Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и структура малой группы




И межгруппового взаимодействия

Тема 4. Психология малых групп

 

Обучающей целью материала данной темы является введение в способы взаимодействия людей, объединённых в малые группы.

Ключевые понятия темы. Виды ма­лых групп. Формальная и неформальная структура малой группы. Коммуникативная и ро­левая структура малой группы. Признаки лидерства. Функции лидера. Виды лидерства. Психологические качества лидера. Классификации стилей лидерства. Нормативное и информационное влияние. Внешний и внутренний конформизм.. Психологические механизмы развития малой группы. Организационный конфликт. Управ­ление групповыми конфликтами. Стратегии вмешательства.

 

Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непо­средственным взаимодействием. Ее нижние и верхние границы определяются каче­ственными признаками, основными из которых являются контактность и целост­ность. Контактность — это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями. Целостность определяется как социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая восприни­мать их как единое целое.

За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принима­ют три человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой груп­пы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие, в которых индивиды связа­ны более тесными контактами. В этой связи принято выде­лять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные, формально пред­ставляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.

Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в соци­альной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (лабора­торные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные, суще­ствующие независимо от воли исследователя.

Формальные группы — группы, членство и взаимоотношение в которых носят пре­имущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписа­ниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются, прежде всего, первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Органи­зационные и малые институциональные группы представляют собой элементы социаль­ной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и малых институциональных групп является совместная деятельность. Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежно­сти, понимании, симпатии и любви.

В субъективном, психологическом плане группы (и формальные, и неформальные) образуются в процессе реализации индивидами потребностей в общении, однако, в рамках неформальных групп общение и возникающие на его основе психологические взаимоотношения являются ведущей сферой активности, и в этом плане центральным феноменом психологии малых групп является психологическая общность.

Значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида называется референтностью малой группы. Основными функциями референтной группы являются срав­нительная и нормативная (предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям),

 

 

 

Рис. 4.1. Виды малых групп

 

По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функциони­рования (семья, трудовые и учебные группы).

В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхожде­нии в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые.

С практической точки зрения особый интерес представляют группы социально-психологического тренинга и психокоррекционные — временные группы, специ­ально создаваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимо­понимания и решения психологических проблем под руководством психолога-тре­нера.

Системный подход в исследовании психологии малых групп и коллективов предполагает анализ многообразия связей и отношений в малых группах, которые дол­жны рассматриваться одновременно и как субъекты совместной деятельности, и как субъекты общения и межличностных отно­шений. Структура малой группы — это совокуп­ность связей, складывающихся в ней меж­ду индивидами. Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совместная деятельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (функциональных, организационных, экономических, управленческих) и структуру связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (ком­муникативную структуру, структуру эмоциональных отношений, ролевую и нефор­мально-статусную структуру).

 

 

А. Централизованные

а) фронтальная б) радиальная в) иерархическая

 

Б. Децентрализованные

 

о-о-о-о-о

 

 

г) цепная д)круговая е)полная

 

Рис. 4.2. Типы коммуникативных структур малых групп

 

При исследовании формальных групп и организаций принято выделять формальную и неформальную структуру группы. Для изучения неформаль­ной структуры малой группы наиболее часто используют метод социометрии, предло­женный Д. Морено. Основными характеристиками неформальной структуры малой группы, выявляемыми с помощью социометрии, являются:

- социометрический статус членов группы, т. е. положение, которое они занимают в системе межличностных предпочтений и отклонений;

- характеристики взаимных предпочтений и отклонений;

- наличие микрогрупп, члены, которых связаны отношениями взаимных предпочтений, и характер отношений между ними;

- относительное число взаимных предпочтений (так называемая социометричес­кая сплоченность группы).

Коммуникативная структура малой группы — это совокупность связей между ин­дивидами. В этой структуре особое значение имеют:

· положение, которое индивиды занимают в системе коммуникаций (доступ к по­лучению и передаче информации, циркулирующей в группе, объем информации, важ­ной для осуществления жизнедеятельности группы);

· направленность и интенсивность коммуникаций в группе.

В группах с централизованными коммуникативными структурами коммуникации осуществляются через одного индивида, занимающего центральную позицию. Это спо­собствует повышению управляемости группы и более быстрому решению простых за­дач. В группах с децентрализованными коммуникативными структурами возможно­сти индивидов участвовать в коммуникациях распределены более равномерно. Такие группы успешнее решают сложные и творческие задачи, в них выше удовлетворен­ность индивидов членством в группе. группы успешнее решают сложные и творческие задачи, в них выше удовлетворен­ность индивидов членством в группе.

Ролевая структура малой группы — это совокупность отношений между индивида­ми, В этой структуре особое значение имеет распределение групповых ролей, т. е, ти­пичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участника­ми группового процесса, Так, при анализе группового решения задач выделяются роли «генератора идей», «критика», «мотиватора» и т. д, При анализе деятельности пеихокоррекционных групп выделяются роли «объединителя», «козла отпущения*, «сек­танта» и т, д, В наиболее общем виде при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказанием поддер­жки другим членам группы. Анализ ролевой структуры малой группы по­зволяет определить, какие именно ролевые функции и в какой степени реализуются участниками группового взаимодействия.

Структура социальной власти и влияния в малой группе — это совокупность связей между индивидами, характеризуемая направленностью и интенсивностью их взаим­ного влияния. В зависимости от способа осуществления влияния выделяют различ­ные типы социальной власти: вознаграждения, принуждения, легитимной, экспертной и референтной. Основными характеристиками структуры со­циальной власти и влияния являются системы связей, лежащих в основе руковод­ства группой как официально закрепленного социального влияния (если речь идет о формально организованной группе) и как неофициального (неформального) влия­ния, в основе которого лежит феномен лидерства.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.