Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность




Первый состав

Временное правительство

Председателем Совета министров и министром внутренних дел стал князь Г. Е. Львов Всего в правительстве было 16 министров.

Свою первую программу правительство изложило в декларации, обнародованной 3 марта 1917.

После Февральской революции 1917 Временное правительство сохранило всю систему губернских учреждений, только губернаторы были заменены губернскими комиссарами (в уездах — соответственно уездные комиссары), однако с преобладанием дворянско-помещичьего состава. Одновременно с этим формировалась система Советов, противостоящая местным властям Временного правительства.

18 апреля 1917 разразился первый правительственный кризис, завершившийся образованием 5 мая 1917 первого коалиционного правительства. В его состав вошли 6 министров-социалистов.

Партии эсеров и меньшевиков, превратившись в правительственные партии, получили возможность реализовать свои программные цели. По их инициативе 6 мая 1917 была обнародована декларация, в которой Временное правительство обещало подготовить радикальную аграрную реформу. Однако эти намерения оказались обещаниями.

Недовольство народных масс политикой коалиционного правительства вылились во второй (июньский), а затем третий (июльский) правительственный кризис.

2 июля 1917 министры-кадеты ушли в отставку.

4 июля 1917 Временное правительство ввело в Петрограде военное положение, начало преследование большевиков, расформировало части, принимавшие участие в демонстрации 3 июля 1917, ввело смертную казнь на фронте.

24 июля 1917 было сформировано второе коалиционное правительство, в которое вошли 7 эсеров и меньшевиков, 4 кадета, 2 радикальных демократа и 2 беспартийных. Председателем правительства стал Керенский. Он проводит политику лавирования между основными политическими силами страны («бонапартизма»), которая, однако, вызывает недовольство в обоих лагерях.

С 12 августа по 15 августа 1917 Керенский провёл Государственное освещение с целью консолидации демократических сил страны. Надежды народа на стабилизацию политической ситуации в стране всё более увязывались с диктатурой военных. Верховный главнокомандующий генерал Корнилов двинул на Петроград казаков генерала Крымова. Однако после самоубийства атамана казаки, стоявшие у Пулковских высот, разошлись.

С целью противодействия Петросовету Керенский образовал 1 сентября 1917 новый орган власти — Директорию («Совет пяти»), которая провозгласила Россию республикой и распустила IV Государственную думу.

14 сентября 1917 было открыто Всероссийское Демократическое совещание с участием всех политических партий. Демократическое совещание должно было решить вопрос о власти. Большевики его демонстративно покинули.

25 сентября 1917 Керенский создаёт третье коалиционное правительство, в которое вошли 6 кадетов, 1 эсер, 3 меньшевика, 2 трудовика, 1 «независимый» и 2 военных специалиста.

Большевики, не пожелавшие договариваться, взяли курс на вооружённый захват власти.

26 октября 1917 в 2 часа 10 минут Временное правительство было арестовано.

Февральская революция не решила полученные в наследство от прошлого основные проблемы страны, а созданное в результате ее победы правительство оказалось неспособным безотлагательно провести нужные социальные и политические реформы, а главное – вывести страну из войны.

 

Тема 6 Государственное строительство в Беларуси после Октябрьской революции

 

1. Всебелорусский съезд в г. Минске (декабрь 1917 г.). Провозглашение БНР. Рада БНР и ее деятельность.

2. Образование БССР. Создание Литовско-Белорусской Республики

3. Второе провозглашение БССР

 

1. Всебелорусский съезд в г. Минске (декабрь 1917 г.). Провозглашение БНР. Рада БНР и ее деятельность.

 

25-27 марта 1917 г. в Минске прошел I съезд бело­русских национальных организаций, на котором был из­бран Белорусский национальный комитет (БНК) в составе 18 человек. Он выступил за автономию Беларуси в со­ставе России.

В апреле 1917 г. по инициативе БНК проходит Крае­вой крестьянский съезд, который также высказался за автономию Беларуси в демократической Российской рес­публике. С 8 по 10 июля 1917 г. прошел II съезд бело­русских национальных организаций. На нем вместо БНК была создана Центральная рада, более демократичная, чем БНК. Она поставила пе­ред Временным правительством вопрос об организации в Беларуси органов местной власти и белорусских наци­ональных военных формирований. Временное правитель­ство отклонило это предложение.

В Минске в октябре 1917 г. большевики взяли власть в свои руки. В это же время Центральная белорусская рада была преобразована в Великую белорусскую раду, кото­рая не признавала эту власть на территории Беларуси.

30 ноября 1917 г. от: представителей различных партий и движений, входящих в Великую белорусскую раду, было принято воззвание: «Ко всему белорусскому на­роду». В нем указывалось, что 5 декабря 1917 г. будет проведен съезд представителей всего белорусского на­рода. Эту идею поддержал белорусский областной ко­митет при Всероссийском совете крестьянских депута­тов в Петрограде. Было получено разрешение от прави­тельства В.И. Ленина. Было заявлено, что решения съезда будут призна­ны советской властью.

I Всебелорусский съезд прошел в Минске с 5 по 17 де­кабря 1917 г. В нем приняло участие 1872 делегата: 1161 имели решающий голос, 705 - совещательный. По социальному составу съезд состоял из крестьян, рабочих, солдат и интеллигенции. По национальному составу делегаты съезда были в основном белорусами. Съезд по представительству был полномочным органом в решении вопроса о создании краевой власти. В резолюции предлагалось немедленно образовать из делегатов орган краевой власти в лице Всебелорусского совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов, тем самым подчеркивалось непризнание существующих органов власти, подчиняющихся Облискомзапу. Подобное решение было негативно воспринято. Западной области, что повлекло за собой немедленную политическую акцию против съезда, т.е. разгон его. Действие большевиков Западной области в январе 1918 г. одобрил Ш Всероссийский съезд Советов. Но члены прези­диума Всебелорусского съезда не подчинились решению.

18 декабря 1917 г. прошло подпольное заседание в депо Либаво-Роменской ж/д, на котором избрали исполком рады съезда. Он поставил задачу организовать вооруженную борьбу за укрепление белорусской государственности и послал свою делегацию в Брест, где велись переговоры между представителями кайзеровской Германии и Совет­ской России. Но делегация официально не была принята.

8 результате наступления немецких войск СНК За­падной области в ночь с 18 на 19 февраля 1918 г. эваку­ировался в Смоленск. Власть в Минске взял исполком Рады Всебелорусского съезда. 21 февраля 1918 г. он об­ратился к народу Беларуси с 1-й Уставной грамотой, в которой объявил себя временной властью на Беларуси и учредил Народный Секретариат.

3 марта 1918 г. был заключен Брестский мирный до­говор, по которому часть Беларуси отошла Германии.

9 марта принимается 2-я Уставная грамота, в которой провозглашалась БНР. Исполком переименовывал­ся в Раду БНР. Президиум возглавляет И.Н. Середа. Рада - законодательный орган до созыва Учредительного съезда, исполнительный орган - Народный Секретариат. Во 2-й Уставной грамоте объявлялись де­мократические права и свободы: слова, печати, собра­ний, забастовок, неприкосновенности личности, жилища и т.д. Ею декларировался 8-ми часовой рабочий день, отменялась частная собственность на землю, земля да­валась без выкупа тем, кто ее обрабатывал. В пределах БНР все народы получали право на автономию, право пользоваться своим национальным языком.

19 марта 1918 г. - I заседание Рады I Всебелорусского съезда.

25 марта 1918 г. была принята 3 Уставная грамо­та, в которой БНР объявлялась «независимым и воль­ным государством», содержалось требование о пере­смотре условий Брестского договора.

Первой независимость БНР признала Литва. Но окку­пационные власти не считались с Радой. В силу этого 25 апреля 1918 г. на закрытом заседании Рады был принят текст телеграммы германскому императору Вильгель­му, в которой выражалась благодарность за освобож­дение Беларуси от большевистского угнетения и анар­хии. Был взят курс на поиск соглашения с германскими оккупационными властями, который повлек за собой по­литический кризис внутри Рады. Из ее состава вышли эсеры, меньшевики, еврейские социалисты. Указанная телеграмма вызвала волну протеста в различных слоях общества. Народные массы требовали активного сопротивления оккупационному режиму. 12 июля 1918 г. Народный Секретариат поста­новлением № 1 признал для Беларуси все декреты ВЦИК и СНК РСФСР, народных комиссаров Западной области и фронта недействительными. Всем предписывалось пользоваться законами бывшего Временного правитель­ства до установления законов БНР.

После ноябрьской революции 1918 г. в Германии Рос­сия аннулировала все условия Брестского мира и начала освобождение территории Беларуси. Рада Беларуси не смогла организовать сопротивление и переехала в Грод­но, где находилась до ухода из Беларуси германских войск.

