Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Применение права




[11; 14; 15; 19; 28; 29, с. 286-301; 30, с. 174-177; 42, с. 193-199, 201-203; 38, с. 208-210; 41]

Большинство правовых норм рассчитано на непосредственную реа­ли­зацию в различных формах и в правомерном поведении субъек­тов пра­ва. Но имеются правовые нормы иного рода. Предусмотренные ими пра­ва и обязанности по характеру не могут возникнуть у конкретных лиц только благодаря их собственному желанию и воле, только бла­го­да­­ря их собственным действиям. Для возникновения таких прав и обя­зан­­ностей в каждом отдельном случае требуется издание упол­но­мо­чен­ным органом государства властного индивидуального акта, пред­пи­са­ния индивидуального характера, касающегося конкрет­ного лица (при­го­вор, решение суда, акт регистрации брака). Такая деятельность ор­га­нов государства называется «применение права».

Применение права либо предшествует возникновению право­от­но­ше­ний, либо обеспечивает их реализацию. Таким образом, потреб­ность в применении норм права для реализации содержащихся в них пред­пи­са­­ний возникает в следующих случаях:

· когда предусмотренные нормой субъективные права и обязанности по характеру таковы, что не могут возникнуть у конкретных лиц из их односторонних действий, а требуют для своего возник­новения со­­ответствующего индивидуального властного акта органа го­су­дар­ст­ва;

· когда налицо факт правонарушения и необходимо устранить его пос­ледствия или применить санкцию.

Применяя норму права, уполномоченные на это органы госу­дар­ства вклю­чаются в механизм правового регулирования, как бы добавляют власт­ную энергию, обеспечивают реализацию правовых норм до конца, до наступления необходимого результата.

Применяя право, орган государства выполняет функции органи­за­ции выполнения предписаний правовых норм, позитивного регу­ли­ро­ва­ния с помощью индивидуальных актов и охраны права от нарушений.В целом правоприменительная деятельность направлена на решение конк­ретного вопроса на основе юридического предписания, имеющего об­щий характер. К признакам применения права относятся:

· применяют право только уполномоченные на то компетентные субъек­ты;

· носит властный характер;

· имеет ряд стадий;

· осуществляется в процессуальной форме;

· связано с применением соответствующего индивидуального, власт­ного акта;

· направлено на установление конкретных правовых последствий – субъективных прав и обязанностей, мер наказания и поощрения и т.п.

Правоприменение – сложная последовательная деятельность, осу­ществ­ляемая в рамках нескольких этапов, стадий. Выделяют три ос­нов­ные стадии правоприменительного процесса: установление фак­ти­чес­кой основы дела; установление юридической основы дела; решение де­ла.

Вся деятельность органа государства, предшествующая вынесе­нию ре­шения, представляет собой единый по осуществлению процесс, где вы­делить отдельные стадии можно лишь логически, а не в смысле пос­ле­довательности во времени действий органа, приме­няющего право. В этой связи целесообразно выделить следующие стадии процесса при­ме­не­ния права, каждая из которых имеет самостоятельное значение во вре­мя рассмотрения дела:

1) изучение фактических обстоятельств дела;

2) выбор соответствующей нормы права;

3) проверка подлинности текста нормы, анализ ее с точки зрения за­кон­ности, действия во времени, в пространстве, по кругу лиц;

4) анализ содержания нормы (толкование);

5) вынесение решения компетентным органом;

6) доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций.

Акт применения права – это такой правовой акт, который содер­жит ин­дивидуальное властное предписание, вынесенное компе­тент­ным ор­га­ном в результате решения конкретного юридического дела. Пра­во­при­менительный акт выступает итогом правоприменитель­ной дея­тель­нос­ти и обладает следующими чертами: исходит от компетентных ор­га­нов; носит государственно-властный характер; носит ин­ди­ви­ду­аль­ный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку ад­ресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной си­туа­ции обладает субъективными правами и юриди­ческими обязанностями; име­ет определенную установленную законом форму. Вместе с тем сле­ду­ет различать акт применения как действие и как акт-документ. Пос­лед­ний должен иметь определенную структуру и состоять из вводной, опи­­сательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Деятельность уполномоченных органов государства по приме­нению пра­­ва завершается и оформляется соответствующим актом (до­ку­мен­том), который фиксирует принятое решение, придает ему официальное зна­­чение. Это – акт применения права. В таком акте полу­чают офи­циаль­­­ное закрепление юридические права и обязанности конкретных су­­бъектов, в отношении которых применено право. Дан­ный акт имеет до­казательственное значение, служит юридическим основанием конк­рет­­ных прав и обязанностей персонально определенных лиц.

