?

15. В каких ситуациях человек прибегает к магическим обрядам?

16. Что достигается в результате проведения магических действий?

17. Чем религия отличается от магии?

18. Назовите основные элементы религии (её структуру)?

19. Какие уровни выделяют в религиозном сознании?

20. Назовите предметы и средства культовой деятельности.

21. Назовите основные типы религиозных организаций.

22. Чем церковь отличается от секты?

23. Какие типы религий выделяют в религиоведении?

24. Почему ряд религий называют мировыми?

25. Охарактеризуйте теорию «прамонотеизма».

26. Как рассматривается проблема происхождения религии в современном религиоведении?

27. Охарактеризуйте антропологические основания религии.

28. Охарактеризуйте функции религии в обществе.

29. Охарактеризуйте первобытные формы религии.

30. В каких случаях человек прибегает к магическим действиям?

31. Полностью ли исчезли первобытные верования в современном обществе?

Литература.

Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: «Высш. школа», 1988. – 416 с. (С.4-17).

Малерб М. Религии человечества. – М.: «Рудомино» – СПб.: «Университетская книга», 1997. – 609 с. (С.532-560).

Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. – М., 1998. – 432 с. (С.174-231).

Музафарова Н.И. История религий. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. (С.6-56).

Основы религиоведения: Учеб. / Под ред И.Н. Яблокова. – 2-е изд. – М.: Высш.шк., 1998. – 480 с. (С.14-75).

Религии мира. – Минск: «Белфакс», 1994. – 464 с. (С.10-21).

Рогалевич Н. Религиоведение. Экспресс-курс. – Мн.: Новое знание, 2003. – 207 с. (С.21-44).

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: «Политиздат», 1986. – 576 с. (С. 9-20).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.