Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9 Правовое регулирование иностранных инвестиций




в Российской Федерации

 

1. Общие положения

 

Понятия «иностранные инвестиции», «иностранный инве­стор» приведены в ст. 2 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Рос­сийской Федерации» (далее – ФЗ «Об иностранных инвести­циях»). Понятие инвестиций охватывает все виды имуществен­ных ценностей, которые иностранный инвестор может вклады­вать в экономику принимающей стороны. Иностранным инвесто­ром при выполнении установленных условий признаётся ино­странное юридическое лицо, иностранная организация (не яв­ляющаяся юридическим лицом), иностранный гражданин, лицо без гражданства, международная организация, иностранное госу­дарство.

Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ «Об иностранных инвестициях» пра­вовой режим деятельности иностранных инвесторов и ис­пользования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и ис­пользования полученной от инвестиций прибыли, предоставлен­ный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Такие изъятия могут быть изъятиями ограничительного характера либо стимулирующего характера (в виде льгот для иностранных инвесторов).

Анализ данного законодательного положения во взаимо­увязке с положениями международных соглашений, в которых участвует РФ, позволяет сделать вывод, что РФ предоставляет иностранным инвесторам либо режим наибольшего благоприят­ствования, либо национальный режим, в зависимости от того, ка­кой из них в максимальной степени отвечает интересам ино­странного инвестора.

К изъятиям ограничительного характера прежде всего относится вложение иностранного капитала в банки и иные кре­дитные организации, а также в страховые организации (см. ст. 18 ФЗ «О банках и банковской деятельности», п.3 ст. 6 ФЗ «Об ор­ганизации страхового дела в Российской Федерации»). Изъятия из правовых режимов иностранных инвестиций могут устанавли­ваться и международными соглашениями.

Изъятия стимулирующего характера устанавливаются за­конодательством России и представляют собой систему льгот для иностранных инвесторов (льготы по уплате таможенных пошлин и налогов, создание свободных экономических зон, предоставле­ние государственных гарантий, использование механизмов кон­цессионных соглашений о разделе продукции и т.д.).

Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ характеризуется многообразием различных правовых режимов (и их сочетаниями). В каждом конкретном случае правовой статус иностранного инвестора и режим его капиталовложений необхо­димо определять, исходя их условий международных договоров РФ и российского законодательства.

Способами прямого иностранного инвестиро­вания в российскую экономику являются: приобретение акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ; приобретение пред­приятия как имущественного комплекса; создание юридического лица (предприятия) с ино­странными инвестициями и др.

ФЗ «Об иностранных инвестициях» регламентирует прямые инвестиции (капиталовложения), однако инвестиции иностран­ных инвесторов в ценные бумаги, т.е. портфельные инвестиции также важны для экономики нашей страны. В этой связи следует отметить, что Стратегия развития финансового рынка РФ на пе­риод до 2020 г., утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р, предусматривает меры, направ­ленные на повышение привлекательности российского фондового рынка для иностранных инвесторов.

ФЗ «Об иностранных инвестициях» содержит ст. 18, уста­навливающую обязанности иностранного инвестора по со­блюдению антимонопольного законодательства РФ. Ино­странный инвестор обязан не допускать недобросовестной кон­куренции и ограничительной деловой практики.

В последние годы Правительство РФ в целях создания бла­гоприятного инвестиционного климата разрабатывает и реали­зует государственную политику в сфере международного инве­стиционного сотрудничества. Правительство РФ в соответствии с законом (ст. 24 ФЗ «Об иностранных инвестициях») определяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за ко­ординацию привлечения прямых иностранных инвестиций в эко­номику РФ. Таким органом является Минэкономразвития России. Создан также «Консультативный совет по иностранным инвести­циям в России», положение о котором утверждено Постановле­нием Правительства РФ от 30.12.2009 № 1141.

 

2. Гарантии правовой защиты деятельности иностранных

ин­весторов в России

 

ФЗ «Об иностранных инвестициях» предусмотрены сле­дующие гарантии для иностранных инвесторов:

- гарантия использования иностранным инвестором различ­ных форм осуществления инвестиций на территории РФ;

- гарантия перехода прав и обязанностей иностранного ин­вестора другому лицу;

- гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организа­ции с иностранными инвестициями;

- гарантия от неблагоприятного для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями из­менения законодательства РФ (стабилизационная, так называемая «дедушкина» оговорка);

- гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предприни­мательской деятельности на территории РФ иностранным инве­стором;

- гарантия использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;

- гарантия права иностранного инвестора на беспрепятст­венный вывоз за пределы РФ имущества и информации в доку­ментальной форме или в форме записи на электронных носите­лях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции;

- гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;

- гарантия участия иностранного инвестора в приватизации;

- гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, со­оружения и иное недвижимое имущество;

- льготы, предоставляемые иностранному инвестору и ком­мерческой организации с иностранными инвестициями, по уп­лате таможенных платежей;

- льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инве­стору субъектами РФ и органами местного самоуправления.

 

3. Концессионные соглашения и соглашения о разделе продукции

 

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О концессионных соглаше­ниях» концессионное соглашение – это соглашение между кон­цессионером и концедентом, согласно которому концессионер обязуется за свой счёт создать и (или) реконструировать опреде­лённое этим соглашением имущество (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне, осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного со­глашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и поль­зования объектом концессионного соглашения для осуществле­ния указанной деятельности.

Объектом концессионного соглашения может являться недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназна­ченные для осуществления деятельности, предусмотренной кон­цессионным соглашением.

Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами.

Целями принятия ФЗ «О концессионных соглашениях» яв­ляются привлечение инвестиций в экономику РФ, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в госу­дарственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, ра­бот, услуг, предоставляемых потребителям. Указанным законом регулируются отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных со­глашений, устанавливаются гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.

Особым способом привлечения инвестиций в экономиче­скую сферу, связанную с недропользованием, является заключе­ние соглашений о разделе продукции (СРП).

Действующий в России ФЗ «О соглашениях о разделе про­дукции» (далее – ФЗ «О СРП») устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу мине­рального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях СРП.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О СРП» соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (ин­вестору) на возмездной основе и на определённый срок исключи­тельные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связан­ных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение опре­деляет все необходимые условия, связанные с пользованием не­драми, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с поло­жениями ФЗ «О СРП».

Необходимо указать, что положения ст. 7 ФЗ «О СРП», пре­дусматривающие обязательства инвестора, вступают в проти­воречие с принципами ВТО (см. соглашение ТРИМС). В этой же статье содержится императивная норма – в случае присоедине­ния России к ВТО эти положения теряют свою силу или должны быть приведены в соответствие с принципами ВТО в сроки и по­рядке, которые предусмотрены документами ВТО и соглашением о вступлении РФ в ВТО.

Раздел продукции между инвестором и государством регу­лируется ст. 8 ФЗ «О СРП», предусматривающей два варианта такого раздела.

По мнению многих специалистов, России в настоящее время невыгодны СРП, заключенные с иностранными инвесторами (на­пример, предоставление исключительного права зарубежным компаниям на разработку месторождения «Сахалин-2»). Доля участия иностранных инвесторов в реализации проектов в стра­тегических отраслях посредством заключения СРП должна быть сокращена.

 

4. Правовой режим иностранных инвестиций на территории

особых экономических зон РФ

 

Создание в России особых экономических зон (ОЭЗ) свя­зано с попытками перехода от сырьевой к инновационной эконо­мики, привлечением инвестиций, в том числе иностранных, пу­тём предоставления резидентам таких зон налоговых и таможен­ных льгот, а также иных преференций (государственное финан­сирование создания инфраструктуры, снижение административ­ных барьеров и др.).

Опыт различных стран показывает, что путём создания ОЭЗ государство эффективно стимулирует привлечение в националь­ную экономику иностранных инвестиций и развивает высокотех­нологичные отрасли, выпускающие инновационную (наукоём­кую) продукцию.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями может приобрести правовой статус резидента особой экономи­ческой зоны в порядке, предусмотренном ФЗ «Об особых эко­номических зонах». В этом случае организации предоставляются законодательно установленные льготы и преференции.

В РФ существовало в 2005-2009 гг. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (упразднённое Указом Президента РФ от 05.10.2009 г. № 1107). Функции этого ликвидированного органа в настоящее время выполняет Минэко­номразвития России, в частности, ведёт реестр резидентов осо­бых экономических зон. Приказом Минэкономразвития России от 20 октября 2010 года № 502 утверждено «Положение о наблю­дательном совете особой экономической зоны».

