Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные изменения в семейном праве современной Европы




Основные тенденции развития имущественных и договорных отношений в европейском праве и США в XX в. (4 часа)

Изменения во французской государственности в первой половине XX в.(2 часа)

Эволюция американского конституционализма. Новый курс Ф.Д. Рузвельта (2 часа)

Эволюция германской государственности от Веймарской республики к фашистской диктатуре (2 часа)

ТЕМА 14. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 20 СТОЛЕТИЯ.

В начале 20-х гг. в политической практике Германии обозначи­лась тенденция усиления исполнительной власти в лице президен­та. Несмотря на то что закон о выборах президента был принят в мае 1920 г., они так и не были проведены. В результате мощного поли­тического давления, оказанного социал-демократами на политичес­кую общественность, была проведена легализация президентского статуса Эбберта, который временно исполнял до этого обязаннос­ти президента страны. Первые выборы президента состоялись в Гер­мании лишь в 1925 г., после смерти Эбберта и принесли победу став­леннику правых националистических сил — фельдмаршалу Гинденбургу. После его прихода к власти обширные властные полномочия главы государства (в том числе и право распускать рейхстаг) преоб­разуются в прямое президентское правление, признаком чего ста­ло формирование неконституционного правового поля.

Еще одним фактором, способствовавшим установлению тота­литарной государственности, стало возрастание влияния левых партий.

В этих общественно-политических условиях сформировалась фашистская партия, называвшаяся Национал-социалистической рабочей партией Германии. Приоритетными направлениями наци­стской идеологии стали лозунги национального единства, расово­го очищения, социализации экономики, усиления государственного регулирования, огосударствления крупных монополий и конфиска­ции военных прибылей. Ослабление позиций центристских партий обусловило возможность перерастания политического радикализма в особый уклад военно-политической диктатуры, поставившей страну на порог национальной катастрофы. Усиление влияния пра­вых партий было вызвано экономическим кризисом 1929—1933 гг., проявления и последствия которого использовались консерватив­ными политическими силами для аргументированного отхода от де­мократических принципов, провозглашенных Веймарской консти­туцией. Уличные беспорядки 1932 г. спровоцировали роспуск рей­хстага и организацию новых выборов в парламент. Они привели к внушительной победе нацистов, которые получили 230 депутатских мандатов, что не означало абсолютное большинство, однако при условии заключения политического союза с консерваторами позво­ляло влиять на принятие важнейших политических решений.

3 января 1933 г. А. Гитлер был назначен президентом на пост рейхсканцлера и приступил к формированию коалиционного пра­вительства, где преобладали консерваторы. Уже спустя несколько месяцев деятельность всех политических партий была поставлена под контроль правительства и государства. В стране стал склады­ваться новый государственно-правовой уклад в рамках продолжав­шей номинально существовать Веймарской республики. Он харак­теризовался концентрацией исполнительной, законодательной, административной и судебной власти в одних руках, созданием внеконституционных репрессивных органов власти, тотальным контролем государства над всеми отраслями жизнедеятельности общества, всеобъемлющим нарушением прав и свобод граждан, милитаризацией экономики, господством расовой идеологии, им­перскими внешнеполитическими амбициями государственного руководства, сращиванием государственных и партийных струк­тур, преследованием инакомыслия и устранением политического плюрализма.

Одним из основополагающих законодательных актов, обосно­вавших установление тоталитаризма, стал закон «Об устранении бедственного положения народа и империи» от 24 марта 1933 г. Он предоставил правительству неограниченное право издания зако­нов, нарушая тем самым основной конституционный принцип организации власти — разделения властей.

После смерти Гинденбурга 1 апреля 1934 г. правительство при­няло закон об объединении постов президента и канцлера. Главой государства стал Гитлер, которому теперь принадлежали права внешнеполитического представительства, командования армией и флотом, назначения министров, введения чрезвычайного положе­ния, назначения преемника. Абсолютный характер полномочий Гитлера подтверждался постановлением рейхстага от 26 апреля 1942 г., где он именовался «вождем нации».

