Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа искусства




Пути эстетики и искусства конца ХХ века начала ХХI

Морфология искусства

Проблемы художественного восприятия

Художественное произведение

Сущность и природа художественного творчества

Природа искусства

Творчество

Тема 4. Искусство и художественное

Знание теории искусства позволит глубже воспринимать и понимать художественные произведения, оценивать их и способствовать развитию искусства. Искусство включает в себя огромное количество художественных произведений различных видов (литература, живопись, музыка, киноискусство и т. п.), исторических эпох (античное искусство, искусство эпохи Возрождения и т. д.) и направлений (классицизм, романтизм, реализм и т. д.).

Общие свойства отдельных видов искусства и их историческое развитие изучает искусствоведение, которое разделяется на литературоведение, искусствознание (теория и история живописи, скульптуры, архитектуры), музыковедение, киноведение и т. д. Конкретные произведения искусства познает и оценивает художественная критика. Эстетика, обобщая знания, полученные этими науками, дает понимание общих законов развития искусства.

1. Искусство как общественное явление. Понимание природы искусства и его восприятия не объясняет нам, почему искусство выражает те или иные чувства, характеры, взгляды людей, почему в классовом обществе оно носит классовый характер, исторически изменяется, каковы законы исторического развития искусства. Для выяснения этих вопросов сначала нужно рассмотреть связь искусства и общества. Знание этих причин и законов вытекает из понимания связи искусства и общества. Искусство связано с различными сторонами жизни общества не прямо, а через его взаимодействие, с одной стороны, с художниками, создающими произведения искусства, и, с другой стороны, с публикой — с людьми, воспринимающими и оценивающими художественные произведения.

Рассматривая вопрос о влиянии общества на искусство, следует учесть, что художник, как и каждый человек, зависит от господствующих общественных отношений, уровня производительных сил и разделения труда. Развитие общества приводит к разделению труда между людьми, в частности к появлению профессиональных художников, специально занятых только творческой деятельностью, созданием произведений искусства.

Большое влияние на художников, особенно на цели, мотивы, стимулы творчества, оказывает их социально-экономическое положение в обществе, например материальные условия жизни, оплата продуктов творчества — произведений искусства, наличие или отсутствие свободы творчества, художественных организаций и т. п.

В обществе, чтобы жить и творить, иметь средства для творчества, художник вынужден про давать созданные произведения искусства, свой талант. Произведения искусства становятся товаром. Художник не может сам рекламировать, распространять, издавать, продавать свой «товар» — произведения искусства. Он продает его предпринимателям в искусстве: владельцам выставочных залов, издателям, собственникам театров, киностудий, т. е. крупным собственникам. Поэтому многие художники оказываются вынужденными создавать произведения искусства, соответствующие интересам этих предпринимателей в искусстве и публике, подчинять свои личные интересы интересам определенных классов.

Общественное бытие, материальные условия жизни и деятельности художников формируют у них чувства, интересы, взгляды, сходные с теми социальными группами, с которыми художник общается, от которых он зависит материально и духовно. В процессе воспитания, образования, общения с людьми, искусством и т. п. на художников воздействует и общественное сознание. Общественная потребность в искусстве становится важным стимулом художественного творчества. Потребность в искусстве, интерес людей к искусству проявляются в том, что они посещают музеи, концерты, театры и кинотеатры и т. п., тем самым оплачивают труд художника, давая ему средства для существования и творчества. Поэтому художники во многом зависят и от людей, воспринимающих искусство, т. е. от публики, от ее чувств, вкусов, взглядов, воспитания и образования, следовательно, от различных групп и классов общества. Тем самым общество формирует духовный мир художников: их чувства, принципы и цели творчества, мироощущение и мировоззрение.

Понимание связи личных и общественных потребностей и интересов людей способствует раскрытию влияния общества на искусство. Личные интересы, мотивы, цели творчества художника оказываются связанными с интересами классов. К этим интересам относятся не только экономические, политические, нравственные или религиозные, но и эстетические интересы. Правящие классы всегда были заинтересованы в таком искусстве, которое способствовало бы их возвеличиванию. Так, один из представителей эстетики просвещения, Ж.-Б. Дюбуа, писал: «Во все времена владыки народов прибегали к помощи картин и статуй, чтобы внушить своим подданным те или иные чувства, как религиозные, так и политические».

Общественные интересы оказывают прямое влияние на художников, их личные интересы и мотивы творчества. Такими мотивами могут быть не только переживания, настроения, убеждения, мировоззрение художников, но и социальный заказ по созданию произведений искусства со стороны государства, партий, представителей различных классов общества, спрос на художественную продукцию и т. п. Эта обусловленность творчества художников обществом определяет классовый характер искусства, его идейную направленность.

Таким образом, общество влияет на художников, на их положение в обществе, духовный мир и процесс творчества. Через это воздействие общество влияет на искусство и его развитие.

Однако искусство связано не только с художниками, но и с публикой — с людьми, которые воспринимают, понимают и оценивают искусство. Искусство как составная часть культуры общества, созданной человеком, обратно воздействует на людей, на сознание публики, а через это воздействие на все другие стороны жизни общества, на производство, науку, религию, политику, нравственность. В этом воздействии искусства на общество, т. е. в процессе его функционирования, осуществляется общественное назначение искусства.

Художественные произведения, воспринятые людьми, оказывают воздействие на их духовный мир, на все стороны общественного сознания: искусство способствует формированию не только эстетического сознания, но и нравственного, политического, правового, атеистического. А через это воздействие искусство влияет и на практическую деятельность людей, на создание материальных и духовных ценностей, на преобразование природы и общества.

Общество может приблизить искусство к человеку: способствует распространению художественных произведений посредством деятельности учреждений культуры (библиотек, музеев, выставок, театров и кинотеатров), тиражирования и репродуцирования произведений искусства, использует для этого средства массовой коммуникации и информации.

На функционирование искусства влияют также мораль, общественное мнение, обычаи, традиции, художественная критика, реклама, спрос и предложение произведений искусства и т. п. Поэтому искусство по-разному функционирует в различных общественно-экономических формациях, в различных группах и классах общества. Но в любом случае искусство оказывает на общество свое положительное (прогрессивное искусство) или отрицательное (реакционное искусство) воздействие.

Особенно большое влияние искусство оказывает на формирование эстетического сознания. Искусство развивает эстетическое сознание людей, воздействуя тем самым на действительность. Влияние эстетического сознания проявляется в результатах человеческого труда — в виде красоты продуктов производства, красоты орудий труда и предметов быта, всей среды обитания человека, прекрасного в обществе.

Пробелы в эстетическом воспитании человека в обществе, неразвитость эстетического сознания человека в силу недостаточного общения с искусством отрицательно сказываются, на отношениях человека к жизненным ситуациям. Отсутствие высоких художественных интересов влияет и на быт людей, например на формы проведения досуга, на использование свободного от производственной деятельности времени.

Таким образом, искусство оказывается связанным с обществом: общество оказывает воздействие на искусство (посредством влияния на художников), а искусство на общество (через восприятие художественных произведений публикой).

Понимание связи искусства и общества позволяет раскрыть социальные функции искусства, его роль в жизни общества, в воспитании людей. К основным функциям искусства можно отнести следующие.

Коммуникативная функция. Выражая чувства, интересы, взгляды людей на мир, их идеалы, мироощущение и мировоззрение, искусство оказывается важным средством внеличностного (косвенного) общения между людьми, средством коммуникации — расширения связей, контактов, отношений между людьми, в том числе между художниками и публикой.

Познавательная (образовательная) функция. Отражая действительность, искусство способствует расширению знаний людей о мире, а также самосознанию — пониманию своего духовного мира, своих чувств, интересов, взглядов, своего места в обществе.

Идейно-воспитательная функция. Выражая общественную психологию, искусство становится одним из важных средств формирования мироощущения людей, их классовых интересов и идеалов, политического, нравственного сознания.

Эстетическая функция. Искусство формирует эстетические чувства, вкусы, интересы, идеалы, потребность в красоте и искусстве, способность воспринимать действительность эстетически — как прекрасное или безобраз- ное, возвышенное или низменное, трагическое или комическое и т. п. Искусство приносит людям радость, эстетическое наслаждение. Вместе с тем служит и средством украшения интерьера помещений, стен зданий, является средством культурного отдыха.

Культурная функция. Под влиянием искусства происходит рост знаний, совершенствование человека, формирование его новых представлений о мире, что способствует подъему его культурного уровня.

Творческая (созидательно-преобразующая) функция. Искусство выступает одним из факторов формирования творческой активности людей, стимулирует творческие способности, творческое воображение людей в различных сферах деятельности: в труде, в познании мира, в художественном творчестве. Искусство пробуждает в людях художников.

Понимание функций искусства, его роли в жизни общества позволяет видеть, что искусство способствует формированию всесторонне развитой, гармоничной личности, а следовательно, прекрасного и возвышенного человека.

2. Закономерности исторического развития искусства. Метод, направление и стиль в искусстве. Понимание взаимосвязи искусства и общества позволяет раскрыть закономерности его исторического развития, объяснить поступательный, прогрессивный характер развития искусства.

В процессе создания произведений искусства художники руководствуются (сознательно или неосознанно) определенным методом творчества. Процесс художественного творчества опирается на социальные, в том числе эстетические чувства, вкусы и идеалы, художников, в соответствии с которыми они вырабатывают принципы творчества (познания действительности, отбора и обобщения фактов жизни, идеализации или типизации и т. д.), а также способы, пути, приемы создания произведений искусства.

Совокупность этих относительно устойчивых принципов отражения, способов, путей, приемов создания произведений искусства, присущих художникам в конкретный исторический период развития общества, составляет метод художественного творчества. В основе метода художественного творчества лежат определенное мироощущение и мировоззрение художников и соответствующие эстетические представления и идеалы. Историческое развитие художественного творчества предстает как возникновение, развитие, изменение различных методов художественного творчества.

Художники той или иной эпохи создают произведения искусства, которые обладают сходными признаками, свойствами как в содержании художественных образов, так и в художественной форме и гармонии произведений искусства. Совокупность художественных произведений, созданных в определенный исторический период развития общества в соответствии с определенным методом художественного творчества, составляет эпоху или направление в искусстве, где в свою очередь выделяются различные стили, школы и жанры. Например, в искусстве барокко различают парадное, драматическое и реалистическое барокко; в искусстве рококо — галантное, рококо и сентиментализм; в классицизме — ампир и салонный классицизм и т. д.

История искусства свидетельствует о многообразии эпох и направлений в его развитии. Каждая эпоха, направление в развитии искусства качественно отличаются от других рядом признаков, специфическим проявлением общих свойств. При этом каждому новому направлению в искусстве соответствует свой метод художественного творчества.

Основными эпохами и направлениями в историческом развитии искусства являются: первобытное, античное и средневековое искусство, искусство Возрождения (с его направлениями — кватроченто, чинквеченто и маньеризмом), барокко, рококо, классицизм, романтизм, критический реализм. В конце XIX — начале ХХ в. сложился период в развитии искусства, получивший название «стиль модерн» (т. е. современный), к которому относят ряд направлений: символизм, импрессионизм и декоративизм.

Эпохи и направления в историческом развитии искусства отличаются друг от друга теми чувствами, эстетическими представлениями и идеалами, которые выражены в художественных произведениях. Анализ истории искусства; например, живописи, скульптуры и литературы свидетельствует об этом качественном отличии эпох и направлений, в его развитии.

Историческое развитие искусства предстает как естественноисторический процесс возникновения, развития и смены различных эпох и направлений в искусстве. Этот процесс подчиняется действию объективных законов развития искусства, в связи с чем искусство в любой стране более или менее последователь но, рано или поздно проходит отмеченные основные этапы в своем развитии.

С изменением общественного бытия более или менее быстро изменяются и общественное сознание, идеология и общественная психология, в том числе сознание художников. А с изменением сознания художников складывается, формируется, новый метод художественного творчества — новые принципы творчества, новые эстетические идеалы. На этой основе возникает, формируется и развивается новое направление в искусстве. Развитие искусства носит объективный характер, не зависит от субъективных пожеланий людей, в том числе художников. Люди способны или затормозить закономерное развитие искусства, или содействовать его прогрессивному развитию.

Возникновение новых направлений в искусстве начинается с изменения содержания художественных образов, идейной направленности искусства, что, необходимо приводит и к новой художественной форме. Это изменение художественной формы в соответствии с изменением содержания художественных образов произведений искусства также проявление закономерного развития искусства. Но конечной причиной возникновения его новых видов и направлений выступают общественное бытие, материальные условия жизни и деятельности людей. К условиям творчества художников, влияющих на развитие искусства, относятся создаваемые в ходе научно-технического прогресса новые технические средства художественного выражения.

Таким образом, изменение общественного бытия, прежде всего экономического базиса общества, в конечном счете определяет развитие и искусства. Следует учесть, что историческое развитие искусства отнюдь не означает полного исчезновения созданного в прошлом искусства (исчезают малохудожественные произведения и произведения, выражающие интересы реакционных групп и классов общества). Искусство, созданное в прошлом, как и современное искусство, существует и воздействует на людей. Конечно, не все художественные произведения, созданные в прошлом, доживают до наших дней, многие произведения искусства гибнут, разрушаются, уничтожаются (особенно в периоды войн).

В своем историческом развитии искусство постоянно пополняется новыми художественными произведениями, видами и направлениями. Это одновременное существование различных видов, направлений (эпох) искусства обусловлено общественной потребностью — все прогрессивное искусство необходимо для развития общества, ибо оно является одним из важных средств его саморазвития. Каждое новое поколение людей обновляет и пополняет свой духовный мир — чувства, интересы, представлениями о мире и т. п. При этом, конечно, наиболее близким является для людей современное им искусство.

Для формирования всесторонне развитого человека важны все виды и направления в искусстве, которые выражают и формируют различные стороны его духовного мира.

Следует учесть, что искусство, сохраняясь в обществе, становится составной частью его культуры, которая в свою очередь может обратно воздействовать на самые различные стороны жизни общества. Для понимания относительной самостоятельности в развитии искусства важно учесть, что художники составляют часть публики. Воздействие искусства на художников порождает преемственность в развитии искусства. Эта преемственность проявляется в сохранении традиций, которые постоянно сочетаются с новаторством, возникновением новых принципов, средств, способов создания произведений искусства, необходимых для выражения новых чувств, нового духовного мира людей. Это выражение в искусстве нового, более сложного духовного мира людей, достигаемого отражением новых сторон действительности, порождает постоянный прогресс искусства, его восходящее развитие, которое не отрицает художественной ценности произведений искусства, созданных в прошлом.

Этот прогресс проявляется разнообразно: в возникновении новых видов, направлений, стилей, школ, жанров искусства, в новых темах, «героях», в выражении более сложного духовного мира людей, порожденного новыми производственными отношениями, а тем самым в изменении содержания и формы художественных образов, в развитии «языка» искусства и т. д. Прогресс в искусстве связан не только с выражением прогрессивных общественных идей, взглядов на общество, но и с художественным отражением реакционных периодов в его развитии, с осуждением присущих ему интересов, взглядов, поступков.

Процесс развития искусства не является прямолинейным, в нем имеются и периоды упадка, которые, как правило, относительны и временны и которые необходимо сменяются прогрессивным развитием. При этом, возникновение новых направлений искусства не механически следует за изменением общественного бытия.

Неравномерность развития искусства проявляется в неодновременности возникновения его аналогичных видов и направлений в различных странах и в том, что в период одного общественного строя могут возникать и существовать различные его направления. В силу объективных обстоятельств те или иные страны в тот или иной исторический период находятся на различном уровне общественного развития, что обусловливает неравномерное формирование и общественного сознания, а тем самым и искусства. Важную роль играет преемственность в развитии общественного сознания и, искусства. К тому же на различных этапах развития общественно-экономических формаций общественное сознание не одинаково, оно изменяется. И наконец, распространение художественных произведений приводит к тому, что новое направление искусства, возникшее в одной стране, воздействует на художников других стран.

И хотя развитие искусства, его расцвет или упадок не всегда соответствуют степени экономического развития общества, оно всегда обусловлено обществом, которое его породило.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 4845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.