Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 30. Искусство Франции 1 пол. 19 в




На протяжении столетия, от Великой буржуазной революции 1789 г. до конца 19 в., французское искусство занимало ведущее место в мировом искусстве. Это было закономерно и обусловлено передовой ролью Франции в политической и общественной жизни Европы.

В годы революции широкое распространение получила графика, отображающая ход исторических событий, а также сатирический народный лубок (раскрашенные гравюры), часто обращающийся к языку символов. Революция выдвинула новый вид массового искусства — декоративное оформление революционных празднеств, являвших собой синтез различных искусств. Создаются музеи искусства Франции. Новое, революционное искусство развивалось в упорной борьбе с Королевской Академией, которая в 1793 г. была упразднена по постановлению Конвента.

Громадное воздействие на развитие французского искусства оказал Жак Луи Давид (1748—1825) — основоположник революционного классицизма. Картина «Клятва Горациев» (1784, Париж, Лувр) ярче всего воплощает его принципы. Она раскрывает трагические противоречия между гражданским долгом и личными чувствами людей. Главные средства художественной выразительности при создании образов: ясный и лаконичный жест, строгий подчеркнуто-энергичный рисунок, четкая светотеневая моделировка, цвет, дополняющий характеристики, сообщают удивительную цельность общему решению.

Одно из крупных начинаний Давида — многофигурная композиция «Клятва в зале для игры в мяч» (картина осталась незавершенной, судить о ней можно по эскизу, выставленному в Салоне 1791 г. и хранящемуся в Лувре). Она посвящена событию исторической важности — собранию депутатов 20 июня 1789 г., выдвинувшему требование новой конституции, и вместе с тем словно воплощает символ единства нации, устремленной к свободе, равенству, братству. Композиция полна пафоса и революционного подъема, включает ряд ярких портретов современников. Героический реализм Давида достигает высшего выражения в картине «Смерть Марата» (1791, Брюссель, Музей современного искусства). Разочарованный поражением революции, утратив веру в борьбу за справедливость, художник уходит в мир идеальной красоты. Эти настроения нашли выражение в картине «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (1799, Париж, Лувр) — образце мастерского, но холодного, классицистического искусства начала 19 в. Давид вынужден был писать Наполеона в огромных театрально-декоративных композициях. Основы нового классицистического направления ярко выразил в своем творчестве Клод Никола Леду (1736—1806). Широта его планировочных замыслов, суровая простота форм сооружений отвечали духу 1790-х гг. Леду шел от классики, но в то же время смело ломал ее каноны, отказывался от декоративных деталей и украшений. Основное значение в его архитектуре имели суровые геометрические объемы, подчеркнутые контрастными сопоставлениями и мощной каменной кладкой. Леду создал проект промышленного города Шо при соляных рудниках и частично его осуществил. В основу планировки он положил принцип комплекса изолированных домов с радиальными улицами и центральной площадью. Каждое здание должно было выражать определенную идею, воспитывать человека. В ансамбль входили Дом дружбы, Дом братства, Дом воспитания. Перед революцией Леду выстроил заставы Парижа, превратив их в своеобразные пропилеи на подступах к столице. Одна из самых монументальных — застава Ла Виллет.

В живописи господствующим официальным направлением все еще остается классицизм, вырождающийся в реакционный, догматический академизм. Неумолимо клонящийся к упадку, он неожиданно находит новые силы в лице Энгра, ученика Давида. Одна из центральных фигур искусства 19 в.—Жан Огюст Доминик Энгр (1780—1867) - становится убежденным вождем классицизма. Сложное и противоречивое творчество Энгра заключает в себе две основные тенденции. Первая — его постоянные поиски идеала и обращение к античности и Высокому Возрождению в тематических классицистических картинах. Вторая, обусловленная необычайной остротой глаза художника, подмечающего самые характерные черты в окружающих его людях, приводит его к созданию подлинных шедевров реалистического искусства — замечательных портретов как в живописи, так и в рисунке.

