Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Православие в России




Посты

Православные праздники.

Монашество.

Экзархаты, епархии, викарианства, благочиния, приходы

Появляется не сразу – с III – IV вв. на Востоке.

Первоначально монахи считались мирянами.

С VIII - IX веков еписко­пы выбираются только из монашествующих.

Виды монашества:

- отшельническое (жизнь в одиночестве)

- скитское (жизнь рядом нескольких отшельников)

- общежитель­ное (жизнь общиной)

 

Три основных обе­та:

- нестяжание (отказ от владения имуществом),

- целомудрие (безбрачие),

- послушание (беспрекословное повиновение ру­ководителям монастыря).

Двунадесятые. – 12 главных праздников.

 

"пре­ходящие" (исчисляемые по дате Пасхи)

 

Пасха – главный праздник всех хри­стиан – Воскресение Христово.

Вознесение Господне - произошло на 40-й день после Воскресения Христова.

День Святой Троицы (Пятидесятница) - празднуется в воскресенье через семь недель по­сле Пасхи.

 

"непреходящие" (вы­падающие на строго определенную дату)

 

Рождество Богородицы. 21 сентября.

Воздвижение Креста Господня. – 27 сентября. В этот день был найден крест, на котором совершилось распятие Христа. Праздник символизирует искупление Иисусом грехов мира путем крест­ных страданий.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы. 4 де­кабря. Установлен в память принесения маленькой Марии в Иерусалимский Храм для посвяще­ния ее Богу.

Рождество Христово. 7 января.

Крещение Господне. 19 января.

Сретение Господне. 15 февраля, на 40-й день после Рождества Христова.

В память о принесении младенца Иисуса в Иерусалим­ский Храм для посвящения его Богу.

Благовещение. 7 апреля. Установлен в память о явлении Деве Марии архангела Гавриила,

Преображение Господне. Празднуется 19 августа. Установ­лен в память о пребывании Христа на горе Фавор,

Успение Пресвятой Богородицы. Отмечается 28 августа в па­мять о кончине Богоматери

Есть еще Великие праздники, связанные с важными событиями церковной истории.

Многодневные

- Великий Пост (семь недель перед Пасхой - ду­ховное приготовление к празднику Воскресения Христова);

- Петров Пост (от праздника Всех Святых до Дня Первоверхов­ных апостолов Петра и Павла);

- Успенский Пост (две недели перед Успением Богородицы);

- Рождественский Пост (от Дня апостола Филиппа 27 ноября до Рождества Христова).

Однодневные - среда, пятница

 

988 г. – Крещение Руси князем Владимиром.

Причины принятия Русью восточного христианства из Византии:

- Для поднятия престижа Руси в христианской Европе.

- Для объединения русских земель в единое государство.

- Византия была самым могущественным государством и могла стать союзником.

- Церковь в Византии подчинялась светской власти, а в западном христианстве Папа Римский претендовал на светскую власть.

- Православная церковная служба поразила пышностью и великолепием.

- В исламе запрещено употребление вина и свинины.

- В иудаизме у еврейского народа не было своего государства.

 

Распространение христианства в целом происходило мирным путем, так как:

- представления о богах были крайне неопределены, культ не развит;

- отсутствовало сплоченное жреческое сословие;

- христианство принял князь и высшее сословие;

- монахи-подвижники своей жизнью вызывали уважение у язычников;

- Священное Писание и богослужение были на понятном славянском языке.

Однако в некоторых районах христианство насаждалось и силой.

Соприкасаясь с местными языческими верованиями, христианство приспосабливалось, заменяя языческие праздники христианскими, языческих богов – христианскими святыми, языческие капища – храмами. В результате возникает такое явления как двоеверие, когда молятся и христианским святым, и совершают языческие обряды.

Главой Русской церкви был митрополит, которого назначал Константинопольский Патриарх. Первые священники и епископы были из греков и болгар.

Позднее священников и епископов стали выбирать из народа.

В домонгольский период из 25 митрополитов 22 были из греков и 3 избраны из русских.

Назначение митрополита из греков Константинопольским Патриархом с одной стороны создавало сложности в отношениях между князем и митрополитом из-за культурного и языкового барьера, с другой, - способствовало сохранению единства Русской церкви в период междоусобных войн.

В период татаро-монгольского нашествия Русская церковь, как и государство, подверглась разорению. Однако монголы демонстрировали веротерпимость. Своими грамотами и ярлыками ханы подтверждали неприкосновенность всех лиц духовного звания, всех церковных людей и всего церковного имущества; духовенство и все церковные люди освобождаются от всех податей и повинностей в пользу ханов, а равно и от ответст­венности перед гражданскими судами и властями во всех делах.

В связи с разорением южнорусских земель и усилением влияния Москвы кафедра митрополита была перенесена из Киева в Москву. Это произошло благодаря усилиям князя Ивана Калиты, когда митрополитом был Св. Петр (1308-1326).

Пе­ренесением кафедры митрополита из Киева в Москву были недовольны:

- южные удельные православные князья;

- католические государи Литвы и Поль­ши.

