Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Экономическая психология как отрасль научного знания




В данной теме мы рассмотрим эволюцию экономико-психологических идей на Западе и в России, также какое место занимает экономическая психология в системе наук и каковы методы исследований. Мы изучим социокультурный подход к экономико-психологическим проблемам.

1. «Экономический» и реальный человек. Эволюция экономико-психологических идей на Западе

Среди других наук экономика и, в особенности, психология сравнительно поздно обрели самостоятельность. На раннем этапе развития в недрах философии размышления о хозяйствовании и о человеческой душе, ее сущности и месте человека в мире фактически сливались. По продолжительности этот «ранний этап» в древнем мире и средневековье десятикратно превышает период, называемый новым временем. Это - последние двести лет, на протяжении которых возникли отдельные научные направления - экономика и психология, нашедшие затем точку пересечения и общие проблемные области. Путь развития этих психологических направлений является объектом исследования самостоятельной науки - истории психологии. Важно, что на экономической теории как общественной науке конца XIX века не могли не сказываться достижения того или иного психологического направления[1].

Родоначальник классической экономики, признанной самостоятельной наукой, Адам Смит (1723-1790), преподавая на кафедре нравственной философии в Глазго, выпустил в 1750 году свою главную, как он тогда считал, книгу «Теория нравственных чувств». Адама Смита как исследователя глубоко волновали проблемы человеческой души. Работая в этом направлении, он не мог быть незнакомым с современными психологическими воззрениями. Поэтому в своей следующей книге «Исследовании о природе и причинах богатства народов», завершенной в 1776 году, он представил образ «экономического человека» значительно менее «рациональным», чем его непосредственные последователи.

Большинство современных обществоведов сходятся во мнении относительно теоретических допущений, на которых строится классическая модель экономического человека. Как правило, таких допущений называют четыре.

1. Экономический человек действует на конкурентном рынке, что предполагает его минимальную взаимосвязь с другими экономическими людьми;

2. Экономический человек рационален с точки зрения механизмов принятия решений. Он способен к постановке цели, последовательному ее достижению, расчету издержек в выборе средств такого достижения.

3. Экономический человек обладает полнотой информации о той ситуации, в которой он действует, удовлетворяя свои потребности.

4. Экономический человек эгоистичен.

 

Как самостоятельная область психологического знания, экономическая психология начала формироваться в первой трети ХХ века, хотя первые исследования были опубликованы несколькими десятками лет раньше. Одна из первых работ по экономической психологии, изданная в конце XIX века в Германии Г. Мюнстербергом, вскоре была переведена на русский язык. Однако широкого распространения в то время экономико-психологические идеи не получили. В 1902 г. французским социопсихологом Г.Тардом был написан двухтомник «Экономическая психология», также не получивший должного признания у экономистов[2].

Позже, в 40-х годах внимание научной общественности привлекли экспериментальные исследования американского психолога Дж.Катоны. Изучая поведение потребителя, он стал одним из самых ярких представителей маркетинговой ветви экономической психологии. Примерно в это же время эта наука начинает формироваться и в Европе.

В 70-е годы создается Международная ассоциация по исследованиям в области экономической психологии.

В настоящее время в международной экономической психологи сформировались следующие направления исследований и подходы к решению теоретических и практических задач:

- психология занятости,

- психология денег,

- психология потребления,

- психология накопления,

- психология экономического поведения,

- макроэкономическая психология,

- психология предпринимательской деятельности,

- психология принятия решений в хозяйственной деятельности[3].

Один из первых отечественных исследователей в области экономической психологии С.Малахов обращает внимание на развитие на Западе смежной дисциплины в двух направлениях: «психологическая экономика» (или «поведенческая экономика») и «экономическая психология»[4].

Таким образом, экономическая психология зародилась на Западе, как прикладная наука, вытекающая непосредственно из нужд развивающейся экономической теории. Ее задача - исследовать практические причины несоответствия поведения «экономического человека» тем теоретическим допущениям, на которых его модель строится в рамках той или иной концепции.

Ключевой фактор модели экономического человека - рациональная максимизация собственной выгоды. Это допущение используется в экономических теориях и практике, от расчетов поведения индивида до рецептов экономической политики. При нерациональном поведении субъект должен был бы исключаться из расчетов экономистов, как аномалия. Но для психологов рациональное рассуждение, расчет - только один из моментов процесса принятия решения, поскольку на него влияют и различные психологические стереотипы, и привычки, и эмоции.

Итак, зародившаяся на Западе экономическая психология заявила о себе как науке о субъективных представлениях экономической реальности, которые, прежде всего, сказываются на приятии решений субъектом экономической деятельности. Он руководствуется не теоретическими положениями экономических наук, а своими представлениями об экономической реальности, которые могут значительно отклоняться от экономических расчетов.

 

2. Эволюция экономическо-психологических идей в России

 

Первые упоминания об экономической психологии как прикладной ветви психологической науки прозвучали в работах отечественных ученых А.И.Китова, В.П.Попова, А.В.Филиппова, опубликованных в 80 - 90-е годы В соответствии с запросами государственной экономической политики того периода основным направлением исследования было изыскание средств повышения эффективности хозяйственного механизма. Экономическая психология чаще всего рассматривалась как наука о психологических условиях эффективного хозяйствования, а ее тематика связывалась с человеческим фактором в производстве и проблемами управления. Речь шла о том, что руководителю необходимы знания по психологии, чтобы полнее использовать все резервы человеческого фактора, обращаясь к самому глубинному, психологическому его началу. Это заставляло экономическую психологию некоторое время развиваться практически слитно с промышленной психологией и психологией управления.

Однако уже тогда имелись работы, авторы которых понимали неизбежность самостоятельного пути. Такой путь рассматривался в русле марксистской идеологии, как выявление психологических аспектов отношений собственности. «Экономика и психология - две отрасли знания, изучающие один и тот же общий для обеих наук объект - человека. Экономическая наука исследовала отношения людей в общественном производстве, отношения «по поводу вещей» и уделяла недостаточно внимания воздействию личностных, субъективных факторов на экономические отношения. Психологическая же наука, в свою очередь, всецело занималась человеком, субъективными сторонами отношения людей вне зависимости от конкретного экономического контекста этих отношений. Соединение их усилий дает возможность полнее отразить экономическую жизнь общества. Чтобы убедиться в этом, нужно обратиться к рассмотрению таких экономических понятий, как товар, стоимость и психологических аспектов тех реальностей, которые они отображают»[5].

Превращение проблемы человека в общую главную особенность всех современных наук отмечали ведущие отечественные психологи. Б.Г.Ананьев обозначил возрастающую дифференциацию научного изучения человека, углубление специализации отдельных дисциплин, их дробление на все более частные учения, а также объединение различных наук, аспектов и методов исследования человека в различные комплексные системы, возникновение новых пограничных дисциплин и междисциплинарных подходов[6].

Однако всегда имелся ряд причин, препятствующих полноте описания человека языком наук. От ряда из них, в основном, идеологических, пострадала и современная отечественная наука о человеке.

В России советского периода в общественных науках доминировало такое понимание политэкономии К.Маркса, при котором особое значение придавалось экономическому базису, основывающемуся на производстве и определяющему систему надстройки. Поскольку утверждалось, что экономика, главным образом, определяется производством, человек производящий рассматривался в качестве основы общества, а потребность в труде определялась, как базовая. Соотечественника как субъекта экономических решений «для себя» в картине описания того времени не могло быть принципиально. Поэтому сейчас можно утверждать, что социально-экономические реформы в России застали психолога-прикладника врасплох, а его заказчика-практика поставили перед соблазном прямого, некритического заимствования эмпирических материалов, полученных в других научных традициях и в другой культуре.

Первый - «гайдаровский» этап реформ подразумевал вхождение России в общемировое русло экономического развития. При этом в качестве главной цели декларировалось установления более высокого уровня жизни для основных масс людей, встретивших перестройку и реформы весьма позитивно и даже с энтузиазмом. Этому соответствовали и определенные социальные ожидания. Осуществляться первый этап должен был посредством решения трех задач: реформирования собственности через разгосударствление и создание частного сектора; замены административно-командной системы управления рыночной, экономической; преодоление отчуждения трудящихся от общественного труда через формирование у них «чувства хозяина»[7]. С приходом нового правительства в 1997 году, официально был объявлен новый этап реформирования, объектами которого должны были стать жилищно-коммунальная и пенсионная сферы, а также естественные монополии, без принципиального изменения основного курса. Экономический кризис августа 1998 года и быстрая смена правительств также не повлекли официальных заявлений о смене курса реформ или каком-то особом их этапе. Последующие смены правительств не сопровождались ни официальными сообщениями о перемене идеологии реформ, ни какими-то радикальными экономическими сдвигами в жизни существенно обнищавшего за период реформ населения.