Реализации внутри- и внешнеполитической доктрины III Рей­ха способствовала соответствующая правовая политика.

Новые тенденции, воплотившие в себе новейшие концептуаль­ные разработки, стали результатом поиска эффективных способов преодоления глобального кризиса. В одних странах этот выход был найден в установлении тоталитарных режимов (Германия, Италия, Испания), в других — в социализации государственной политики (Франция), а в третьих — в политике государственного регулиро­вания экономики (США).

Экономический кризис, пришедший на смену периоду стабиль­ности и относительного благополучия, получил в США название «великой депрессии». Национальный доход снизился на 48%, ра­зорилось 40% национальных банков, около 25% трудоспособного населения осталось без средств к существованию. В этих условиях президент Г. Гувер и его администрация продолжали настаивать на концепции государства как независимого арбитра в сфере эко­номических отношений, что проявлялось в отсутствии каких-либо мер со стороны государственной власти по преодолению деструк­тивных последствий кризиса. Стало очевидным, что механизм са­мооздоровления экономики дал сбой.

В этих условиях развернулась избирательная кампания по вы­борам президента и в Конгресс. В результате в 1932 г. к власти при­ходит Ф.Д. Рузвельт, бывший до этого губернатором штата Нью-Йорк.

Новая администрация приступила к проведению политики го­сударственного регулирования экономики, получившей название нового курса. Его основополагающие принципы были сформули­рованы в период предвыборной кампании: введение элементов экономического планирования, государственный контроль над финансовой сферой, регулирование торговли драгоценными ме­таллами, социализация политики и т.д.

Банковский кризис марта 1933 г. способствовал наделению пре­зидента чрезвычайными полномочиями по регулированию эконо­мики. Политика нового курса включала несколько направлений: регулирование финансовой сферы и декретирование золотого со­держания доллара, восстановление национальной промышленно­сти, административную и финансовую поддержку фермерства, ослабление социальной напряженности и смягчение социальных последствий кризиса.

Чрезвычайный банковский закон поставил под контроль пра­вительства и президента международные финансовые сделки, пре­кратил обмен банковских билетов на золото. Государственное каз­начейство получило право выпускать необеспеченные золотом банкноты. Были проведены меры по девальвации национальной валюты. Правительство ввело ряд ограничений на банковскую де­ятельность, направленных на оздоровление финансово-банковс­кой системы в целом. В этих же целях был установлен жесткий контроль за рынком ценных бумаг.

Функционирование отдельных отраслей промышленности регу­лировалось кодексами честной конкуренции, которые представля­ли собой инструктивные акты и содержали предписания относи­тельно объема выпускаемой продукции, цен ее реализации, поряд­ка сбыта, условий найма рабочих, размера заработной платы, условий кредитования. Вся промышленность подразделялась на 17 групп, каждая из которых руководствовалась своим кодексом.

Государственному регулированию подвергся и аграрный сектор. Целью правительственных мероприятий в этой сфере являлось по­вышение цен на сельскохозяйственную продукцию, а также соци­альная поддержка фермеров, для чего была создана Национальная администрация. Правительство провело рефинансирование фер­мерских долгов при условии сокращения посевной площади.

В 1933 г. были предприняты чрезвычайные меры по борьбе с безработицей. Правительство и созданные им новые федеральные структуры организовали систему молодежных лагерей и различные общественные работы, которые финансировались государством (например, строительство дорог). С 1935 г. устанавливалась феде­ральная система страхования, впервые в истории США предусмат­ривавшая пособия по безработице и пенсии по старости. К этому периоду относится становление трудового права. Законом от 1933 г. устанавливалось право на создание профессиональных объедине­ний, которые рассматривались в качестве посредников в социаль­но-трудовых отношениях. Окончательная легализация профсоюз­ной деятельности отразилась в законе Вагнера от 5 июля 1935 г.