В состав Литвы вошло много русских облас­тей— Киев, Чернигов и западная часть Волыни (1321), а в 1340 г. вся Галиция попала под владычество Польши. Литовские князья и польские короли неохотно допускали церковную зависимость сво­их православных городов и областей от московского митрополита, опасаясь того, что церковный союз их с Москвой поведет за собой и политическое объединение их под короной московского князя. Отсюда возникает желание или удержать митрополита на юге, или создать здесь особую, независимую от Москвы митрополию.

Эти планы активно поддерживала католическая церковь.

После завоевания Византии турками Русская цер­ковь получила право ставить самостоятельно митрополитов без сношений с Византией.

В 1448 г. собором русских епископов митрополитом был поставлен Иона.

В 1458 г. в сан митрополита «Киевского, Литовского и всея нижней России» был рукоположен Григорий.

В 1459 г. происходит окончательное разделение русской церкви на две митрополии: на северо-восточную, или московскую, и юго-западную, или литовскую.

В 1589 г. при царе Феодоре Иоанновиче (сыне Ивана Грозного) митрополит Иов становится патриархом московским и всея Руси.

Причины этого:

- Для повышения международного статуса русской церкви нужно было быть наравне с восточными патриархатами;

- Россия была самым большим могущественным православным государством;

- Русский царь был православным;

- Византия после завоевания турками нуждалась в помощи Москвы.

Начало XVII века на Руси называется смутным временем.

После смерти царя Федора Иоановича и убийства его малолетнего брата Дмитрия царем становится Борис Годунов. Он не пользовался популярностью на Руси, и когда в Польше некий бродяга объявил себя чудом спасшимся Дмитрием, и стал претендовать на московскую корону, возникло сильное брожение и колебание умов среди русского народа.

Во время попыток Лжедмитрия I и Лжедмитрия II при поддержке Польши и католического Рима утвердиться на московском троне русские патриархи всеми силами поддерживали законно избранных русских царей и призывали народ к борьбе с захватчиками.

В ноябре 1612 г. Москва была очищена от поляков ополчением Минина и Пожарского.

В 1613 г. на русский престол был избран Михаил Феодорович Романов, что положило конец смутному времени.

В 1619 г. патриархом избирается Филарет Никитич (отец малолетнего царя Михаила Федоровича). В его лице произошло соединение высшей духовной и гражданской власти. Он носил титул «Великий государь», и имя его ставилось в грамотах рядом с именем царя.

До половины XVII века все лица церковного ведомства — священнослужители, церковные и монастырские крестьяне по гражданским искам были свободны от подсудности гражданским властям и судились у своих духовных властей — архиереев и настоятелей монастырей. Сами же церков­ные власти по гражданским делам подлежали непосредственно су­ду государя.

По Уложению 1649 г.царя Алексея Михайловича устанавливался общий суд по гражданским делам для людей всяких чи­нов и ведомств.

Учреждается Монастырский приказ – орган ведавший не только судебными вопросами, но и административными, и финансовыми (доходами с церковных земель).

Реформа патриарха Никона 1652-1658 гг.

Цели реформы:

- уподобить русский обряд греческому (Никон мечтал, что если русское войско освободит Балканские страны от турок, то он сможет служить в Соборе Св. Софии в Константинополе вместе с Константинопольским патриархом);

- введение единообразия в богослужении во всех русских церквах;

- введение единообразия в богослужебных книгах и исправление искажений, накопившихся при переводе и переписывании рукописей.

 

Проведение реформы:

Изменения в обрядах:

Было Стало
Крестные ходы по часовой стрелке Крестные ходы против часовой стрелке
Крещение двумя перстами Крещение тремя перстами
Алилуйа исполняется дважды Алилуйя исполянется трижды
Восьмиконечные кресты Четырехконечные кресты
Писалось – Исус Пишется - Иисус

 

Однако, принятые обряды в основном были поздними нововведениями греческой церкви.

Исправление книг вели ученые из южнорусских земель и гре­ческие монахи не по старым, а по новым гре­ческие богослужебным книгам, напечатанным в Венеции католически­ми монахами восточного обряда, включившими в них ряд католицизмов.

Все древнерусские обряды, книги, иконы объявлялись еретическими, что вызывало протест во всех слоях общества.

Последствия реформы.

Отрицание древних устоев жизни при одновременом усилении феодального закабаления народа способствовало массовому неприятию среди крестьян нововведений.

В результате реформы от официальной Русской церкви откололись общины верующих, не признававших новых обрядов, и поэтому получивших названия старообрядцев. Одним из лидеров движения старообрядцев был протопоп Аввакум.

Старообрядцы не только не принимали нововведения, но осуждали и проклинали царя и всех епископов, считая, что они служат антихристу и наступил конец света. Власть ответила репрессиями против лидеров старообрядцев. Со своей стороны около 20 тысяч старообрядцев покончили жизнь самосожжением и самозакапыванием, надеясь на спасение мучеников за веру.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.