Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология разрешения конфликтной юридической деятельности 2 страница




Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон. Если стороны не договорились об ином, то формирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора производится в следующем порядке:

а) при формировании состава третейского суда, состоящего из трех судей, каждая сторона избирает одного судью, а два избранных таким образом третейских судьи избирают третьего судью.

Если одна из сторон не избирает третьего судью в течение 15 дней после получения просьбы об этом от другой стороны или два избранных судьи в течение 15 дней после их избрания не избирают третьего судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается, и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда;

б) если спор подлежит разрешению третейским судьей единолично и после обращения одной стороны к другой с предложением об избрании третейского судьи стороны в течение 15 дней не избирают третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда.

Третейское разбирательство осуществляется на основе определенных принципов и норм. Так, в соответствии со ст. 18 ФЗ от 24.07.2002 г. КЮД разрешается при соблюдении принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон.

Третейский суд разрешает споры на основании конкретных норм, которые содержатся в Конституции РФ, федеральных и иных законах, нормативных указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актах субъектов федерации и органов местного самоуправления, международных договорах и иных нормативных правовых актах, действующих на территории России.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Третейский суд может принимать решения в соответствии с условиями определенных договоров и с учетом обычаев делового оборота. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла закона, иных нормативных-правовых актов (аналогия права).

Третейский суд осуществляет третейское разбирательство в соответствии с правилами постоянно действующего третейского суда, если стороны не договорились о применении других правил третейского разбирательства. Указанные правила закреплены в уставах, положениях и регламентах, утверждаемых организацией – юридическим лицом, образовавшим постоянно действующий третейский суд. Они регулируют порядок разрешения спора в третейском суде, включающий правила обращения в третейский суд, избрание (назначение) третейских судей и процедуру третейского разбирательства.

Третейский суд для разрешения конкретного спора осуществляет разбирательство в соответствии с правилами, согласованными сторонами.

В части, не согласованной сторонами, не определенной правилами постоянно действующего третейского суда и законом, нор­мы третейского разбирательства определяются третейским судом.

В законе сформулированы требования, которые предъявляются к третейскому судье. Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанности судьи.

Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случаях коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава суда. Требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства. Третейским судьей не может быть:

– физическое лицо, не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством;

– физическое лицо, имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности;

– физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью;

– физическое лицо, которое в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей.

Стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным. Если они не договорились об ином, то для разрешения конкретного конфликта избираются (назначаются) три третейских судьи. В том случае, когда правилами постоянно действующего третейского суда не определено число третейских судей, то избирается (назначается) три третейских судьи.

Разрешение КЮД в третейском суде осуществляется в рамках искового производства, т.е. истец излагает свои требования в исковом заявлении, которое в письменной форме передается в третейский суд. Копии заявления направляются ответчику.

В исковом заявлении должны быть указаны:

– дата заявления;

– наименования и места нахождения организаций, являющихся сторонами;

– фамилии, имена, отчества, даты и места рождения, места жительства и места работы граждан-предпринимателей и граждан, являющихся сторонами третейского разбирательства;

– обоснование компетенции третейского суда;

– требования истца;

– обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

– доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

– цена иска;

– перечень прилагаемых к исковому заявлению документов и иных материалов.

Исковое заявление должно быть подписано истцом или его представителем. В случае, если исковое заявление подписано представителем истца, к заявлению должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

Правилами третейского разбирательства могут быть предусмотрены дополнительные требования к содержанию искового заявления.

Ответчик вправе представить истцу и в третейский суд отзыв на исковое заявление, изложив в нем свои возражения против иска. Отзыв на исковое заявление представляется истцу и в третейский суд в порядке и сроки, которые предусмотрены правилами третейского разбирательства.

В ходе третейского разбирательства сторона вправе изменить или дополнить свои исковые требования или возражения против иска.

Ответчик вправе предъявить истцу встречный иск при условии, что существует взаимная связь встречного требования с требованиями истца, а также при условии, что встречный иск может быть рассмотрен судом в соответствии с третейским соглашением. Встречный иск может быть предъявлен в ходе третейского разбирательства до принятия решения третейским судом, если сторонами не согласован иной срок для предъявления встречного иска.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений. Третейский суд вправе, если сочтет представленные доказательства недостаточными, предложить сторонам представить дополнительные доказательства. Каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности для изложения своей позиции и защиты своих прав и интересов.