 

5. Законодательные ограничения иностранных инвестиций в

целях обеспечения обороны страны и безопасности государства

 

Такие ограничения установлены ФЗ «О порядке осуществ­ления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Указанным законом уста­навливаются изъятия ограничительного характера для ино­странных инвесторов и для группы лиц, в которую входит ино­странный инвестор, при их участии в уставных капиталах хозяй­ственных обществ, имеющих стратегическое значение для обес­печения обороны страны и безопасности государства, и (или) со­вершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами.

Хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности госу­дарства, является хозяйственное общество, созданное на террито­рии РФ и осуществляющее хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие виды деятельности приведены в ст. 6 вышеуказанного закона (всего 42 вида).

Совершение сделок, влекущих за собой установление кон­троля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйствен­ными обществами, имеющими стратегическое значение, допуска­ется при наличии решения о предварительном согласовании таких сделок. Согласование оформляется уполномоченным орга­ном – Федеральной антимонопольной службой РФ.

Контрольные вопросы

1) Какой правовой режим предоставляется в России ино­странным инвесторам?

2) Перечислите гарантии правовой защиты деятельности иностранных ин­весторов в России.

3) Дайте правовую характеристику концессионным согла­шениям и соглашениям о разделе продукции.

4) Раскройте понятие резидента особой экономической зоны.

5) В каком порядке осуществляются иностранные инвести­ции в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значе­ние для обеспечения обороны страны и безопасности государ­ства?

Тестовые задания

1) Термин «внешнеэкономическая деятельность» впервые был законодательно закреплен в:

а) Конституции РФ 1993 г.

б) Конституции СССР 1977 г.

в) Законе РФ о государственном регулировании внешне­торговой деятельности (1995 г.)

 

2) Торговое сальдо (показатель внешней торговли) – это:

а) разность между стоимостным объёмом экспорта и им­порта

б) сумма стоимостного объёма экспорта и импорта

в) соотношение физического объёма товарных групп в мировом экспорте и импорте

 

3) Нормативное определение понятия «внешнеэкономиче­ская деятельность» впервые было раскрыто в:

а) Федеральном законе «О государственном регулирова­нии внешнеторговой деятельности» (1995 г.)

б) Федеральном законе «Об экспортном контроле» (1999 г.)

в) Указе Президента РФ «О либерализации внешнеэко­номической деятельности» (1991 г.)

 

4) Понятие «коммерческое присутствие» используется для регулирования внешней торговли:

а) товарами

б) интеллектуальной собственностью

в) услугами

 

5) Отказ от государственной монополии в регулировании внешнеэкономической деятельности произошел после принятия:

а) Указа Президента РФ «О либерализации внешнеэко­номической деятельности» (1991 г.)

б) Конституции РФ (1993 г.)

в) Федерального закона «О государственном регулирова­нии внешнеторговой деятельности» (1995 г.)

 

6) Объекты гражданских прав, относящиеся к прямым ино­странным инвестициям:

а) российские ценные бумаги, приобретенные иностран­ным физическим лицом на фондовом рынке

б) основные фонды (имущество) филиала иностранного юридического лица

в) исключительное право на российское ноу-хау, приоб­ретённое иностранным юридическим лицом

 

7) Отчуждение исключительного права на изобретение рос­сийским лицом иностранному лицу – это внешняя торговля:

а) информационными услугами

б) товарами, содержащими изобретение

в) интеллектуальной собственностью

 

8) Понятие «внешнеторговая деятельность» определяется в российском законодательстве как деятельность:

а) по осуществлению сделок

б) предпринимательская

в) экономическая

 

9) Коммерческое присутствие рассматривается в россий­ском законодательстве как:

а) способ инвестиционной деятельности

б) форма организации предпринимательской и иной эко­номической деятельности

в) признак внешнеэкономической бартерной сделки

 

10) Первый в истории многосторонний торговый договор универсальной направленности:

а) Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров

б) Марракешское соглашение о создании Всемирной тор­говой организации

в) ГАТТ

 

11) Документ, разработанный Международной торговой па­латой:

а) Типовой закон об электронной торговле

б) Правила ИНКОТЕРМС

в) Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе

 

12) Целью ИНКОТЕРМС является:

а) разработка свода международных правил толкования торговых терминов

б) либерализация международной торговли в условиях глобализации

в) защита торгово-экономического суверенитета госу­дарств – членов таможенных союзов

 

13) «Антидемпинговым кодексом» принято называть:

а) совокупность модельных законов ЮНСИТРАЛ

б) четвёртый протокол к ГАТС

в) соглашение о применении статьи VI ГАТТ-1994

 

14) ЮНСИТРАЛ – это:

а) комиссия ООН по праву международной торговли

б) конференция ООН по торговле и развитию

в) международный институт унификации частного права

 

15) Значительное сокращение количества указов Президента РФ, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность, произошло после принятия:

а) Конституции РФ (1993 г.)

