Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инвентаризация и обследование как важнейшие этапы ревизии




Наиболее ответственным и трудоемким этапом ревизии является инвентаризация. Руководитель ревизионной группы разрабатывает план инвентаризации матери­ных ценностей. При этом он устанавливает, по всем ли материально ответственным лицам и в какое время проводились инвентаризации, когда они были в очередном отпус­ке с передачей материальных ценностей другим работникам. Не­обходимо установить, не числятся ли ценности в организации за уволенными лицами, переданы ли материалы по фактам недостач и хищений правоохранительным органам. Целесообразно снятие остатков ценностей совмещать при необходимости с передачей их другим материально ответственным лицам, проводить мероприя­тия, ускоряющие инвентаризации и повышающие их качество (например, отгрузку продукции со складов соответствующим по­купателям, возврат подотчетными лицами неизрасходованных сумм в кассу и т. п.).

Обязательной инвентаризации при проведении ревизии под­лежат расчеты с дебиторами и кредиторами, товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателей, принятые на ответ­ственное хранение от поставщиков, выданные предприятию исполнительные листы, бланки строгой отчетности. Результаты инвентаризаций оформляются справкой о проведенных инвента­ризациях материальных ценностей в период комплексной ревизии в соответствующей ревизуемой организации на определенную да­ту, которая прилагается к акту комплексной ревизии (приложе­ние). В справке должна быть приведена следующая информа­ция: наименование места хранения (нахождения) ценностей; фамилия, имя, отчество материально ответственного лица; на ка­кую дату проведена предыдущая инвентаризация; дата последней инвентаризации с передачей ценностей; на какую дату проведена инвентаризация при проведении ревизии; остатки материальных ценностей до учетным данным; остатки материальных ценностей по данным инвентаризации; какие составлены акты при инвента­ризации (на испорченные ценности, на естественную убыль); ре­зультат этой инвентаризации (недостача или излишки); кто про­водил контрольную проверку; результат контрольной проверки (больше или меньше); какая сумма денежных средств взыскана в возмещение недостачи в период ревизии.

Вышеуказанные справки должны быть подписаны руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации.

Ревизоры осуществляют руководство и контроль за работой членов инвентаризационных комиссий, проводят инструктаж о правилах проведения инвентаризаций. Наряду с этим члены ревизионной группы должны проводить контрольные проверки качества инвентаризаций, проводимых в период комплексной ревизии. Они должны охватывать не менее 10 % остатков материальных ценностей, включаемых в инвентаризационную опись. Результаты проверок оформляются актом установленной формы, который подписывается ревизором, проводившимконтрольную проверку, председателем и членами инвентаризационной комиссии. В случае установления расхождений между данными инвентаризационной описи и фактическим наличием ценностей согласно контрольной проверке назначается новый состав инвентаризационной комиссии, а виновные лица привлекаются к ответственности.

Одновременно с инвентаризацией материальных ценностей проводится обследование ревизуемого объекта. Ревизор может обследовать различные объекты: производственные и складские помещения; ограждение и охрану территории предприятия; технологическое оборудование и т. п. С помощью обследования устанавливаются условия хранения материальных ценностей, денежных средств, наличие пропускной системы и соответствие ее предъявляемым требованиям; обеспеченность помещений для ценностей охранно-пожарной сигнализацией и др. В процессе проведения обследования ревизор может выявить причины и условия, способствующие хищениям.

Руководитель ревизионной группы может привлекать к обследованию соответствующих специалистов, участвующих в проведении ревизии. Результаты обследований оформляются разовыми актами, например, о наличии охран­но-пожарной сигнализации и ее исправности, о некомплектно­сти оборудования, о правильности ценообразования и т. д. При составлении акта комплексной ревизии учитывается содержание разовых актов (справок) проверок, а сами акты прилагаются к ос­новному акту ревизии.

После проведения инвентаризации и обследования ревизоры преступают к исследованию финансовых и хозяйствен­ных операций, отраженных в первичных документах, записей в регистрах учета, бухгалтерской и статистической отчетности для установления законности, достоверности и целесообразности их совершения. Исследование проводится с помощью приемов доку­ментального контроля.