Существующая в настоящее время в России социально-экономическая ситуация оказалась неожиданной не только для неискушенного в экономических вопросах населения, но и для сменяющих друг друга на реформаторском поприще лидеров, имеющих серьезные познания в экономической науке. В начале многие неудачи были объяснены, как сопротивление реформам из-за неизжитых поведенческих или мыслительных стереотипов населения. Возможно, именно вследствие этих причин появился ряд интересных и содержательных прикладных исследований по экономической психологии, рассматривающих «установки людей, семей, групп»[8] в качестве предмета данной науки. Последующий за этапом, выявляющим экономико-психологические стереотипы, момент развития науки должен был бы подготовить ответ на вопрос, как можно изменить мешающий реформированию стереотип. И такие исследования начали появляться. Например, нужно экономическое образование организовать так, чтобы формировать у студентов необходимые стереотипы и разрушать негодные, предполагая, что рынок в России уже введен. Или, зная психологические особенности подчиненных, умному руководителю следует умело их использовать, стремясь к наилучшему результату для фирмы и т.д.

Однако скоро стало ясно, что еще не найдены условия, которые способствовали бы формированию «западного» варианта экономического поведения у каких-то многочисленных групп населения. Например, особенно актуален вопрос, как совместить право людей преследовать свои личные интересы и благополучие конкретных организаций и общества в целом. В настоящее время имеется значительное количество исследований, в которых приводятся примеры, как руководители на различных уровнях преследовали личный интерес не только в ущерб процветанию руководимых ими организаций, но и за счет их гибели. Во многих случаях нельзя не признать, что такие решения являлись сиюминутно экономически эффективными для их авторов, если рассматривать их, как рациональных экономических людей, стремящихся получить выгоду сейчас и любым путем. Но даже при таком понимании это экономическое поведение бесперспективно, если дальнейшие судьбы этих людей связываются именно с российской экономикой, резко откатывающейся назад. К сожалению, социологами доказано, что чем выше социальное положение нашего соотечественника, т.е. возможность принимать такие решения, тем слабее его связь с Россией и выше готовность уехать в другую страну.

Вопросы, будет ли такая ситуация тиражироваться и доминировать в будущем, или же она является следствием каких-то особых постсоветских психологических стереотипов, которые сами собой исчезнут со сменой поколений, совершенствованием законодательства или ужесточением внешнего контроля, и можно ли на эту ситуацию воздействовать сегодня, остаются для экономической психологии центральными.

В последующие годы появился ряд публикаций, где экономическая психология рассматривалась как наука об индивидуальных вариациях экономического поведении человека или группы людей. Причем за некоторую норму был принят все тот же классический «экономический человек». Напомним его основные качества: обладает полной информацией о ситуации, в которой действует; удовлетворяя свои потребности; минимально взаимосвязан с другими экономическими людьми; рационален с точки зрения механизмов принятия решений; эгоистичен, т.е. стремится к максимизации своей выгоды.

В последние годы предпринимаются попытки уточнить предмет экономической психологии, как психологами, так и экономистами. Психолог О.А.Дейнека понимает экономическую психологию как результат интеграции научного познания на стыке политической экономии и частных экономических наук, с одной стороны, и социальной психологией, с другой. Предметом экономической психологии является отражение хозяйственных отношений в сознании и поведении человека. В рамках этой дисциплины изучаются эффекты и феномены экономического поведения, механизмы и закономерности экономической деятельности, алгоритмы и модели, описывающие экономические предпочтения, выбор, решения и факторы, влияющие на опыт хозяйствования.

Экономическая психология - это психология хозяйствующего субъекта. Им может быть один человек, семья, организация, государство или нация, т.е. объект исследования экономической психологии может быть представлен на разных уровнях - микро-, мезо- и макроэкономическом. Далее автор пишет, что «в рамках этой дисциплины изучаются эффекты и феномены экономического поведения, механизмы и закономерности экономической деятельности, алгоритмы и модели, описывающие экономические предпочтения, выбор, решения и факторы, влияющие на опыт хозяйствования»[9]. Из этого можно понять, что учитывая многообразие экономико-психологических подходов и плоскостей их применения, автор заостряет внимание на феномене экономического сознания, присущего хозяйствующему субъекту, что является традиционным для отечественной психологии. Под экономическим сознанием понимается системная составляющая сознания, высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитым человеком. Далее О.А.Дейнека выделяет некоторые компоненты структуры экономического сознания:

Экономические эмоции и чувства, окрашивающие процесс приобретения, коллекционирования, заготовок и т.д., эмоции праксические (удовлетворение от результатов и процесса труда), гностические (связанные с познанием), глорические (желания признания и почета), пугнические (желание преодолеть опасность, испытать азарт, риск), альтруистические или эгоистические при обмене и распределении.

Перцептивная сфера экономического поведения (исследования восприятия денег, отношения к вещам, товарам, услугам, неосознаваемая перцепция в рамках маркетинговой ветви экономической психологии - психология потребителя, рекламы; методы продаж).

Экономические представления и экономическое мышление: представления о том, как функционирует экономика, создается субъективный экономический образ; способность субъект-социального человека или социальной группы отражать, осмысливать экономические явления, познавать их сущность, усваивать и соотносить экономические понятия, категории, теории с требованиями экономических законов, с реальностью, и на основе этого строить свою экономическую деятельность.

Волевые компоненты экономического сознания - это экономические нормы, экономический интерес, экономический поступок, деятельность и т.д.

Такое понимание предмета и задач экономической психологии предоставляет огромный исследовательский простор науке. Особенности проявления психических процессов, свойств и состояний, а также сознания, имеющих экономическое содержание, еще ждут своих методологов и исследователей-практиков.

Экономисты также предпринимают попытки определить предмет экономической науки и систематизировать ее задачи. М.К.Бункина и В.А.Семенов отмечают, что «экономическая психология раскрывает процесс познания экономической реальности, состоящий из восприятия, представления и мышления» и включает следующие взаимосвязанные аспекты изучения:

- побуждения или мотивы деятельности экономического человека;

- экономическое сознание личности, формирующееся на основе жизненных переживаний, накопленного опыта, преодоления трудностей;

- бессознательное начало в психике индивида и масс (иллюзии, ажиотаж, страхи и психозы), возникающие из закрепившихся в памяти событий, взаимосвязей, эмоций;

- экономическое поведение, активные волевые действия, целенаправленно изменяющие окружающую среду»[10].

Итак, молодая отечественная экономическая психология претендует на решение широкого спектра проблем, находящихся на стыке психологии и экономической науки, хозяйственной деятельности (как особого рода деятельности), и поведенческих факторов.

Теперь постараемся определить место экономической психологии среди других наук.

 

3. Экономическая психология в системе наук

 

Любая наука может быть понята, как сфера человеческой деятельности, основной задачей которой является выработка и систематизация знаний о мире. Науки различают по ряду существенных признаков. В основе их базового деления на группы могут лежать специфические особенности ее объекта - той стороне реальности, на изучение которой данная наука направлена. Естественно, что ни одна наука не в состоянии описать свой объект полностью.

Науки различаются и по предметам исследования - той стороне, которой объект представлен в науке. Предмет не фиксирует всех сторон объекта. Например, психология, имея объектом человека или группу, в качестве предмета рассматривает факты психической жизни, характеризуемые качественно и количественно. Различные психологические направления, эволюционируя, могут рассматривать только сознание, сознательную и бессознательную области психики, поведение и т.д.

Изменяется и представление о предмете экономической науки - хозяйственных системах и хозяйственной деятельности. Классики создали науку о экономическом поведении людей в ситуации рыночных экономических отношений, когда в качестве объекта рассмотрения берутся малые экономические системы - фирмы, предприятия, хозяйства отдельных владельцев. Впоследствии такой подход был назван микроэкономическим. Микроэкономика оперирует понятиями прибыль, цены, затраты; изучает отношения между участниками рынка: производителями, потребителями, в основу анализа закладывая понятие конкуренции[11].

Общемировая тенденция к усложнению хозяйственных систем, усилению их взаимозависимости, глобализации экономических проблем, выходу их за рамки отдельных национальных и государственных хозяйств создает другую экономическую реальность, и как ее рефлексию - макроэкономику - науку об агрегатном экономическом поведении людей в макросистеме, выявляющую закономерности экономического развития на основе взаимосвязей между основными структурными пропорциями, обобщающими показатели народного хозяйства.. Макроэкономика оперирует понятиями: общественное благосостояние, пропорции распределения национального дохода, инфляция, совокупность инвестиций и т.д.

Союз микро- и макроэкономики с психологией порождается разными проблемами.

С помощью макроэкономических категорий можно описать ту экономическую реальность, в которой действует экономически активный человек. Можно охарактеризовать уровень развития данной экономической среды по сравнению с другими. Можно спрогнозировать какие-то варианты стихийного развития ситуации и аргументировать решение о том, каким образом в нее вмешаться (например, со стороны государства) и привести в соответствие с некоторым запланированным образцом. Другими словами, макроэкономические исследования ложатся в основу государственной экономической политики - системы мероприятий в сфере хозяйственной жизни, направленных на ее преобразование.

Макроэкономическая психология также является необходимым инструментом выработки экономической политики. В частности, она способна ответить на вопросы, возможно ли использование моделей успешных макроэкономических преобразований какого-либо государства в других странах и культурах, отличающихся менталитетом, национальным характером, «народным духом».

Главные вопросы, на которые должна ответить макроэкономическая психология - каковы «человеческие» последствия смены экономического уклада, в особенности, если она происходит революционным путем, а также возможность предсказать экономическое поведение различных групп населения.