После переизбрания в 1936 г. на пост президента Ф. Рузвельта политика нового курса получила законодательное оформление в качестве новой системы регулирования социально-хозяйственных связей. Официально политика нового курса осуществлялась до весны 1939 г., но в годы Второй мировой войны получила дальней­шее развитие. Тогда было образовано несколько правительствен­ных управлений, централизовавших функционирование связан­ных с войной отраслей экономики.

Несмотря на введение элементов централизации и плановости, новый курс не представлял собой отход от принципов рыночной экономики, свободной конкуренции и демократии. Эти меры носили временный характер и были вызваны экстремальными усло­виями глубокого экономического кризиса.

Основы государственного строя Франции после Первой миро­вой войны формально определялись конституционными закона­ми 1875 г. Основной тенденцией развития послевоенной государ­ственности стало ослабление власти главы государства (президен­та), что привело к нарушению равновесия между исполнительной и законодательной властью. Организационное оформление прави­тельственная структура получила лишь в 1934—1935 гг. В этой связи Третья республика 30—40 гг. получила название Режима Собраний, который характеризовался абсолютизацией полномочий законода­тельной власти. Чрезмерный контроль парламента над правитель­ством обусловил политическую нестабильность и правительствен­ную неразбериху. В условиях мирового экономического кризиса начала 30-х гг. и обострения социальных конфликтов значитель­но возросла роль правых профашистских политических групп. В феврале 1943 г. во Франции была предпринята попытка фашистс­кого путча, которая провалилась благодаря созданию мощного ан­тифашистского фронта, в состав которого вошли представители либерально-демократических сил. Усиление реакционных тенден­ций в политике привело к созданию Народного фронта — союза антифашистских сил страны (коммунисты, социалисты, радикалы и др.). Выборы 1936 г. принесли победу Народному фронту, в ре­зультате чего было сформировано правительство из социалистов и радикалов. Политика нового правительства ознаменовалась рядом социальных преобразований, а также антифашистскими меропри­ятиями. Это способствовало предотвращению установления во Франции авторитарного режима.

Поражение Франции в войне против гитлеровской Германии летом 1940 г. обусловило падение Третьей республики и установ­ление режима Виши. Конституционные законы 1975 г., устанав­ливавшие республиканскую форму правления, сохранялись номи­нально. Фактически же была установлена диктатура. Специальны­ми декретами маршал Петэн отменил пост президента республики и возложил всю полноту власти на себя. Установленный Петэном военно-авторитарный режим существовал до поражения гитлеровской Германии во второй мировой войне. Уже в период оккупа­ции в рамках движения Сопротивления стала формировать новая система власти. Создал ее генерал де Голль, находившийся тогда в эмиграции. Временное правительство, которое возглавил гене­рал, осуществляло управление страной после освобождения Фран­ции в 1944-1946 гг.

Основной тенденцией развития гражданского права на протяже­нии 20-го столетия являлось возрастание роли государственного регулирования и повышение значения институтов и конструкций частного права. В результате некоторые области гражданско-право­вых отношений переносятся в область конституционного права. Это отражало интересы и потребности социума в целом, но и создавало гарантии от чрезмерного государственного вмешательства.

В большей степени эта тенденция коснулась вещного права. Собственность претерпела трансформацию из индивидуальной (абсолютной и никем не ограниченной) в социальный институт. Социализация собственности была реализована в правовых систе­мах Англии, Франции, Германии и США.

