Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация управления провинциями Римской империи




Органы власти в Древнем Риме в период Республики

 

Республиканский период в истории Рима охватывает период с VI в. до н.э. по I в. до н.э. и характеризуется сочетанием демокра­тии с военно-аристократическим правлением. Принцип верховен-ства римского народа получил закрепление в законодательных правах народных собраний. Однако в Римской республике сложи­лось опосредованное народовластие. Народные собрания собира­лись по инициативе высших должностных лиц, которые контроли­ровали ход собраний (вносили вопросы для рассмотрения, могли прерывать или переносить собрание на другой день). Существова­ло три вида народных собраний — центуриатные, трибутные и ку-риатные.

Центуриатные народные собрания (центуриатные комиции) принимали законы, избирали высших должностных лиц государ­ства (консулов, преторов, цензоров), рассматривали апелляции, утверждали смертные приговоры. Право на участие в центуриат­ных комициях получали римские граждане, приписанные на ос­новании имущественного ценза к одной из военно-политических единиц — центурий.

Трибутные народные собрания (трибутные комиции) избира­ли низших должностных лиц (трибунов, квесторов, эдилов), рассматривали жалобы на решения магистратов, принимали законы. В трибутные комиции проходили по территориальным округам — трибам.

Куриатные народные собрания (куриатные комиции) состояли из полноправных членов старейших римских родов. По мере урав­нения в правах патрициев и плебеев теряли свое значение. За ними сохранилось право на принятие решений в семейно-родовых воп­росах (утверждение завещаний, контроль за осуществлением вла­сти главами семей и т.д.).

Высшим органом управления являлся Сенат. Компетенция Се­ната включает:

— контроль законодательной деятельности;

— контроль над должностными лицами;

— финансовое управление;

— военное управление;

— внешнеполитическая деятельность;

— управление римскими провинциями;

— постановления по вопросам общественной безопасности, общественного порядка, религиозного культа.

Исполнительную власть осуществляли магистраты — должнос­тные лица. Они замещались на принципах выборности, срочности (срок полномочий — один год), коллегиальности, ответственности, безвозмездности. Магистраты обладали правом предавать граждан суду, налагать штрафы, арестовывать не подчинившихся гражданин или их имущество. Магистратуры делились на ординарные (консу­лы, преторы, цензоры, квесторы, эдилы) и экстраординарные (дик­татор, децемвиры — 10 мужей для упорядочения права).

Консулы возглавляли магистратуры. Два консула избирались на один год. Они обладали высшей военной властью, отвечали за бе­зопасность Рима, обладали правом созывать Сенат и народные собрания, а также издавать эдикты по вопросам управления и тол­ковать право. Консулы имели право суда и назначения наказаний, включая смертную казнь. Смертный приговор консулов мог быть обжалован в центуриатном собрании.

Преторы осуществляли управление городом, осуществляли пра­воохранительные и судебные функции.

Цензоры избирались сроком на пять лет. Два цензора состав­ляли списки граждан по имущественным разрядам и трибам.

Народные трибуны обеспечивали защиту интересов плебса, их полномочия действовали только в черте города Рима. Число народ­ных трибунов колебалось от 2 до 10 человек.

Квесторы осуществляли финансовое управление (заведовали казой, вели расходные и приходные книги), хранили государ-ственные документы.

Эдилы (2 патрицианских и 2 плебейских) поддерживали обще-ственный порядок в городе, следили на продовольственным снаб­жением города, наблюдали за торговлей, организовывали обще-ственные зрелища.

В чрезвычайных обстоятельствах по представлению Сената кон­сул мог назначить диктатора. Срок его полномочий ограничивал­ся 6 месяцами. Диктатор обладал всей полнотой военного и граж­данского управления, правом изменения законодательства, уголовной юстиции. На время диктатуры все ординарные магистратуры утрачивали самостоятельность и подчинялись диктатору. Смертные приговоры, вынесенные диктатором, не подлежали обжало­ванию. Диктатор не нес ответственности за свои действия.

3. Римская империя: принципат, доминат

 

Во II—I вв. до н.э. Римская аристократическая республика вступает в полосу кризиса. Многочисленные восстания рабов, войны с союзниками Рима (свободными жителями Италии, которые не пользовались правами римских граждан), а также выступления люмпенов потребовали изменения политического режима. Причи­ны кризиса состояли в том, что завоевательная политика Рима привела к значительному расширению территории государства. Полисная форма государственного устройства не могла обеспечить эффективного управления завоеванными народами. Переход от республики к монархии был подготовлен периодом военно-поли­тической диктатуры.

Точкой отсчета Римской империи считается приход к власти в 27 г. до н.э. Октавиана Августа. В истории Римской империи вы­деляется два периода: принципат (I в. до н.э. — III в. н.э.) и доми­нат (III—V вв.).

