Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и функции правосистематизирующей практики




Целями (задачами) ПСП являются:

а) устранение множественности правовых актов, их укрупнение, обеспечение компактности законодательства; б) обеспечение контроля за состоянием всего массива правовых актов (нормативных, интерпретационных и т.д.), приведение их в определенную систему; в) реформирование действующего законодательства с учетом социальных, экономических, политических, национальных и иных изменений в стране, повышение качества, стабильности и эффективности законодательства; г) ликвидация устаревших и фактически утративших свою юридическую силу правовых актов. В настоящее время в России действуют правовые акты (нормативные, интерпретационные и т.п.), формально не утратившие юридическую силу, начиная с 1917 года и принятые ВЦИК, СНК РСФСР, СНК СССР, Верховным Советом СССР, Съездом народных депутатов СССР, Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР, Советом Министров СССР и РСФСР, Пленумом Верховного Суда РСФСР, Государственным арбитражем СССР и другими органами Союза СССР и РСФСР, которые полностью либо частично устарели и противоречат Конституции РФ и новому законодательству.

“Устаревшие и вышедшие из употребления законы, подобно антиномиям, – писал Ф. Бэкон, – должны... отменяться. Ведь если изданный в свое время закон вовремя не отменяется как вышедший из употребления, то такое пренебрежение к мерам против устаревших законов влечет за собой известную потерю авторитета и к остальным законам, так что в результате происходит что-то подобное мучениям Мезенция: живые законы погибают в объятиях мертвых. И вообще необходимо остерегаться возникновения гангрены в законах” [165. С. 498];

д) устранение ошибок, противоречий и других недостатков в законодательстве; е) внесение ясности и четкости в правовое регулирование общественных отношений, обеспечение правильной и единообразной реализации правовых актов; ж) охрана прав и свобод граждан, их коллективов и организаций, укрепление законности, обеспечение стабильности и правопорядка в обществе. “Когда число указов возросло и недостаток законов отчасти миновался, – писал М.М. Сперанский, характеризуя законодательство Российской империи, – то представилось другое затруднение: многосложность, раздробительность, неизвестность, – затруднение равное, и может быть еще важнейшее, нежели сам недостаток законов; ибо здесь наипаче гнездятся ябеда, неправовые толки, пристрастные решения, покрытые видом законности; здесь необходимость непрестанных разъяснений и разрешений, кои в свою чреду рождают новую многосложность” [177. С. 89-90].

История повторяется. Россия вновь имеет многослойное и раздробленное законодательство. Причем к федеральному законодательству прибавилось законодательство субъектов РФ. Если учесть еще бесчисленное множество «ведомственных» правовых актов и нормативных актов органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, то проблема их систематизации, а также охраны прав и свобод граждан и их коллективов, укрепления законности и обеспечения стабильного правопорядка в обществе становится архисложной;

з) повышение правовой культуры в деятельности правотворческих, правоприменительных, интерпретационных, правосистематизирующих и иных органов; и) обеспечение доступности правовых актов, ускорения поиска нужной правовой информации для субъектов правотворчества, толкования и реализации права; к) снабжение достоверной правовой информацией населения, правотворческие и правоприменительные, судебные и правоохранительные органы.

Указанные и иные цели (задачи) определяют наличие и содержание соответствующих функций ПСП.

Функции – это обособленные направления воздействия ПСП на реальную действительность, в которой выражается ее природа, место и роль в жизни общества. Рассмотрим некоторые из них.

Одной из главных является интеграционная функция данной разновидности ЮП. Ее суть выражается в том, что здесь происходит укрупнение, упорядочение и т.п. правовых актов, приведение их по определенным критериям в единую систему. Из всего массива актов создается нечто стройное, цельное (собрание, кодекс, свод и т.п.).

Правотворческая функция ПСП заключается в том, что в ходе консолидации и особенно кодификации происходит изменение в сфере правового регулирования общественных отношений, развитие и совершенствование права: отмена устаревших и недействующих правовых актов, ликвидация противоречий, пробелов и других недостатков в законодательстве, издание новых правовых предписаний.

Сказанное выше позволяет рассматривать вопрос о наличии у ПСП регулятивной функции, поскольку в результате упорядочения правовых актов происходит повышение качества и эффективности нормативного и индивидуального регулирования поведения людей, более четкое правовое управление всеми сферами жизни общества.

Контрольная функция заключается в том, что в процессе ПСД происходит проверка и ревизия правовых актов, выявляются разнообразные погрешности и дефекты в их содержании и форме, устанавливается соответствие этих актов конституциям, происходит “выбраковка” ненужного материала.

Содержание охранительной функции выражается в том, что результаты ПСП позволяют обеспечивать надежную охрану прав и законных интересов граждан и организаций, способствуют предупреждению правотворческих и правоприменительных ошибок, коллизий и правонарушений и тем самым укрепляют законность и правопорядок в обществе.

Эти и другие функции, таким образом, показывают отдельные направления социально-преобразующей природы ПСП. Взятые в системе, они (функции) дают более или менее цельное представление о ее месте и роли в ПСО.

 

Глава 17. Правовые отношения и связи в юридической практике...

 

Глава 17. Правовые отношения и связи в юридической практике
и правовой системе общества




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.