XX век привнес в источники права дифференциацию в право собственности по объектам и субъектам. В этой связи различают публичную и частную собственность. Субъектами права публичной собственности выступают государство, субъект федерации, муни­ципалитет, коммунальная община. Публичная собственность не­делима и носит коллективный характер. В современных граждан­ско-правовых источниках исключительной государственной соб­ственностью являются национальные парки, прибрежная полоса, пляжи, ценные природные ископаемые и т.д. Под защитой госу­дарства, как правило, находятся вода, почва, флора и фауна. В пер­вой половине XX века и после завершения второй мировой вой­ны в Европе широко распространилась практика национализации. В первую очередь это было характерно для периодов социалисти­ческих революций, а также в процессе создания социалистическо­го лагеря. Кроме радикальных вариантов национализации имели место и более умеренные, реализованные в странах, сохранивших буржуазную демократическую государственность. Так, в Англии, например, была проведена программа национализации обще­ственно значимых, но убыточных отраслей: угольной, транспорт­ной и электроэнергетической. Основным методом проведения национализации стал выкуп государством этих отраслей у прежних владельцев, а также создание общественных корпораций, в управ­лении которыми участвовали и представители профсоюзов. В ка­честве обязательных условий национализации современные зако­нодательства европейских стран называют общественные интере­сы, законодательное закрепление, обязательная компенсация, судебный порядок возмещения стоимости имущества в случае воз­никновения имущественных споров и претензий.

Дальнейшее развитие в этот период получил институт довери­тельной собственности, возникший в Англии. Траст предполага­ет, что лицо, учредившее доверительную собственность, передает ее в управление другим лицам. Эта юридическая конструкция ис­пользуется в целях защиты интересов недееспособных лиц, замуж­них женщин, а также благотворительных и иных учреждений. На основе трастов создаются различные инвестиционные объедине­ния. В случае отчуждения доверительной собственности закон за­щищает права и интересы бенефициантов. Однако они лишь по­лучали определенные выгоды, гарантированные правом справед­ливости, и не могли подавать иски для защиты своих прав. Таким образом, траст предусматривает расщепление собственнических прав между собственником (бенефициантом) и управляющим. Вещное право развивалось под влиянием корпоративного пред­принимательства, что обусловило становление акционерного (кор­поративного) права. По мере развития рыночной экономики и интеграционных процессов возросло значение в праве юридичес­ких лиц. В системе общего права отсутствует понятие юридичес­кого лица. Фактически ими являются акционерные общества. В послевоенный период обозначилась демократизация акционерно­го капитала, то есть юридически закрепленная возможность рас­пространения ценных бумаг среди широкого круга лиц.

Важнейшие изменения произошли и в сфере договорного пра­ва. В романо-германской правовой системе обязательственное право рассматривается в качестве центрального раздела граждан­ского права. Обязательство трактуется как обязанность одного лица совершить или не совершать какого-либо действия в интере­сах другого лица. Они могут возникать из закона или из деликта.

Распространяется практика возмещения ущерба за угрозу возник­новения деликта.

В современном праве расширяется и детализируется перечень убытков, подлежащих возмещению. В рамках германского права было разработано понятие «фиктивных» убытков. В этом случае исчисляются не только фактические убытки, но и потенциальные. Легитимно закрепляется новьй вид обязательства — из необосно­ванного обогащения.

Важное значение продолжают сохранять обязательства из дого­воров. Современное законодательство усиливает договорную от­ветственность. В юридической практике закрепляется правило, суть которого заключалась в том, что обязательство не должно ущемлять интересы третьих лиц.

Несмотря на то что в общем праве отсутствует дефиниция «обя­зательственное право», оно становится важнейшим элементом гражданского права Англии и США. Принцип свободы заключе­ния договоров закрепляется на конституционном уровне. Основ­ным источником регулирования договорных отношений становит­ся законодательство штатов. Закон закрепил новую разновидность договоров — лизинг, сочетавший аренду-продажу товара. Новаци­ей стал и договор о передаче научно-технической информации, обладающей коммерческой ценностью. Значительным изменени­ям подверглись традиционные договора купли-продажи. Появи­лась продажа в кредит, с рассрочкой платежа, с аукциона и т. п.

