Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки и источники правового развития Франции в последней трети XVIII в




Эволюция французской государственности от Второй республики до Третьей

Эволюция французской государственности от легитимной монархии до Второй республики (1814-1848 гг.)

Период империи просуществовал во Франции до 1814 г. Крах империи Наполеона был вызван военными поражениями его ар­мии, что повлекло спад промышленного производства, инфляцию, товарный дефицит, многочисленные появления социального не­довольства и в конечном счете падение авторитета власти.

Монархия, восстановленная во Франции в 1814 г., существен­но отличалась от предреволюционной. Она получила название «легитимной» монархии, основы которой закреплялись в королев­ской Хартии 1814 г. Согласно этому документу в стране устанав­ливался конституционно-монархический строй. Конституцион­ные основы провозглашались октроированными (дарованными) французскому народу монархом, превращая его, а не народ, как это было по Конституции 1791 г., в источник власти. Таким образом, отвергнув принцип национального суверенитета, Хартия провоз­гласила королевский суверенитет. Поэтому она рассматривалась не как соглашение между королем и народом, а как одностороннее волеизъявление монарха.

Королевская хартия 1814 г. имела компромиссный характер. С одной стороны, она провозглашала ряд либеральных идей (ра­венство французов, гарантии личной свободы, свободу слова и пе­чати), а с другой — возвращала титулы старому дворянству. Тем не менее, этот документ носил более либеральный характер, чем пос­ледняя конституция страны, а режим легитимной монархии ори­ентировался на закон, а не на единоличную власть.

Хартия 1814 г. предусматривала сильную исполнительную власть в лице короля. Он являлся главой государства и вооружен­ных сил, имел право заключать международные договоры, объяв­лять войну, издавать постановления и ордонансы. Он обладал пра­вом верховного помилования и роспуска обоих палат парламента. Право назначения на высшие должностные посты и формирова­ния правительства принадлежало королю. Документ не предусмат­ривал ответственности правительства перед представительным органом. Министры могли быть членами парламента.

Законодательная власть осуществлялась совместно королем и парламентом. Он состоял из двух палат. Верхняя — палата пэров — назначалась королем. Ее члены должны были соответствовать высокому имущественному и возрастному цензу. Эта палата обла­дала законодательными, судебными, контролирующими функци­ями. Нижняя палата парламента — палата депутатов — избиралась населением. Но выборы были не прямыми, а двухстепенными. Избирались депутаты на 5 лет, но 1/5 часть переизбиралась еже­годно.

Легитимная монархия сохранила в общих чертах судебную и административную систему Первой империи, ограничившись вто­ростепенными реформами.

Несмотря на то что созданная система допускала в минималь­ных пределах существование конституционных элементов, все же она тяготела к дореволюционным порядкам, что обусловило нара­стание консервативных реакционных тенденций в общественно-политической жизни. Они пришли в противоречие с потребнос­тями развивающегося гражданского общества.

В 1824 г. к власти приходит Карл X, которого исследователи считают вдохновителем ультрароялистов. Его политика носила реакционный характер и была направлена на восстановление ос­нов абсолютистского правления. Новое консервативное аграрное законодательство (аграрная реформа) вызвало волнения мелких и средних земельных собственников. В 1827 г. разразился крупный политический кризис, поводом к которому стало обсуждение в парламенте нового закона о печати. Проект предполагал значи­тельное ужесточение цензуры, что вызвало резкое недовольство либеральной оппозиции. В 1830 г. Карл распустил парламент и объявил об отмене ряда гражданских прав и свобод. Католицизм был объявлен государственной религией, восстановлен орден иезу­итов, что предусматривало смертную казнь за преступления про­тив веры и церкви. Французское общество расценило эти события как нарушение Конституционной хартии 1814 года, и в июле 1830 г. было поднято Парижское восстание. Новым монархом был провозглашен Луи Филипп. 2 августа Карл X официально отрекся от престола.

