Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные факторы объединения Арабского халифата




Арабский халифат в начале средних веков

Становление Арабского халифата неразрывно связано с возник­новением новой религии — ислама. В VI в. арабские племена, на­селявшие Аравийский п-ов, пережили сильнейший социально-экономический кризис, вызванный перемещением торговых путей в Иран. Результатом поисков выхода из кризиса стал ислам — но­вая монотеистическая религия, вобравшая в себя религиозные представления иудеев, христиан, арабов. Родиной ислама стала Мекка — религиозный центр арабов, а его основателем — пророк-проповедник Мухаммед (570—632 гг.).

После смерти Мухаммеда его сменили халифы — заместители пророка, выполнявшие роль религиозного вождя и правителя. В исламе не существует понятия государства как самостоятельно­го, отделенного от религии института. Ислам предложил концеп­цию теократического общества. Мусульмане исходили из понятия «община» (умма) — собрание правоверных, которым управляет Ал­лах. Аллах руководит уммой через имама — религиозного главу об­щины. Согласно доктрине ислама власть религиозная и власть по­литическая неотделимы друг от друга: религия дает право на власть и является формой воздействия власти на людей. Это привело к возникновению у арабов теократического государства.

Первые четыре халифа («праведные») были выдвинуты из чис­ла наиболее уважаемых мухаджиров — ближайших сподвижников пророка Мухаммеда. Они создали территориальные основы Араб­ского халифата: завершили политическое объединение арабских племен Аравийского п-ова, завоевали территории бывших визан­тийских и персидских владений (Ближний Восток, Средняя Азия, Закавказье, Северная Африка, Испания).

 

После убийства четвертого халифа Али к власти пришла дина­стия Омейядов (661—750 гг.), ее сменили халифы из династии Аббасидов (750—1258 гг.). При Омейядах и Аббасидах создали осно­вы политической структуры для управления огромным государ­ством, состоявшим из разнородных частей.

1. Опора на военную силу.

2. Исламизация завоеванного населения — осуществлялась пре­имущественно добровольно, так как принятие ислама было выгод­но по экономическим причинам (мусульмане платили десятину -ушр, немусульмане — тяжелый поземельный налог-харадж и по­душный налогджизию).

3. Арабизация — воины-арабы целыми племенами расселялись на завоеванных территориях. Кроме того, Коран написан по-араб­ски, переводить его запрещалось, поэтому мусульмане были носи­телями арабской культуры.

Система государственного управления в Арабском халифате:

— халиф — прямой заместитель Аллаха на земле. Он обладал всей полнотой власти религиозной (имамат) и светской (эмират), которая передавалась по завещанию, так как коро­левская власть принадлежит не семье, а роду;

— визирь — высшее должностное лицо, советник при халифе — мог обладать как широкой властью, так и ограниченными полномочиями (только выполнять приказы халифа);

— диваны — центральные органы государственного управления (диван военных дел, диван внутренних дел и т.д.);

— эмиры — военные наместники в провинциях, ответственные только перед халифом;

— шейхи — руководители мусульманских общин, выполнявшие функции управления на местах.

С IX в. в.государственном строе халифата происходят значи­тельные изменения. Во-первых, фактически ограничивается власть халифа. На авансцену выходит должность визиря: он назна­чал высших государственных чиновников, ему подчинялся весь государственный аппарат. Духовную власть халифы разделили с главным кади, который руководил судами и образованием.

Во-вторых, существенно возрастает роль армии. На смену вои­нам-арабам приходит наемная армия. Особое место заняла гвар­дия халифа, составленная из мамлюков (дети-рабы, воспитанные в духе абсолютной преданности халифу). Со временем гвардия превратилась в политическую силу, она свергала и возводила на трон своих ставленников.

В-третьих, усиливается сепаратизм эмиров, которые превраща­ются в самостоятельных правителей. Уже в X в. халиф контроли­ровал только Багдад и Западный Иран. Багдадский халиф оставал­ся духовным главой суннитов и номинальным правителем всех правоверных: вручал инвеституру в эмиратах и султанатах. В XIII в. халифат был завоеван монголами. В XVI в. духовное лидерство перешло к турецким султанам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.