Одна из причин продолжительного игнорирования возможности макроэкономической психологии как подхода к решению проблем экономической политики заключается в том, что на экономический тип общества трудно посмотреть вне традиционной оценочной позиции. Большее экономическое развитие (и это принято отождествлять с большей прогрессивностью) без всяких оговорок обычно ассоциируют с современным индустриальным или постиндустриальным (благополучным и стабильным) обществом Запада. Одновременно предполагается, что другие общества находятся на подступах к той же цели, хотя и признается возможность различных путей ее достижения.

Если область интересов экономической психологии распространяется на изменения в личности, социализованной (получившей ролевой репертуар в той или иной социокультурной среде) при переходе к другому типу экономики, а также на обратные влияния - психологических новообразований личности экономически активных субъектов на хозяйственную реальность - следует отметить не только прикладной, но и фундаментальный аспект.

Фундаментальные науки познают мир безотносительно к возможностям практического применения знаний, а прикладные ориентированы на применение знаний, полученных в фундаментальных науках, на пользу обществу. Соотношение фундаментальных и прикладных наук можно представить образно, как соотношение корней (фундаментальные) и кроны (прикладные) одного дерева. Они взаимно обогащаются и не могут развиваться в отрыве друг от друга. При наличии такой картины экономико-психологического описания облегчен поиск оснований для решений широкого масштаба, подобного тем, что привели к нынешнему состоянию российского общества[12].

Поскольку экономическая психология сосредоточена на динамике психологических характеристик человека (личности и поведения) в связи с динамикой экономической сферы жизнедеятельности общества, необходимо выделение основания для исследования этой динамики. Известно несколько таких оснований: формационный подход - смена способов производства в результате развития производительных сил и разрешения классовых противоречий, цивилизационный - смена цивилизаций в процессе социокультурной жизнедеятельности общества. Различают также производящий и присваивающий типы экономик, а также доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный.

Экономическая психология как фундаментально-прикладная научная дисциплина находится в сложном соотношении с другими психологическими предметами.

Соотношение экономической психологии с другими психологическими направлениями. Базовая фундаментальная составляющая экономической психологии - общая и дифференциальная психологии, социальная психология, этническая психология и социология, а также специальные научно-практические дисциплины.

Эти науки предлагают результаты многочисленных исследований в области психических процессов и состояний, индивидуальных различий людей, культурно и социально обусловленного поведения, различные теории, закономерности, методы получения данных. В русле этих наук исследуются качества человеческой души, ее проявления и факторы, влияющие на формирование личности, индивидуума, психологические механизмы нашего поведения, определяемые влиянием других людей и ситуаций, взаимным общением и т.д.

Общая психология представляет теоретическую и экспериментальную область исследований, выявляющих наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй. Обнаружить и описать общие принципы, категории, понятия и методы психологической науки можно, лишь абстрагируясь от конкретных исследований, осуществляемых в специальных ее отраслях. Основные понятия общей психологии характеризуют психические процессы, состояния и свойства. К ним относятся познавательные (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление), волевые (мотивы, стремления, желания, принятие решений) и эмоциональные (эмоции, чувства). К психическим же состояниям принадлежат проявления психических процессов в их относительном постоянстве (например, сомнение - в познавательных). Понятие «психическое свойство» связано с устойчивостью, повторяемостью и закреплением в структуре личности исследуемого явления. Общая психология - это фундаментальная основа всех отраслей психологической науки, включая экономическую.

Дифференциальная психология изучает психологические различия между индивидами и группами людей, а также их причины и последствия. Поскольку в общей психологии исследователи обращались к общим закономерностям психической жизни, к законам, которым подчиняются все психические процессы, в поисках общего и совпадающего не могло учитываться бесконечное разнообразие, в котором проявляется сущность психического у разных личностей, народов, сословий, полов, типов и т.д.

Абстрагирование от частного связано с пониманием ограниченности наших возможностей. Однако при обращении к любой проблеме исследователь сталкивается с индивидуальными вариациями психического начала. Сперва эти вариации рассматривались как источник ошибок для обобщенного рассмотрения. Затем из самого источника ошибок возникла проблема, которая впоследствии была положена в основание дифференциальной психологии. Мы уже отмечали выше, что экономическая психология начала формироваться в рамках экономических воззрений в поисках закономерностей, определяющих психическое варьирование поведения «экономического человека».

Вопрос о варьировании каких-либо психических свойств невозможно рассматривать вне понятия нормального в психологии. Существует несколько подходов к этому понятию.

