Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структуры нормативного правового акта




В одних случаях структура нормативного акта является упрощенной, в других – достаточно сложной. Здесь так же, как и применительно к ПТП в целом, можно, видимо, говорить о логико-философской, временной, пространственной и стохастической, генетической, функциональной, горизонтальной, вертикальной и иных структурах нормативных актов. Рассмотрим некоторые из них.

Логико-философская структура позволяет отразить взаимосвязи частей и целого, содержания и формы нормативных актов. Юридическое содержание нормативного акта составляют нормы права и нестандартные нормативно-правовые предписания (юридические дефиниции, рисунки, формулы и т.п.). Для нормативного акта характерна определенная письменная, документальная форма выражения.

На примере ГК РФ рассмотрим внешнее, документальное строение нормативного акта. Здесь нормативно-правовой материал распределяется по определенным частям (часть 1, 2, 3), разделам (например, 2-й раздел посвящен праву собственности и другим вещным правам), подразделам (например, 3-й подраздел 2-го раздела определяет, что относится к объектам гражданских прав), главам (например, в главе 25 установлены меры ответственности за нарушение обязательств), статьям (ст. 1100 закрепляет основания компенсации морального вреда). Большинство статей состоят из определенных пунктов и (или) частей (абзацев).

Нормативный правовой акт в целом и отдельные его (под)разделы, главы и статьи, как правило, имеют свои наименования. К существенным реквизитам нормативного акта относится также обозначение места (Москва, Кремль и т.п.) и даты его принятия (утверждения, опубликования и т.п.), порядковый или регистрационный номер, соответствующие подписи и печати.

Отмеченные атрибуты нормативного акта, а также использование при построении соответствующего нормативно-правового материала юридических терминов, конструкций и иных средств и способов правотворческой техники и тактики придают указанным актам особую официально-документальную форму, от которой во многом зависит качество нормативного акта в целом, его правильное толкование и реализация.

Указанные выше элементы в той или иной степени присущи любому нормативному акту. Кроме того, в его структуре могут быть какие-то специальные и даже ненужные для него компоненты (наличие в одном акте юридических норм различных отраслей права, индивидуальных и интерпретационных правовых предписаний и т.п.). Здесь уже важен анализ стохастической структуры нормативного акта, его постоянных и переменных признаков и элементов.

Временн а я структура нормативных актов дает возможность проследить определенную последовательность их издания, соотношение между первичными и вторичными, правоконкретизирующими нормативными актами. Этот аспект проблемы играет важную роль при систематизации, толковании и реализации права. Как известно, judicia posteriora sunt in lege fortiora – более поздние решения с точки зрения права имеют большую силу.

Анализ пространственной структуры позволяет раскрыть разнообразные типы, виды и подвиды нормативных актов, одновременно действующих в ПСО.

Можно дать следующую их классификацию.

1. В зависимости от отраслевой принадлежности содержащихся в них нормативно-правовых предписаний различают нормативные акты гражданского (ГК РФ), уголовного (УК РФ) и других отраслей права.

2. По субъектам издания возможно деление на:

а) нормативно-правовые акты государственных и негосударственных органов (органов самоуправления, хозяйствующих субъектов и т.п.);

б) нормативные акты представительных и исполнительных органов власти;

в) нормативные акты федеральных и иных субъектов правотворчества.

3. По функциям они разграничиваются на правонаделительные, правоизменяющие и правопрекращающие, а также регулятивные и охранительные, правовосстановительные и другие нормативные акты (проявление функциональной структуры).

4. В зависимости от цельности, юридической и логической завершенности существенное значение имеет их деление на кодифицированные нормативные акты (ТК РФ, ГК РФ) и нормативные акты текущего правотворчества.

5. По сроку действия они различаются на постоянные и временные.

6. В зависимости от территории, на которую распространяется их действие, выделяются нормативные акты федерального, республиканского, областного, местного и локального значения. Здесь следует иметь в виду, что федеральный закон может распространять свою юридическую силу как на всю территорию России, так и на территорию определенной республики, области и даже предприятия.

7. Нормативные акты могут быть адресованы всем лицам, проживающим на территории России, а также только ее гражданам, иностранцам, лицам без гражданства, отдельным категориям лиц (беженцам, работникам здравоохранения и т.п.).

8. По юридической силе они подразделяются на законы и подзаконные акты (вертикальная структура).

Кроме того, все нормативные правовые акты можно классифицировать по порядку принятия (коллегиальные и основанные на единоначалии), наименованию, социальным ситуациям издания (чрезвычайные и обычные) и т.п.

В настоящее время государственные органы России принимают следующие виды нормативно-правовых актов: а) Государственная Дума Федерального Собрания РФ – ФКЗ, ФЗ (одобряются Советом Федерации РФ и подписываются Президентом РФ) и постановления, б) Совет Федерации (Федерального Собрания РФ) – постановления, в) Президент РФ – указы, г) Правительство РФ – постановления, д) центральные министерства и т.д. – инструкции, приказы и т.п., е) представительные органы субъектов РФ – законы и постановления, ж) исполнительные органы субъектов РФ – указы и постановления.

Органы местного самоуправления принимают постановления, решения и другие нормативные правовые акты. В организациях издаются локальные нормативные акты (правила внутреннего трудового распорядка и т.п.).

Некоторые органы принимают акты, не обозначенные законодательством, определяющим их правотворческую компетенцию. Например, многие министерства издают различного рода методические указания, инструктивные и информационные письма, содержащие нормативно-правовые предписания. Такая практика должна повсеместно пресекаться, поскольку она является незаконной.

Произвольно изданные нормативные акты вносят путаницу в систему законодательства, создают трудности при толковании, систематизации и реализации указанных актов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.