Если стороны не договорились об ином, то третейский суд может назначить экспертизу для разъяснения возникающих при разрешении конфликта вопросов, требующих специальных познаний, и потребовать от любой из сторон представления необходимых для проведения экспертизы документов, иных материалов или предметов.

После исследования обстоятельств дела третейский суд большинством голосов судей, входящих в состав третейского суда, принимает решение. По ходатайству сторон суд может принять решение об утверждении мирового соглашения, если мировое соглашение не противоречит законам и иным нормативным правовым актам и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решения третейского суда. Причем стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы решение суда было юридически исполнимо.

Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным, то решение третейского суда может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд (суд общей юрисдикции, арбитражный суд и т.п.) в течение трех месяцев со дня получения стороной, подавшей заявление, решения третейского суда.

В случаях, когда решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению, которое осуществляется по правилам исполнительного производства, действующим на момент исполнения решения третейского суда, на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

4. К негосударственным формам относится разрешение КЮД общественными движениями (организациями, союзами и т.п.). Так, в соответствии со ст. 370 ТК РФ общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями. Такие же инспекции могут создавать межрегиональные, а также территориальные объединения (ассоциации), организации профессиональных союзов, действующие на территории субъекта федерации. Последние принимают положения в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

В ст. 370 ТК РФ и конкретных положениях о правовых и технических инспекциях труда профсоюзов закрепляются определенные права профсоюзных инспекторов труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. В частности, они имеют право принимать участие в рассмотрении трудовых конфликтов, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменением условий труда.

5. Существуют смешанные (общественно-государст­вен­ные и т.п.) формы разрешения КЮД.

1) В соответствии со ст. 385 ТК РФ, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем, то индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам. Она, как известно, образуется по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателей. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются пред­ставительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Представители же работодателей назначаются в комиссию руководителем организации. По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и трудовые комиссии по трудовым спорам организации. Организационно-техническая деятельность комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

Процессуальная форма рассмотрения индивидуальных трудовых споров, порядок принятия, исполнения и обжалования решений комиссией по трудовым спорам, а также перенесение рассмотрения индивидуального трудового конфликта в суд достаточно подробно регламентируется ст. 381 – 390 ТК РФ.

2) Коллективные трудовые конфликты могут быть разрешены примирительной комиссией и (или) трудовым арбитражем. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение о ее создании оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Стороны коллективного трудового спора не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что оформляется протоколом. Решение примирительной комиссией принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением данной комиссии.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже (см. ст. 402 ТКРФ).

3) Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган рассмотрения коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны конфликта заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работника и указанной Службой.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового конфликта; получает необходимые документы и сведения, касающихся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового конфликта.

Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового конфликта передаются сторонам этого конфликта в письменной форме (см. ст. 404 ТК РФ).

6. Наиболее существенной и развитой государственной формой разрешения КЮД является осуществление правосудия (конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного) компетентными органами.

1) Конституционное правосудие в России осуществляется конституционными и уставными судами. Так, в соответствии со ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ разрешает КЮД, которые возникают между:

– федеральными органами государственной власти;

– органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов федерации;

– высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

– государственными органами и гражданами.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ (в частности по разрешению КЮД) подробно регламентируются федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

2) Гражданское судопроизводство регулирует порядок разрешения юридических конфликтов, возникающих в гражданских, семейных, трудовых и иных правоотношениях, а также рассмотрение дел, возникающих из административно-правовых отношений и дел особого производства. Дела, возникающие из административно-правовых отношений, и дела особого производства рассматриваются по общим правилам гражданского судопроизводства за отдельными изъятиями, установленными российским законодательством.

Подробно полномочия, порядок образования и деятельности судов общей юрисдикции по разрешению КЮД осуществляются по гражданским процессуальным законам (ГПК РФ и т.п.), действующим во время разбирательства соответствующих дел, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения решений суда.

