Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы управления неформальным поведением




Теорию неформальных организаций и формальных отношений начал развивать Ч. Барнард.

Любая фирма это формальная организация (узаконенная), внутри которой обязательно есть различные неформальные группы и определенные неформальные отношения.

Выделяют три типа неформальных групп:

1. лояльные,

2. нейтральные,

3. нелояльные.

Существуют различные способы и приемы работы с неформальным поведением. В настоящее время исследователи управления выделяют несколько конфликтных зон в неформальных отношениях между руководителями и персоналом.

Конфликтные зоны в неформальных отношениях между руководителями и персоналом:

1. общение на рабочем месте. В целях снижения потерь рабочего времени от непроизводственного общения как правило, как правило предлагают увеличить интенсивность труда;

2. зона производительности труда. Как правило опытные работники стараются работать не в полную силу. Они сами для себя определяют границы производительности труда. В таком случае необходимо обеспечить лучше оборудование, новые технологии, лучшие условия труда;

3. зона управления и социальных отношений. Руководство фирмы не должно резко менять свою политику в области методов управления людьми и социальной защищенности персонала.

В качестве методов неформальных поведений можно выделить следующие:

1. консультация с работниками. Этот метод лучше всего использовать когда руководителю нужно принять не популярное решение, которое вызовет недовольство персонала. Руководитель спрашивает совета.

2. обеспечение внушаемости работников.

3. обеспечение лояльности руководителей низших уровней. Существует проблема отдаленности менеджеров и вышестоящих руководителей. В этом случае менеджеры излишне защищают своих подчиненных, а подчиненные оберегают своего менеджера от высшего руководства. Чтобы несколько отдалить менеджера от подчиненных, используют теже приемы, что и во втором методе, а также обеспечивают менеджеру вознаграждение большее, чем у подчиненных.

4. перевод руководителей или перемещение с одной должности на другую. Цель данного метода – повышение профессионального уровня; налаживание связи между подразделениями фирмы; перевод позволяет предупредить неблаговидное действие руководителя или перевоспитать подчиненного.

5. работа с неформальным лидером. Включает следующие этапы:

1) при возникновении конфликта менеджер должен проявить выдержку и нейтральность, и успокоить участников конфликта;

2) менеджер выявляет активных участников неформальной группы и ее лидеров и собирает на них соответствующие сведения;

3) на основании собранных данных выявляет слабые стороны участников конфликта и старается с ними договориться;

4) менеджер должен поручить лидеру задание, выполнить которое невозможно. И его невыполнение должно ударить по интересам работников фирмы.

5) Лидер, как правило, теряет поддержку у большинства работников.

 

В основе теории лидерства лежит теория руководства Мак Трегера. Он один из первых предложил две модели поведения и действий руководителя по отношению к своим подчиненным (теория Х и теория У).

1. Эти теории базируются на принципах власти, то есть какой властью обладает руководитель.

Теория Х

Руководитель придерживается авторитарных позиций и считает, что людьми лучше управлять, используя силу. В этом случае при управлении людьми необходимо соблюдать следующие правила:

· Так как человек по своей природе довольно ленив, его необходимо заставлять работать, применяя для этого методы принуждения и вознаграждения.

· Большинство работников стараются избежать ответственности и предпочитают быть просто исполнителями, поэтому менеджер должен определять для каждого работника предельно понятные цели и задания и обязательно добиваться из выполнения.

· Для того, чтобы подчиненные эффективно работали, необходимо использовать жесткую систему контроля.

· Из-за нежелания подчиненных проявить активность и самостоятельность, необходимо определить рамки их ответственности и организовать иерархическую систему подчинения.

Модель У

Руководитель выбирает противоположную модель управления персоналом, основанную на развитии партнерства и сотрудничества с работниками. В этом случае при управлении людьми необходимо соблюдать следующие правила:

· Работники считают свою работу частью нормальной, плодотворной жизни. В этом случае они готовы взять на себя определенные обязательства. Значит в этом случае управлять людьми, используя прежде всего методы вознаграждения.

· Как правило работники осознают и принимают для себя цели фирмы, поэтому для них не нужна жесткая система контроля. Она, как правило, постепенно переходит в самоконтроль.

· Подчиненные получают значительные права или делегируют ими, получают часть полномочий. И чем больше работник выполняет различных функций, тем лучше он должен вознаграждаться.

· В организации должны развиваться и поощряться новаторство и творчество персонала.

Лекция 14

Управленческое взаимодействие в организации

I) Управленческое взаимодействие в социально-экономической организации

II) Механизм группового взаимодействия в организации

III) Основные закономерности групповой жизнедеятельности

 

I) Управленческое взаимодействие в социально-экономической организации

1) Принципы управленческого взаимодействия в социальных организациях

Управленческое взаимодействие –это умение руководителя добиваться успеха при помощи подчиненных, умение управлять отношениями между работниками.

