Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления работы практического психолога дошкольного учереждения




Организация и проведение обследования детей дошкольного возраста.

Основные функции практического психолога в дошкольном учереждении.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ДОШКОЛЬНЫХ УЧЕРЕЖДЕНИЯХ

1.

Дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. В этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от усовершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований. Именно пратический психолог сопровождает переход ребёнка от одной ступеньки онтогенеза к другой, более высокой.

Основные функции практического психолога в детском дошкольном учереждении: направленность педагогического коллектива на создание условий, которые способствуют охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, самостоятельного и эффективного развития способностей каждого ребёнка.

В работу практического психолога в детском дошкольном учереждении входит:

1) участие в педагогическом процессе вообще, его анализ и психологизация, организация взаимодействия взрослых и детей;

2) индивидуальная работа с детьми, которая направлена на профилактику отклонений в развитии.

2.

Психологическое обследование детей в детском саду проводится, как правило, по просьбе воспитателей либо родителей.

Обследование проводится в кабинете. Желательно убрать все яркие, необычные предметы, которые отвлекают внимание ребёнка. Сначала необходимо установить контакт с ребёнком, снять скованность. Необходимо приспособиться к индивидуальным особенностям ребёнка. Если при этом присутствует воспитатель или родитель, необходимо не допускать его вмешательства в ход обследования. Желательно приготовить для родителей методики, позволяющие выявить особенности воспитания в семье, взаимоотношение с ребёнком.

Проведение обследования может занимать от 30 до 60 минут. При утомлении можно сделать перерыв. В процессе обследования ведётся протокол, в котором фиксируются особенности выполнения заданий, самостоятельность, реакции на ситуацию обследования, адекватность оценки результатов собственных действий, эмоциональные проявления, особенности общения с психологом и т.д. В первой части проводятся интеллектуальные методики, поскольку они наиболее сложные и требуют сосредоточенности.

При проведении диагностики необходимо придерживаться следующих правил:

1. Методика должна соответствовать возрасту ребёнка.

2. Чёткое соответствие инструкции.

3. При интерпретировании результатов необходимо учитывать возрастные нормативы.

4. Выводы можно делать лишь после проведения серии диагностических методик.

5. Проективные методики дают возможность сделать более точный вывод о психическом состоянии ребёнка.

6. Проведение методики происходит без давления со стороны психолога, при добровольном согласии ребёнка.

3.

Работа психолога с дошкольниками включает три основных направления, тесно связанных между собой и взаимодополняющих друг друга.

Диагностическая работа

1. Изучение эмоционального отношения детей к ровесникам и воспитателям. Определение адаптации ребёнка и его самочувствия.

2. Определение самооценки у детей старших групп.

3. Психодиагностическое обследование детей по просьбе воспитателей и родителей для определения способностей детей, соответствия развития возрастным нормам.

4. Изучение особенностей детей, уровня развития познавательных процессов, коммуникативных умений, способностей и наклонностей.

5. Определение готовности к школе.

Требования к диагностической работе:

1. Психолог может пользоваться только валидными, надёжными и апробированными методиками.

2. Углублённое психологическое обследование проводится только по просьбе родителей или с их согласия. Результаты конфиденциальны.

3. Обследование проводится в виде игры, чтобы уменьшить риск негативного влияния обследования на ребёнка. В конце диагностики необходимо, чтобы у ребёнка сложилось впечатление о успешности выполнения заданий.

4. Сообщение результатов обследования проводится в корректной и доступной форме.

Развивающая работа

1. Обработка программ, направленных на развитие как отдельных сторон, так на личности в целом.

2. Развитие познавательных процессов и способностей в соответсвии с возрастом: сенсомоторные способности, восприятие и наблюдательность, память, активизация творческого воображения, мышления, речи.

3. Развитие социально-направленных навыков поведения и коммуникативных умений у детей с трудностями в общении.

4. Формирование психологической готовности детей к школьному обучению.

5. Обеспечение психологических условий для развития способностей детей.

Требования к осуществлению развивающей работы:

1. Развивающие занятия происходят в игровой форме.

2. Длительность развивающих занятий зависит от их интенсивности и возраста детей, но не больше 15-20 минут. Если развивающие занятия оказались неэффективными для конкретного ребёнка, необходимо провести дополнительное обследование, а не увеличивать длительность занятий.

3. Развивающие занятия необходимо подбирать так, чтобы в процессе обучения ребёнок проходил последовательно сенсомоторную, зрительную, образную стадии.

 

Профилактическая и коррекционная работа

1. Проведение групповых игр и занятий с целью формирования позитивного отношения к детскому саду.

2. Проведение психогимнастических игр и упражнений с детьми, требующими коррекции эмоционального состояния.

3. Проведение занятий, направленных на улучшение мыслительных процессов, познавательной сферы в целом.

4. Индивидуальные занятия с ребёнком, который находится в тяжёлом психологическом состоянии с целью выявления и устранение этих причин.

5. Создание условий для приобретения ребёнком позитивного опыта взаимодействия с друзьями.

6. Улучшение психического состояния ребёнка: снятие напряжения, повышение эмоционального тонуса.

7. Формирование позитивного отношения к себе и окружающим, развитие социальных мотивов.

Требования:

1. Нельзя использовать активные методы воздействия на личность, если психолог не уверен в их необходимости.

2. Недопускать ситуаций, которые могли бы негативно повлиять на отношение ребёнка к психологу.

3. В процессе психогимнастических занятий необходимо научить ребёнка адекватно выражать свои эмоции, а не скрывать их.

4. Психолог должен приобщать ребёнка к творческой деятельности, связанной с развитием внутреннего эмоционального состояния.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.