1. Наиболее распространено представление о нормальном, как обычном; т.е. чаще всего встречающейся характеристике проявления психического. Например, если рассмотреть наибольшую частоту ее проявления у личности, как величины интеллекта, и попытаться проанализировать, сколь часто встречаются ее вариации, можно получить «нормальную» кривую распределения. Из нее следует, что «нормальные» находятся в среднем диапазоне, а «ненормальные» обладают как более низким, так и более высоким интеллектом.

2. Норма - телеологическое, а не статистическое понятие. Она является целевым требованием осуществления объективных ценностей: самосохрания, саморазвития, организации своей жизни в социумах. Нормальность - приспособленность к общей цели.

Дифференциально-психологический подход оперирует понятием психологического типа - общности признаков для группы индивидов, характеристика тех сторон (предрасположенности, диспозиции) сущности человека, которая делает его сравнимым с другими людьми, принадлежащими этому типу. Границы между типами всегда размыты, а пограничные формы не аномальны. Тип - идеальная форма, и мыслимы различные степени приближения к идеалу.

Экономическая психология, используя дифференциально-психологический подход, оперирует типами.

Поясняя особенности предмета этнической психологии, Г.Г.Шпет писал: «Дух - конкретный стиль, тип или тон. Не кратковременное состояние, а пребывающая форма. Дух - эхо жизненного многообразия. Дух отображает действительность, структуру переживаний коллективной организации. Дух - собрание, связка характерных черт поведения народа. Дух рыцарства, дух мещанства - суть части целого. Будучи предметом психологии, дух изучается ею не в объяснительной - устанавливающей абстрактные законы психологии, но и не в индивидуально-описательной психологии, а является предметом коллективной психологии, которая только описывает и не идет дальше построения типических структур. Объяснения можно найти в анализе исторического целого, из расовой биологии, антропологии, социологии, и все-таки не из отвлеченной психологии»[13].

На наш взгляд, такое положение дел является общим для этнической и экономической психологии. Для того, чтобы экономическая психология стала не только описательной, но и объясняющей наукой, ей необходимо выйти за свои рамки и обратиться к культурологии, социологии, этнографии, истории и другим наукам. Такой подход называется социокультурным и является традиционным для отечественной психологии.

Экономическая психология, тесно взаимодействуя со многими науками, использует и их методы.

В качестве основного методологического принципа в экономической психологии выступает историко-генетический. Он позволяет рассматривать явления в конкретно-исторических условиях их саморазвития и строить логическую схему реальности, позволяющую объяснить эмпирические процессы, а также принцип гуманитарно-личностного подхода, позволяющий связать эволюцию общественного организма с типом культуры и типом личности.

 

4. Социокультурный подход к экономико-психологическим проблемам

 

Под социокультурной средой будет пониматься конкретно-исторический общественный организм, характеризующийся определенным типом культуры, определяющейся сложившейся системой ценностей. Можно согласиться также, что социокультурная система представляет собой «очеловеченную связь идей, традиций, институтов, поведения»[14].

В отечественной и зарубежной науке социализация, как правило, была объектом социологии и психологии. Несмотря на широкую распространенность термина, представителями этих наук он понимается неоднозначно. Н.Смелзер, например, рассматривает социализацию как процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям[15]. Следовательно, первая роль в социализации индивида принадлежит образованию. В отечественной науке имеется склонность рассматривать социализацию несколько шире. А.И.Кравченко, например, подчеркивает роль культуры в процессе социализации, понимая ее как механизм и процесс освоения человеком культуры[16].

И.С. Кон представляет социализацию как «совокупность всех социальных и психических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества»[17].

В работах многих отечественных психологов подчеркивается, что человек не является пассивным продуктом социокультурной среды. Процесс интериоризации - «присваивания» ее элементов и формирование внутренних структур психики через предметную деятельность был изучен Л.С. Выготским.[18]. Им же было впервые отмечено, что с определенного возраста человек оказывается способным проявлять избирательность к воздействию среды, достаточно изощренно сопротивляясь воздействиям, которые он понимает как нежелательные. Данные определения, как наиболее типичные для отечественных общественных наук, подчеркивают активную роль человека в освоении социокультурной среды в процессе деятельности. Имеются и другие представления.

Под социализацией будет пониматься также процесс, предполагающий возможность вхождения людей в социокультурную среду через освоение ролей и, соответственно, приобретения определенных личностных качеств.

Различные институты и агенты социализации (семья, средства массовой коммуникации, сверстники, система образования и др.) начинают воздействовать на человека в различные периоды его жизни с неодинаковой интенсивностью и в большинстве случаев достаточно противоречиво. Низкая степень преемственности даже на уровне институтов социализации (семьи, детского сада, школы и т.д.) многократно отмечалась многими исследователями. Определить степень социализации (социализованность) человека представляется достаточно сложным. Большинство отечественных и зарубежных исследователей социализации рассматривали ее как процесс развития, представляющий собой ряд фаз, в каждой из которых достигается соответствие определенным социальным ожиданиям, степень которого и показывает уровень социализованности. Если в качестве основного института социализации рассматривать образование, то уровень социализованности можно понимать, как готовность соответствовать требованиям, выдвигаемым тем или иным образовательным институтом.