Принципы:

а) принцип перспективной деятельности –организацию нельзя подстраивать под способности персонала, необходимо подбирать персонал под цели предприятия;

б) принцип специализации управления –все запрограммированные действия в фирме распределяют между сотрудниками и не дублируют;

в) принцип диапазона управления –Хейнс-Массш(5-8);

г) принцип единоначалия;

д) принцип делегирование полномочий.

Данные принципы позволяют организовать эффективное управление фирмой с учетом современных требований к организации.

2) Требования к современной организации

а) разделение фирмы на небольшие по численности организационные подразделения, где работники обладают высоким квалификационным уровнем;

б) ограничение количества уровней управленческой иерархии;

в) гибкий, быстро меняющийся ассортимент продукции;

г) минимум запасов и гибкие производственные системы

д) высокие технологии и мелкосерийное производство.

3) «Коммуникативное производство» в организации

а) основная роль в организации «коммуникативного производства» принадлежит менеджерам среднего уровня, так как менеджеры низового уровня упускают вопрос эффективного взаимодействия с персоналом. Для них работник оказывается не личностью, а способом (орудием) достижения цели. Руководители высшего уровня часто увлекаются стратегическими задачами и склонны действовать жестко, бескомпромиссно. Задача среднего звена руководства –смягчить жесткое противодействие директора и персонала.

б) выделяют два пути организации «коммуникативного производства»: 1) путь на взаимопонимание; 2) путь на изменение характеристик фирмы.

Первый путь означает проработку поведенческий вопросов: неформальных отношений; власть, авторитет, лидерство и т. д. Совет психологов, –если выбрать первый путь, необходимо для налаживания взаимодействия подбирать менеджерами женщин (они умеют разгружаться –Воробьева). Второй путь ориентирован на технократические вопросы: оперативность действий, способность к реорганизации, скорость принятия решений, учет влияния внешней среды.

4) Методы построения коммуникативных отношений –жесткий и мягкий.

а) жесткий метод –подчинение личности плану, организационным принципам.

Характеристики: управление путем передачи информации исключительно сверху; жесткая регламентизация действий персонала; регулирования поведений; разделение персонала; развитие конкуренции; контроль.

б) мягкий метод –баланс интересов личности и плана, организации.

Характеристика: самоорганизация персонала; часть информации идет снизу, отсутствует иерархия отношений; регулирование отношений в зависимости от ситуации; открытые отношения; взаимопомощь.

На практике обычно используют один из двух методов. Хотя лучше их оптимально сочетать, в этом случае сфера неуправляемого взаимодействия резко сужается. Подобное сочетание окажется эффективным, если:

а) придерживаться четкой, неукоснительно соблюдаемой централизации управления; б) выделяются территории (рамки) самоуправления, творчества, инициативы –за них выходить нельзя; в) установлена организационная культура, которую работники принимают; г) персонал и руководители соблюдают единые ценностные ориентиры, нарушители традиций изгоняются из фирмы.

Пример: хлебопекарня (сеть пекарнь) – только организовали. Построили взаимодействие по «жесткому» типу (контроль, стандарт, ежедневные проверки, соблюдение инструкций, иерархия), а заработная плата маленькая вследствие чего персонал возмутился (воровство, лень, брак). Управляющий прежнее оставил в силе и добавил элементы «мягкого» взаимодействия –разрешил персоналу после выполнения нормы работать на себя, но используя свое сырье. В результате: 1) сбоев нет; 2) конфликтов нет; 3) доходы персонала; 4) доходы пекарни; 5) расширилась сеть клиентов –персонал сам искал.

Часто проблемы совмещения «жесткого» и «мягкого» стиля взаимодействия разрешаются путем создания таких гибких структур, как условия работы группы, советы, рабочий комитет, совместные управленческие команды.

II) Механизм группового взаимодействия в организации

1) Любая организация состоит из целенаправленно созданных структур и сети неформальных отношений. Это выражается в таком социальном феномене, как групповая динамика. Групповая динамика –это совокупность внутриорганизационных социально-психологических процессов и явлений; процесс взаимодействия сотрудников и менеджеров на основе взаимозависимости и взаимовлияния, в целях удовлетворения личных и групповых интересов.

2) Управлять групповыми взаимоотношениями необходимо с учетом двух противоположно направленных тенденций групповой активности:

а) интеграция –подразумевает создание психологического единства персонала, стабилизации и упорядочении межличностных отношений и взаимодействий

б) дифференциация –это неизбежный процесс специализации и иерархизации деловых и эмоциональных взаимосвязей сотрудников, это различия в функциональных ролях и психологических статусах

=> эти сосуществующие тенденции приводят к чередованию периодов равновесия организации и его нарушения.

