КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Применение права
[11; 14; 15; 19; 28; 29, с. 286-301; 30, с. 174-177; 42, с. 193-199, 201-203; 38, с. 208-210; 41] Большинство правовых норм рассчитано на непосредственную реализацию в различных формах и в правомерном поведении субъектов права. Но имеются правовые нормы иного рода. Предусмотренные ими права и обязанности по характеру не могут возникнуть у конкретных лиц только благодаря их собственному желанию и воле, только благодаря их собственным действиям. Для возникновения таких прав и обязанностей в каждом отдельном случае требуется издание уполномоченным органом государства властного индивидуального акта, предписания индивидуального характера, касающегося конкретного лица (приговор, решение суда, акт регистрации брака). Такая деятельность органов государства называется «применение права». Применение права либо предшествует возникновению правоотношений, либо обеспечивает их реализацию. Таким образом, потребность в применении норм права для реализации содержащихся в них предписаний возникает в следующих случаях: · когда предусмотренные нормой субъективные права и обязанности по характеру таковы, что не могут возникнуть у конкретных лиц из их односторонних действий, а требуют для своего возникновения соответствующего индивидуального властного акта органа государства; · когда налицо факт правонарушения и необходимо устранить его последствия или применить санкцию. Применяя норму права, уполномоченные на это органы государства включаются в механизм правового регулирования, как бы добавляют властную энергию, обеспечивают реализацию правовых норм до конца, до наступления необходимого результата.
Применяя право, орган государства выполняет функции организации выполнения предписаний правовых норм, позитивного регулирования с помощью индивидуальных актов и охраны права от нарушений.В целом правоприменительная деятельность направлена на решение конкретного вопроса на основе юридического предписания, имеющего общий характер. К признакам применения права относятся: · применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты; · носит властный характер; · имеет ряд стадий; · осуществляется в процессуальной форме; · связано с применением соответствующего индивидуального, властного акта; · направлено на установление конкретных правовых последствий – субъективных прав и обязанностей, мер наказания и поощрения и т.п. Правоприменение – сложная последовательная деятельность, осуществляемая в рамках нескольких этапов, стадий. Выделяют три основные стадии правоприменительного процесса: установление фактической основы дела; установление юридической основы дела; решение дела. Вся деятельность органа государства, предшествующая вынесению решения, представляет собой единый по осуществлению процесс, где выделить отдельные стадии можно лишь логически, а не в смысле последовательности во времени действий органа, применяющего право. В этой связи целесообразно выделить следующие стадии процесса применения права, каждая из которых имеет самостоятельное значение во время рассмотрения дела: 1) изучение фактических обстоятельств дела; 2) выбор соответствующей нормы права; 3) проверка подлинности текста нормы, анализ ее с точки зрения законности, действия во времени, в пространстве, по кругу лиц; 4) анализ содержания нормы (толкование); 5) вынесение решения компетентным органом; 6) доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций.
Акт применения права – это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела. Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими чертами: исходит от компетентных органов; носит государственно-властный характер; носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями; имеет определенную установленную законом форму. Вместе с тем следует различать акт применения как действие и как акт-документ. Последний должен иметь определенную структуру и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Деятельность уполномоченных органов государства по применению права завершается и оформляется соответствующим актом (документом), который фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение. Это – акт применения права. В таком акте получают официальное закрепление юридические права и обязанности конкретных субъектов, в отношении которых применено право. Данный акт имеет доказательственное значение, служит юридическим основанием конкретных прав и обязанностей персонально определенных лиц. Одна из особенностей правоприменительных актов – обладание юридической силой. Юридическая сила правоприменительных актов характеризуется их подзаконностью по отношению к нормативным правовым актам. Применение права должно основываться на предписаниях нормативного правового акта, не противоречить им, не искажать содержания правового предписания. Юридическая сила актов применения права основывается и на властной компетенции правоприменяющих органов, поэтому правоприменительные акты обладают более высокой юридической силой, чем индивидуальные акты реализации права. Отсюда их особая роль в правовом регулировании. Юридическая сила придает правоприменительным актам способность властно порождать определенные правовые последствия, вызывать возникновение, изменение или прекращение правоотношений. В связи с этим особое значение приобретает обеспечение ихзаконности и обоснованности. Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям:
1) по форме – на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.; 2) по субъектам, их издающим, – на акты государственных и негосударственных органов; 3) по функциям права – на регулятивные и охранительные; 4) по юридической природе – на основные и вспомогательные; 5) по предмету правового регулирования – на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.п.; 6) по характеру – на материальные и процессуальные. К общим чертам нормативных актов и актов применения права относятся: принятие и обеспечение компетентными органами; выступают властными по своему характеру документами. В отличие от нормативного акта правоприменительный акт: · применяется именно на основе нормативного; · конкретизирует норму права, содержащуюся в нормативном акте, применительно к индивидуальным ситуациям, отношениям; · носит персонифицированный (индивидуально-определенный) характер; · не является источником (формой) права и рассчитан только на однократное применение; · выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений. Пробел в праве – это отсутствие нормы права, регулирующей отдельное общественное отношений, хотя это отношение входит в круг урегулированным правом отношений, т.е. должно быть урегулировано, но почему-то не урегулировано. Такой пробел называется действительным. Его следует отличать от мнимого или кажущегося пробела. Кажущиеся пробелы вытекают из представлений, когда полагают, что общественное отношение должно быть урегулировано правовой нормой, хотя на самом деле оно вообще находится вне той сферы, которая правом регулируется (любовь, дружба и т.п.). Обычно такие представления характерны для людей, несведущих в праве.
Действительный пробел в праве может возникнуть с начала правового регулирования или вследствие развития новых отношений, которые не могли быть предусмотрены законодателем. Пробелы в праве объективно возможны, а в некоторых случаях неизбежны. Вместе с тем действует правило, что если существует пробел, то нельзя на этом основании отказать в официальной правовой оценке поведении лиц, оказавшихся в ситуации, которая находится в сфере правового регулирования. В этом случае для преодоления пробела используется два приема: аналогия закона и аналогия права. Аналогия закона – это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Аналогия права – это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права, которые, как правило, устанавливаются в Конституции. Поэтому правоприменитель, базируясь во многом на собственное правосознание и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи. В уголовном и административном праве аналогия исключается. Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством. К видам коллизий относятся: § между Конституцией и всеми иными актами (разрешается в пользу Конституции); § между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов, как актов большей юридической силы); § между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации; § между актами одного и того же органа, но изданные в разное время; § между актами, принятыми разными органами; § между общим и специальным актом.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |