Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности средневековой духовной культуры




Естествознание в эпоху Средневековья

 

Эпоха феодального Средневековья качественно отличается от античности. Значительные изменения произошли в сферах деятельности, общения людей, в системе духовной культуры. Деятельность стала более сложной, опосредованной и многоступенчатой. Технически средневековье более оснащено, чем античность.

Качественные сдвиги претерпела и сфера общения людей. Кровно-родственные и территориальные связи между людьми преобразовываются и приобретают характер межличностных отношений. Именно господство межличностных отношений порождало сословный характер феодального общества. Сословный статус личности определял не только ее место и роль в обществе, ее правовое и имущественное положение, но и ее сознание, мировосприятие.

Вместе с тем преобразующее воздействие человека на природу оставалось незначительным. Несубъектный элемент производительных сил был развит слабо: орудия труда были простейшими и как бы дополняли естественные органы труда человека, но не заменяли их, энергетическим источником процесса труда был человек, его мускульные усилия или действия домашних животных. Товарное производство, а вместе с ним абстрактный труд и абстрактное мышление были развиты крайне недостаточно: господствовало патриархальное натуральное хозяйство.

 

В средневековом сознании наблюдается доминирование ценностного над познавательным.

Привязанность к земле, малая подвижность населения, подчиненность образа жизни ритмике природных процессов, слабость связей общения – все это определяло значительную слитность человека и природы. Духовная культура несет в себе весомые моменты первобытного мифологизма. По-прежнему человек в своем сознании наделял себя природными качествами, а природу – человеческими.

Стержнем средневекового сознания явилось религиозное мировоззрение, в котором истолкование всех явлений природы и общества, их оценка, а также регламентация поведения человека обосновываются ссылкой на сверхъестественные силы, которые полностью господствуют над материальным миром. Высшей сверхъестественной силой выступал Бог. Такие представления порождались как практическим бессилием человека перед природой, так и стихийным характером социально-классовых процессов.

Средневековое сознание было ориентировано преимущественно на межличностные отношения. Но в их отражении и воспроизведении преобладают эмоциональные стороны, факторы сознания. Этим объясняется доминирование в средневековом сознании ценностно-эмоционального отношения к миру над познавательно-рациональным. Как на обыденном, так и на идеологическом уровнях оно являлось по преимуществу оценочным. Именно поэтому точкой отсчета в духовном освоении мира выступали ценностные противоположности – добро и зло, небесное и земное, божественное и человеческое, святое и грешное и т.д. Вещь, попавшая в сферу отражения, воспроизводилась в первую очередь с точки зрения ее полезности для человека. Аналогичным образом человек характеризовался прежде всего не его объективными чертами (деловитостью, активностью, способностями), а через сословно-иерархические ценности: престиж, авторитет, власть и т.д.

Отсюда и особое отношение к знанию. Знание рассматривалось не как главная цель духовной деятельности, а как некоторый ее побочный продукт. Религиозное удвоение мира в сознании на земной и небесный предполагало возможность приобщения к миру «по ту его сторону». Способом такого приобщения считались не знания, а вера. И потому, например, Кассиодор глубоко уверен, что «не только неученые, но даже те, кто и читать не умеет, получают от Бога премудрость». Т.о., средневековье вере отдает предпочтение перед знанием.

Специфическим было и отношение к познанию природы. Выделяя себя из природы, но не противопоставляя себя ей, средневековый человек не сформулировал еще своего отношения к природе как к самостоятельной сущности. Знание природы подчинено «чувству божества». Природа рассматривалась как сфера созданная, творимая и поддерживаемая всемогущим и всевидящим божеством, абсолютно зависящая от него. Природа – проводник воздействия на людей божьей воли, вплоть до того, что она есть средство их наказания.

Для средневекового человека природа – мир вещей, за которым надо стремится видеть символы Бога. Поэтому и восприятие природы раздваивалось на предметную и символическую составляющие. Познавательный аспект сознания был направлен прежде всего на осмысление символических значений свойств предметов, их отношения к божеству. Познавательная деятельность была по преимуществу толковательной и опиралась на ценностное сознание.

Еще раз подчеркну, что средневековое сознание не ориентировано на выявление объективных закономерностей природы. Его главная функция – сохранение ценностного равновесия человека и мира, субъекта и объекта. В нем слабо развиты познавательные средства вообще и познавательные средства выражения нового в частности (повторение, воспроизведение и обоснование некоторых исходных абстрактных образов общекультурной значимости – сюжетов Ветхого и нового заветов). Тем не менее, деятельность такого рода системна организована. В основе этой системы – упомянутые образы заветов, вокруг которых концентрируются производные чувственно-понятийные образования, часто несвязанные между собой логическими связями. Как целостная система она испытывала количественные и качественные изменения (включение в систему новых элементов и установление между образами новых связей и отношений).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.