б) Федерального закона «О некоторых вопросах предос­тавления льгот участникам внешнеэкономической дея­тельности» (1995 г.)

в) Федерального закона «О мерах по защите экономиче­ских интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» (1998 г.)

 

16) ЮНКТАД – это:

а) комиссия ООН по праву международной торговли

б) конференция ООН по торговле и развитию

в) международный институт унификации частного права

 

17) Орган, участвующий в международной системе АТА:

а) Минпромторг России

б) Комиссия по экспортному контролю при Президенте РФ

в) Торгово-промышленная палата РФ

 

18) Документ о временном ввозе, используемый для вре­менного ввоза товаров, за исключением транспортных средств:

а) карнет ATA

б) сертификат соответствия

в) таможенное обязательство

 

19) Источник «мягкого торгового права»:

а) принципы УНИДРУА

б) соглашение ТРИПС

в) устав Всемирного банка

 

20) Международная система АТА разработана:

а) Международным валютным фондом

б) Всемирной торговой организацией

в) Советом таможенного сотрудничества

 

21) TRIMS – это:

а) международные правила толкования терминов в сфере торговли интеллектуальной собственностью

б) соглашение о торговых аспектах инвестиционных ме­роприятий

в) международная организация по страхованию ино­странных инвестиций от некоммерческих рисков

 

22) Процедура антидемпинговых расследований в РФ опре­делена:

а) Федеральным законом

б) Указом Президента РФ

в) Постановлением Правительства РФ

 

23) Соглашение TRIPS является:

а) международным рекомендательным актом – источни­ком «мягкого» торгового права

б) многосторонним международным торгово-экономиче­ским договором

в) рамочным двусторонним договором общеполитиче­ского и экономического значения

 

24) Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций уч­реждено конвенцией:

а) Сеульской (1985 г.)

б) Венской (1980 г.)

в) Оттавской (1988 г.)

25) СССР в сфере регулирования внешней торговли широко использовал соглашения:

а) о взаимной защите капиталовложений

б) контингентно-клиринговые

в) об избежании двойного налогообложения

26) Правовую базу Всемирной торговой организации (ВТО) составляют:

а) резолюции Генеральной Ассамблеи ООН

б) двусторонние международные торгово-экономические договоры между членами ВТО

в) Марракешский пакет многосторонних соглашений

 

27) Всемирная торговая организация по правовому статусу:

а) межправительственная организация

б) учреждение (организация) Международной торговой палаты

в) коллективный член ООН

 

28) Бюджет Всемирной торговой организации складывается из взносов стран – членов пропорционально их

а) долям в мировой торговле

б) вкладу в мировой валовой продукт

в) накопленным золотовалютным резервам

 

29) Всемирная торговая организация была создана в резуль­тате раунда:

а) Женевского

б) Уругвайского

в) Токийского

 

30). Основной принцип Всемирной торговой организации

а) невмешательства во внутренние дела государства

б) запрета преференций

в) транспарентности

 

31) Исключение из общего режима ГАТТ относится к:

а) участию государств в интеграционных объединениях

б) оценке товара для таможенных целей

в) требованиям о публикации правил импорта товаров

 

32) Соглашение, входящее в Марракешский пакет:

а) о защите исчерпываемых полезных ископаемых

б) о разделе продукции

в) о субсидиях и компенсационных мерах

 

33) Всемирная таможенная организация – правопреемник:

а) Международного бюро публикации таможенных тари­фов

б) Европейского таможенного союза

в) Совета таможенного сотрудничества

34) Статус Международного Валютного Фонда:

а) орган финансового регулирования в составе Всемир­ной торговой организации

б) специализированное учреждение ООН

в) структурное подразделение Всемирного банка

 

35) Статус Международного банка реконструкции и разви­тия:

а) специализированное учреждение ООН

б) орган кредитно-финансового регулирования в составе Всемирной торговой организации

в) структурное подразделение Международного Валют­ного Фонда

 

36) Тезаврация – это:

а) форма демпингового импорта

б) экономическая функция денег

в) способ страхования некоммерческих рисков

 

37) Решение о любом изменении квот в Международном Валютном Фонде принимается:

а) простым большинством голосов (50 % плюс один го­лос)

б) консенсусом

в) высококвалифицированным большинством голосов (85 %)

 

38) Квоты государств - членов Международного Валютного Фонда выражаются в:

а) мультивалютной «корзине», состоящей из десяти ми­ровых валют

б) специальных правах заимствования

в) долларе США, обеспеченном золотым стандартом

 

39) Все государства - члены Международного Валютного Фонда представлены в его органе управления:

а) Совете управляющих

б) Исполнительном совете

в) Международном валютно-финансовом комитете

 

40) Решения в Международном Валютном Фонде принима­ются на основе принципа:

а) равенства голосов ("одно государство - один голос")

б) взвешенного голосования

в) равенства голосов с правом вето отдельных членов

 

41) Организация, входящая в группу Всемирного банка:

а) Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций

б) Международный валютный фонд

в) ФАТФ

 

42) Основная цель Международного Валютного Фонда:

а) сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств – членов

б) увеличивать приток в экономику государств – членов иностранных инвестиций

в) способствовать процессу расширения и сбалансиро­ванного роста текущих финансовых операций в междуна­родной торговле

 

43) Первоначальным видом финансовой помощи Междуна­родного Валютного Фонда были соглашения:

а) «стенд-бай»

б) о «золотых» (резервных) траншах

в) о рециклировании долларов

 

44) Финансовая помощь, оказываемая Международным Ва­лютным Фондом в рамках механизма компенсационного финан­сирования, направлена на компенсацию:

а) потерь от экспортной выручки

б) инфляции

в) девальвации национальной валюты

 

45) Финансовая помощь, оказываемая Международным Ва­лютным Фондом в рамках механизма расширенного кредитова­ния, направлена на:

а) увеличение экспорта с целью выравнивания колебаний торгового баланса

б) преодоление экономических трудностей структурного характера, негативно влияющих на платёжный баланс

в) привлечение иностранных инвестиций в экономику го­сударства-заёмщика

 

46) Финансовая помощь, оказываемая Международным Ва­лютным Фондом (МВФ) в рамках механизма политики расши­ренного доступа, предоставляется в случае, когда:

а) внешнеторговое сальдо является отрицательным, что вызывает нарушение равновесия торгового баланса госу­дарства-заёмщика

б) дефицит платежного баланса государства-заёмщика намного превышает его долевую квоту в капитале МВФ

в) происходит стабильное (5-7 лет) падение доходов го­сударства-заёмщика от внешней торговли

 

47) Всемирный банк был создан для оказания странам-чле­нам финансовой (кредитной) помощи в:

а) осуществлении ими конкретных проектов

б) стабилизации национальной валюты

в) сокращении дефицита платёжного баланса

 

48) Одной из целей Международного Валютного Фонда яв­ляется:

а) содействие в реализации конкретных инвестиционных проектов государств - членов

б) поддержание стабильности мультивалютной «кор­зины» в паритете валют

в) оказание помощи в создании многосторонней системы расчётов по текущим операциям между государствами – членами

 

49) Учётная единица МВФ, используемая в международных отношениях:

а) SDR

б) доллар США

в) средневзвешенный паритетный курс мультивалютной «корзины»

 

50) Международный депозит защищён международным ва­лютным правом, если он квалифицируется как

а) трансфер капитала

б) разновидность текущего платежа по сделкам

в) иностранная инвестиция в развивающуюся страну

 

51) Поручение банку произвести платежи за счёт специ­ально выделенных для этого сумм против представления соответ­ствующих документов – это:

а) инкассо

б) аккредитив

в) платёжное поручение

 

52) Документ, разработанный Международной торговой па­латой и применяемый в международных расчётах по внешнеэко­номическим сделкам:

а) Унифицированные правила и обычаи для документар­ных аккредитивов

б) Правовое руководство по электронному переводу средств

в) Положение об операциях, совершаемых с использова­нием платежных карт

 

53) Орган валютного регулирования в Российской Федера­ции:

а) Министерство финансов РФ

б) Центральный банк РФ

в) Федеральная служба по финансовому мониторингу

 

54) Единые формы учёта и отчётности по валютным опера­циям в РФ устанавливает:

а) Центральный банк РФ

б) Правительство РФ

в) Министерство финансов РФ

 

55) Валютное ограничение, прекратившее действие с 1 ян­варя 2007 года:

а) резервирование валютной операции

б) репатриация резидентами иностранной валюты и ва­люты РФ

в) прямой запрет на осуществление валютных операций

 

56) Правила оформления паспортов внешнеэкономических сделок устанавливает:

а) Правительство РФ

б) Банк России

в) Минпромторг России

 

57) Агентами валютного контроля в РФ являются:

а) держатели реестра (регистраторы), подотчётные ФСФР России

б) органы финансово-бюджетного надзора

в) органы финансового мониторинга

 

Заключение

 

Овладение учебным материалом, представленным в кон­спекте лекций, позволит студенту:

- знать основные нормативные правовые акты, регламенти­рующие внешнеэкономическую деятельность российских и ино­странных участников;

- уметь правильно ориентироваться в международных ис­точ­никах, регламентирующих международные экономи­ческие связи в современных условиях развития мировой экономики, грамотно анализировать правовые акты;

- при­менять на практике полученные знания.

Список литературы

 

Нормативные правовые акты РФ

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (принята все­народным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

3. Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ (ред. от 30.12.2006) «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

4. Федеральный закон от 19.07.1998 № 114-ФЗ (ред. от 07.05.2009) «О военно-техническом сотрудничестве Рос­сийской Федерации с иностранными государствами».

5. Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ (ред. от 07.05.2009) «Об экспортном контроле».

6. Федеральный закон от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координа­ции международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».

7. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Ев­рАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010).

8. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможен­ном регулировании в Российской Федерации».

9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 09.03.2010).

10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2010).

11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть пер­вая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009).

12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вто­рая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 17.07.2009).

13. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть тре­тья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 30.06.2008).

14. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвер­тая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 24.02.2010).

15. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 22.07.2008) «О валютном регулировании и валютном контроле».

16. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 28.06.2009) «О таможенном тарифе».

17. Закон РФ от 07.07.1993 № 5338-1 (ред. от 03.12.2008) «О международном коммерческом арбитраже».

18. Закон РФ от 07.07.1993 № 5340-1 (ред. от 23.07.2008) «О торгово-промышленных палатах в Российской Федера­ции».

19. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 30.12.2009) «О техническом регулировании».

20. Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О соглашениях о разделе продукции».

21. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 02.07.2010) «О концессионных соглашениях».

22. Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйствен­ные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государ­ства».

23. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

24. Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 (ред. от 17.07.2009) «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

25. Федеральный закон от 17.12.1997 № 149-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О семеноводстве»

26. Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-1 (ред. от 30.12.2008) «О ветеринарии»

27. Федеральный закон от 15.07.2000 № 99-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О карантине растений».

28. Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об использовании атомной энергии».

29. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О государственном регулировании произ­водства и оборота этилового спирта, алкогольной и спир­тосодержащей продукции».

30. Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О государственной поддержке кинематогра­фии Российской Федерации».

31. Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

32. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 17.07.2009) «О наркотических средствах и психотропных веществах».

33. Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

34. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «Об особых экономических зонах в Россий­ской Федерации».

35. Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ (ред. от 19.12.2005, с изм. от 24.11.2008) «Об Особой экономиче­ской зоне в Магаданской области».

36. Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ (ред. от 30.10.2007) «Об Особой экономической зоне в Калинин­градской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

37. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обраще­нии лекарственных средств».

38. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об отходах производства и потребления».

39. Закон РФ от 14.05.1993 № 4973-1 (ред. от 16.03.2006) «О зерне».

40. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О Центральном банке Российской Федера­ции (Банке России)».

41. Федеральный закон от 05.12.1998 № 183-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его пере­работки».

42. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О санитарно-эпидемиологическом благопо­лучии населения».

43. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об охране окружающей среды».

44. Федеральный закон от 13.03.1995 № 31-ФЗ «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэко­номической деятельности».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.241 сек.