Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические игры




Перекрёстные трансакции

 

Рисунок 11

 

1. Мне звонили из отдела кадров?

2. Если бы меньше перекуров устраивали, то и спрашивать бы не пришлось, а то сами не работаете и меня отвлекаете!

 

3. Где мои очки?

4. Там, где ты их положил!

 

5. Мам, дай, пожалуйста, денег!

6. На все твои развлечения не напасёшься! Лучше бы на работу устроился!

 

 

При перекрёстной трансакции даётся не тот ответ, который ожидался.

Результатом обычно является ссора (конфликт) или прекращение контакта.

Т. о. в перекрёстных трансакциях заложен потенциальный конфликт.


Скрытые трансакции (психологические игры)

 

 

Рис. 12

 

1. Эта модель телефона – бизнес–класса, для деловых людей, поэтому дорогая (А вам слабо?).

2. Пожалуй, я её возьму (А разве мне не по карману? Или: Чем я хуже?).

 

 


Психологическая игра – это такое общение, когда люди вступают в него, имея скрытые мотивы и надеясь на психологический выигрыш (переложить вину на другого, избежать ответственности, показать, что «Я хороший – ты или он, она – плохой, вызвать жалость, сочувствие, получить подарки, похвалы).

Например, если человек просит совета, а, получив его и сделав так, как советовали, остаётся недоволен, то он винит в неудаче советчика. В общем-то, он сам знал, как поступить, но хотел переложить вину за последствия на другого.

Например, одна женщина спрашивает другую, как ей дальше быть: разойтись с пьяницей или гулякой-мужем, или терпеть дальше. Подруга советует. В любом случае за то, что пойдёт как-то не так, она обвинит подругу.

Или: жениться или не жениться на этой девушке? Выйти или нет за этого парня?

Поэтому-то психологи не дают советы, как быть; они просто перечисляют варианты, но выбор должен быть сделан самим человеком! И любому другому человеку, а не только психологу, я советую вести себя так же: выбор оставлять за тем, кто его должен сделать!

Среди супругов наиболее распространена игра, которая называется «Если бы не ты».

Например, жена жаловалась, что муж виноват в том, что она так и не научилась танцевать. Психоаналитик рекомендовал мужу давать больше свободы своей жене, чтобы она могла как-то реализоваться. Муж ей разрешил записаться на уроки танцев. И вдруг она обнаружила, что смертельно боится танцевать на глазах у людей, и ей пришлось отказаться от своей затеи.

Это происшествие, как и ряд других, где виноватым, конечно же, оказывался муж, пролило свет на брак этой женщины. Выяснилось, что из всех своих поклонников она выбрала самого деспотичного. Это в дальнейшем и дало ей возможность сетовать на то, что «если бы не он…» она бы могла бы достичь многого в этой жизни. Однако вопреки её жалобам выяснилось, что на самом деле муж оказывал ей большую услугу, запрещая ей делать то, чего она подсознательно сама не хотела, или боялась, или не решалась, или ей было просто лень стараться и напрягаться, хотя на словах она многими делами хотела бы заниматься.

Но и это ещё не всё. Его запреты служили причинами частых ссор, и муж часто дарил ей подарки, чтобы помириться. Когда он стал ей всё разрешать, подарки стали очень редкими. То есть жена извлекала тройную выгоду: во-первых, она – жертва деспота-мужа, поэтому он – плохой, а она хорошая (а это всегда приятно знать и чувствовать); во-вторых – она получала подарки, в-третьих, могла ругаться с ним, когда ей захочется поругаться, повод всегда находился.

Или, например, муж не хочет идти в гости, но открыто этого не говорит, а начинает искать повод, чтобы остаться дома. Он может, например, затеять ссору из-за любого пустяка, «обидеться» на отповедь жены, и со спокойной совестью остаться дома.

Или человек ввяжется в какое-либо сомнительное дело, а когда разорится, или получит по шеям, или будет уволен, говорит: «Ну почему это случается только со мной?» Мол, жалейте меня, жалейте, я – жертва.

В псих-х играх бывают жертва, преследователь, спаситель. Некоторые любят быть жертвой, некоторые – спасителями, но никто не хочет считаться преследователем. Потому что преследователь – это плохой человек, он достоин только осуждения, он всегда виноват.

Существует множество различных игр:

«Ну что, попался, негодяй!» – по малейшему поводу человек как с цепи срывается, подвергает другого огульной критике, возмущается – это напоминает ПЗ замещение.

«Подумайте, какой ужас!» – здесь есть агрессор, жертва, и доверенное лицо. (Моё несчастье самое ужасное!) Чтобы предупредить эту игру, необходимо, с самого начала взаимоотношений обговорить все условия – например, между врачом и пациентом, исполнителем работ и заказчиком.

«Посмотри, что я из-за тебя сделал!» – срывает своё раздражение из-за того, что у него что-то не получается, на том человеке, который его отвлёк (а я не виноват).

 

 

«Это ты меня втянула!»

 

 

«Что вы хотите от больного человека!»

 

 

«Я никуда не гожусь!» – казанская сирота.

«Калека»

«Никому нельзя доверять»

«А ну-ка подеритесь»

«Отвяжись, нахал!», «Катись отсюда!» – с. 106


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Основная литература

1. Абрамова Г. С. Сборник задач по социальной психологии и психологии развития: Учеб. пособие для вузов / Абрамова, Галина Сергеевна. - М.: Академия, 1999. - 144с.

2. Алешина И. В. Поведение потребителей: Учеб. пособие для вузов / Алешина И. В. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 384с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

4. Берн Э. игры, в которые играют люди. Пер. с англ. – СПб. – М.: «Университетская книга», 1996. – 398 с.

5. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Уч. пос. - М.: ИНФРА - М, 1999. - 224 с.

6. Бункина М. К. Экономика и психология. На перекрестке наук: [Учеб. пособие] / Бункина М. К., Семенов В. А. - М.: Дело и Сервис, 1998. - 398с.

7. Еникеев М. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов. 5 издание. Спб.: Питер, 2003. – 752 с.

8. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1996. -684 с.

9. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика: Уч. пособие: Кн. 1: Методология познания психической реальности. - Жуковский, МИМ ЛИНК, 1999. - 103 с.

10. Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций: Учебник для высш. и сред. спец. учеб. заведений / А. В. Морозов,. - СПб.: Союз, 2000. - 575с.

11. Мухина В. С. Возрастная психология: Учебник для вузов / Мухина В. С.; Ин-т «Открытое о-во». - М.: Изд. центр «Академия», 1997. - 431с.

12. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Кн. 1.- М.: ВЛАДОС, 1995. - 576 с.

13. Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3 кн. Кн.2. Психология образования. М.: ВЛАДОС, 1995.- 496 с.

14. Общая психология./ Сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995.- 448 с.

15. Петровский А. В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2- х т. Т.1. - Ростов-н/Д: Феникс, 1996. - 416 с.

16. Психология и педагогика: Уч. пособие / Николаенко В.М. и др. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 175 с.

17. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю. Дорошенко и др. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279 с.

18. Реан А. А., Бордовкая Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.

19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер. Ком, 1999.- 720 с.

20. Социальная психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Сухов, А. А. Бодалёв, В. Н. Казанцев и др.: под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 600 с.

21. Сравнительная психология и зоопсихология: Хрестоматия/ Сост. Г. В. Калягина. - СПб.: Питер, 2001. - 416с.

22. Сластёнин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.

23. Столяренко А. М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2002. – 423 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.