Вместе с тем в сферу гражданско-правовых отношений вторга­ются нормы императивного характера, что было обусловлено ши­роким распространением административных договоров.

Семейное право традиционно рассматривается в качестве важ­нейшего института частного права. Поэтому источниками регули­рования правоотношений в этой области являются гражданские кодексы или иные акты гражданского законодательства, а также судебная практика по семейно-имущественным делам. В Германии и Испании функционируют унифицированные нормы семейно-брачных отношений. В Англии и США параллельно сосуществу­ют несколько систем правовые норм, регламентирующих эту сферу отношений между людьми. Это обусловлено многоуровневой системой национального законодательства. Так, в США функциони­руют как общефедеральные нормы, так и законы отдельных шта­тов, где наблюдаются существенные различия. С точки зрения ис­точников, регулирующих семейные отношения, можно выделить страны, где эти нормы включены в гражданские кодексы, и те, где функционируют обособленные законы о браке и семье.

Основной тенденцией развития семейно-брачного законодатель­ства стала его демократизация. В 60-70-х гг. во многих европейс­ких государствах были осуществлены реформы.семейно-брачного законодательства. Это стало результатом социальной и политичес­кой активизации молодежи и женщин, а также следствием охватив­шего всю Европу феминистского движения. Спор между граждан­ским и церковным браком закончился в пользу гражданского.

Законодательство многих европейских стран подчеркивало, что брак является светским, а не религиозным институтом. В совре­менном праве доминирует представление о браке как договоре, который в силу определенных обстоятельств может быть признан недействительным (например, когда один из супругов ввел друго­го в заблуждение относительно его материального положения)..

В юриспруденции распространено мнение о том, что брак — это правоотношение, порождающее юридический статус. Этот тезис используется для обоснования государственного вмешательства в эту сферу гражданского права. Возраст брачного совершеннолетия в разных странах колеблется в значительных пределах: от 21 года для мужчин (в некоторых штатах США) до 12 лет у женщин (в Испании).

Повсюду запрещены браки между родственниками по восходя­щей и нисходящей линиям, а также между братьями и сестрами. Но законодательство различных европейских стран отличается различной степенью консерватизма. Так, в Швеции запрещены лишь браки между ближайшими родственниками. А в Ирландии запрет касается 28 степеней родства. Важнейшим условием заклю­чения законного брака является ставшее традиционным для Евро­пы требование к супругам не состоять в другом браке. В последнее время в законодательстве ряда европейских стран выдвигаются нетрадиционные требования к брачующимся: например, принад­лежность вступающих в брак к разному полу. Это требование на­шло отражение в английском брачном законодательстве. В Голлан­дии, наоборот, закон разрешил заключение однополых браков. В законодательстве ряда стран встречаются требования и ограничения относительно состояния здоровья вступающих в брак. В ряде американских штатов сохраняются ограничения временного ха­рактера на вступление в повторный брак обвиненного в супружес­кой неверности (если это стало причиной развода).

Новацией в XX столетии стало признание равного статуса в браке мужчин и женщин. Супруги стали рассматриваться как пол­ноправные партнеры. Наиболее отчетливо тенденция либерализа­ции проявилась в практике расторжения брака. Доказательств ви­новности одной из сторон не требуется. Хотя в некоторых амери­канских штатах это правило действует до сих пор. В целом современное законодательство признает свободу развода. В Ита­лии возможность развода была признана лишь в 1970 г., в Порту­галии — в 1976 г., а в Испании — в 1981 г.