Рада БНР и Народный Секретариат фактически не были реальными органами власти, а лишь заложили за­чатки государственной организации.

 

2. Образование БССР. Создание Литовско-Белорусской Республики

 

27 декабря 1918 года в Наркомнаце РСФСР под председатель­ством И.В.Сталина состоялось совещание по вопросам, связанным с образованием БССР. В нем приняли участие представители Облискомзапа, Северо-Западного обкома РКП(б) и Белнацкома. На этом со­вещании были решены вопросы о правительстве Советской Белару­си, примерных границах республики, о ее руководящем партийном центре. Руководству Центрального бюро белорусских секций и Бел­нацкома.

30 декабря 1918 года в Смоленске для обсуждения вопроса об образовании БССР и КПБ Северо-Западный областной комитет РКП(б) созвал VI Северо-Западную областную конференцию РКП(б), которая и приняла резолюцию "О провозглашении Белорусской Со­ветской Социалистической Республики". В состав БССР включались Минская, Гродненская, Витебская, Могилевская и Смоленская губернии. Северо-Западная организация РКП(б) переименовывалась в КП(б)Б, оставаясь, как и все прочие национально-территориальные партийные организации, составной частью РКП(б) Эта конференция объявила себя I съездом КП(б)Б.

ЦК КП(б)Б совместно с руководством белорусских коммунисти­ческих секций определили персональный состав Временного революционного рабочее -крестьянского советского правительства Беларуси во главе с Д.Ф.Жилуновичем.

1 января 1919 года в Смоленске был обнародован Манифест Временного революционного рабоче-крестьянского советского прави­тельства, который провозгласил образование БССР и основные по­ложения государственного статуса республики. Вся власть передава­лась Советам рабочих, крестьянских, батрацких и красноармейских депутатов; земля, воды, недра, фабрики провозглашались достояни­ем народа. Все законы, договоры, постановления, приказы и распо­ряжения "как рады и ее слуг, так равно и немецких, польских и укра­инских оккупационных властей, считаются недействительными".

5 января 1919 года столицей БССР стал Минск, куда переехало и Временное правительство.

Задачу же придания легитимности этим актам решил Всебелорусский съезд Советов. На нем предполагалось принять Конституцию республики, утвердить герб и флаг, избрать ЦИК.

Однако в период подготовки съезда произошли весьма сущест­венные изменения. 16 января 1919 года ЦК РКП(б) принял решение о присоединение к РСФСР Витебской, Могилевской и Смоленской гу­берний и объединении оставшейся части БССР с Литовской ССР.

Всебелорусский съезд Советов в составе 230 делегатов прохо­дил 2-3 февраля 1919 года в Минске. Свердлов зачитал постановле­ние Президиума ВЦИК "О признании независимости БССР". И здесь же по предложению Свердлова съезд принял решение об объедине­нии БССР с Литовской ССР.

Съезд принял Конституцию БССР, практически полностью соот­ветствующую Конституции РСФСР 1918 года. Она, исходя из принци­па "классовой демократии", декларировала права трудового и экс­плуатируемого народа, определяла структуру органов власти и управ­ления.

Согласно ст. 6 Конституции высшим органом власти в БССР объявлялся Всебелорусский съезд Советов, а в период между съез­дами - избираемый съездом Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК). ЦИК Беларуси являлся высшим законодательным, распоряди­тельным и контролирующим органом БССР. Функции правите­льства возлагались на Большой президиум, который формировался ЦИКом.

27 февраля 1919 года Литва и Беларусь объединенины в еди­ную Литовско-Белорусскую ССР. Председателем ЦИК новой государст­венной структуры со столицей в Вильно стал К.Г.Циховский, а СНК возглавил В.С.Мицкявичус-Капсукас. Литовско-Белорусская ССР объ­единила Минскую, Гродненскую, Виленскую, Ковенскую и часть Сувалковской губерний с населением более 4 млн чел. В августе 1919 го­да ее территория полностью была оккупирована польскими войсками.

 

3. Второе провозглашение БССР

Перебросив войска с Восточного фронта на Польский, Красная Армия остановила наступление поляков и 14 мая 1920 года перешла в контрнаступление. Однако из-за нехватки сил, слабого материально-технического обеспечения и просчетов командования советские войска вынуждены были отойти на исходные позиции.

И лишь июльское 1920 года наступление принесло успех. 11 июля был освобожден Минск.