Принципат можно охарактеризовать как особую форму монар­хии, при которой республиканские полисные традиции сочетались с централизацией государственного управления и концентрацией власти в руках одного человека. В период принципата сохранялись республиканские учреждения (Сенат, народные собрания), но их полномочия постепенно сокращались и ограничивались рамками города Рима. Постепенно из системы государственного управления вытеснялись принципы выборности, подотчетности, коллеги­альности. Главой государства стал принцепс — первый сенатор. Он сосредоточил в своих руках всю полноту верховного государствен­ного управления. Его неограниченная власть основывалась на со­единении нескольких должностей — консула, цензора, трибуна. Это позволило принцепсу получить полномочия «империум», пра­во вето на решения всех государственных органов и право форми­ровать Сенат. Чрезвычайная власть принцепса была пожизненной, но не наследственной. Со временем утвердилась практика назна­чения принцепсом своего преемника, воля императора была обя­зывающей для Сената. Подконтрольность Сената привела к фор­мальному закреплению решений императора в сенатус-консуль-тах, которые отныне имели силу закона.

Вырождение республиканских институтов сопровождалось формированием бюрократического аппарата империи. Реоргани­зация управления Римскими провинциями позволила принцепсу создать собственную казну, выведенную из-под сенатского конт­роля. Опорой принцепса являлась армия, превратившаяся в кор­поративную организацию и политическую силу, неподконтроль­ную обществу. Преторианская гвардия, составленная из граждан Италии, была подчинена лично императору. В период принципа­та армию стали пополнять наемники из римских провинций, пре­данные своим военачальникам.

В период домината Рим превращается в монархическое государ­ство с абсолютной властью императора, решения которого призна­вались безусловными и неукоснительными законами. Переход к доминату связан с приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом (господином, государем, владыкой). В этот период римские магистраты превращаются в почетные дол­жности для приближенных императора. Роль Сената была низве­дена до положения городского совета, регистрирующего импера­торские эдикты.

 

Развитие военной экспансии Рима, перешагнувшей границы Апеннинского полуострова, заставили римлян искать формы для управления завоеванными территориями. Во II—I вв. до н.э. Римс­кое государство подчинило все Средиземноморье, Западную Евро-

пу вплоть до Рейна и Египет. Риму удалось создать достаточно гиб­кую систему провинциального управления и разнообразить формы

правовых отношений с местным населением. Римские провинции южно подразделить на италийские и территории, находившиеся за

пределами Италии. В III в. до н.э. часть италийских территорий была непосредственно включена в состав Римского государства, а местное население получило права римских граждан и было припи­сано к соответствующим трибам. Особую группу составили муни­ципальные италийские общины. Они получили полную гражданс­кую правоспособность, право на военную службу в римской армии в составе особых воинских контингентов, но были лишены политических прав. Самую многочисленную группу составили италий­ские общины, получившие статус «союзных» или «федератских». формально они сохранили политическую самостоятельность, а их отношения с Римом был оформлены особыми договорами. Союз­ники признавали верховную власть Рима и сохраняли внутреннюю автоономию, но утрачивали самостоятельность в отношениях с дру­гими государствами. Воинские контингенты федератов должны были участвовать в военных операциях римской армии. Население этих территорий получало статус перегринов и правовую защиту перегринского претора. В результате Союзнических войн 91—88 гг. до н.э. жители Италии получили права римских граждан, а города — статус муниципий, в которых была установлена единообразная система управления, аналогичная традиционной организации Рим­ского государства. С переходом к империи муниципальное самоуп­равление стало сужаться: народные собрания были вытеснены му­ниципальным сенатом, а магистратуры ограничены контролем со стороны столичных чиновников.

Территории, захваченные за пределами Италии, именовались провинциями (к I в. до н.э. их насчитывалось 12, а к концу III в. уже 120). Фактически в провинциях действовал режим военной оккупации: жители рассматривались как военнопленные и могли обращаться в рабство, земли включались в государственный зе­мельный фонд (ager publicus) и объявлялись собственностью рим­ского народа. Местные жители, сохранившие свободу, рассматри­вались как арендаторы земли и за право пользования ею должны были выплачивать ежегодные государственные налоги. Для управ­ления провинциями Сенат назначал проконсулов или пропрето­ров, которые получали империум, соответствовавший римским магистратурам консула и претора. При Октавиане Августе все провинции были разделены на императорские и сенатские. Причем количество императорских провинций неуклонно возрастало, так как с 11 г. до н.э. вновь образуемые провинции передавались под императорское управление. Сенатские провинции управлялись по-прежнему, доходы от них поступали в казну, но из-за постоянного разграбления финансовые поступления были незначительными. Императорские провинции управлялись наместниками принцепса — легатами или прокураторами, которые были ответственны только перед императором. Все финансовые поступления из этих провинций не контролировались Сенатом, а поступали в императорскую казну.

В 286 г. император Диоклетиан провел административно-территориальную реформу. Он разделил империю на две части — Восточную и Западную, каждую из которых возглавил император-соправитель с равными полномочиями. Первоначально раздел сохранил государственное и правовое единство. Каждая из частей империи, в свою очередь, была поделена на две префектуры во главе с префектами претория. Префектуры подразделялись на 12 округов (диоцезов), а те — на провинции (до 16). Наместники ди-оцезов — викарии и наместники провинций — ректоры обросли собственными резиденциями и чиновниками. В их обязанности входили сбор налогов и высшая юрисдикция на вверенной территории. Однако префекты претория стали превращаться в вице-императоров со своим административным аппаратом и правом издавать общеобязательные эдикты. В конечном итоге, реформа привела к развалу империи. В 395 г. она окончательно разделилась на два независимых государства — Западную и Восточную Римскую империю (Византию).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 5021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.