В некоторых странах для получения развода достаточно заявле­ния об этом обоих или даже одного из супругов. Примером такого подхода может служить Швеция, где в случае одностороннего за­явления развод оформляется по истечении шестимесячного сро­ка, даже если у супругов имеются несовершеннолетние дети. Од­нако и это ограничение не применяется, если супруги не прожи­вали вместе в течение двух лет. В большинстве стран основанием для развода является распад брака, признаками чего могут являться раздельное проживание супругов, разногласия между ними, суп­ружеская неверность, жестокое обращение, злоупотребление алко­голем, уход из дома одного из супругов и другие. Во Франции брак может быть расторгнут вследствие прекращения семейной жизни, когда супруги не живут вместе в течение шести лет или когда один из супругов в течение такого же срока страдает психическими за­болеваниями. Это так называемые «безвинные» основания для раз­вода, к которым относится и несовместимость характеров. Непос­редственное решение о разводе принимают либо суды, либо орга­ны регистрации актов гражданского состояния. В современной юридической практике существует понятие судебной сепарации (разлучения) супругов, основанием чего могут являться брачные правонарушения: супружеские измены, жестокое обращение и т.п. В Англии и Франции решение о сепарации нередко используется в качестве промежуточной меры перед оформлением развода.

Расторжение брака для бывших супругов и для детей влечет целый ряд юридических последствий, затрагивающих раздел имуще­ства и содержания. На регламентацию алиментиронания повлияла утрата представления о разводе как наказании за вину. Поэтому во многих европейских странах устанавливается одинаковый размер материальной помощи, которую должны оказывать супру­ги друг другу. При этом учитываются состояние здоровья, возраст, длительность брачных отношений, материальные нужды и потреб­ности разведенных, наличие несовершеннолетних детей.

Уравниваются имущественные права супругов. Закон уделяет внимание регулированию как личных, так и имущественных отно­шений супругов. Наиболее обстоятельно регулируются вопросы режима имущества супругов, порядка управления им и предостав­ления содержания. В современном европейском праве существу­ет три вида правового режима имущества супругов: общности вла­дения, раздельного владения и смешанный тип, который часто называют режимом «отложенной общности». Юридическим осно­ванием применения того или иного режима является брачный кон­тракт либо соответствующие статьи закона (легальный режим). Средством защиты личных и имущественных прав супругов стал рассматриваться брачный контракт. Он регламентирует статус до­брачного имущества мужа и жены, режим имущества, нажитого в браке, а также имущественные санкции в случае развода. Легаль­ный режим общности имущества предусматривается в законода­тельстве Франции, Испании, некоторых американских штатов. Режим раздельного владения доминирует в ФРГ, Финляндии, Швеции, Дании и Норвегии.

Права и обязанности супругов регулируются по-разному в раз­личных европейских странах в зависимости от степени либераль­ности семейного права. Так, в Англии господствует традиционное представление о том, что обеспечение жены всем необходимым и предоставление ей содержания является основной обязанностью мужа.

Демократизация коснулась и сферы отношений между детьми и родителями. Происхождение ребенка, рожденного в браке, ус­танавливается путем регистрации новорожденного с указанием его отца и матери по обоюдному согласию супругов. Установление родителей детей, рожденных вне брака, осуществляется их леги­тимацией путем вступления родителей в брак после их рождения, а также на основании добровольного заявлении отца о признании отцовства. Законом допускается практика установления отцовства в судебном порядке. Несмотря на улучшение статуса внебрачных детей, между ними и законнорожденными сохраняются отличия. Наиболее четко это проявляется в сфере наследственного права.

Многие европейские государства не присоединились к междуна­родной Концепции о правах детей, рожденных вне брака, от 1975 г. Этот документ декларировал равные права детей независимо от статуса законно- или незаконнорожденных.

Комплекс прав и обязанностей родителей связан с их взаимным алиментированием. Как правило, алименты на содержание детей выплачиваются родителями, проживающими отдельно, до дости­жения детьми совершеннолетия. После этого дети, в свою очередь, в предусмотренных законом случаях обязаны содержать родителей.

Во многих правовых системах устанавливается юридическая ответственность родителей за противоправные действия несовер­шеннолетних детей. Законодательное признание получают права детей на гуманное обращение, на среднее образование и т. д. Их. нарушение со стороны родителей влечет уголовную ответствен­ность последних.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.