По результатам ревизии, в ходе которой выявлены факты на­рушений актов законодательства, регулирующих экономические отношения, руководителем ревизионной группы (ревизором) на основании справок специалистов, включенных в состав группы, составляется основной акт комплексной ревизии. Если же в процессе проведения комплексной ревизии не установ­лено фактов нарушений действующего законодательства в сфере экономических отношений, бесхозяйственности и т. п. – руководитель ревизионной группы оформляет результаты ревизии путем составления справки.

Акты и справки подписываются руководителем ревизионной группы (ревизором), руководителем и главным бухгалтером (финансовым директором) ревизуемого субъекта. В случае отказа должностных лиц проверяемого субъекта хозяйствования от подписания акта ревизии в нем делается соответствующая запись. Отказавшиеся от подписи имеют право изложить в письменной форме мотивы отказа.

При наличии возражений по содержанию акта ревизии (справки) подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом запись перед своей подписью, и не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта должны представить в ревизующую организацию возражения в письменной форме по тем аспектам, с которыми не согласны или возражают по их существу. В случае непредставления таких возражений в установленный срок замечания должностных лиц ревизуемой организации не принимаются во внимание. В случае представления возражений в установленный срок их обоснованность проверяется руководителем ревизионной группы (ревизором), проводившим ревизию, и по ним составляется заключение в письменной форме, с содержанием которого знакомят соответствующих должностных лиц ревизуемой организации (заинтересованных лиц). Руководитель ревизионной группы вправе потребовать представление письменных объяснений должностных лиц ревизуемого предприятия и лиц, непосредственно виновных в установленных ревизией нарушениях и злоупотреблениях. Данные объяснения прилагаются к основному акту ревизии и являются неотъемлемой частью.

В случае, если выявленною нарушение или злоупотребление может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять оперативные меры воздействия для их устранения и привлечения через правоохранительные органы к ответственности виновных лиц, руководителем ревизионной группы до окончания ревизии составляется отдельный частный (промежуточный) акт ревизии.

Промежуточный акт ревизии имеет такую же структуру, как и основной акт ревизии. Единственное отличие состоит в том, что в результативной части излагаются результаты исследования только того участка финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации. Он подписывается руководителем ревизионной группы, соответствующими должностными лицами ревизуемой организации, а также лицами, причастными к выявленным нару­шениям и злоупотреблениям, от которых в обязательном порядке изымаются письменные разъяснения. Факты, изложенные в про­межуточном акте, включают в основной акт ревизии, а сам он яв­ляется приложением к нему.

Один экземпляр промежуточного акта передается руководите­лю ревизуемой организации, второй является приложением к со­проводительному письму, с которым материалы ревизии переда­ются в правоохранительные органы для возбуждения уголовного деда и предъявления гражданского иска. Такие материалы должны передаваться правоохранительным органам в оригиналах в деся­тидневный срок. За своевременность их передачи, полноту и над­лежащее качество персональную ответственность несет руководи­тель контролирующей организации.

Разновидностью промежуточного акта являются разовые акты, которыми оформляются результаты обследований, т. е. отдельные ревизионные действия, не получившие отражения в первичных документах бухгалтерского учета.

Во вступительной части разового акта указывается, кто реви­зует и присутствует при проверке, а в результативной - факты на­рушений, сумма ущерба и виновные лица. В зависимости от обстоятельств в разовых актах могут отражаться нарушения, уста­новленные при контрольных запусках сырья в производство в промышленности, проверках измерительного оборудования, кон­трольных закупках товаров в торговле, контрольных обмерах вы­полненных строительно-монтажных и ремонтных работ в строи­тельстве и т. п.

Выявленное факты однородных нарушений могут отражаться в накопительных ведомостях, прилагаемых к каждому экземпляру акта ревизии, в которых указываются все необходимые данные по каждому факту нарушения: размер причиненного ущерба (при его наличии), период, на протяжении которого совершалось наруше­ние, даты и номера документов. В основном акте комплексной ре­визии приводятся только итоговые данные и содержание этих на­рушений со ссылкой на соответствующие приложения, в которых приводятся накопительные ведомости по однородным нарушени­ям. Группировка нарушений способствует сокращению объема акта ревизии, а также делает его более компактным.

