КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные факторы объединения Арабского халифата
Арабский халифат в начале средних веков Становление Арабского халифата неразрывно связано с возникновением новой религии — ислама. В VI в. арабские племена, населявшие Аравийский п-ов, пережили сильнейший социально-экономический кризис, вызванный перемещением торговых путей в Иран. Результатом поисков выхода из кризиса стал ислам — новая монотеистическая религия, вобравшая в себя религиозные представления иудеев, христиан, арабов. Родиной ислама стала Мекка — религиозный центр арабов, а его основателем — пророк-проповедник Мухаммед (570—632 гг.). После смерти Мухаммеда его сменили халифы — заместители пророка, выполнявшие роль религиозного вождя и правителя. В исламе не существует понятия государства как самостоятельного, отделенного от религии института. Ислам предложил концепцию теократического общества. Мусульмане исходили из понятия «община» (умма) — собрание правоверных, которым управляет Аллах. Аллах руководит уммой через имама — религиозного главу общины. Согласно доктрине ислама власть религиозная и власть политическая неотделимы друг от друга: религия дает право на власть и является формой воздействия власти на людей. Это привело к возникновению у арабов теократического государства. Первые четыре халифа («праведные») были выдвинуты из числа наиболее уважаемых мухаджиров — ближайших сподвижников пророка Мухаммеда. Они создали территориальные основы Арабского халифата: завершили политическое объединение арабских племен Аравийского п-ова, завоевали территории бывших византийских и персидских владений (Ближний Восток, Средняя Азия, Закавказье, Северная Африка, Испания).
После убийства четвертого халифа Али к власти пришла династия Омейядов (661—750 гг.), ее сменили халифы из династии Аббасидов (750—1258 гг.). При Омейядах и Аббасидах создали основы политической структуры для управления огромным государством, состоявшим из разнородных частей. 1. Опора на военную силу. 2. Исламизация завоеванного населения — осуществлялась преимущественно добровольно, так как принятие ислама было выгодно по экономическим причинам (мусульмане платили десятину -ушр, немусульмане — тяжелый поземельный налог-харадж и подушный налогджизию). 3. Арабизация — воины-арабы целыми племенами расселялись на завоеванных территориях. Кроме того, Коран написан по-арабски, переводить его запрещалось, поэтому мусульмане были носителями арабской культуры. Система государственного управления в Арабском халифате: — халиф — прямой заместитель Аллаха на земле. Он обладал всей полнотой власти религиозной (имамат) и светской (эмират), которая передавалась по завещанию, так как королевская власть принадлежит не семье, а роду; — визирь — высшее должностное лицо, советник при халифе — мог обладать как широкой властью, так и ограниченными полномочиями (только выполнять приказы халифа); — диваны — центральные органы государственного управления (диван военных дел, диван внутренних дел и т.д.); — эмиры — военные наместники в провинциях, ответственные только перед халифом; — шейхи — руководители мусульманских общин, выполнявшие функции управления на местах. С IX в. в.государственном строе халифата происходят значительные изменения. Во-первых, фактически ограничивается власть халифа. На авансцену выходит должность визиря: он назначал высших государственных чиновников, ему подчинялся весь государственный аппарат. Духовную власть халифы разделили с главным кади, который руководил судами и образованием.
Во-вторых, существенно возрастает роль армии. На смену воинам-арабам приходит наемная армия. Особое место заняла гвардия халифа, составленная из мамлюков (дети-рабы, воспитанные в духе абсолютной преданности халифу). Со временем гвардия превратилась в политическую силу, она свергала и возводила на трон своих ставленников. В-третьих, усиливается сепаратизм эмиров, которые превращаются в самостоятельных правителей. Уже в X в. халиф контролировал только Багдад и Западный Иран. Багдадский халиф оставался духовным главой суннитов и номинальным правителем всех правоверных: вручал инвеституру в эмиратах и султанатах. В XIII в. халифат был завоеван монголами. В XVI в. духовное лидерство перешло к турецким султанам.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |