Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общесоциальные и специально-юридические функции правоприменительной практики




Понятие и классификация функций правоприменительной практики

Функции правоприменительной практики

Функции ПП тесно связаны с функциями права. Дело в том, что о функциях права можно вести речь лишь в контексте конкретной ППД, а юридический опыт служит важнейшим источником права.

Однако было бы неверно ни отождествлять, ни отрывать их друг от друга. Так, ставить знак равенства между ними нельзя уже по тому, что право и ПП, как было отчасти показано в предыдущих разделах книги, занимают относительно самостоятельное место в ПСО. Это выражается в особенностях их природы, закономерностях возникновения, развития и, конечно, специфики функционирования. Кроме того, одни и те же правовые предписания могут осуществляться в различных типах (видах, подвидах) ЮП: судебной и прокурорской, нотариальной и следственной, административной и др.

Нам представляется, что проблема соотношения функций права с функциями ЮП, функциями правосознания и т.п. требует самостоятельного, глубокого и всестороннего монографиического исследования.

Характеризуя направления воздействия ПП на реальную действительность, следует помнить о том, что право выполняет свою активно-регулятивную роль не само по себе, а в процессе реализации тех требований, которые в нем закреплены. Одним из каналов осуществления этих требований является ПП. В ней раскрываются потенциальные возможности права. ППД как бы дополняет и в то же время ставит на новый, более детальный, приближенный к конкретной социальной ситуации уровень те основные направления воздействия, которые характерны для нормативно-правового регулирования общественных отношений.

Взаимодействуя с другими социальными системами (экономической, политической и пр.), ПП сама выступает в качестве сложной системы, каждый из элементов которой несет соответствующую функциональную нагрузку. Например, субъекты осуществляют планирование и прогнозирование ППД, координацию поведения участников ПП, с помощью средств и способов происходит установление объективной истины, содержания правовых предписаний, вынесение и оформление решения, контроль за его исполнением. Нельзя, однако, полагать, что функции ПП сводятся лишь к сумме функций ее отдельных компонентов. Система разнообразных внутренних и внешних связей (генетических, структурных, координационных, субординационных и пр.) приводит к появлению в ПП таких функций, которые не присущи или присущи не в той мере каждому ее компоненту.

Следует также иметь в виду, что каждая функция ПП состоит из подфункций. Если функция – это главное, основное направление воздействия, в котором наиболее рельефно выражена сущность, природа и роль ПП в обществе, то подфункция показывает в рамках этого ведущего направления некоторые особые специфические стороны воздействия. Например, в рамках правоохранительной функции ПП можно выделить превентивную, компенсационную, правовосстановительную, карательную и другие ее подфункции.

ПП относится к многофункциональным системам, что требует разграничения отдельных направлений ее воздействия на реальную действительность.

В литературе уже предпринимались попытки классификации функций правоприменения. Так, И.Я. Дюрягин писал, что применение права выполняет “две функции: а) правообеспечительную, б) индивидуального (казуального) регулирования“ [1. С. 38 и след.]. С.С. Алексеев считает, что таких функций три: правонаправляющая (ориентирующая), правоконкретизирующая и сигнально-информационная (см. [6. С. 348-349; 324. С. 17]. К.М. Гарапшин предлагает выделять две группы функций: а) по отношению к общественной практике – правонаправляющую и воспитательную (идеологическую); б) по отношению к теории – обеспечительную и оценочно-познавательную [60. С. 15-16]. Особенно большое внимание уделяется в литературе воздействию судебной практики на правотворчество.

Нам представляется, что отмеченные функции не раскрывают достаточно полно творчески-преобразующий характер ПП, отдельные ее созидательные стороны. Не приняты во внимание другие важные критерии классификации.

Одним из важнейших критериев их классификации является та или иная сфера общественной жизни, которая подвергается воздействию со стороны ПП. По указанному основанию все функции ПП можно разграничить на экономическую, политическую, социальную, идеологическую, демографическую, экологическую и др. Отмеченные функции предметно раскрывают управленческую ее природу в обществе.

Учитывая, что ПП решает задачи, стоящие не только в области внутренней жизни нашего общества, но в известной степени в области внешних отношений, можно, видимо, говорить о внутренних и внешних ее функциях.

По времени действия их можно подразделить на постоянные и временные. Например, в переходный от капитализма к социализму период ПП выступала одним из важнейших юридических способов подавления сопротивления свергнутых классов. В последующем, с ликвидацией буржуазных классов, необходимость в этой функции ПП отпала.

