Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональная жизнь человека




Человек по-разному относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие - печалят, третьи - возмущают и т.д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др. - все это различные виды субъективного отношения человека к действительности, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека форме переживаний. Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.

Наиболее мощная эмоциональная реакция - аффект - сильное, бурное и относительно эмоциональное кратковременное переживание, полностью захватывающее психику человека.

Собственно эмоции - более длительные состояния. Они - реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер. отражая события в форме обобщенной субъективной оценки личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека.

Чувства - еще более. чем эмоции. устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь.

Самое эмоциональное длительное состояние, окрашивающее всё поведение человека - это настроение.

Эмоциональные состояния, возникающие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые астеническими. Ученые пришли к заключению, что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма, так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается поток крови к коже, кожа делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов. Радость молодит, т.к. создаются оптимальные условия питания всех тканей тела. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим действием на мышцы, движения в результате медленные и слабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, проявляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей, зубов и пр.

Если вы хотите подольше сохранять молодость, то не выходите из душевного равновесия по пустякам, чаще радуйтесь и стремитесь удержать хорошее настроение.

Функции эмоций разнообразны, выделяются следующие:

Коммуникативная функция - благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, настроение и состояния других людей.

Регулятивная функция - эмоции помогают познавать окружающий мир, людей, обозначая положительные и негативные моменты для нас.

Сигнальная функция - эмоции выступают как внутренний язык, система сигналов, посредством которых человек узнаёт о значимости происходящего.

Мотивационная функция - именно эмоции непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией их в результате деятельности.

Оценочная функция - наше эмоциональное состояние говорит нам об успешности или неуспешности наших действий.

Стимулирующая функция - положительные или отрицательные эмоции воздействуют на наши практические действия и на отношения к другим людям.

Защитная функция - эмоции выступают как сигнал полезного или вредного воздействия на организм, позволяя человеку очень быстро отреагировать на это воздействие.

Для создания эмоционального оптимального состояния нужны:

1) правильная оценка значимости события;

2) достаточная информированность (разноплановая) по данному вопросу, событию;

3) полезно заранее подготовить отступные запасные стратегии - это снижает излишнее возбуждение, уменьшает страх получить неблагоприятное решение, создает оптимальный фон для решения проблемы. В случае поражения можно произвести общую переоценку значимости ситуации по типу “не очень-то и хотелось”. Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к следующему штурму без значительных потерь здоровья. Не случайно, в глубокой древности, на Востоке, люди просили в своей молитве: “Господи, дай мне спокойно воспринять то, что я не в состоянии изменить, смелость изменить то, что я изменить в состоянии, и разум, чтобы отличить одно от другого”.

Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, успокаивать его бывает бесполезно, лучше помочь ему разрядить эмоцию, дать ему выговориться до конца.

Когда человек выговориться, его возбуждение снижается, и в этот момент появляется возможность разъяснить ему что-либо, успокоить, направлять его. Потребность разрядить эмоциональную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-то. Для того, чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку.

Для экстренного понижения уровня напряжения может быть использовано общее расслабление мускулатуры; мышечное расслабление несовместимо с ощущением беспокойства. Методы релаксации, аутогенной тренировки очень полезны, когда нужно быстро, за 5-10 минут, привести себя в спокойное хорошее состояние. Эмоциями можно управлять и путем регуляции внешнего их проявления: если хотите легче переносить боль, старайтесь ее не демонстрировать.

Важный способ снятия психического напряжения - это активизация чувства юмора. Смех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализовано. По своей функциональной значимости смех так могуществен, что О.Фрай называл его даже “стационарным бегом трусцой”.

В целом устойчивость (толерантность) человека к трудным ситуациям зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с подобными факторами.

 

Материалы для самоконтроля

1. В языковом обиходе прочно утвердилось сочетание "комплекс Наполеона", фиксирующее наличие особых характерологических качеств у мужчин маленького роста. Каково научно-психологическое обоснование этого явления?

2.Согласны ли Вы с утверждением, что биологический пол индиви­
да— предпосылка становления психического пола человека?

3.По типологии Шелдона человек эктоморфного типа бывает:

а) крупным, застенчивым, предпочитающим умственную работу;

б) сильным, мускулистым, динамичным, склонным к доминированию;

в) толстым, круглым, веселым и общительным;

г) маленьким, хрупким и чаще всего экстравертированным.

4. Существуют различные точки зрения на соотношение биологическо­го и социального в структуре личности.

Первая: личность формируется обществом; биологические же особен­ности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния.

Вторая: личность определяется биологическими, наследственными факторами; никакое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой.

Третья: личность есть феномен общественного развития человека; сложный процесс развития и формирования личности обусловлен един­ством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные — как движущая сила психического развития человека в формировании его лич­ности.

Какую из этих точек зрения следует считать правильной?

5. Из жизни и литературы известно, насколько неожиданными иной раз
становятся решения и поступки личности в необычных условиях. Люди,
которые были для нас образцом мужества и благородства, на поверку
оказываются трусами и эгоистами, и, напротив, утех, кого мы считали как
будто бы посредственностью, в определенных условиях проявляются
незаурядные качества, о которых мы не подозревали.

Чем можно объяснить подобное явление?

6. По мнению российских ученых, личность формируется и раскрывается в процессе активного взаимодействия человека с окружающей
средой, в процессе деятельности и общения. Вместе с тем, утверждается
также, что каждая личность представляет собой неповторимое сочетание
антропологических (наследственных), психических и социальных черт,
находящихся в неразрывной связи с конкретной ситуацией жизни данного
индивида.

Можно ли говорить в этом случае о типологии личностей, в которой человек рассматривается как представитель одной из этих групп?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.