Напомним, что система образования в обществе может развиваться в русле одной из следующих глобальных концепций:

1. Образование - инструмент государства для формирования определенного типа личности, удобного для данной социальной системы.

2. Образование - «кузница кадров» (технократическая концепция), его результат - узкоспециализированная в профессии личность, обладающая соответствующими знаниями, умениями и навыками. Формирование мировоззрения и способности выделяться в качестве субъекта собственной жизнедеятельности остается за границами такого образования.

3. Образование - органическая подсистема социокультурной среды, предполагающая подготовку человека, способного не только эту среду сохранять, но и изменять (развивать, совершенствовать) в рамках невраждебной ее сущности идеологии.

Представляется, что первая концепция резко ограничивает широту мировоззрения и количество идей, наличие которых во многом определяет возможность общественного прогресса, и в этом смысле является тупиковой, если иметь в виду продолжительный отрезок времени. Вторая концепция может работать с различной социальной эффективностью, в зависимости от того, насколько жизнеспособна существующая общественная система. Чтобы реализовать третью концепцию, нужны определенные условия: уровень социализации, достигнутый в процессе образования, не только должен отвечать требованиям системы образования, но и соответствовать готовности к следующему этапу социализации - на начальном этапе профессиональной деятельности в конкретной социокультурной и экономической ситуации.

В отечественной социокультурной системе ценностей деньги (богатство) вместе с индивидуальностью, активностью и настойчивостью, стоят в разряде третьестепенных. Первенство же (соревновательность, конкуренция) вообще причисляются к незначимым.

Если в своё время основатель политической экономии Адам Смит мог утверждать, что - «…люди могут заниматься преследованием своих собственных интересов без опасения, что это нанесёт ущерб обществу, не только из-за ограничений, предписанных законом, но также потому, что сами они являются продуктами ограничений, вытекающих из морали, религии, обычаев и воспитания». Складывающаяся в настоящее время «российская модель» трансформации является примером того, какую экономику может создать человек, не имеющий таких ограничений. Ведь этики такого хозяйствования не существовало, моральных и религиозных ограничений не было, а насквозь пронизанная идеологией система «трудового воспитания» готовила людей «для труда на благо общества», а отнюдь не для организации хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.

В результате в России целенаправленно формировался так называемый дефицит рыночной экономической культуры, под которой понимается «не только отсутствие в сознании людей определённых остро необходимых знаний и опыта, оставшихся от прошлого и в изменившейся обстановке не только не работающих, но и препятствующих выработке у личности новых рыночных моделей поведения.[19].

 

5. Методы исследований в экономической психологии

 

Как уже упоминалось, экономическая психология большей частью описательна, а потому не имеет собственного метода, широко используя методы смежных наук. Когда об элементах экономической психологии говорят экономисты, то пользуются методами своих наук. Психологи применяют методы своей науки.

Метод в узком понимании - способ получения фактов. Роль фактов в науке определяется прежде всего тем, что в результате их систематизации учеными могут быть сформулированы в той или иной степени достоверные или интересные теории, найдены те или иные закономерности и законы, при помощи которых могут быть объяснены те или иные явления (что и составляет существо науки). Факты, оставшиеся вне теорий, бесполезны, им суждено кануть в Лету. Задача исследователя - найти для решения конкретных задач такой метод, посредством которого можно было бы наиболее адекватно реальности систематизировать факты.

Метод в наиболее общем понимании - способ познания, исследования или осуществления плана. Изучая какое-либо явление с помощью определенных методов, можно из потока фактов выделить относящиеся именно к этому явлению. Затем его следует проследить, систематизировать, проанализировать, - изучить.

Все методы по конечному результату можно разделить на четыре большие группы.

1. Эмпирические (обсервационные) методы

Возможность наблюдать за собой или окружающими дает нам наличие субъективного мира - познания и самопознания, рефлексивного сознания, мышления (cogito ego sum), пристрастного отношения (все наши образы и представления окрашены личным восприятием и чувством) и т.д.

К эмпирическим методам относятся самонаблюдение (интроспекция) и наблюдение.

а) Самонаблюдение - это исследование человеком собственного душевного мира. Естественно, что исторически это первый метод. Путем самонаблюдения и сопоставления с окружающей действительностью происходит рефлексия, распознавание себя среди других, своего роста и развития год от года, отношения к своему положению в общественной и экономической иерархии и т.п.