Имеет определенное значение классификация функций ПП на основные, главные и неосновные. Такое разграничение приемлемо, во-первых, для выделения соответствующих подфункций, во-вторых, в определенные исторические этапы развития общества акцент может быть сделан на одной или нескольких важнейших сторонах ПП. В-третьих, уже в силу специфической природы ПП одни направления воздействия (индивидуально-регулятивное, правообеспечительное) выступают в качестве главных, другие (например влияние на правотворчество) являются производными, сопутствующими. В-четвертых, каждая разновидность ПП имеет принципиально свое, специфическое направление воздействия на социальную жизнь, выражающую ее особую природу. Так, для нотариальной практики главным является удостоверение различного рода сделок, для судебной – осуществление правосудия и т.п.

Наиболее ярко сущность и социальное назначение ПП проявляется в ее специфических юридических функциях, где за основу классификации берется характер совершаемых субъектом правоприменительных действий и полученный результат. К ним относятся регистрационно-удостоверительная, регулятивно-ориентационная, правоконкретизирующая, правоохранительная, функция социально-правового согласия и установления компромиссов, координационная, контрольная, правовосполнительная, правотворческая и иные функцииПП.

Среди общесоциальных функций ПП ведущее место занимает экономическая функция. Дело в том, что реальное включение нормативно-правовых предписаний в экономический механизм осуществляется в процессе их реализации, в частности, правоприменения. В связи с этим весьма актуальны как в науке, так и на практике вопросы о принципах, пределах и методах правового регулирования экономических отношений, о допустимых средствах и способах юридического воздействия на строго определенные сферы экономической жизни общества. От правильного сочетания правовых и неправовых, гражданских и административных, поощрительных и принудительных мер воздействия на экономические отношения зависит эффективность социального (государственного) управления различными сферами хозяйственной жизни, степень влияния на интенсификацию экономики, повышение производительности и качества труда, выполнение договорных обязательств и т.д.

Содержание политической функции ПП выражается в том, что она выступает одним из важнейших орудий осуществления политической (государственной) власти, “юридически материализуя“ государственную волю, закрепляя и охраняя основные политические институты, обеспечивая реализацию компетенции государственных органов и иных субъектов политической системы, функций государства, способствуя решению многих других важнейших политических задач в обществе. “Правосудие укрепляет власть“ (justitia firmatur solium), – считали римские юристы.

Сущность социальной функции ПП наиболее полно выражается в том, что по своей природе она относится к социально-преобразующей деятельности, которая направлена на обработку “людей людьми“ (К. Маркс). Объектом социальной функции являются распределительные отношения и социальное обеспечение, многие жилищные вопросы и отношения в области образования, культуры, здравоохранения и т.п.

Главный акцент в процессе реализации экологической функции при более или менее разработанном экологическом законодательстве должен быть сделан на повышение эффективности ПП. В современных условиях необходимо осуществлять жесткий контроль за претворением в жизнь требований природоохранительного законодательства, должны пресекаться любые действия хозяйственных организаций, должностных лиц и отдельных граждан, которыми наносится вред природе; компетентные органы должны привлекать к строгой уголовной, административной и материальной ответственности лиц, виновных в подобного рода правонарушениях.

К числу основных в системе общесоциальных функций ПП относится идеологическая функция. Главная задача, стоящая перед всеми субъектами ПП, заключается в формировании привычек, навыков, стойких установок и ориентиров, личного убеждения каждого гражданина и должностного лица в объективной необходимости и полезности правомерного поведения, во вредности правонарушений и необходимости активной борьбы с ними в обществе.

Как уже было отмечено выше, специфическая природа и роль ПП в ПСО прежде всего проявляется в ее специально-юридических функциях. Значение регулятивно-ориентационной функции обусловлено тем местом, которое занимает ПП в процессе реализации права. С ее помощью осуществляется правовая ориентация участников общественных отношений, индивидуальное регулирование конкретных социально-правовых ситуаций. Суть регистрационно-удостоверительной функции заключается в юридическом закреплении уже существующих и вновь появляющихся общественных отношений, конкретных социальных ситуаций, удостоверении прав и законных интересов субъектов, договоров, сделок в официальном регистрировании и свидетельствовании подлинности и верности документов и т.д.

В литературе идет спор о том, осуществляется ли в процессе ППД конкретизация права или здесь следует говорить о его индивидуализации. Под конкретизацией мы понимаем деятельность, направленную на уменьшение объема понятий и общих юридических предписаний на основе расширения их содержания с целью повышения четкости и определенности (конкретности) правового регулирования. Ее объектом могут быть нормативные, правоприменительные, интерпретационные акты, отдельные нормы и их части.

Разновидность же конкретизации на уровне правоотношения (конкретизацию субъективных прав и обязанностей) следует рассматривать в качестве индивидуализации. Поэтому в процессе ППД происходит и конкретизация, и индивидуализация правовых предписаний. Таким образом, правоконкретизирующая функция любой ПП включает преобразование, перевод абстрактного содержания правового предписания на более конкретный уровень, осуществляемый путем операции ограничения понятий, содержащихся в данном предписании.

Правоохранительная функция ПП состоит из ряда подфункций: правообеспечительной, превентивной, правовосстановительной, компенсационной, карательной и др.

Иногда в литературе отождествляются правоохранительная и правообеспечительная (под)функции, что представляется не совсем правильным. Правообеспечительная подфункция – одно из важных, но не единственное направление правоохраны. В данном случае с помощью той или иной разновидности ПП создаются определенные условия, предпосылки, средства и способы, обеспечивающие (иногда принудительно) нормальное функционирование общественных отношений, достижение соответствующих целей, осуществление требований права. Так, в целях эффективного исполнения закона или иного правового акта, решения стоящих перед судом, органом дознания, следствия и т.п. задач в уголовном судопроизводстве применяются, например, такие правообеспечительные меры, как подписка о невыезде, личное поручительство, залог; в гражданском судопроизводстве – наложение ареста на имущество или денежные суммы, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или других лиц, и т.п.

ПП – важный канал общесоциального, специально-криминологического и индивидуального предупреждения правонарушений. Римские юристы считали, что “правосудие истинно предупреждающее предпочтительнее, чем сурово карающее“ (melior est justitia vere praeveniens quam severe puniens). Поэтому вызывает некоторое недоумение позиция А. Тамаша, когда он пишет, что “предупреждение не является целевой задачей применения права, но оно дано как возможность и как допустимое, имеет социальное действие“ [61. С. 60].

Правовосстановительная подфункция связана с реализацией соответствующих мер правовой защиты, отмены неправомерных действий, решений и актов-документов, фактическим и юридическим восстановлением правопорядка, прав и законных интересов граждан, их коллективов и организаций.

Значение компенсационной подфункции заключается в том, что все разновидности ПП должны быть нацелены на возмещение любого материального или морального вреда (ущерба), который причинен противоправными (а иногда и правомерными) действиями отдельным лицам, социальным группам, организациям или обществу в целом. Суть карательной подфункции проявляется в ПП к правонарушителю таких мер юридического воздействия, которые связаны с лишениями материального, личного, организационного или иного характера.

Правовосполнительная функция ПП обусловлена неполнотой законодательства и практическими потребностями оперативного восполнения пробелов с помощью аналогии закона и аналогии права в процессе правоприменения (см. п. 14.8).

Контрольная функция ПП выражается в том, что определенные компетентные в своей области органы осуществляют проверку соблюдения прав и свобод человека и гражданина, надзор за исполнением законов отдельными лицами, их коллективами и организациями (государственными и негосударственными). Например, в соответствии со ст. 1 ФКЗ “О Конституционном Суде РФ“ он является судебным органом конституционного контроля, а на основании ст. 1 ФЗ “О прокуратуре РФ“ на эти органы возлагается функция надзора за исполнением действующих подзаконных актов.

Суть координационной функции ПП заключается в устранении параллелизма, дублирования в работе соответствующих организаций и учреждений, установлении целесообразного и оптимального соотношения между действиями органов (органа) в целом и их звеньями (структурными подразделениями), позволяет полнее и эффективнее использовать имеющиеся средства и приемы, налаживать учет, обмен полученными результатами и информацией, ликвидировать значительное распыление сил, сокращать материальные, трудовые и иные издержки при решении одних и тех же вопросов, перейти от экстенсивных к интенсивным формам и методам деятельности (подробнее см. [46]).

Правотворческая функция в ПП является выражением ее связей с процессом создания права, развитием и совершенствованием законодательства. Она служит одновременно и социальным, и юридическим источником права. Однако в романо-германской семье ПП не относится к форме права, т.е. не должна выражать и закреплять нормы права и иные нормативно-правовые предписания. Здесь “обязанность судьи отправлять правосудие, а не издавать законы” (judicis est jus dicere non dare).

ПП сигнализирует правотворческим органам о недостатках, неполноте законодательства, о неэффективности норм права или отдельных нормативных актов. В определенных случаях разнообразные правоположения (особенно те, которые сформулированы в процессе казуального восполнения пробелов) и другие материалы судебной и иных разновидностей ПП служат первичной основой для форирования нормативно-правовых предписаний.

Функция социально-правового согласия и установления компромиссов нацелена на разрешение юридических споров (трудовых, семейных и т.п.) и конфликтов (национальных, межгосударственных и т.п.).

В зависимости от юридических последствий ПП функции бывают правонаделяющими, правоизменяющими и правопрекращающими. В отличие от аналогичных по названию функций правотворческой практики здесь речь идет о наделении (прекращении и т.п.) конкретными, индивидуализированными правами и обязанностями, правомочиями и пр. персонально определенных участников общественных отношений.

Таким образом, каждая из рассмотренных нами функций и подфункций показывает отдельные направления, стороны, аспекты социально-преобразующей природы ПП. В совокупности функции ПП могут дать более или менее цельное представление о ее месте и роли в ПСО.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.