В такой обстановке 12 июля 1920 года в Москва был заключен мирный договор между буржуазной Литвой и РСФСР. Рассчитывая на победу Советской власти в Литве и конфронтацию Литвы с Польшей, правительство РСФСР пошло на включение в ее состав земель с го­родами Гродно, Щучин, Ошмяны, Браслав. Виленский край с Вильно также был признан составной частью Литвы.

В связи с подписанием мирного договора между буржуазной Литвой и РСФСР юридически прекращала существование Литовско-Белорусская ССР.

1 июля 1920 года в Минске была провозглашена Декларация о независимости БССР.

В декларации утверждалось, что республика строится на прин­ципах "диктатуры пролетариата и использования всего опыта Совет­ской России", Говорилось также о восстановлении основных принци­пов организации народнохозяйственной жизни, провозглашенных 1 января 1919 года Манифестом рабоче-крестьянского советского правительства и юридически закрепленных в решениях I Всебелорусского съезда Советов 2-3 февраля 1919 года

До созыва Всебелорусского съезда Советов власть переходила к военно-революционному комитету БССР.

Дальнейшее конституционное оформление Белорусской ССР было осуществлено 2-м Всебелорусским съездом Советов рабочих, крестьянских, батрацких и красноармейских депутатов, проходившим в Минске с 13 по 17 декабря 1920 года. Съезд внес существенные из­менения и дополнения в Конституцию БССР и завершил свою работу избранием делегатов на VIII Всебелорусский съезд Советов и выбо­рами ЦИК БССР.

Документы съезда явились фундаментом последующего государственно-правового строительства в Белорусской ССР.

Между тем, перешедшие в наступление 16 августа 1920 года польские войска заняли значительную часть Беларуси. РСФСР вынуждена была пойти на переговоры о мире, 12 октября 1920 года в Риге были подписаны предварительные условия мира между РСФСР и Украиной с одной стороны, и Польшей - с другой, а 18 марта 1921 года - мирный договор, закрепивший сложившееся в ходе войны зна­чительное сокращение территории Беларуси. В частности, к Польше отошла вся Западная Беларусь с населением более 4 млн. человек. Витебская и Гомельская губернии, а также западные уезды Смолен­щины по-прежнему оставались под юрисдикцией РСФСР. А террито­рию БССР составили только шесть уездов Минской губернии с насе­лением 1,6 млн. человек.

Со своей стороны, продолжавшая функционировать Рада БНР выступила с меморандумом протеста против раздела Беларуси на две части и поставила вопрос об участии своих представителей в пе­реговорах. В противном случае Рижский договор для Беларуси не мог иметь юридической силы, поскольку подписывался другими государ­ствами, что противоречило кормам международного права. По этой причине было организовано решение Ревкома БССР о пору­чении делегации РСФСР представлять интересы Беларуси на после­дующих этапах переговоров.

Второй Всебелорусский съезд Советов, который проходил в де­кабре 1920 г да в Минске, подтвердил не только основные положения Манифеста Временного рабоче-крестьянского советского правитель­ства от 1 января 1919 года, но и одобрил предварительные условия Рижского договора.

Поляки также не желали, чтобы в переговорах "принимала участие самостоятельная делегация ССРБ", которая, естественно, стремилась к возобновлению единства своей территории, прежде всего западной части Беларуси.

Таким образом, в результате Рижского мирного договора БССР потеряла большую часть своей территории. В составе БССР осталось 6 уездов Минской губернии с населением 1,6 млн. человек.

 

Тема 7 Система союзных и республиканских органов власти и управления в 20-30-е годы

 

1. Создание СССР. Причины и предпосылки. Конституция СССР 1924 г.

2. Концепция административно-командной системы

3. Политбюро ЦК РКП(б) – ВКП(б) – КПСС как реальный центр высшей власти в СССР. Структура партийного аппарата и ее изменения (20-80-е гг.)

4. Укрупнения БССР 1924 и1926 гг. Высшие органы управления во второй половине 30-х годов.

 

1. Создание СССР. Причины и предпосылки. Конституция СССР 1924 г.

 

После образования ССРБ 1 января 1919г. необ­ходимо было решить вопрос об урегулировании взаимоотношений новой Советской республики с РФСР.

Постановлением от 31 января 1919 г. Президиум ВЦИК РСФСР признает независимость ССРБ, а 2 фев­раля 1919 г. на I Всебелорусском съезде Советов было принято постановление о начале переговоров с РСФСР «по установлению федеративной связи». Внутренняя и внешняя обстановка требовала более тесных взаимоот­ношений советских республик.