3) Арбитражное судопроизводство осуществляется в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к компетенции арбитражных судов Арбитражным про­цессуальным кодексом РФ и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах. Новый АПК РФ от 24 июля 2002 г. подробно определяет задачи судопроизводства в арбитражных судах, принципы их деятельности, состав, компетенцию, права и обязанности субъектов и участников процесса, доказательства и процедуры доказывания, производство в арбитражном суде первой инстанции, особенности производства по отдельным категориям дел, по пересмотру судебных актов арбитражных судов, по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов и т.д.

4) Уголовное судопроизводство призвано разрешать КЮД, связанные с уголовным преследованием виновных лиц и назначением виновным справедливого наказания, а также с отказом от уголовного преследования невиновных и освобождением их от наказания, реабилитацией каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

УПК РФ от 18 декабря 2001 г. в качестве исходных закрепляет положения о том, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением:

– защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

– защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ).

Подробно технологии разрешения различных типов, видов и подвидов КЮД конституционными и уставными судами, арбит­ражными судами и судами общей юрисдикции рассматриваются в соответствующих научных дисциплинах на уровне докторских и кандидатских диссертаций, монографий и статей, учебников и учебных пособий, тезисов докладов и т.д.

Большая роль в урегулировании ЮК принадлежит прокуратуре, органам внутренних дел и другим правоохранительным органам, которые в своей деятельности используют переговоры, посредничество, мировые соглашения и иные формы разрешения КЮД.

В силу ограниченного объема работы мы практически не затронули богатейший зарубежный и международный опыт разрешения КЮД, где существуют достаточно оригинальные технологии, которые с учетом некоторых особенностей в экономической, политической, социальной, духовной, юридический и других сферах общественной жизни можно использовать в российской правовой системе.

В данной книге отражены лишь отдельные аспекты технологии разрешения КЮД, намечены основные направления ее изучения. Для создания полномасштабной и объективной концепции, имеющей существенное теоретическое и практически-прикладное значение, требуется комплексный подход большого и организационно сплоченного коллектива ученых (юристов, социологов, психологов, политологов и т.п.). Необходимость подобного рода исследований обусловлена ярко выраженной тенденцией к увеличению ЮК во всех странах мира, в том числе и в России.

Глава 25. Иные разновидности юридической антикультуры (некоторые уточнения методологического и теоретического характера)

В правоведении в последние годы особенно интенсивно изучаются такие разновидности ЮАК, как теневое право, юридическая демагогия, нигилизм, фетишизм и другие. Вклад отечественных ученых в этой области довольно значителен. Не всегда, однако, соответствующие работы выдержаны в строго научном плане. Существует немало погрешностей методологического характера, которые не способствуют выработке оптимальных направлений, способов и средств предупреждения, минимизации и устранения разнообразных юридических аномалий. Кратко покажем это на исследовании отдельных феноменов.

25.1. «Теневое право»

В 2002 г. под таким названием (без кавычек) в Нижнем Новгороде была опубликована книга В.М. Баранова [1]. Во введении он пишет: «Наименование темы книги, по всей видимости, не может не вызвать недоумения и даже некоторого раздражения у значительного числа юристов (согласен. – В.К.).

…Феномен «теневое право» до сих пор относится к числу не исследованных проблем, как общей теории права и государства, так и отраслевых юридических наук» [1. С. 4.].

С последним тезисом автора не согласен. В качестве основных разновидностей теневого права он выделяет «преступное право» (с. 26 и след.), «правовую демагогию» (с. 116 и след.) и «правовой нигилизм» (с. 134 и след.). Это же ни какое не право (ни позитивное, ни теневое), а разновидности юридической патологии, проявления ЮАК. Указанные негативные феномены (за исключением, пожалуй, юридической демагогии) достаточно подробно исследуются отечественными и зарубежными учеными – юристами.

Какие же существенные признаки теневого права выделяет автор?

«Первый признак. Теневое право – проявление юридического плюрализма. Выдвигая этот признак, мы исходим из того, что государство не обладает исключительной монополией на право» [1. С. 5].

С этим положением трудно спорить, если иметь в виду, что нормативные правовые акты (договоры и т.п.) издают и негосударственные организации (органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты и т.д.

По поводу же идеи юридического плюрализма, которая в работе В.М. Баранова является методологически исходной, можно отметить следующее: никакой новации в таком подходе мы не видим. Концепция юридического плюрализма начала складываться в конце XIX – начале XX века. У ее истоков стояли Жени, Эрлих, Петражицкий, Вебер, Гурвич и другие. Наиболее полно она представлена в фундаментальном труде итальянского юриста С.Романо «Правовой порядок» (1918). В 1935 г. Гурвич писал о многочисленных центрах, вырабатывающих право: государствах, международных организациях, профсоюзах, кооперативах, трестах и предприятиях (см. [3. С. 180]).

Ж. Карбонье, анализируя теории аналитического плюрализма, кроме позитивного права, входящего в правовую систему общества, выделяет так называемые «инфраюридические явления». К последним он относит: «фольклорное право» (чаще всего «осколки» очень старого права, которые сохранились в народной среде в виде местных и устных обычаев, единственной санкцией за несоблюдение которых служат ирония и насмешка), «детское право» (правила, которые навязаны ребенку обществом взрослых в семье, школе и на улице, а также подражания «юридическим играм» родителей и знакомых) и «вульгарное право» (смесь местных обычаев с элементами заимствованными в искаженном, деформированном виде в праве государства). «В глазах юристов,– по мнению Ж. Карбонье, – это явление (вульгарное право. – В.К.) фактическое, а не юридическое, поэтому они не занимаются им» (см. [3. С. 186 – 194].

На наш взгляд, методологически существенным является следующее положение, изложенное в работе Ж. Карбонье. «И хотя инфраюридические явления похожи на юридические, они отличны от них по существу. Не подошли ли мы здесь к плюралистической иллюзии? Плюрализму казалось, что он отражает борьбу двух правовых систем. Но то, что он получил в результате и показал нам, – это столкновение правовой системы с тенью другой» [3. С. 184]. Нам теперь ясно, почему книга В.М. Баранова названа «Теневое право» (в определенном контексте синонимом слова «тень» является иллюзия, «видимость». То есть, когда мы говорим о теневом праве, то подразумеваем видимость права, «не – право»).

Однако продолжим рассмотрение других признаков теневого права, которые выделяются В.М. Барановым, чтобы еще раз убедиться в спорности и двусмысленности используемого им юридико-плюралистического подхода.

«Второй признак. Теневое право – специфическая форма неправа… Мне кажется, – пишет автор, – что теневое право «выбивается» из раздела негативного права. Оно – право совсем другого рода и иной природы. Теневое право и содержательно, и формально более отдалено от официального, как позитивного, так и негативного. Оно – неправо особого вида, может быть, даже четвертая форма неправа, которую Г.В. Гегель (он, как известно, обозначил три основных формы неправа) не заметил, либо не счел нужным выделять» [1. С. 10].

Напомним, что Гегель считал первой формой «непреднамеренное неправо» (характерно для субъектов с наивным и неразвитым правосознанием, не видящих разницы между правом и его противоположностью, когда они считают правом все то, чего они желают, к чему стремится их воля). Вторая форма неправа, по его мнению, это «сознательный обман», позволяющий, как правило, властвующим субъектам создавать видимость права для других с тем, чтобы те не замечали подмены. К третьей форме неправа Гегель относил «преступления» (подробнее об этом см. [2. С. 14 – 20]).

«Третий признак. Теневое право – разновидность негативного неофициального права» [1. С. 10]. Причем теневое право не может, оказывается, быть «абсолютно негативным феноменом». Это связано с тем, что возникновение и становление теневого права происходило и происходит через организационно-деловые обычаи и обыкновения» [1. С. 16].