Записи в ведомости производят по установленным фактам на­рушений, применительно к разделам акта комплексной ревизии. Ведомости подписываются руководителем ревизионной группы и главным бухгалтером ревизуемой организации с подтверждения выявленных фактов нарушений и злоупотреблений и бесхозяйственности.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОДЕРЖАНИЮ АКТА КОМПЛЕКСНОЙ РЕВИЗИИ

По структуре акт комплексной ревизии состоит из двух частей: вступительной и исследовательской (результативной). Во вступи­тельной части отражается следующая информация: наименование документа, место и дата его составления; основание назначения ревизии, дата и номер приказа (распоряжения) о ее проведении, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего акт реви­зии; даты начала и завершения ревизии (в случае перерывов ука­зывается их период); ревизуемый период; должности и фамилии работников ревизуемой организации, обязанных в соответствии с нормативными и инструктивными материалами, регулирующими вопросы контрольно-ревизионной работы, подписывать акт реви­зии, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях, а также иных лиц, привлекаемых к ревизии; наименование и местонахождение ревизуемой организации; наличие книги учета проверок (ревизий); кем и когда были проведе­ны предыдущие ревизии (проверки), какие принимались меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства; какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким спосо­бом (сплошной или выборочный) и за какой период проверены. В последнем случае отмечают периоды, выбранные для проверки. Это необходимо для установления меры ответственности ревизо­ра, если впоследствии окажется, что он не отразил в акте ревизии выявленные нарушения.

Затем приводятся краткие данные о ревизуемом предприятии, по организационной структуре и видах деятельности.

Результативная часть акта ревизии представляет собой систе­матизированный перечень выявленных нарушений, недостатков и злоупотреблений в процессе производственной и финансово-хо­зяйственной деятельности ревизуемой организации или предпри­ятия. Она состоит из отдельных разделов, соответствующих наи­менованию и числу вопросов (разделов) программы ревизии. Построение исследовательской части акта ревизии строго не рег­ламентировано. Результаты ревизии в ней должны быть изложены таким образом, чтобы по каждому отраженному факту можно бы­ло определенно ответить на следующие вопросы:

- что нарушено?

- кто нарушил?

- когда и где?

- каким способом (причины, условия) произведено нарушение и чем оно вызвано?

- последствия нарушения.

В акт ревизии должны включаться только факты, достаточно проверенные и обоснованные, содержащие элементы нарушений и свидетельствующие о наличии недостатков в работе ревизуемой организации. В нем должна быть соблюдена объективность, яс­ность и точность изложения установленных фактов.

В исследовательской части акта ревизии должны быть указаны:

- место, время и характер совершенного экономического пра­вонарушения, акты законодательства, требования которых нару­шены, установленная актом законодательства ответственность за данный вид нарушения;

- факты несоблюдения установленного порядка составления и исполнения смет и финансовых планов;

- факты сокрытия или несвоевременного перечисления при­читающихся бюджету платежей и других сумм, прочих нарушений финансовой дисциплины, неправильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, невыполнения требований по осуществлению внутрихозяйственного контроля;

- установленные в ходе ревизии недостачи денежных средств и материальных ценностей, потери от переплаты работникам, по­ставщикам и подрядчикам по счетам и расчетам, прочим деби­торам;

- размер причиненного ущерба и другие последствия выявлен­ных нарушений;

- должности и фамилии лиц, по вине которых допущены соот­ветствующие нарушения, а также сведения о том, какие именно действия (бездействие) этих должностных лиц повлекли наруше­ния в деятельности ревизуемой организации;

- иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении.

Не допускается включение в акт ревизии различного рода не подтвержденных документально предположений и данных о дея­тельности ревизуемой организаций. При проведении ревизии чле­ны ревизионной группы обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства. Ре­зультаты ревизии должны излагаться в акте на основе:

- проверенных данных и фактов, вытекающих из имеющихся у ревизуемых организаций документов и материалов или получен­ных в результате использования приемов документального кон­троля;

- фактических проверок действительности совершенных опе­раций;

- итогов взвешивания и обмера сырья и материалов по данным проведенных в процессе ревизии инвентаризаций материальных ценностей;

- проведения контрольных обмеров, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции;

-данных проверки качества продукции, соблюдения техниче­ских условий и технологических режимов производства, соответ­ствия продукции республиканским стандартам и стандартам предприятия, а также других данных, вытекающих из заключе­ний специалистов или экспертов, привлекаемых к проведению ревизии.