3) Групповые феномены в организации:

а) система социальных связей и контактов (соревнование, конкуренция, притязания, требования, подражания); б) групповое мнение; в) групповое настроение (эмоциональное состояние, которое на определенное время присуще всей организации); г) внутриорганизационные стереотипы, традиции, обычаи.

4) Американские психологи М. Вудкок и Д. Фрэнсис (1991) выделяют пять этапов групповой динамики в организации:

а) притирка –люди присматриваются друг к другу. Личные чувства, мнения скрыты. Нет творческой, коллективной деятельности;

б) ближний бой –этап образования групп по интересам, борьба за лидерство. Развитие неформальных связей и отношений. На этом этапе обсуждаются способы взаимодействия, достижения согласия;

в) совершенствование и экспериментирование –коллектив и отдельные работники осознают себя, свою значимость. Появляется возможность делегирования полномочий, предоставление самостоятельности сотрудникам;

г) эффективность –приобретается опыт успешной групповой деятельности, работники гордятся своим коллективом. Появляется возможность привлечения персонала к решению управленческих проблем;

д) зрелость –организация –это сплоченный коллектив. Личностное сочетается с организационным. Во внимание принимаются только личностные достоинства и профессионализм. Отношения носят неформальный характер. Возможно создание открытой системы управления. Применяется работа в режиме самонастраивающихся коммуникаций –менеджер во всем советуется с работниками, развивает их идеи, формируются деловые партнерские отношения, единая команда. Вышестоящее руководство при этом прощает ошибки и снижает контроль, позволяет менеджерам низших звеньев наладить эффективное взаимодействие.

5) Этапы формирования коллектива (Шенель). Коллектив предприятия проходит три стадии развития. На каждой стадии свой стиль взаимодействия с персоналом: а) низшая стадия –это пассивный коллектив, все делает руководитель. Лучшие авторитетные методы взаимодействия –насильно вовлекать людей в управление, четкие задания, требования самостоятельности, контроль; б) вторая стадия –часть коллектива пассивна, но есть решительные, подвижные лидеры. Руководитель работает через актив и постоянно вовлекает персонал в управленческий процесс. Смешанный стиль –авторитетно-демократический; в) третья стадия –коллектив подготавливают к самоуправлению, участвует в управлении. Менеджер делегирует часть полномочий, высокая степень взаимозаменяемости. Стиль –демократический.

III) Основные закономерности групповой жизнедеятельности

Динамика группового взаимодействия характеризуется колебаниями во взаимоотношениях между менеджером и персоналом, между неформальными группами.

Психолог Д. Майерс (1997) выделяет шесть основных закономерностей группового взаимодействия:

1) Социальная фасилитация –легкость, благополучные условия. Человека мотивирует действовать решительнее, активнее и качественнее возможная оценка со стороны окружающих его людей. С другой стороны, излишнее влияние, постоянный (детальный) контроль за действиями работника порождает конфликты, нервозность, мешает работе.

2) Социальная леность –эксперименты показали, что групповая ответственность за результат расслабляет работников, они прилагают меньше усилий. Люди работают гораздо лучше, если их оценивают индивидуально и каждый работник сам отвечает за конечный результат. Чем больше группа работников, тем они работают хуже: индивидуально работают в группе из двух человек –90%, из шести человек –75%, хорошо работают в группе друзья/ если работа трудная, но интересная/ представители коллективистских культур/ женщины.

3) Деиндивидуализация –влияние коллектива на действия личности, когда происходит утрата самосознания, нормативное сдерживание человека ослабевает. Выделяют следующие условия проявления деиндивидуализации: а) размер группы –чем больше группа, тем легче утратить самосознание; б) физическая анонимность и обезличенность –это отсутствие твердых ценностных установок, традиций –из-за текучести персонала;

в) ослабленное самосознание –оно проявляется в нежелании придерживаться должностной иерархии, соблюдать формальные правила.

4) Групповая поляризация –как правило, обсуждение актуальных проблем в группе усиливает позицию одного из лидеров (менеджера), а не приводит к расколу коллектива, даже, наоборот, если позиция всезнающего кому-то нравится, он начинает высказываться еще более жестко, чем лидер.

5) Огрупнение мышления –эффект И. Джаниса. Часто группа, стремясь к внутренней гармонии, принимает не самые реалистические решения (особенно это касается сплоченных коллективов с ярко выраженным, авторитетным лидером).

6) Влияние меньшинства –действия меньшей части группы, выражающие уверенность и настойчивость, подталкивают большинство к пересмотру своей позиции. Стоит только кому-то из большинства перейти на сторону меньшей части коллектива, как возникает эффект снежной лавины и коллектив принимает их сторону.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.