Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории происхождения государства. Формирование государства у разных народов шло различными пу­тя­ми




[11; 14; 15; 19; 25; 27; 30, с. 40-44; 34, с. 48-56; 36; 41; 42, с. 22-30]

Формирование государства у разных народов шло различными пу­тя­ми. Это обусловило различные точки зрения в объяснении причин воз­никновения государства. Одна из древнейших теорий происхожде­ния государства – теологическая теория: происхождение и су­щест­во­ва­ние государства – результат проявления божьейволи; государ­ство воп­лощает божественное провидение, потому госу­дар­ственная власть веч­на, незыблема, а подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые за­коны соответствуют божественной справед­ли­вости. Четко выражена эта теория в литературных и историко-правовых памятниках Древнего Егип­та, Вавилона, Индии, Китая, а также в сред­невековье в трудах Ф. Ак­­вин­ского, в современных условиях её развили идеологи исламской и ка­то­ли­ческой религии.

Патриархальная теория трактует происхождение государства как ре­зультат исторического разрастания патриархальной семьи. К наи­бо­лее известным представителям патриархальной теории происхо­ждения го­­сударства можно отнести Аристотеля, Филмера, Михай­ловского и др., обосновывавших факт, что люди – существа коллективные, стре­мя­щие­ся к взаимному общению, приводящему к воз­ник­новению семьи. В пос­­ледующем развитие и разрастание семьи в результате объединения лю­дей и увеличения числа семей приводит в конечном счёте к об­ра­зо­ва­нию государства. Отсюда неограниченная власть государя – про­дол­же­ние власти отца (патриарха) в семье. Поскольку признаётся из­на­чаль­­но божест­венное происхождение власти «патриарха», подданным пред­ложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление та­кой влас­ти недопустимо. Вместе с тем представители данной доктрины уп­ро­ща­ют процесс происхождения государства, по сути экс­тра­по­ли­ру­ют по­ня­тие «се­мья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «чле­­ны семьи» необоснованно отождествляют с категориями «го­сударь», «под­­данные». К тому же по свидетель­ству историков семья (как со­ци­альный институт) возникала практи­чески параллельно с воз­ник­новением государства в процессе разло­жения первобытно-об­щин­но­го строя.

Договорная теория происхождения государства распространяется в наиболее логически завершенном виде в XVII-XVIII вв. в трудах Гро­ция, Руссо, Радищева и др. По мнению предста­вителей данной докт­ри­ны государство возникает как продукт созна­тельного творчества, как ре­зультат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», пер­вобытном состоя­нии. Государство – это ра­цио­наль­ное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу ко­­то­рого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, на­ка­­зывать преступников и т.п., но обязано защищать свою территорию, пра­ва граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать за­­коны, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на за­щи­ту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правите­лями влас­­тью расторгнуть договор с ними даже путем свержения. Эта кон­цеп­ция имеет и глубокое демокра­тическое содержание, обосновывая ес­тественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания. С другой стороны, очевидна недооценка в про­ис­хож­­дении государственности объективных прежде всего социально-эко­­номических, военно-полити­ческих факторов и преувеличение в этом процессе факторов субъек­тивных.

Теория насилия объясняет возникновение государства завоева­нием од­них племен другими, т.е. военно-политическим фактором, ос­но­ван­ном на порабощении одних племен другими. В этой связи для уп­рав­ле­ния завоеванными народами и территориями нужен аппарат при­нуж­де­ния, которым и стало государство. Следовательно, государ­ство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила. Ис­то­­­рический опыт подтверждает, что элементы насилия сопро­вождали про­­цесс возникновения многих государств (например, древне­гер­манс­ко­­го, древневенгерского). Теория насилия наиболее логи­чески за­вер­ше­­на в XIX в. в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др.

Органическая теория происхождения государства ши­роко рас­прост­­раняется во второй половине XIX в. в трудах Спенсера, Вормса, Прейса и др. По их мнению государство – это организм, постоянные от­но­­­шения между частями которого аналогичны постоянным от­но­ше­ни­ям между частями живого существа, т.е. государство – продукт со­ци­а­ль­­­ной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эво­­люции биологической. Как среди биологических организмов в ре­зуль­тате естественного отбора выживают наиболее приспособ­ленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн скла­ды­ваю­т­ся конкретные государства, формируются правительства, совер­шенст­ву­­ется структура управления. Таким образом, государство практически урав­­нивается с биологическим организмом.

В середине ХIХ в. возникла марксистская теория происхож­дения го­сударства. Ее основные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология», «Манифест Коммунисти­ческой пар­тии», в книге Энгельса «Происхождение семьи, частной соб­ст­вен­нос­­ти и государства», где объясняется возникновение государ­ст­вен­нос­ти прежде всего социально-экономическими причинами.

Первостепенное значение для развития экономики, а следова­тельно, и для появления государственности имели три крупных разделения тру­да (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом), дав толчок росту его про­из­во­ди­­тельности, возник избыточный продукт, который в конечном счёте и при­вёл к возник­но­вению частной собственности, в результате чего об­щест­во раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых. Важнейшее последствие появления частной соб­ст­вен­­­ности – выделение публичной власти, не совпадающей с общест­вен­ной и не выражающей интересы всех его членов.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сох­­ранения и поддержки гос­подства одного класса над другим, а также для обеспечения сущест­вования и функционирования общества как це­лост­­ного орга­низма.

Психологическая теория. Представители: Петражицкий, Тард, Фрейд и др. Они связывают появление государственности с особыми свой­­ствами человеческой психики: потребностью людей во власти над дру­­гими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Государство необходимо как для удовлетворения потребностей боль­шей части в подчинении, послушании, повиновении определённым ли­цам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений не­ко­то­рых индивидов. Отсюда природа государства – психологическая, ко­ре­ня­­щаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мне­­нию представителей данной теории, продукт разрешения психо­ло­ги­­ческих противоречий между инициативными личностями, способ­ны­ми к принятию ответственных решений, и пассивной массой, спо­соб­ной лишь подражать и ис­полнять данные решения.

Ирригационную теорию связывают с именем немецкого уче­ного К.Вит­­т­­­­­фогеля. В работе «Восточный деспотизм» онобъясняет воз­ник­но­ве­ние государства необходимостью строительства гигантских ирри­га­ци­он­ных сооружений в аграрных районах. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали, как поддер­жи­вать работу этих со­ору­же­­ний, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ре­монт и др. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, про­ис­­ходившие в восточных регионах, но в действительности процессы об­­разования государства и ведения ирригационных работ шли па­рал­лельно, хотя образование государства было первичным, поскольку имен­но государство могло вести такие трудоемкие и гигантские ра­бо­ты, как строительство оросительных систем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.