Основными формамиреализации результатов ревизии являются:

- устранение недостатков по мере их выявления в ходе проведения ревизии;

- обсуждение результатов ревизии в ревизуемой организации;

- передача материалов ревизии правоохранительным органам;

- рассмотрение результатов ревизии в ревизующей организации.

На основании материалов, содержащихся в акте ревизии, виновные должностные и материально ответственные лица привлекаются к материальной, административной и уголовной ответственности, разрабатываются мероприятия по устранению причин и условий, способствовавших выявленным нарушениям и злоупотреблениям. Материалы ревизии должны быть обязательно рассмотрены как в ревизуемой, так и в ревизующей организации. В соответствии с действующими инструктивными материалами руководитель ревизуемой организации обязан рассмотреть результаты ревизии не позднее двухнедельного срока, а руководитель контрольно-ревизионной службы ревизующей организации совместно с отраслевыми управлениями, специалисты которых принимали участие в проведении комплексной ревизии, обязан рассмотреть материалы ревизии не позднее 30-дневного срока со дня подписания акта. Результаты рассмотрения представляются в форме проектов приказов или постановлений как обревизованной, так и вышестоящей организации. Проекты приказов могут быть развернутые, с рекомендациями по результатам ревизии, и краткие, с перечнем основных нарушений Организационные выводы о ра6оте ревизуемой организации, привлечение к дисциплинарной ответственности ее руководителей отражаются в приказе контролирующей организации. Содержание приказов должно быть четким, логичным, понятным и состоять из двух частей: констатирующей и приказной. Первая основывается на выводах ревизующих (содержании исследовательской части акта ревизии), вторая — исходит из констатирующей части.

В практической работе применяются различные способы контроля за выполнением решений по результатам ревизии:

1.путем представления должностными лицами ревизуемой организации в письменной форме отчетов о проделанной работе по устранению выявленных ревизией недостатков и выполнению намеченных мероприятий;

2.путем получения информации с помощью технических средств связи;

3.вызов руководителя и специалистов ревизуемой организации с отчетом о принятых мерах по устранению выявленных ревизией недостатков и выполнению намеченных мероприятий;

4.закрепление должностных лиц, специалистов ревизующей организации для наблюдения за ходом реализации принятых по материалам ревизии решений в ревизуемой организации;

5.проведение тематических проверок;

6.проверка в период проведения последующей плановой ревизии.

 

Тема 1.3 Понятие, значение и содержание аудита.

  1. Понятие и сущность аудита. Основные цели и задачи аудита
  2. Классификация аудита
  3. Организация аудита в Республике Беларусь
  4. Государственное регулирование аудиторской деятельности
  5. Права, обязанности, ответственность аудиторов
  6. Этапы аудита

 

Слово «аудит» происходит от латинского аудио - слышит, слушающий.

Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности под аудиторской деятельностью (аудитом) понимается «...предпринимательская деятельность по проведению аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей... аудиторскими организациями независимой внешней аудиторской проверки бухгалтерской Отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей.. в целях оценки достоверности бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь».

Основными целями аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности являются:

установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта во всех существенных отношениях, т. е. полноты, достоверности и точности отражения в отчетности показателей активов и пассивов, собственных и заемных средств, состояния расчетов и финансовых результатов за определенный период, проверки соответствия принятой в организации учетной политики законодательству Республики Беларусь; установление соответствия совершенных субъектом финансовых и хозяйственных операций нормативным правовым актам Республики Беларусь; получение аудиторских доказательств, позволяющих аудитору выразить суждение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Для выполнения определенных целей в процессе осуществления го аудита решаются следующие задачи: — устанавливаются правильность составления баланса и других форм отчетности, достоверность пояснительной записки;

— определяется, все ли активы и пассивы отражены в отчетности; все ли документы использованы при ее составлении; насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики предприятия.

-— проверка соответствия системы организационных регламентов действующим нормативным актам и учредительным документам;

—проверка правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров;

- проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, соблюдения действующего порядка установления и применения цен и тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины, своевременности расчетов с бюджетом по налогам и сборам;

- разработка и представление обоснованных предложений по улучшению организации системы внутреннего контроля, бухгалтерского учета, расчетно-платежной дисциплины, изменению структуры производства и ассортимента выпускаемой продукции; консультирование работников аппарата управления, должностных лиц и специалистов предприятия по вопросам организации и управления производством, права, анализу хозяйственной деятельности и другим актуальным вопросам и проблемам;

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.