Одна из особенностей правоприменительных актов – обладание юри­­ди­­­ческой силой. Юридическая сила правопри­менительных актов ха­рак­те­­ризуется их подзаконностью по отношению к нормативным пра­во­вым актам. Применение права должно основываться на предпи­са­ниях нор­­мативного правового акта, не противоречить им, не искажать со­дер­жа­­ния правового предписания. Юридическая сила актов примене­ния пра­ва основывается и на власт­ной компетенции правоприменяю­щих ор­ганов, поэтому правоприме­нительные акты обладают более высокой юри­дической силой, чем индивидуальные акты реализации права. От­сю­да их особая роль в правовом регулировании. Юридическая сила при­дает правопримени­тельным актам способность властно порож­дать оп­ределенные правовые последствия, вызывать возникновение, из­ме­не­ние или прек­раще­ние правоотношений. В связи с этим особое значение при­обретает обеспечение ихзаконности и обоснованности. Клас­си­фи­ци­­руют правоприменительные акты по следующим основа­ниям:

1) по форме – на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.;

2) по субъектам, их издающим, – на акты государственных и него­су­дар­ственных органов;

3) по функциям права – на регулятивные и охранительные;

4) по юридической природе – на основные и вспомогательные;

5) по предмету правового регулирования – на акты уголовно-пра­во­вые, гражданско-правовые и т.п.;

6) по характеру – на материальные и процессуальные.

К общим чертам нормативных актов и актов приме­нения права от­но­­сятся: принятие и обеспечение компе­тентными органами; выступают власт­ными по своему характеру доку­ментами. В отличие от нор­ма­тив­но­го акта правоприменительный акт:

· применяется именно на основе нормативного;

· конкретизирует норму права, содержащуюся в нормативном акте, при­менительно к индивидуальным ситуациям, отношениям;

· носит персонифицированный (индивидуально-определенный) ха­рак­­тер;

· не является источником (формой) права и рассчитан только на од­но­крат­ное применение;

· выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и прек­ращения соответствующих правоотношений.

Пробел в праве – это отсутствие нормы права, регулирующей от­дель­ное общественное отношений, хотя это отношение входит в круг уре­­гулированным правом отношений, т.е. должно быть урегулировано, но почему-то не урегулировано. Такой пробел называется дейст­ви­тель­ным. Его следует отличать от мнимого или кажущегося пробела. Ка­жу­щие­ся пробелы вытекают из представлений, когда полагают, что об­щест­венное отношение должно быть урегули­ровано правовой нормой, хо­тя на самом деле оно вообще находится вне той сферы, которая пра­вом регулируется (любовь, дружба и т.п.). Обычно такие представления ха­­рактерны для людей, несведущих в праве.

Действительный пробел в праве может возникнуть с начала пра­во­во­­го регулирования или вследствие развития новых отношений, ко­то­рые не могли быть предусмотрены законодателем. Пробелы в праве объек­тивно возможны, а в некоторых случаях неизбежны. Вместе с тем дейст­вует правило, что если существует пробел, то нельзя на этом ос­но­­вании отказать в официальной правовой оценке поведении лиц, ока­зав­­шихся в ситуации, которая находится в сфере правового ре­гу­ли­ро­ва­ния. В этом случае для преодоления пробела используется два приема: ана­­логия закона и аналогия права.

Аналогия закона – это решение конкретного юридического дела на ос­но­ве правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные слу­чаи.

Аналогия права – это решение конкретного юридического дела на ос­нове общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления про­белов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрас­ли, ни в смежной. При таком применении важное значе­ние имеют прин­ци­пы права, которые, как правило, устанавливаются в Конституции. Поэ­то­му правоприменитель, базируясь во многом на собственное пра­во­соз­на­ние и мо­тивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конс­­титуци­онные статьи. В уголовном и административном праве ана­ло­гия исключается.

Юридические коллизии – это противоречия между правовыми ак­та­ми, регулирующими одни и те же общественные отношения. Они вно­сят в правовую систему несогласованность, дефект­ность, соз­­дают не­у­доб­ства в правоприменительной практике, затруд­няют поль­зование за­ко­­нодательством. К видам коллизий относятся:

§ между Конституцией и всеми иными актами (разрешается в пользу Конс­титуции);

§ между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу за­ко­нов, как актов большей юридической силы);

§ между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации;

§ между актами одного и того же органа, но изданные в разное время;

§ между актами, принятыми разными органами;

§ между общим и специальным актом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.