В подражание итальянским мастерам написана сложная многофигурная композиция «Апофеоз Гомера» (1827, Париж, Лувр), уводящая зрителя в идеальный мир. Художник стремился воплотить в ней тему преемственности классического искусства от Гомера к Пуссену. Однако нарочитая уравновешенность композиции, сухость и холодное аналитическое внимание ко всем ее частям подчеркивают искусственность и некоторую надуманность.

Безупречный рисунок, красота силуэтов определяют стиль портретов Энгра. Таков портрет знаменитого скрипача Паганини (1819, Париж, Лувр). Сам Энгр не считал портретный жанр достойным настоящего художника, хотя именно в области портрета создал самые значительные свои произведения. С тщательным наблюдением натуры и восхищением ею связаны удачи художника при создании ряда поэтических женских образов в картинах «Большая одалиска» (1814, Париж, Лувр), «Источник» (1820—1856, Париж, Лувр); в последней воплощен идеал «вечной красоты».

В 20-е гг. прогрессивный романтизм завоевывает передовые позиции, воплощая устремления наиболее революционной части французского общества. В условиях усугубляющихся классовых противоречий прогрессивные романтики проявляют интерес к национальной истории, народному творчеству, ко всему необычному, яркому. Борьбу против догматики классицизма, за искусство, овеянное бурями страстей, возглавил Теодор Жерико (1791 — 1824) — основоположник революционного романтизма. Сам термин «романтизм» был впервые употреблен применительно к его искусству, пронизанному драматизмом, духом протеста против монархии Бурбонов и буржуазной действительности. Отказавшись от античной тематики и сковывающих творческую волю канонов классицизма, Жерико черпает вдохновение в образах окружающего мира. Первая самостоятельная картина Жерико «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Париж, Лувр). Она была написана в то время, когда французская армия начинала свой поход в Россию. Отсюда пафос, властная энергия, героика образа. Иной, более драматичный характер носит картина «Раненый кирасир» (1814, Париж, Лувр), задуманная как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен офицер, покидающий поле сражения. В героико-монументальном плане исполнена и самая значительная из картин Жерико «Плот «Медузы» (1818— 1819, Париж, Лувр). В работах, созданных в Англии, сильнее проявляются реалистические тенденции. К острому выражению конкретных жизненных наблюдений стремится он картине «Скачки в Эпсоме» (1821, Париж, Лувр). В сдержанной манере изображает художник в сериях литографий сцены жизни английской бедноты— композиция «Старый нищий, умирающий у дверей булочной» (1821). Он героизирует образы людей труда (акварели «Пахота в Англии», «Фургон угольщика», 1821). Интерес к внутреннему миру человека проявляет художник в портретах душевнобольных парижского госпиталя. Жерико был полон творческих планов, осуществить которые помешала ранняя смерть. Главой прогрессивных романтиков стал на долгие годы Э. Делакруа.(1798—1863). Он был не только автором множества картин и графических произведений, но и создателем монументально-декоративных росписей. Это был великий колорист, который особое внимание уделял проблеме цвета и научного ее обоснования. Его литературное наследие, в частности «Дневник», который он вел на протяжении почти всей жизни, заключает мысли об искусстве, о задачах и законах его развития. «Резня на Хиосе» (1824, Париж, Лувр), явилась откликом художника на актуальные события того времени — героическую борьбу греческого народа против турецких завоевателей, продолжила начинания Жерико в области работы над общественно-значительными темами современности.