В ходе революции королевская власть была сохранена, но пе­решла в руки Луи Филиппа — представителя Орлеанской динас­тии. Изданная им конституционная Хартия (1830 г.) подтвержда­ла конституционно-монархическое устройство Франции, но в большей степени соответствовала потребностям капиталистичес­кого развития. Она провозгласила Народную монархию, отмени­ла официальный католицизм, ограничила законодательную ини­циативу короля, снизила имущественный и возрастной ценз для участия в выборах, сократила Палату пэров, устранила ее влияние на правительство, которое было теперь ответственно не перед мо­нархом, а перед парламентом. Правительство стало формировать­ся по воле большинства его депутатов. Хартия 1830 г. включала Декларацию прав. Важным дополнением к хартии стала статья 69, которая предоставила активное избирательное право гражданам, уплатившим в год 200 франков прямых налогов.

Однако относительная политическая стабильность, возникшая в результате Июльской революции 1830 г., носила временный ха­рактер. Режим Июльской монархии перестал существовать в результате революционных событий 1847—1848 гг. Их участники потребовали не только восстановления республики, но и проведе­ния социальных реформ.

В 1848 г. во Франции разразился экономический кризис, кото­рый способствовал росту политической оппозиции. Все слои об­щества понесли потери от кризиса, поэтому были настроены оп­позиционно по отношению к монархии. Средние слои общества значительно окрепли по сравнению с 1830 и особенно с 1814 гг и требовали либерализации существующего режима. Влияние на радикализацию политических требований оказали революции, прошедшие почти во всех европейских странах.

 

7. Конституция Франции 1848 г.: политические и социальные права, реализация принципа разделения властей

После Парижского восстания 25 февраля 1848 г. управление страной перешло в руки Временного правительства во главе с Ла-мартином. Первые декреты новой власти носили социальный ха­рактер. Было закреплено право на труд, гарантирована организа­ция труда, сокращен рабочий день до 10—11 часов. Было введено новое избирательное право (всеобщее с 21 года). На основании нового закона прошли выборы в Учредительное собрание, кото­рое должно было выработать новую конституцию. Большинство мест в парламенте получили умеренные республиканцы, выбран­ные в основном крестьянами.

В результате революции во Франции установилась Вторая рес­публика, легитимно закрепленная в Конституции 4 ноября 1848 г. В отличие от Первой республики Вторая носила более умеренный характер. Доктрина народного суверенитета совмещалась с догма­тами о божественном предопределении. Конституция открывалась словами: «В присутствии Бога и от имени французского народа собрание объявляет...». Акцент на естественные права не делался, но зато документ попытался дать новую трактовку республики, подчеркнув социальное значение государственной власти.

Конституция 1848 г. состояла из введения и 12 глав. Она осно­вывалась на принципах народного суверенитета, естественного права и разделения властей. Ее авторы признавали необходимость социального законодательства, но делали это декларативно.

Во введении провозглашались задачи дальнейшего государ­ственно-политического развития страны, которые заключались в стремлении Франции «без новых потрясений, лишь последова­тельным и постепенным действием законов и учреждений, под­нять граждан на высшую ступень нравственности, просвещения и

благосостояния».

Первая глава содержала перечень прав и свобод граждан фран­цузской республики. Здесь декларировались неприкосновенность личности (п. 2), жилища и собственности (п. 3, 11, 12), право на справедливое правосудие (п. 4), свободу совести (п. 7), слова и печати, митингов и собраний (п. 8), здесь же запрещалась цензура и оговаривались пределы гражданских свобод. Они могли ограни­чиваться только соображениями общественной безопасности. Да­лее декларировалась свобода образования (п. 9), равный доступ ко всем общественным и государственным должностям (п. 10).

Конституция восстанавливала принцип разделения властей, отдавая приоритет исполнительной власти. Власть эта делегиро­валась президенту от имени французского народа. Статус прези­дента оговаривался в главе 5 — «Об исполнительной власти». Гла­ва исполнительной власти избирался населением на четыре года и обладал обширными полномочиями: правом внесения законо­проектов, отлагательного вето, правом помилования, а также на­значения и смещения министров и других должностных лиц. В то же время он не мог быть переизбран на второй срок и не имел пра­ва роспуска парламента.