б) Наблюдение - метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики другого человека. Наблюдателем также должен быть специально обученный человек. М.Зощенко пронаблюдал различное поведение людей по отношению к деньгам. В интерпретации результатов наблюдений следует обратить внимание на то, что одни и те же явления понимаются неоднозначно.

2.Организационные методы

а) Сравнительный - метод поперечного среза, заключающийся в сопоставлении различных групп населения на определенный момент времени по каким-либо признакам (социальное положение, род деятельности, материальный достаток, возраст, образование). Можно сравнивать отдельных людей, разные группы.

б)Лонгитюдный - метод продольного среза, состоящий в многократных обследованиях одних и тех же лиц (групп) на протяжении длительного времени. Он позволяет выяснить, как психическое состояние человека в юном возрасте, зрелости впоследствии сказываются на его жизненных результатах.

в) Комплексный метод - способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители разных наук. Это позволяет установить связи и взаимозависимости между явлениями разного рода, а также включить элементы сравнительного и лонгитюдного методов. Он применяется в связи с недостаточностью изучения явлений психики каким-либо одним методом.[20].

3. Экспериментальные методы.

Они отличаются от наблюдения (эмпирического метода) активным вмешательством в ситуацию со стороны наблюдателя. В экспериментальном методе факты получают из специально проведенного эксперимента, опыта. Используются они во многих науках, в том числе и психологии, но в экономической психологии приобретают особое значение, поскольку касаются не только тонкой материи взаимоотношения людей, а позволяют вскрыть особенности психики в условиях экономической жизни.

а) Лабораторный эксперимент

В общей психологии с помощью этого метода в специально оборудованных лабораториях исследуются память, восприятие, внимание, время протекания психических процессов, быстрота реакции и многое другое с помощью специальных приборов. Суть метода заключается в сравнении результатов с субъективными, существующими в сознании человека эталонами (экспертными оценками громкости, яркости, интереса) и объективными, находящимися вне сознания человека (порогами сенсорной чувствительности и др.).

б) Естественный эксперимент

Проводится в естественных условиях. Испытуемый не подозревает, что над ним совершается эксперимент, и ведет себя обычно. Метод использовался в России еще в 1910 г. отечественным психологом Лазурским для изучения поведения школьников. Его можно применять для индивидуального наблюдения за кем-либо, для изучения возможностей коллектива. Издавна известен способ проверки на честность работника: ему подбрасываются деньги или вещи. Работодатель нередко незаметно проверяет, какую нагрузку может вынести работник - по количеству часов рабочего дня, по времени работы без перерывов, по реакции на неожиданные ситуации. С помощью этого метода можно создавать рабочие коллективы.

в) Искусственный эксперимент. Испытуемые знают, что участвуют в эксперименте. Метод корректен, но результат может быть искажен тем, что испытуемые нередко стараются вести себя согласно ожиданиям экспериментатора. Возможно и другое поведение. Так, если люди участвуют в эксперименте по изучению реакции на рекламу, то в зависимости от личных качеств экспериментатора и испытуемых, они могут с одинаковым успехом показать и то, что реклама нравится и то, что не нравится. Если люди участвуют в игре, то вовлеченность в нее, может заставить их забыть об эксперименте. Тогда они ведут себя естественно. Но возможны случаи, когда испытуемый проявляет активность просто, как участник эксперимента.

4. Психодигностические методы.

а) Интервью, беседа. Это - вспомогательные методы разговора с индивидом, применяемые в особых условиях (разговор с глазу на глаз уместен в ситуации, когда человек «выбит из колеи» - расстроен, потерял работу и т.п.). С их помощью определяют остроту тех или иных социальных проблем, экономических ситуаций. Чаще используются в социологии.

Обычно в интервью можно проследить реакции, отношение к тем или иным событиям в условиях особой доверительности, которые не могут быть отражены, например, при тестировании.

б) Тестирование - операция, с помощью которой можно выявить индивидуальные различия для выяснения сфер, где человек может себя реализовать. Тестирование проводится с помощью тестов - заданий стандартной формы, по которым и идут испытания. Существуют сложные методики их составления, проверки на валидность (то есть мерность) и надежность (получение одинаковых результатов при повторном измерении), достоверность и многое другое[21].

 

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте классическую модель экономического человека.

2. Что изучал в своих исследованиях Дж.Катона? Какова роль этих исследований в становлении экономической психологии?

3. Какие задачи ставятся в современной экономической психологии?

4. Как развивались экономико-психологические идеи в России?

5. Охарактеризуйте взаимосвязь экономической психологии в другими науками.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.