Вершиной его творчества стала картина «Свобода, ведущая народ» («28 июля 1830 года», 1830, Париж, Лувр), которая целиком связала Делакруа с революционным движением 1830 г. Это наиболее значительное произведение европейского искусства 19 в., посвященное вооруженному выступлению народа. Яркая эмоциональность, отказ от канонов, расширение круга тем и, в частности, обращение к исторической теме характерны и для скульпторов-романтиков. Со «Свободой» Делакруа перекликается монументальный рельеф Франсуа Рюда (1784—1855) «Выступление добровольцев в 1792 году» («Марсельеза», 1833—1836), украшающий Триумфальную арку на площади Звезды в Париже. С революцией было связано и творчество Оноре Домье (1808—1879), художника цельного, последовательного в своих убеждениях, непримиримого борца с буржуазными порядками. Его искусство оказало громадное воздействие на развитие критического реализма, и прежде всего сатирической графики и карикатуры. В журнале «Карикатюр» он помещает рисунки, высмеивающие власть. На использовании уничтожающе разоблачающих портретов строит художник одну из самых прославленных литографий — «Законодательное чрево» (1834). Отбрасывая все второстепенное, акцентируя основное, Домье создает монументальный стиль в литографиях, раскрывающих эпизоды классовой борьбы рабочих. «Улица Транснонен» (1834), поразительный по силе обличающий документ, который призывает к отмщению. Ни штрафы, ни тюрьма не сломили художника, который продолжал отстаивать республиканские идеи.

Одновременно с Домье выступает группа художников, работавших в области национального пейзажа. Их живопись сыграла важную роль в утверждении реализма в мировом искусстве. Эти художники начали изображать природу своей страны, воспевая красоту и поэтичность окружающего мира, в котором живет и трудится простой человек. В этом огромное значение творчества художников-пейзажистов, получивших название барбизонцев. Их лидером был Теодор Руссо (1812—1867), утверждавший обыденное как значительное, монументальное. Его привлекало в природе все устойчивое, могучее, материальное; он подчеркивал конкретную осязаемость предметов. Ближе других к Руссо был Жюль Дюпре (1811—1889), отличавшийся от своего друга приверженностью к драматически-взволнованным состояниям природы. Более насыщенную, декоративную палитру предпочитал Нарсис Диаз (1807—1876). Особое место в пейзажной живописи Франции занимал Камиль Коро (1796—1875), чье творчество имело лирико-поэтическую направленность.

В непосредственной близости к барбизонцам проходила деятельность одного из самых замечательных художников-реалистов Франции — Франсуа Милле (1814—1875). Он не только обратился к родной природе, но главной темой своего творчества избрал жизнь и труд крестьян, которых изображал с необычайной теплотой, проникновенностью и правдивостью. «Я крестьянин и ничего больше, кроме как крестьянин»,— скромно говорил он о себе. «Сеятель» (1849—1850, один из вариантов — Бостон, Музей изящных искусств; другой — Нью-Йорк, Метрополитен-музей), поэтизируют и возвышают крестьянский труд. Центральное место в творчестве Милле занимает картина «Сборщицы колосьев» (1857, Париж, Лувр), отличающаяся эпичностью. Патриархальные воззрения художника нашли выражение в картине «Вечерний звон» («Анжелюс», 1858—1859, Париж, Лувр).

С именем Гюстава Курбе (1819—1877) связывают создание новой реалистической эстетики, а также программное утверждение критического реализма во французской живописи. Он начинает изображать своих современников в величину натуры, усиливая материальность, весомость форм. Подлинным откровением была картина «Похороны в Орнани», где в крупных масштабах исторической композиции предстали во весь рост люди Франции, современники художника. Расширив круг тем, Курбе стремился изображать все то, что он видел своими глазами: людей всех классов и сословий. В картине «Мастерская художника» (1855, Париж, Лувр), этой своеобразной «реальной аллегории», он представил свои модели и тех, с кем работал и дружил и самого себя, сидящего за мольбертом. Совсем иной характер носит портрет мецената Брюйа, изображенного на прогулке в момент встречи с художником в картине «Здравствуйте, господин Курбе» (1854, Монпелье, Музей Фабр), — это, по существу, жанровая сцена. Тенденция приобретения портретом черт жанровой живописи в дальнейшем будет развита импрессионистами. Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта, подчас объединенного с пейзажем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.