Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научный, прикладной, практический и организационные аспекты в работе школьной психологической службы




Основные принципы работы психолога в образовании

Направленность психологической службы образования

Основные цели и задачи психологической службы образования

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБРАЗОВАНИЯ

5. Структура психологической службы образования

1.

Основные цели службы — содействие формированию подрастающего поколения, становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства; развитие способностей и склонностей детей, изучение особенностей их психического развития, определение психологических причин нарушения личности и интеллекта, профилактика подобных нарушений. Одной из основных целей психологической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья учащихся. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.

Основные задачи психологической службы образования: 1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; 2) развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.; 3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками; 4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

2.

Содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях развития и есть главная задача психологической службы в системе образования. Ориентация на развитие ребенка определяет направленность психологической службы образования на:

· формирование развивающего образа жизни личности в учебно-воспитательном учреждении;

· создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой — созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;

· обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе; реализацию в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;

· обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку; развитие индивидуальных особенностей детей - интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;

· психолого-педагогическое изучение детей;

· профилактику и коррекцию отклонений в интеллектуальном и личностном развитии;

· социально-психологическую реабилитацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с отклонениями в физическом или умственном развитии;

· оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях;

· консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата;

· оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

 

3.

В основу работы психолога в системе образования положена определенная система принципов. Основной принцип — принцип индивидуального подхода. Работа психолога направлена на выявление индивидуальных особенностей личности формирующегося человека, поиск способов его индивидуального развития и коррекции, решение индивидуальных проблем и трудностей в учении и поведении. Второй важный принцип — принцип взаимодействия психолога с педагогами и родителями. Психолог является членом педагогического коллектива и заинтересован вместе с родителями в достижении общей педагогической цели — формирование полноценного члена общества. Третий фундаментальный принцип — принцип соблюдения прав и обязанностей психолога, которые регламентируются соответствующими документами.

Кроме общих принципов выделяют и определенные организационные принципы работы психолога. Это принцип многообразия форм и методов работы, который позволяет избежать, с одной стороны, ограниченности и узкой специализации профессионала, а с другой — хаоса, бессистемности, следования моде и поверхностного отношения к своим обязанностям. Важным представляется соблюдение принципа нравственности, позволяющего психологу найти золотую середину между морализаторством и игнорированием вопросов нравственности. Принцип преемственности, ориентирующий специалиста на усвоение современного уровня науки, предостерегающий от излишнего консерватизма и закрытости к инновациям и способствующий бережному подходу к наработанному предшественниками опыту. Следующий важный принцип — принцип самоактуализации, поиска внутренних источников развития, позволяющих психологу активно противостоять как внутренней пассивности, так и «самосгоранию» на работе. Реализация принципа профессионального содружества — включенность в профессиональную общность — осуществляется как прямо через профессиональные организации психологов (например, ассоциации, общества и т.д.), так и в результате чтения профессиональной литературы, журналов и пр. Реализация данного принципа позволяет преодолевать тенденции к самоизоляции и потери профессионального самоощущения. Гибкость, готовность к разумному компромиссу, выделение приоритетов в работе, действенный оптимизм и разумная самоирония дополняют перечисленные принципы и позволяют психологу избежать ригидности, трудностей эмоционального характера, пессимизма, с одной стороны, и угодничества, непоследовательности, излишней самоуверенности и эйфории — с другой.

 

4.

Психологическая служба образования — не просто важная часть целостной системы образования, она — интегральное явление, представляющее собой единство научного, прикладного, практического и организационного аспектов'.

Научный аспект предполагает формирование научно обоснованной концепции психологической службы в системе образования, выявление реальных функций и позиции психолога в системе отношений в учебном учреждении, в обосновании и разработке технологии работы и инструментария практического психолога. Эта технология должна основываться на научном исследовании психологических условий развития личности конкретного ребенка в процессе образования и воспитания. Школьные психологи работают с детьми, с коллективом класса, учителями, родителями по решению конкретных проблем. Они не занимаются созданием новых методов и программ школьной психологической службы, исследованием психических закономерностей и т.д. Этот материал поставляет наука. Именно научный аспект предполагает опору на теоретическую концепцию (а в ее основе — фундаментальные положения о личности, закономерностях ее психического развития и формирования в онтогенезе), которая определяет содержание, функции и модель школьной психологической службы. Практический психолог обязан профессионально использовать все достижения современной отечественной и зарубежной психологии.

Таким образом, научный аспект школьной психологической службы определяет достижение главной цели в ее работе, а именно: максимально содействовать психическому, личностному и индивидуальному развитию детей, поскольку оно обеспечивает к концу школьного обучения психологическую готовность выпускников к самоопределению в самостоятельной взрослой жизни.

Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний всеми работниками системы образования, как при планировании, так и при осуществлении своей деятельности.