Законодательная власть вручалась по Конституции Националь­ному собранию, в распоряжении которого не было механизмов воздействия на исполнительную власть. Статус Законодательного собрания рассматривался в главе 4 — «О законодательной власти». Оно избиралось населением путем тайной подачи голосов и состо­яло из 750 депутатов. Позиции Национального собрания ослабля­лись и Государственным советом, предусмотренным Конституци­ей для предварительного рассмотрения законопроектов. Ему при­надлежали и функции административной юстиции. Госсовет избирался Национальным собранием на 6 лет, но 1/2 состава об­новлялась с выборами в Собрание.

Статус судебной власти и ее полномочия не регулировались подробно Конституцией. Глава 8 документа провозглашала равен­ство всех перед законом, а также гласное публичное правосудие. Предусматривалось и существование суда присяжных.

 

Первые президентские выборы принесли победу племяннику Бонапарта — Людовику Наполеону, за которого проголосовало 2/3 населения страны. После его прихода к власти повторились те же события, что и в начале XIX века. Они заключались в формирова­нии в недрах республиканского строя авторитарных традиций. Уже вскоре после прихода к власти Людовика Наполеона обозначились расхождения между его политическими стремлениями и политикой Законодательного собрания. Под предлогом борьбы с революцией оно принимает ряд реакционных законов, ограничивших свободу печати, собраний и других демократических прав. 31 мая 1850 г. со­брание принимает новый избирательный закон, который вводил имущественный ценз вопреки Конституции и повышенный ценз оседлости. В итоге количество избирателей сократилось на 30%.

Летом того же года принимаются законы, ограничившие свобо­ду печати, слова, митингов и собраний. Специальный закон поста­вил образование под контроль католической церкви. Таким обра­зом Франция постепенно превращалась в полицейское государство. 2 декабря 1851 г. президент своим декретом распустил парламент. Это был по сути переворот, совершенный с опорой на армию.

Слабость республиканских устоев, продемонстрированная уже в ходе выборов 1848 г., привела к новому государственному пере­вороту и установлению в 1851 г. режима Второй империи. 14 ян­варя 1852 г. Луи Бонапарт промульгировал новую конституцию, напоминавшую Конституцию 1799 г. Вся полнота власти концен­трировалась в руках президента, избиравшегося на 10 лет. Он кон­тролировал законодательный процесс, который осуществлялся Государственным советом, Законодательным корпусом и Сенатом. В отличие от конституции Первой империи здесь сохранялось все­общее избирательное право при тайном голосовании. Избиратель­ный закон 31 мая 1850 г. был отменен. Однако за республиканской формой правления скрывалось монархическое содержание. Режим Второй империи окончательно оформился после плебисцита, вос­становившего императорскую власть в лице Наполеона III. Со­зданная им система являлась разновидностью бонапартистского (цезаристского) режима, носившего тоталитарный характер. Он просуществовал с 1852 по 1870 гг. и получил название Второй им­перии во Франции.

 

Авантюристическая внутренняя и внешняя политика Второй империи способствовала краху этого режима. После неудач в вой­не с Пруссией, приведших к военной катастрофе под Седаном и пленению французского императора, в Париже вспыхнули рево­люционные волнения. 4 сентября 1870 г. Франция была провоз­глашена республикой. 26 марта 1871 г. Центральный комитет На­циональной гвардии передал власть избранному на основе всеоб­щего голосования Совету Парижской Коммуны, лидеры которой стремились к установлению в стране подлинной демократической республики. В качестве прообраза такого государства они видели добровольную ассоциацию коммунальных коммун, связанных с Парижем и друг с другом «союзным договором».

Программным документом Парижской Коммуны стала Декла­рация Коммуны «К французскому народу» от 19 апреля 1871 г. В качестве идеала государственного устройства провозглашалась федерация автономных коммун Франции.

Высшим органом власти в восставшем городе стал Совет Ком­муны, члены которого избирались на основе всеобщего голосова­ния. Реализуя принцип равенства, коммунары руководствовались требованиями «дешевого правительства» и ликвидации различных привилегий и льгот. Совет Коммуны выбирал из своего состава десять комиссий, ведавших различными отраслями жизнедеятель­ности общества: финансами, юстицией, средствами связи, дипло­матическими отношениями и др. Важное место в созданной сис­теме занимал Комитет общественного спасения.