1 июня 1919 г. ВЦИК РСФСР с целью объединения усилий всех советских республик в условиях граждан­ской войны принимает декрет «Об объединении совет­ских республик», т.е. оформляется военный союз совет­ских республик.

Признавалось необходимым провести тесное объеди­нение:

1) военной организации и военного командования,

2) советов народного хозяйства,

3) железнодорожного управления и хозяйства,

4) финансов,

5) комиссариатов труда.

Качественно новые взаимоотношения ССРБ и РСФСР за­конодательно закрепил Союзный рабоче-крестьянский дого­вор от 16 января 1921 года. В нем признавались «независи­мость и суверенность» каждой из договаривающихся сторон. С целью упрочнения военного и хозяйственного союза правительства обеих республик в Договоре объяв­ляют об объединении наркоматов:

1) военных и морских дел,

2) Высшего Совета Народного Хозяйства,

3) внешней торговли,

4) финансов,

5) труда,

6) почт и телеграфов,

7) путей сообщения.

В августе 1922 г. ЦК РКП(б) создал специальную комиссию по подготовке проекта договора о дальнейших взаимоотношениях советских республик.

Проходивший 14 декабря 1922 г. IV Всебелорусский съезд Советов принял постановление о необходимости объединения республик на основе взаимного равенства, тесных экономических и политических отношений.

30 декабря на I съезде Советов СССР Беларусь была принята в состав Советского Союза. На съезде, в основ­ном, были утверждены проекты Договора об образова­нии СССР и Декларация об образовании СССР, которые ввиду их чрезвычайной важности передавались на допол­нительное рассмотрение республик.

Весной 1923 г. Президиум ЦИК БССР образовал ко­миссию для изучения проекта Конституции СССР и раз­работки предложений по его улучшению. Поправки к тексту проекта Конституции СССР были переданы в Конституционную комиссию Президиума ЦИК СССР, которая большую часть поправок включила в текст про­екта Конституции СССР. Конституция СССР была при­нята и введена в действие ЦИК СССР 6 июля 1923 г.

В январе 1924 г. V Всебелорусский съезд Советов одобрил доработанный текст Конституции СССР, кото­рая была утверждена 31 января 1924 года II Всесоюз­ным съездом Советов.

 

2. Концепция административно-командной системы

 

В 30-е годы окончательно оформилась та административно- командная система управления советским обществом, которая тесно связана с функционированием государственной партии, обладающей полномочиями верховной власти в стране. Процесс преобразования коммунистической партии России в государственную партию начался в годы гражданской войны, когда наряду с Советами, призванными после Октября 1917 года осуществлять власть в центре и на местах стали создаваться в каждом уезде, волости, губернии и партийные комитеты. Опыт большевистской партии, рассчитанный на экстремальную ситуацию, помог партийным комитетам успешно осваивать технику государственного управления и заменить Советы.