Практический аспект обеспечивают практические психологи непосредственно в детских садах, школах и других учреждениях системы образования. Основной принцип деятельности, например, школьной психологической службы — совместная работа психолога с педагогами и родителями. Положение психолога в школе непростое. Он осуществляет взаимодействие с учащимися разного возраста, их учителями и родителями; причем главным в этом сложном и разнообразном взаимодействии являются интересы ребенка как формирующейся личности.

Практический психолог включается в работу образовательного учреждения как специалист в области детской, педагогической и социальной психологии. Он несет ответственность за то, чтобы профессионально контролировать процесс психического развития учащихся и обеспечивать основные психологические условия, которые в наибольшей степени способствуют этому развитию. В самом общем виде эти условия можно представить так: 1) наиболее полная реализация возрастных возможностей и резервов развития (опора на сензитивные периоды, учет зон актуального и ближайшего развития и пр.); 2) развитие индивидуальных особенностей учеников внутри каждого возрастного периода в ходе обучения и воспитания; 3) создание благоприятного психологического климата (в классе, школе, педколлективе) с учетом специфики общения и взаимоотношений в младшем, подростковом и юношеском возрасте.

Организационный аспект включает создание действенной структуры психологической службы образования. Психологическая служба образования создается как единая система в масштабах города, области, региона, а в перспективе — всей страны. Руководящим органом психологической службы образования выступает отдел психологической службы органов (или психолог) управления образованием соответствующего уровня. На федеральном уровне — отдел психологической службы Министерства образования Украины.

 

5.

Структура психологической службы образования включает:

1. Научно-методический центр по практической психологии при Министерстве народного образования.

2. Центры психологической помощи (центры психологической помощи и профориентации) при областном (городском, районном) управлении (отделе) народного образования или при местных органах власти.

3. Районные (городские, областные) кабинеты психологической службы в соответствующем управлении (отделе) народного образования.

4. Практический психолог, работающий в образовательном учреждении.

Центр психологической службы образования — головная организация, руководящая деятельностью психологов, работающих в образовательных учреждениях, психологических кабинетах, и специалистов всех психологических служб определенного региона. Центр отвечает за научно-методическое и научно-организационное обеспечение этих служб, за профессиональный уровень психологов, работающих в данных службах. В Центр могут обращаться родители, педагоги, другие работники народного образования.

Центр состоит из двух основных отделов — индивидуальной помощи и психологического обеспечения образовательных учреждений. Примером такой системы может служить модель службы практической психологии г. Киева (Украинский научно-методический центр практической психологии и социальной работы).

Украинский научно-методический центр практической психологии и социальной работы является головной организацией психологической службы системы образования Украины, который осуществляет организационные, координационные и научно-методические функции в области практической психологии и социальной педагогики. К полномочиям Украинского научно-методического центра практической психологии и социальной работы относятся:

· научно-методическое обеспечение психологической службы системы образования Украины;

· осуществление психометрического контроля, обеспечения деятельности психометрической комиссии, организация социально-психологической экспертизы методов, методик, инноваций в области образования;

· разработка методических требований к содержанию деятельности психологической службы, координация научно-прикладных исследований и методических разработок;

· координация и научно-методическое руководство деятельностью учебно-методического кабинета (центра) в Автономной Республике Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских, районных (городских) учебно-методических кабинетов (центров) психологической службы системы образования или методистов районных (городских) методических кабинетов управлений (отделов) образования по психологической службы.

Психологические кабинеты (отделы) при районных, областных, городских (в зависимости от структуры органов управления народного образования в конкретном регионе), отделах народного образования ведут непосредственную работу с психологами образовательных учреждений, контролируют и организуют их деятельность, оказывают методическую и иную профессиональную помощь.

Достаточно широкий объем работы у психологов, работающих в организация циклов лекций для учителей и родителей с целью их психологического просвещения; проведение консультаций для учителей, родителей по интересующим их психологическим проблемам и оказание информационной помощи; осуществление углубленной работы в каком-либо классе (в зависимости от запроса к психологу); помощь в подготовке и проведении педагогических консилиумов; организация постоянно действующего семинара для учителей по детской и педагогической психологии, психологии личности и межличностных отношений; формирование психологического «актива» из числа учителей школ района; участие в наборах в первые классы с целью определения готовности детей к систематическому обучению в школе.

Психологи, работающие здесь, участвуют в работе медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних, а также консультируют администрацию образовательных учреждений по социально-психологическим проблемам управления, создания оптимального социально-психологического климата в педагогическом коллективе и по другим вопросам профессиональной деятельности. В штат кабинета помимо психологов входят также социальные работники, педагог, врач-психоневролог.

Практический психолог работает в конкретном учебном заведении — детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, детском доме и др. Психолог изучает детей и консультирует воспитателей, учителей, администрацию образовательного учреждения, родителей по проблемам обучения и воспитания, способствует повышению их психологических знаний, решению профессиональных проблем. Обязанности и права психолога-практика регламентируются соответствующими документами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 4536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.