Парижская Коммуна провела ряд мероприятий, направленных на демократизацию судебной системы. Она провозгласила равный для всех суд, выборность суда, ввела суд присяжных. Судебные процессы приобрели гласный и открытый характер. Обвиняемым предоставлялись значительные процессуальные гарантии.

Не менее существенные мероприятия проводились коммунара­ми и в области социально-экономических отношений. Не пресле­дуя цели перераспределения собственности, они все же проводи­ли радикальную политику, вызванную экстремальными условия­ми и необходимостью бороться с крайними проявлениями бедности.

Парижская Коммуна, просуществовавшая всего 72 дня, представляла собой новую форму государственной и правовой системы. Однако она не могла стать эффективным механизмом самоуправления народа, способным обеспечить долговременную социально-политическую и экономическую стабильность. Эти обстоятельства и предопределили крах Парижской Коммуны.

После ее падения в стране установился режим Третьей респуб­лики, основы которого были закреплены новым конституционным документом в 1875 г. Однако ряд исследователей включают Париж­скую Коммуну в состав Третьей республики, датируя ее установ­ление 1871 годом.

Конституция Третьей республики, разработанная консервато­рами, не представляла собой целостного документа, а излагалась в трех законах: об организации Сената от 24 февраля 1875 г., об организации государственной власти от 25 февраля того же года и об отношениях между государственными властями от 16 июля. Эти законы представляли собой политический компромисс между кон­серваторами и либералами.

Главой исполнительной власти оставался президент, имевший право законодательной инициативы. Он мог отсрочить заседание парламента и распустить его нижнюю палату с согласия верхней. Президент руководил вооруженными силами, назначал на высшие должностные посты, имел внешнеполитические прерогативы.

Конституция 1875 г. предусматривала создание Совета мини­стров, статус которого не был четко определен.

Законодательная власть вручалась двухпалатному парламенту. Взаимоотношения между палатами (Палатой депутатов и Сенатом) строились таким образом, что Сенат мог сдерживать развитие ра­дикального законодательства. Заседания палат проходили одно­временно, но каждая из них работала самостоятельно. На общее собрание, именовавшееся Национальным, они созывались лишь в случае избрания президента или пересмотра Конституции.

Избирательное право не освещалось Конституцией, а регламен­тировалось специальным законодательством. Оно подтверждало всеобщее мужское избирательное право с 21 года. Выборы прово­дились по мажоритарной системе голосованием в два тура.

Такова в общих чертах государственно-политическая система, основы которой закреплялись Конституцией 1875 г.

Основным правовым источником Франции в период феодализ­ма являлись кутюмы, представлявшие собой сборники правовых норм, основанных на обычном праве.

Не менее важной задачей для национальной правовой систе­мы являлась модернизация правовых норм, то есть преодоление феодальных пережитков в области права и законодательства. Наиболее одиозными архаизмами были поземельные отношения и сословность, определявшая правовой статус французов. Недо­вольство третьего сословия устаревшей правовой системой фик­сировалось в многочисленных «Наказах» своим депутатам в Ге­неральных штатах.

Французское правоведение испытало значительное влияние теории «естественного права», основанной на рационалистических началах. Она выводила право из естественного природного состо­яния человека и общества, отвергая феодальные институты личной и экономической зависимости, а также сословное деление. При­верженцы этой концепции сформулировали идею права как не­зыблемого и общего для всех времен и народов и заявили о том, что правовому регулированию должны подлежать не только взаи­моотношения граждан между собой, но и отношения государствен­ной власти и подданных. Тем самым они выступили против абсо­лютистских устоев, а эта мысль была воплощена гораздо позже в политических системах буржуазных государств, получив название принципа законности.

Доктринальным источником развития французского права ста­ли правовые взгляды просветителей. Развивая теорию естествен­ных, неотъемлемых прав человека и общественного договора, они аргументировали необходимость модернизации социально-право­вых и экономических отношений, а также построения националь­ной государственности на принципиально новых основах, предус­матривавших гражданское равенство.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.