Ограничения демократии, вызванные обстоятельствами военного времени, впоследствии привели к обвальному принуждению, насилию. Большевики вытесняют с политической арены России почти все партии и в 20-е годы остаются. единственной партией. Превращению большевистской партии в государственную структуру власти способствовали глубокие изменения внутри самой партии. В первую очередь к концу 20-х годов в результате Ленинского и Октябрьского призывов она становится массовой партией, насчитывающей к 1927 году 1200 тысяч человек. Подавляющая масса принятых тогда в партию - люди малограмотные, от которых требовалось, прежде всего, подчиняться партийной дисциплине. Коммунисты массовых призывов, прошедшие через борьбу против оппозиции, прочно усвоили основы репрессивного мышления: необходимость политического отсечения идейного оппонента и подавления всякого инакомыслия. Слой же старой большевистской гвардии становился все тоньше и тоньше. К тому же его верхушка была втянута в борьбу за власть и была расколота, а затем и вовсе уничтожена. Следующим важным шагом на пути превращения в государственную партию и утверждения административно-командной системы управления в стране явился XVII съезд ВКП(б). Резолюции съезда позволили большевистской партии непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, дали неограниченную свободу высшему партийному руководству, узаконили безусловное подчинение рядовых коммунистов руководящим центрам партийной иерархии. Прежде всего съездом была введена новая структура партийных комитетов. Взамен "функционалки", как пренебрежительно был назван до тех пор существовавший принцип организации парткомовских. отделов, создавались теперь "целостные производственно-отраслевые отделы". Возникли таким образом параллельные отделы паржоов наряду с существовавшими уже при исполкомах Советов отделами по промышленности, сельскому хозяйству, культуре, науке и учебным заведениям и т.д. Однако функции этих одинаково названных отделов имели существенное различие. Политическая роль партийных комитетов на деле становилась решающей и приводила к подмене власти советских и хозяйственных органов партийными. Врастание партия в экономику и государственную сферу с этого времени стало отличительной особенностью всего советского периода. Следующим существенным решением XVII съезда явилось упразднение прежней системы партийно-советского контроля, предложенного еще Лениным. Съездом учреждалась новая децентрализованная, лишенная силы система контроля. Упраздняя наркомат Рабоче-крестьянской инспекции, съезд преобразовал Центральную Контрольную комиссию, избираемую съездом, в Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП(б). Руководитель комиссии назначался из числа секретарей ЦК. Одновременно была преобразована комиссия исполнения при СНК СССР в намечаемую съездом партии н утверждаемую ЦИК н СНК СССР комиссию советского контроля при СНК СССР. Руководитель и этой комиссии также назначался из числа заместителей председателя СНК СССР. Таким образом, съезд учредил "зоны внекритики", Исторический опыт показал, что даже ЦКК-РКП не смог подняться над ЦК партии и оказался орудием в борьбе Сталина за единоличную власть.. деятельность проверяющих органов была взята под строгий контроль ЦК партии и Генсека. Выстраиваемую съездом пирамиду партийно-государственного управления, на вершине которой прочное место занимал Сталин как Генеральный Секретарь ЦК ВКП(б), дополнило еще одою решение съезда. В Уставе, принятом на съезде, принцип демократического централизма был конкретизирован 4 пунктами, предложенными Сталиным: выборностью, отчетностью, подчинением большинству и обязательностью для всех коммунистов принимаемых решений. Если первые два пункта можно назвать декларативными, то два последних действительно строго и неукоснительно выполнялись. Все коммунисты соблюдали партийную дисциплину, которая в первую очередь выражалась в подчинении любого меньшинства любому большинству, а также были обязаны выполнять решения всех, вышестоящих партийных органов. Система управления на основе демократического, а на самом деле бюрократического, централизма была возведена съездом в закон, распространивший свое действие не только на партийную, но и на все другие сферы управления в условиях советской действительности. Такая система работала в едином строго заданном направлении, только сверху вниз и, следовательно, не могла сама по себе быть жизнеспособной без дополнительных средств и искусственно создаваемых стимулов. Утверждение власти административно-командной системы партийно-государственного управления сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства. его репрессивных органов. Уже в 1929 г. в каждом районе создаются так называемые "тройки", в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного аполитического управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное разбирательство виновных, вынося свои собственные приговоры. В декабре 1932 г. в стране была введена особая паспортная система. Все сельское население страны за исключением тех, кто проживал в приграничной 10-ти километровой зоне, было лишено паспортов и учитывалось по спискам сельсоветов. Строгий контроль за соблюдением паспортного режима не позволял подавляющему большинству советских граждан самостоятельно решать вопросы о месте своего проживания. В июне 1934 г. ОПТУ было преобразовано в Главное управление государственной безопасности и вошло в Наркомат внутренние дед. При нем учреждается Особое совещание (ОСО), которое на союзном уровне закрепило практику внесудебных приговоров. Усилению репрессивных действий во многом способствовали события, произошедшие на XVII съезде партии, вошедшем в ее историю официально как "съезд расстрелянных". Действительно, факты свидетельствуют о том, что из 1961 делегата съезда репрессиям было подвергнуто 1108, а из 139 членов ЦК, избранных на съезде, - 98. Главной причиной этих репрессий, которые были организованы Сталиным, явилось разочарование в нем как в Генеральном Секретаре ЦК ВКП(б) определенной части партийных работников и коммунистов. Они осуждали его за организацию насильственной коллективизации, вызванный ею голод, немыслимые темпы индустриализации, вызвавшие многочисленные жертвы. Недовольство это нашло выражение при голосовании за список Центрального Комитета. 270 делегатов выразили в своих бюллетенях вотум недоверия "вождю всех времен и народов ". Более того, они предложили С.М. Кирову пост Генерального Секретаря, который, понимая всю тщетность и опасность их усилий, предложения не принял. Однако это Кирову не помогло: 1 декабря 1934г. он был убит. И тогда многим, особенно в Ленинграде, было понятно, кто истинный убийца Кирова.