«Четвертый признак. Теневое право – своеобразный свод директивных установлений, обязательных к исполнению предписаний, регламентирующих все этапы противоправной деятельности… Пятый признак. По форме теневое право представляет собой конгломерат либо устных суждений, либо символических знаков, жестов, ритуалов, либо письменных «воровских установок», либо демонстративных конкретных поступков людей… Шестой признак. Специфична «санкционная защита» правил теневого права. За нарушения в преступных сообществах, как известно, применяются следующие санкции: моральные (обсуждение на «сходке», замечание, пощечина); материальные (штраф, пени, конфискация); физические (избиение, насильственное мужеложство, убийство («спросить с гада»)… Седьмой признак. Велика и своеобразна социальная опасность теневого прав. Упрочение традиционных «воровских понятий» и вновь нарождающихся криминальных традиций – высокозначимый внутренний фактор, определяющий (наряду с рецидивом, профессионализацией преступников) рост преступности и развития криминальной ситуации в целом в стране. Теневое право – основа воспроизводства преступной сферы» [1. С. 16, 18].

Такое «обильное» цитирование было необходимо с целью показать основные признаки теневого права, не исказив при этом мысль автора, а также наглядно продемонстрировать читателям, что под теневым правом в указанной книге понимается, по нашему глубокому убеждению, «не – право», то есть один из существенных элементов ЮАК.

В отличие от права «негативное право» или «не – право» имеет, на наш взгляд, свои следующие черты. Это:

а) декларативность нормативно-правовых предписаний (норм, принципов права и др.), которая обусловлена неверным отражением в них реальной действительности и необеспеченностью соответствующими ресурсами (информационными, финансовыми, организационными, юридическими и т.д.), в том числе и мерами государственного и иного принуждения (даже, например, конституционные нормы и принципы, провозгласившие Россию демократическим и правовым государством, права и свободы человека – высшей ценностью, неприкосновенность личности и т.п., на современном этапе развития общества относятся к благим пожеланиям);

б) хаотичность (бессистемность) издаваемых нормативных правовых актов, их пробельность и противоречивость, несовершенство содержания и формы (например, в настоящее время только на федеральном уровне принято 550 нормативных правовых актов, в том числе 45 законов, 5 кодексов, более 140 постановлений Правительства РФ, 15 указов Президента РФ, большой массив ведомственных актов, ратифицировано 16 основополагающих Международных конвенций в области охраны окружающей среды, в которых накопилось много разночтений и коллизий, мешающих развитию рыночных механизмов природопользования и охраны окружающей среды);

в) неадекватность отражения в нормативных правовых актах экономических и социальных, частных и публичных, личных и коллективных, государственных и иных интересов (например, несовершенство законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность и налогообложение, является серьезным «тормозом» для вложения инвестиций в различные сферы жизнедеятельности российского общества);

г) «верховенство» (реальное, а не формальное) «ведомственного права», выхолащивающего сущность, собственную и инструментальную ценность конституционных и обычных законов;

д) наличие огромного массива устаревших, но до сих пор не отмененных нормативных правовых актов;

е) противоречивость в правовом регулировании однотипных общественных отношений нормами национального (внутригосударственного) и международного (общего и регионального) права;

ж) существование (в прошлом и настоящем времени) нормативно-правовых предписаний и актов, нарушающих идеи и состояния свободы и ответственности, справедливости и равенства, гуманизма, личной и общественной безопасности (например, постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» и постановление ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. «О порядке ведения дел о подготовке и совершении террористических актов», по сути дела, легализовали государственный произвол).

Можно выделить и другие черты «не – права», позволяющие обстоятельно и глубже исследовать его природу и дисфункции, место и роль среди других юридических аномалий.

Таким образом, под «не – правом» нужно понимать хаотичную совокупность общеобязательных нормативно-правовых предписаний, внешне выраженную в нормативных правовых актах, договорах и других формально – юридических источниках, слабо обеспеченную мерами государственного и иного воздействия (финансового, информационного, организационного и т.п.), искажающую идеи и состояния свободы и ответственности, справедливости и равенства, гуманизма и общественного порядка (безопасности), негативно отражающуюся на эффективности и качестве правового регулирования поведения людей, их коллективов и организаций.

Причин появления «негативного права» много: внутренних и внешних, объективных и субъективных, индивидуальных и надындивидуальных, организационных и иных. Хотелось бы обратить внимание лишь на серьезные изъяны в правотворческой технике, тактике и стратегии, юридической технологии в целом, ведущие к безграмотному отражению в нормативных правовых актах и других формально-юридических источниках реально существующих общественных отношений. Творцами «не – права» в данном случае являются, как правило, носители юридической антикультуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.