В день убийства Кирова по телефонному распоряжению Сталина в экстренном порядке было принято постановление ЦИК СССР и СНК СССР "О внесении изменений в действующие уголовно- процессуальные кодексы союзных республик". Изменения касались расследования дел о террористических организациях и подобных актах против работников советской власти. Вводились чрезвычайные формы рассмотрения и слушания дед: срок следствия бью ограничен 10 днями, слушание дел допускалось без участия сторон, отменялось кассационное обжалование, приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. По существу это постановление нельзя квалифицировать иначе, чем постановление о массовом терроре. Сталин жестоко мстил за то, что он оказался кому-то неугоден. Организовав убийств о Кирова, использовал его для насаждения страха в стране, дня расправы с остатками ранее разгромленной оппозиции" новыми ее проявлениями. В марте 1935 г. был принят Закон о наказании членов семей изменников Родины, а через месяц Указ о привлечении к уголовной ответственности детей 12-летнего возраста. Миллионы людей, подавляющее большинство которых не являлись виновными, оказались за проволокой и стенами ГУЛАГа. Архивные материалы, опубликование которых ведется с начала 90-х годов, помогут в конечном итоге назвать точную цифру сталинских репрессий. Однако и отдельные цифры и факты дают достаточное представление о прошлом 30-х годов. Только в 1939 г. через систему ГУЛАГа прошло 2103 тыс. человек. Из них погибло 525 тысяч. Невинные жертвы призывали к сопротивлению. Сопротивление продолжалось и – «наверху». Каждый, кто произносил слово протеста, знал, что обречен, и, тем не менее, люди шли на это. В высшем эшелоне политического руководства в это время (1930 г.) образовалась группа во главе с Председателем Совнаркома РСФСР, кандидатом в члены Политбюро С. И. Сырцовым и секретарем Закавказского крайкома партии В. В. Ломннадзе. Группа советских и партийных работников выступила против некомпетентности и бюрократизма партийно-советского аппарата. Вопрос о Сырцове н Ломниадзе рассматривался на специальном заседании Совнаркома. Партийные н советские работники краев и областей РСФСР весной И летом 1930 г. подняли вопрос о создании ВКП(б), перенесении столицы России в Ленинград. Расправа с участниками этой группы проходила с грубым нарушением Устава партии и советских правовых норм. Особое место в антисталинском сопротивлении занимала группа во главе с М. Н. Рютиным. Он выступал в роли идеолога н организатора "Союза марксистов-ленинцев" (1932г.). Он подготовил основной программный документ этой организации "Сталин н кризис пролетарской диктатуры" и манифест-обращение "Ко всем членам ВКП(б)". Впервые авторитетные руководители обращались с апелляцией на действия Сталина ко всем членам партии. Лозунг "ликвидация кулачества как класса" - авантюристический, опирающийся на фальшивую основу. Целые районы страны находились в условиях перманентной войны. Политбюро в результате программных изменений превратилось в банду политиканов. М. Рютин предупреждал, что борьба будет длительной, она потребует много жертв, но иного пути нет. Он прямо призывал к свержению Сталина. Очевидно, поэтому расправа с членами "Союза" была скорой и вершилась в обстановке осо6ой секретности. Находясь в заключении, М. Рютин теоретической деятельности не прекращал. Лето и осень 1932 г. стали критической точкой в утверждении режима, партийные сводки свидетельствовали о том, что антисталинские настроения достигли своего пика. Группы, подобные рютннской, действовали также в Таганроге, Харькове, Иркутске, Новосибирске. В ноябре 1932 г. в Уральской области вспыхнуло крестьянское восстание. Впервые в "деле Рютина" была предпринята попытка соединения стихийного сопротивления с теоретическим обоснованием его. Не случайно, видимо, к этому делу были подключены Г. Е. Зиновьев и Л. Б. Каменев. По прямому указанию Сталина они были исключены из партии, осуждены во внесудебном, порядке. В 30-е годы было раскрыто еще несколько групп, участники которых выступали против единовластия Сталина. Наиболее известны; группа А. Л. Смирнова, Н..В. Толмачева, Н. В. Эйсмонта - трех наркомов, группа Крылова--активного участника социалистической революции и гражданской войны. После убийства С. М. Кирова сопротивление значительно ослабло, хотя и не прекратилось, несмотря на террор. В 1937г. на июньском пленуме ЦК ВКП(б) выступили член ЦК И. Л. Пятницкий и нарком здравоохранения Г. Н. Каминский, которые потребовали прекращения репрессий и смещения Сталина. Были тут же арестованы. Ь апелляцией на действия Сталина к мировому общественному мнению выступили невозвращенцы - В. Г. Кривицкий, И. Рейсе, дипломаты Ф, Ф, Раскольников и А. Г. Бармин. Они были представлены как отщепенцы, дискредитирующие нашу страну накануне нападения на СССР фашистской Германии. Среди тех, кто открыто и без боязни выступал против Сталина был академик Л. Павлов. В своих письмах в Совнарком он писал о том, что "мы живем в режиме террора и нажима", что "все происходящее в стране- гигантский эксперимент" и т.п. И это действительно было так: к этому времени в стране установился режим произвола и репрессий, тоталитарно-командная система набирала силу...

Почему сопротивление потерпело поражение? Сталину к его окружению удалось изолировать все попытки организованного сопротивления, и это стало возможным благодаря проникновению во все норы сталинской охранки - политической милиции; в рядах старой партийной гвардии, которая могла бы оказать подлинное сопротивление, произошел раскол. Оппоненты Сталина не получили широкой поддержки среди партийных масс, в большинстве своем они пришли к руководству на гребне военных побед и имели слабое представление о демократии. Им казалось, что Сталину нет альтернативы. Большинство участников антисталинского сопротивления по праву называли себя революционерами, и они не могли опереться на широкую социальную базу. Пролетариат - молодой, благодарный Сталину, готовый и верящий в реальное выполнение всех помыслов вождя, крестьянство считалось реакционным классом, а потому и не пытались с ним контактировать представители творческой интеллигенции, относились настороженно, наученные "шахтинским делом". После политической дискредитации Бухарина в высшем эшелоне не было альтернатив-лидеров, равных Бухарину и способных сопротивляться Сталину. Система публичных покаяний была использована Сталиным для политической и моральной дискредитации своих противников. Многие из участников антисталинского сопротивления принимали активное участие в создании режима партийной и советской власти, во всех его злоупотреблениях и не находили в себе силы и мужества признать собственную ответственность за то, что ими было содеяно. Все это и привело к поражению антисталинского сопротивления, искоренению всякой возможности сопротивления Сталину и сталинщине. Наличие оппозиции - это признак демократичности общества и любая попытка ее уничтожения - это уничтожение демократии. Это сопротивление, оказавшись не в силах противостоять сталинизму, вместе с тем имело огромное нравственное значение, готовило последующее отрицание и осуждение этой системы. Таким образом, общество, которое провозгласило своей целью достижение высших идеалов социальной справедливости, по сути дела выродилось в общество высшей социальной несправедливости, террора и беззакония - сталинскую модель социализма. В ее основе, как считает академик Кудрявцев, лежали следующие положения: - подмена социализации основных средств производства их огосударствлением, подавление демократических форм общественной жизни - деспотизм и произвол "вождя", хотя и опирающегося на партийный и государственный аппарат, но фактически стоящего над партией и аппаратом; административно-командные методы принудительной - (внеэкономической) организации труда, вплоть до государственного террора;
- неспособность к самокоррекции, тем более к внутренним реформам из-за отсутствия как экономических, так и политических (демократических) регуляторов общественной жизни; - закрытость страны, тенденции к автаркии во всех сферах жизни; - идеологический конформизм и послушание масс, догматизм в науке и культуре. Сталинизм по сути дискредитировал социалистическую идею в глазах трудящихся всего мира.

Для А. - к. с. характерно выдвижение на первый план государственного аппарата и его сращивание с партийным аппаратом, а также особенно быстрое разрастание исполнительного аппарата, в первую очередь той его части, которая связана с административными мерами принуждения, особенно контрольных и карательных органов. Эта система в значительной мере держится на номенклатурном принципе управления обществом, предполагающем назначение и перемещение руководящих кадров всего государственного аппарата по воле "партийных органов" (номенклатурные должности) и обеспечивающем личную зависимость назначаемых от тех, кто находится наверху управленческой пирамиды. Главный метод руководства при А. - к. с. управления - "чрезвычайщина", основанная на принуждении, репрессиях, жестком пресечении проявления спонтанной, незапланированной и несанкционированной социальной инициативы, снижающей "подконтрольность" масс и представляющей угрозу всевластию тотальной бюрократии управления - чиновника и тем самым преодолеть бюрократизм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.